КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СБОРНИК

КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Учебное пособие

Боровичи

2016

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по педагогике (учебное пособие): Боровичский педагогический колледж - Боровичи, 2016 – 39 с.

 

 

Автор – разработчик: Яковлева С.А, преподаватель педагогики и психологии ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» высшей квалификационной категории

 

 

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по педагогике представляет собой учебное пособие, в котором представлены задания различного уровня сложности, предназначенные для проверки знаний, подготовки к занятиям, активизации процесса обучения на практических занятиях, для самостоятельного изучения дисциплины педагогика и формирования у студентов профессиональных компетенций. На основе разработанных компетентностно-ориентированных заданий можно осуществлять подготовку к промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов. Пособие рекомендовано преподавателям и студентам педагогических колледжей, слушателям курсов повышения квалификации специалистов системы образования, учителям общеобразовательных школ.

 

 



Содержание

Предисловие………………………………………………………….. 4
Целостный педагогический процесс как объект изучения в педагогике……………………………………………………………..   6
Ребенок как субъект целостного педагогического процесса……… 7
Методы педагогического исследования……………………………. 8
Сущность процесса обучения……………………………………….. 9
Содержание образования……………………………………….…… 10
Закономерности и принципы целостного педагогического процесса……………………………………………………………….   10
Методы, приемы и средства обучения…………………………....... 13
Организационные формы обучения………………………………… 16
Диагностика и оценка учебных достижений школьников………... 19
Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников… 23
Тестовые задания по педагогике……………………………………. 24
Глоссарий……………………………………………………………... 34
Список литературы…………………………………………………... 37

 



Предисловие

Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. Фундамент формирования педагога – профессионала должен быть заложен в годы обучения в педагогическом учебном заведении, в первую очередь в процессе изучения педагогических дисциплин. Как преподавать педагогику и как ее изучать? Эти вопросы всегда волнуют педагогов и студентов.

По мере развития педагогики вопросы ее преподавания и изучения приобретают все большее значение. Изучать педагогическую теорию невозможно без учета новейших достижений в области ее преподавания. Поэтому педагогика должна быть не только теоретической наукой, но и прикладной. Чтобы «идти со студентами к предмету», этот предмет должен быть представлен для них в притягательной и личностно – значимой форме. «Воспитатель, - по меткому замечанию К.Д. Ушинского, - стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества». Придавая высокое значение изучению теории в подготовке к педагогической деятельности, педагогика не упускает из вида формирование опытности учителя, достигаемой при помощи разнообразных практических заданий, упражнений. К. Д. Ушинский утверждал, что, кроме изучения теории, учитель должен приобрести умение приложить знания к делу.

 В последнее время в учебном процессе все более часто применяются практико-ориентипрованные задания, которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать студентов к учению.

В пособии представлены разнообразные виды заданий, носящие практико-ориентированную направленность для изучения вопросов процесса обучения и воспитания. Выполнение этих заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений - явления педагогические и приведет к формированию важнейших способностей педагога – педагогического видения, педагогического творчества, педагогической интуиции.

Основной критерий отбора заданий – направленность на продуктивную деятельность студентов, когда обучение рассматривается как творческий процесс создания каждым студентом образовательной продукции в изучаемом предмете. Пособие сопровождается кратким терминологическим словарем по педагогике.

Представленные практико-ориентированные задания могут быть использованы как для занятий в аудитории, так и для самостоятельного овладения знаниями, умениями. Пособие рекомендовано преподавателям и студентам педагогических колледжей, слушателям курсов повышения квалификации специалистов системы образования, учителям общеобразовательных школ.


 

 


Задание 1.

Урок математики в 4 классе учитель начал так:

- Постарайтесь вспомнить, какие известные вам геометрические фигуры и тела представляют предметы, которые вы видели дома. Назовите предметы и определите, какую геометрическую фигуру они вам напоминают.

Вопрос вызвал большое оживление в классе. Учащиеся говорили, что крышка стола, окно, стена дома напоминают прямоугольник, сиденье табуретки – квадрат, обеденный стол – круг, шкаф – параллелепипед и т.д.

- Найдите геометрические тела и фигуры в классе, - говорит учитель.

