Диагностика и оценка учебных достижений школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание  15.

На уроке ученица бойко начала читать стихотворение наизусть, вдруг замолчала. Начала снова, опять запнулась и расплакалась.

 - Я учила,- еле выговорила она.

 - Ничего, не волнуйся. Вспомни, а пока ответит Вася.

 Девочка, слушая товарища, успокоилась. Голос ее зазвучал уверенно, выразительно. Отметка - пять.

 После урока, на котором присутствовали студенты, разгорелся спор, не слишком ли щедро оценен ответ.

 - Нет, отметку я снижать не могу,- сказала учительница.- Девочка старательная, но очень волнуется у доски. Если не прощать ей волнения, пропадет уверенность и вовсе будет плохо. Вот Алеше я такого не прощаю. Если он ошибается, значит, не учил. С ним без строгости нельзя, ленится. В первые годы работы я старалась одинаково относиться к каждому поступку, не вдаваясь в мотивы. Мне казалось, разное отношение будет обижать школьников, мешать их дружбе, а потом поняла, что просто прячусь за эти слова, боясь глубже заглянуть в детскую душу. Со временем убедилась, что не только я, но и ученики могут понять, почему педагог, казалось бы, одинаковым явлениям дает разную оценку.

1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения контроля за результатами обучения

2. Выявите противоречие, возникшее на этапе оценивания учебной деятельности. Предложите свой вариант решения данного противоречия.

3. Какие приемы использует учитель для реализации индивидуального подхода к оцениванию учащихся?

4. Как формируется мотивация к учебной деятельности у девочки и у мальчика. Какие мотивы являются доминирующими?

5. Разработайте 5 -7 рекомендаций учителю по оцениванию учебной деятельности младших школьников

Задание 16.

 Учитель вызывает к доске ученика. Тот бойко и гладко рассказывает материал прошедшего урока. Педагог слушает и думает: "Мальчик способный, материал схватывает что называется "на лету", но готовиться глубоко не любит. Просмотрел учебник, вероятнее всего, на перемене. Однако ответ правилен, логичен. Оценка "пять". К столу идет другой ученик. Его ответ сбивчив, нет четкости в формулировках, речь не вполне уверенная, хотя видно, что с материалом знакомился добросовестно. Слабый ответ, констатирует учитель. Больше тройки поставить нельзя.

1. Проанализируйте приведенные ситуации с точки зрения соотношения оценки и отметки и их значимости в формировании учебной деятельности младшего школьника.

2. Дайте определение понятиям «оценка», «отметка», «контроль», «функции контроля»

3. Насколько объективно была выставлена отметка учителем. Подтвердите Ваше мнение 3-5 аргументами

4. Сформулируйте правила, которыми должен руководствоваться учитель при выставлении отметки

Задание 17.

Четвероклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце учительницы. От его друзей она узнала, что мальчик очень самолюбив.

 - И тогда я рискнула,- говорит учительница.- После очередного вызова к доске поставила в дневнике тройку, сказав, что сегодня он намного лучше знает стихотворение и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте.

 - Вот тогда я впервые отступила от своего обычая: не объяснила ребятам, почему я так поступила,- продолжает учительница.

 - Назавтра вызвала Мишу снова к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В дневнике и журнале появилась пятерка. Это была победа. Вскоре он стал успевать по литературе.

1. Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения реализации воспитательной функции оценки.

2. Дайте определение понятиям «оценка», «отметка», «мотив», «мотивация», «воспитательная функция оценки»

3. На каких принципах основывается контроль и проверка знаний? Подтвердите Ваше мнение примерами из предложенной ситуации

4. В чем причина успеха в приведенной ситуации? Ответ обоснуйте, опираясь на теоретические знания о влиянии эмоций на процесс обучения

5. Какую функцию в данной ситуации выполнила первая оценка, выставленная педагогом?

6. Какие действия учителя способствовали формированию адекватной самооценки ученика?

7. Разработайте методические рекомендации учителю по формированию положительной мотивации средствами оценки

Задание 18.

Учительница математики к каждой теме готовила систему заданий на карточках для самостоятельных работ учащихся. Как правило, они были трех категорий: повышенной, средней и заниженной трудности. Она раздавала задания ученикам с учетом их умственных возможностей. Иногда отдельные ученики жаловались: «Вы некоторым ребятам даете легкие задания, а нам все тяжелые…»

 Для проведения контрольных работ для всех учеников предлагались задания одного уровня трудности.

1. Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения учения Л.С.Выготского о зоне ближайшего и зоне актуального развития ребенка.

2.  Согласны ли вы с тем, что для контрольной работы необходимо всем ученикам предлагать задания одного уровня трудности? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения

3.  Как подобная организация деятельности учащихся на уроке способствовала их развитию?

4.  Разработайте рекомендации учителю по составлению заданий для контрольной работы с учетом зоны ближайшего развития

Дата: 2018-12-21, просмотров: 627.