Опять много примеров. Далее учитель предлагает ребятам вырезать из бумаги прямоугольник, квадрат и вычислить их площадь.

- Посмотрите, что у меня в руках, - вновь привлекает внимание учащихся учитель, показывая им параллелепипеды, кубы и шары различных размеров.

Учащиеся правильно называют геометрические тела. Затем выясняют, что границей геометрического тела является поверхность, а границей поверхности линия. В результате сравнения дети поняли, что геометрическое тело имеет три измерения, поверхность – два, линия – одно, а точка измерений не имеет.

Домашнее задание: понаблюдать. запомнить и назвать 10 различных геометрических тел и фигур, которые учащиеся увидят по дороге домой. Оно вызвало большой интерес уже на уроке. и подготовка его началась сразу же по выходе из школы

1. Проанализируйте предложенную ситуацию. При ответе старайтесь использовать четкую терминологию, иллюстрировать излагаемые Вами теоретические положения конкретными примерами из текста.

2. Докажите, что данное описание – описание педагогического процесса. При доказательстве опирайтесь на определение. Составьте схему, иллюстрирующую педагогический процесс

3. Какие характеристики педагогического процесса вы можете выявить в данном описании? Аргументируйте свое мнение

4. Докажите, что при таком построении работы происходит реализация функций педагогического процесса

5. Какие компоненты педагогического процесса вы можете выделить из данного описания? Проиллюстрируйте их конкретными примерами.

6. Разработайте рекомендации учителю как подготовить современный урок

Задание 2.

В ходе устного индивидуального опроса на уроке естествознания в третьем классе учитель неоднократно прерывает ученика, задавая дополнительные вопросы, корректируя ответ. Ученик нетактично реагирует на действия учителя и отказывается отвечать. Учитель неудовлетворительно оценивает ответ ребенка.

Проанализируйте ситуацию по следующему плану:

1. Выявите проблемы, связанные с особенностями профессиональной деятельности учителя.

2. Какие педагогические способности проявились или не проявились в данной ситуации?

3. Сформулируйте проблемы, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.

4. Спроектируйте возможные варианты решения данной проблемы.

 

Задание 3.

Как-то ученица IV класса Люба Г. на вопрос учителя: почему она плохо учится? - заявила, что у нее плохая память. Учитель, услышав такую мотивировку, сделал целое "психологическое отступление" на уроке. Он рассказал, что эксперименты ученых-психологов доказали: у большинства людей, жалующихся на плохую память, она нормальная и даже хорошая. Учитель не ограничился этим. Он провел беседу о памяти с использованием экспериментальных методик, которые помогли учащимся разобраться в особенностях их памяти. Люба Г. была поражена тем, что у нее развито абстрактное мышление и память хорошая. После беседы девушка с уважением стала относиться к себе. В выполнении домашних заданий стала руководствоваться методическими советами учителя. Постепенно она научилась работать не только с учебником и конспектами, но и с дополнительной литературой. Позже она с благодарностью заявила: "Я почувствовала себя полноценным человеком. Мне интересно стало учиться".

1. Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения методов психолого-педагогического исследования

2. Дайте определение понятий «метод исследования», «классификация методов исследования».

3. Определите, какие методы исследования были использованы учителем. Конкретизируйте свой ответ примерами из предложенной ситуации

4. Докажите эффективность их применения

5. Предложите свой вариант рекомендаций, которые могла дать учительница Любе Г.

Сущность процесса обучения

Задание 4.

Анализ учебных пособий свидетельствует о том, что во многих из них даются различные трактовки сущности процесса обучения.

 Так, одни авторы считают, что "обучение означает совместную деятельность учителя и учащихся, когда первые передают знания, умения и навыки, в той или иной степени руководят процессом их усвоения (преподавание), вторые усваивают эти знания, умения и навыки (учение). Преподавание и учение - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны обучения" (Болдырев Н. И)

 Другие полагают, что обучение "представляет собой совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ научного мировоззрения и поведения учащихся" (П. Е. Есипов)

 Третьи утверждают, что обучение - это "активная познавательная деятельность, в которой учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, развивают свои познавательные силы и способности, формируют мировоззрение" (Костенков П. П.)

1. Проанализируйте определения с точки зрения сущности процесса обучения:

- двусторонний характер;

- совместная деятельность учителя и учащихся;

- руководство со стороны учителя;

- специальная, планомерная организация и управление;

- целостность и единство педагогического процесса;

- соответствие закономерностям возрастного развития;

управление развитием и воспитанием учащихся;

2. Раскройте двусторонний характер обучения через систему функциональных компонентов.

3. Опираясь на предложенные определения сформулируйте собственное, наиболее полно отражающее сущность процесса обучения. Аргументируйте Ваше мнение.

Содержание образования

Задание 5.

Проанализируйте страницу 66 – 67 учебника «Окружающий мир» (Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс. ч.1. – М.: Просвещение. 2009)

1. Сформулируйте тему урока и соотнесите ее с учебной программой

2. Определите круг знаний и умений, формируемых на данном уроке

3. Как при организации работы по данной странице на уроке будет происходить реализация функций учебника?

4. Проанализируйте соответствие изложенного материала страницы учебника требованиям к учебной книге.

 

Задание 7.

Анна Ивановна, особенно чуткая к теоретическим положениям педагогической науки, творчески претворяет их в работе. Готовясь к урокам, она тщательно продумывает их содержание и методы преподавания, заботится о том, чтобы для всех детей материал был посилен, интересен, познавателен. После объяснения нового материала она сразу же проверяет, все ли ребята поняли, кто в чем затрудняется, какая помощь требуется. И тут же оказывает ее.

Урок русского языка. Дети готовятся к сочинению на тему "Цветут сады". Пяти ученикам учительница предложила карточки: на двух - готовый план и начало рассказа, а на трех - план и опорные слова. Учащиеся работают с большим увлечением. Всем интересно и в меру трудно, но трудности оказались преодолимыми. К концу урока сочинение написано всеми.

Урок математики. Ребята учатся применять рациональные способы вычисления. Постоянно звучат вопросы:

 - Как легче вычислить? Почему? Какие свойства арифметических действий применили?

 Ученики умело анализируют задачу, устанавливают связи между ее элементами, обосновывают выбор действий.

 В классе не бывает даже двух похожих уроков, в каждый из них учительница вносит что-то новое, яркое, запоминающееся, чтобы у детей не пропадал интерес к учению.

1. Проанализируйте действия учителя на уроке.

2.  На какие дидактические принципы обучения опирается учительница?

3. В чем сущность каждого из них?

4. Какие умения необходимы учителю для осуществления педагогической деятельности?

Сделайте вывод о педагогических способностях учителя. Предложите собственный вариант профессиограммы учителя

Задание 8.

Внимательно просмотрите учебник для начальной школы (на Ваш выбор). Ответьте на следующие вопросы:

1. Как в данном учебнике автор реализует требования последовательности и систематичности? Выскажите и обоснуйте свою точку зрения, приведя 3-5 аргументов.

2.  К каким приемам прибегает автор, чтобы активизировать учебную деятельность? Приведите 3-4 примера.

3.   Как задания учебника способствуют формированию познавательных УУД. Приведите примеры.

Задание 9.

В практике обучения широко пользуются методом беседы. Вот примеры беседы учителя с младшими школьниками:

 - Дети, что мы изучали на прошлом уроке? Скажи, Вася.

 - Мы изучали про воду. Она бывает и водой, и туманом, и льдом.

 - Дети, кто дополнит Васю? Лена!

 - Он не сказал, что вода бывает паром. И снегом.

 - Правильно, Лена, садись. Только снег - это тоже лед. Расскажите теперь все связным текстом. Кто расскажет?

 Но вот другая беседа по той же теме:

 - Дети, вспомните основные состояния воды. Скажите, без каких из них люди не могут жить, а без каких могут. (Дети уже знают о жарких странах, где живут без снега и льда.)

 - Может ли лед превращаться в пар, не тая и не превращаясь в воду? (Дети видели, как зимой сушат выстиранное белье, как оно вначале "стоит коробом", а потом полощется на ветру, словно летом.)

 - Какого цвета пар? Какого цвета туман? (Здесь возможны подвохи: пар бесцветен и прозрачен, а туман может оказаться семицветным - в виде радуги.)

 - А теперь поднимите руку, у кого в парте есть пар? - провокационный вопрос. Никто не сознается, что в парте пар. Но тут-то и случай объяснить: там, где находятся люди, немного пара всегда имеется в воздухе. А значит, и в парте пар, и над партой, и под партой.

1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения эффективности выбора методов обучения

2. Докажите целесообразность использования метода беседы в младшем школьном возрасте. Приведите 3-4 аргумента

3. Сравните два типа бесед, приведенных выше, выделив критерии для сравнения.

4. Какая из них результативнее? Почему? Приведите 3-4 аргумента.

5. Какие требования предъявляются к каждой беседе? От чего зависит результативность беседы как метода на уроке?

6. Сделайте вывод о целесообразности использования беседы на уроке?

Задание 10.

Урок русского языка в 3-м классе. Учительница предлагает ребятам вспомнить правило о правописании безударных гласных в корне слова. Учащиеся отвечают четко, примеры каждый раз новые, не из учебника: «ок но — окна», «кленовый — клен»... Затем работают со словами, где безударные гласные нельзя поставить под

ударение.

— Составим «Словарь огородника»,— говорит учи­тельница.— Три' минуты.

— Капуста, картофель, огурец, помидор, арбуз, мор­ковь, горох,  фасоль, бобы,— читает свой словарь Лена.

Ребята поднимают руки:

—   Лена оговорилась: слово «бобы» можно прове­рить — «боб»!

На парте у каждого ученика лежат карточки с глас­ными. Их рисовали сами ребята. Учительница показыва­ет классу слово «С.нтябрь». Взлетают руки с буквой «е». Темп убыстряется: «...ктябрь» — «о»; «ос.нь» — «е».

—   Быстрее, быстрее,— торопит учительница и под­нимает вверх все новые и новые слова.

Наконец, она кладет на стол последнюю карточку и отодвигает занавес у доски. На доске таблички с буквами-ребусами. Ребята с удовольствием выполняют новое за­дание. —  А теперь пишем сочинение-малютку на тему «Осень». Обязательно используйте слова: «сентябрь», «октябрь», «ноябрь», «деревья», «дожди». Помните: сочинение-малютка, ничего лишнего. Должно быть коротко и хорошо.

Пока ребята пишут в тетрадях, учительница пишет на доске: «Вянет, травка, и, ж...лтеет, лугах, на, з...ленеет, на, оз...мь, только, п...лях, солнце, туча, кроет, не бл...стит, небо, вет...р, поле, в, воет, моросит, дождик».

—   Если мы хорошо подумаем,— говорит учительни­ца,— и расставим все слова по местам, то прочитаем сти­хотворение Федора Ивановича Тютчева. Будете работать самостоятельно. Помните, как пишутся стихотворные строки, не забывайте о безударных гласных.

В класе тишина. Все пишут быстро. Проверяют сочи­нение-малютку, а затем выразительно читают стихотворе­ние. К доске идет ученик и цветным мелком вписывает пропущенные буквы.

В заключение урока проводится небольшой выбороч­ный диктант и разбор предложения.

1. Проанализируйте урок, определите методы и прие­мы обучения и дайте оценку целесообразности их применения.

2. Проанализируйте, в какой момент урока способ учебной деятельности учителя выступает в качестве метода, а в какой – в качестве приема.

3. С какой целью учительница увеличивала темп ра­боты учащихся?

4. Как подобная организация урока способствовала поддержанию внимания младших школьников

5. Предложите 5-7 приемов поддержания внимания

 

 

Задание 11.

Урок в обычной школе. Звонок. Ученики заняли свои места. Учительница входит в класс. Тема урока: "Приставки пре- и при-". Тут впору было бы сразу выяснить с ребятами зависимость написания приставок от их значения. Но учительница приступает к работе с другого конца.

 - Эти приставки все мы часто употребляем в своей речи,- обращается она к ученикам. И тут же просит их придумать свои примеры, рассказать, почему так часто в этих приставках допускаются ошибки при письме.

Класс задумывается над тем, одинаковы ли приставки пре-и при- и что нужно знать, чтобы правильно их употреблять, не допускать ошибок в написании.

1. Проанализируйте урок с точки зрения организации целеполагания

2. Дайте определение понятиям «урок», «цель урока», «проблемный метод», «системно-деятельностный подход»

3. Насколько обосновано такое начало урока. Подтвердите Ваше мнение 5 аргументами

4. Предложите 2-3 варианта начала этого урока. Докажите их целесообразность

Задание 12.

Урок русского языка в VI классе. Тема урока «Деепричастие, его грамматические признаки». Урок состоял из следующих элементов:

-Анализ качества знаний, умений и навыков, учащихся по ранее изученной теме.

-Повторение материала о грамматических признаках имен прилагательных и глаголов.

-Работа над подчеркнутыми словами в предложениях: «Город, построенный на высоком берегу таежной реки, был прекрасным памятником труженикам Сибири. Утопающий в зелени летний лагерь манил к себе детские сердца».

- Определение их грамматических категорий.

-Выполнение упражнений по учебнику с основным заданием – поиск деепричастий.

- Составление предложений с деепричастиями. Задание на дом и инструктаж к нему.

1. Проанализируйте фрагмент урока с точки зрения типа и структуры данного урока.

2. Докажите или опровергните целесообразность данной структуры при изучении этой темы.

3. Какие методы и приемы может использовать учитель на каждом этапе урока с учетом специфики возрастных особенностей подростка.

4. Сформулируйте цель урока и разработайте свой вариант фрагмента урока с учетом возрастных особенностей подросткового возраста

Задание 13.

Урок русского языка в VI классе. Тема урока «Правописание НЕ с причастиями». Урок включал в себя следующие структурные компоненты:

 1) Словарный диктант, предусматривающий переключение внимания детей на грамматику.

 2) Анализ и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

3) Повторение теоретического материала о правописании НЕ с причастиями.

 4) Самостоятельная работа учащихся по развитию речи и использованию причастий (составление предложений по опорным словам).

 5) Комментированное письмо.

6) Игра в грамматическое лото (один учащийся называет правило о

 написании НЕ с причастиями, а другой должен быстро привести пример).

 7) Задание на дом.

1. Проанализируйте урок с точки зрения типа и структуры урока

2. Покажите дидактическую целесообразность применения на отдельных этапах урока используемых видов работы.

3. Будет ли на данном уроке осуществляться системно - деятельностный подход?

4. Предложите способы проверки словарного диктанта и самостоятельной работы учащихся по развитию речи

Задание 14.

Учительница русского языка так начала урок в 4 классе:

 - Ребята, назовите прилагательные, обозначающие качество узла, который нельзя развязать.

 - Морской, - выкрикнул кто–то из ребят.

- Почему же? Морской узел – это лишь способ связывать канаты, делать на них петли. Его можно развязать.

Ребята задумались… Глаза «загорелись». Но ответа не находили. Пришлось давать наводящие вопросы, чтобы ребята назвали железнодорожный узел.

 - Теперь задам вам легкий вопрос. Назовите прилагательное среднего рода, имеющее в конце три «е». 

 Снова заблестели глаза, какая – то тишина в классе. Учительница с хитрецой посматривала на ребят.

 - Не вспоминается? А гуся вы видели?

- Видели. Но он же длинношеий?

- Гусь относится к животным?

- А-а-а, - весело загудели ребята. – Длинношеее животное…

1.   Проанализируйте фрагмент урока с точки зрения системно – деятельностного подхода

2. Сформулируйте цель данного этапа

3. Выявите положительные моменты подобной организации начала урока

4. Предложите свой вариант организации данного этапа урока в соответствии с поставленной целью

Задание  15.

На уроке ученица бойко начала читать стихотворение наизусть, вдруг замолчала. Начала снова, опять запнулась и расплакалась.

 - Я учила,- еле выговорила она.

 - Ничего, не волнуйся. Вспомни, а пока ответит Вася.

 Девочка, слушая товарища, успокоилась. Голос ее зазвучал уверенно, выразительно. Отметка - пять.

 После урока, на котором присутствовали студенты, разгорелся спор, не слишком ли щедро оценен ответ.

 - Нет, отметку я снижать не могу,- сказала учительница.- Девочка старательная, но очень волнуется у доски. Если не прощать ей волнения, пропадет уверенность и вовсе будет плохо. Вот Алеше я такого не прощаю. Если он ошибается, значит, не учил. С ним без строгости нельзя, ленится. В первые годы работы я старалась одинаково относиться к каждому поступку, не вдаваясь в мотивы. Мне казалось, разное отношение будет обижать школьников, мешать их дружбе, а потом поняла, что просто прячусь за эти слова, боясь глубже заглянуть в детскую душу. Со временем убедилась, что не только я, но и ученики могут понять, почему педагог, казалось бы, одинаковым явлениям дает разную оценку.

1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения контроля за результатами обучения

2. Выявите противоречие, возникшее на этапе оценивания учебной деятельности. Предложите свой вариант решения данного противоречия.

3. Какие приемы использует учитель для реализации индивидуального подхода к оцениванию учащихся?

4. Как формируется мотивация к учебной деятельности у девочки и у мальчика. Какие мотивы являются доминирующими?

5. Разработайте 5 -7 рекомендаций учителю по оцениванию учебной деятельности младших школьников

Задание 16.

 Учитель вызывает к доске ученика. Тот бойко и гладко рассказывает материал прошедшего урока. Педагог слушает и думает: "Мальчик способный, материал схватывает что называется "на лету", но готовиться глубоко не любит. Просмотрел учебник, вероятнее всего, на перемене. Однако ответ правилен, логичен. Оценка "пять". К столу идет другой ученик. Его ответ сбивчив, нет четкости в формулировках, речь не вполне уверенная, хотя видно, что с материалом знакомился добросовестно. Слабый ответ, констатирует учитель. Больше тройки поставить нельзя.

1. Проанализируйте приведенные ситуации с точки зрения соотношения оценки и отметки и их значимости в формировании учебной деятельности младшего школьника.

2. Дайте определение понятиям «оценка», «отметка», «контроль», «функции контроля»

3. Насколько объективно была выставлена отметка учителем. Подтвердите Ваше мнение 3-5 аргументами

4. Сформулируйте правила, которыми должен руководствоваться учитель при выставлении отметки

Задание 17.

Четвероклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце учительницы. От его друзей она узнала, что мальчик очень самолюбив.

 - И тогда я рискнула,- говорит учительница.- После очередного вызова к доске поставила в дневнике тройку, сказав, что сегодня он намного лучше знает стихотворение и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте.

 - Вот тогда я впервые отступила от своего обычая: не объяснила ребятам, почему я так поступила,- продолжает учительница.

 - Назавтра вызвала Мишу снова к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В дневнике и журнале появилась пятерка. Это была победа. Вскоре он стал успевать по литературе.

1. Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения реализации воспитательной функции оценки.

2. Дайте определение понятиям «оценка», «отметка», «мотив», «мотивация», «воспитательная функция оценки»

3. На каких принципах основывается контроль и проверка знаний? Подтвердите Ваше мнение примерами из предложенной ситуации

4. В чем причина успеха в приведенной ситуации? Ответ обоснуйте, опираясь на теоретические знания о влиянии эмоций на процесс обучения

5. Какую функцию в данной ситуации выполнила первая оценка, выставленная педагогом?

6. Какие действия учителя способствовали формированию адекватной самооценки ученика?

7. Разработайте методические рекомендации учителю по формированию положительной мотивации средствами оценки

Задание 18.

Учительница математики к каждой теме готовила систему заданий на карточках для самостоятельных работ учащихся. Как правило, они были трех категорий: повышенной, средней и заниженной трудности. Она раздавала задания ученикам с учетом их умственных возможностей. Иногда отдельные ученики жаловались: «Вы некоторым ребятам даете легкие задания, а нам все тяжелые…»

 Для проведения контрольных работ для всех учеников предлагались задания одного уровня трудности.

1. Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения учения Л.С.Выготского о зоне ближайшего и зоне актуального развития ребенка.

2.  Согласны ли вы с тем, что для контрольной работы необходимо всем ученикам предлагать задания одного уровня трудности? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения

3.  Как подобная организация деятельности учащихся на уроке способствовала их развитию?

4.  Разработайте рекомендации учителю по составлению заданий для контрольной работы с учетом зоны ближайшего развития

Задание 19.

Прочитайте педагогическую ситуацию

На родительском собрании в детском саду отец пятилетнего Саши поделился воспоминаниями о своем детстве: «Я шел с отцом через лесок. Уже темнело, и я взял отца за руку. Отец почувствовав мое состояние, предложил мне дойти одному до тропинки, которая была недалеко от нас, и подождать его там. Было страшно, но показать себя трусом перед отцом я не мог и прошел вперед по тропинке. В кустах что то хрустнуло, о я твердо шел вперед. Когда я дошел до тропинки, отец крепко пожал мне руку». Так же сейчас я поступлю и со своим сыном.

1. Проанализируйте предложенную ситуацию с точки зрения выявления методов воспитания

2. Какие методы воспитания описаны в задаче, докажите

3. Прав ли был отец? Аргументируйте свое мнение

4. Сделайте вывод о значении данных методов воспитания в формировании волевых качеств личности

Тестовые задания по педагогике

Задание 1.

В классе, в котором Вы работаете, 25 человек, 10 из которых отличаются особым проявлением мотивов к учебной деятельности. Определите ведущий вид мотивации у каждого из 10 учащихся, заполнив следующую таблицу

 

Мотивы учения

познавательные

социальные

широкие познавательные учебно-познавательные широкие социальные узкосоциальные
       

 

1. Склонен задавать учителю вопросы, стремясь уточнить сведения по изучаемому материалу.

2. Часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию.

3. Проявляет интерес к анализу собственных ошибок.

4. Решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других.

5. Учится по причине хорошего понимания общественной значимости учения.

6. Испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении заданий.

7. Справившись с задачей, ищет другие способы ее решения.

8. С удовольствием берется за новые задачи и задачи повышенной трудности.

9. Учится ради одобрения родителей.

10. Выполняет задание, чтобы избежать неприятностей.

 

Задание 2.

Для организации деятельностного подхода учителю необходимо ориентироваться на самооценку школьников, которая существенным образом влияет на результаты его учебной деятельности. Классифицируйте следующие проявления самооценки школьников и заполните таблицу

 

Самооценка школьника

адекватная

неадекватная

заниженная повышенная
     

 

1. Замкнут, держится обособленно, избегает контакта со сверстниками.

2. Испытывает пренебрежительное отношение со стороны одноклассников.

3. Высокомерен, пренебрежительно относится к товарищам.

4. Робок, повышенно раним.

5. Бодр, активен, почти всегда пребывает в хорошем настроении.

6. Переживает по поводу своей устойчиво слабой успеваемости.

7. Тревожен, легко теряется в изменившихся условиях.

8. По причине больших учебных успехов постоянно ставится в пример одноклассникам.

9. Испытывает большое удовольствие от лести в свой адрес.

10. Играет роль классного шута.

11. Уравновешен, быстро приспосабливается к новым условиям.

 

Задание 3.

В ходе учебной практики Вы имели возможность наблюдать особенности педагогического общения учителя с учащимися, некоторые из которых проявлялись в следующих репликах педагогов, имевшими место в ходе уроков. Соотнесите предложенные высказывания с основными позициями анализа педагогического общения.

А. Акцентирование мыслей учащихся

Б. Принятие чувств школьников

В. Выражение удовлетворенности

Г. Обращение к мнению учащихся

Д. Указания, распоряжения

Е. Выражение недовольства

Ж. Дисциплинирующие воздействия

1. «Ты сказал, АВ > ВС? – Это действительно так, потому что MN > PQ. Всем понятно?»

2. «Сережа, ты почему все время отвлекаешься?»

3. Ученик (с досадой): «У меня никак не получается вторая задача, надо же!» Учитель: «Эта задача непроста, почти никто не может решить ее сразу».

4. Ученик у доски заканчивает ответ: «…Таким образом, отрезок АВ в два раза больше отрезка СD». Педагог: «Ты не мог бы еще раз повторить, почему?»

5. « Как вы думаете, каким должно быть наше следующее действие?»

6. «Ты опять не выполнил домашнее задание? Жаль! Неужели ты не понимаешь, к чему это приведет»

7. «Хорошо! Вот видишь, как ты можешь соображать, если подготовишься к уроку»

8. После неудачного ответа школьника у доски учитель говорит: «Не расстраивайся, Андрей, материал ты , похоже знал, просто волновался».

9. Выясняя у доски вопрос с Николаевым, педагог обратился к Антонову: «Ну – ка, Сережа, скажи, что ты думаешь по этому поводу?»

10. Иванов оживленно разговаривает с соседом во время ответа Петрова. Вот уже и хихикнул Иванов. Учитель: «Иванов, ты не мог бы повторить то, что сказал Петров?»

11. «Откройте, пожалуйста, учебники на странице 120 и внимательно изучите содержание таблицы».

12. «Прошу Сашу Семенова ответить на вопрос, почему треугольники АВС и СDF подобны».

 

Задание 4.

После выполнения очередного домашнего задания спросите ученика, чему он научился. О чем свидетельствуют ниже приведенные ответы?

А. Учился находить ответ в задании и т.д. (конкретные действия)

Б. Научился правильно писать, считать и т. д. (общие действия)

В. Научился овладевать способами действия (решения задач и т.д.) (выделение конкретной цели учебного действия

 

Задание 5.

Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Предложите свой вариант

А. В какой школе ты учишься?

Б. Какой последний кинофильм ты посмотрел?

В. Что движет твоими поступками?

Г. Как часто ты чистишь зубы?

Д. Нравится ли тебе профессия учителя?

Е. Тебе нравится история или география?

Ж. Сколько книг ты читаешь в месяц?

З. Сколько времени у тебя уходит на выполнение домашних заданий по математике?

И. В котором часу, по-твоему , должен начинаться первый урок?

К. Чем ты занимаешься после школы?

 

Задание 6.

Чем вы объясниете, что дети, которые при поступлении в школу умеют хорошо читать и писать, нередко во II классе хуже учатся, чем те, которые пришли в I класс без этих навыков?

А. Сильные первоклассники много времени уделяли слабым товарищам и сами знаний не приобрели

Б. Дети, умеющие хорошо читать и писать, первое время в своем умственном развитии находятся на «голодном пайке». Занятия в I классе не воспитывают у них трудолюбия, и это сказывается во II классе, когда начинают проходить материал, требующий от них усердия

В. Дети, умеющие хорошо читать, «глотают» книги и запускают учебные занятия

Г. Указанного в задаче явления вообще не существует. Каждый второклассник по различным причинам может снизить свои учебные успехи, но это отнюдь не связано с тем, что ученик научился читать и писать до поступления в школу

Д. Указанного в задаче явления вообще не существует. Каждый второклассник по различным причинам может снизить свои учебные успехи, но это отнюдь не связано с тем, что ученик научился читать и писать до поступления в школу

Е. Это объясняется особенностями физического развития.

 

Задание 7.

Учитель уверен, что учащийся мог бы учиться гораздо лучше при серьезном отношении к учению. В этом случае целесообразно:

А. Выявить, чем он компенсирует свои неудачи в школе

Б. Объяснить, что равноценной обучению компенсации нет

В. Убедить, что у него есть реальные возможности учиться гораздо лучше

Г. Рассказать учителям, работающим в данном классе, какой одаренный и сообразительный их отстающий ученик

Д.Все ответы правильные

 

Задание 8.

«Как я могу мотивировать обучаемого?» - спросит студент. Среди ответов несколько неправильных. Найдите их.

А. Опирайтесь на любопытство

Б. Используйте эффект загадки

В. Создавайте ситуацию поиска

Г. Потребуйте от учащихся внимания и сосредоточенности

Д. Подталкивайте к поиску объяснений

Е. Развивайте концепцию способностей

Ж. Делайте замечания невнимательным

З. Обеспечивайте обратную связь

И. Хвалите

К. Используйте «эффект вызова»

 

Задание 9.

Вам необходимо подготовить и провести урок открытия нового знания в рамках деятельностного подхода. Восстановите последовательность структурных компонентов урока открытия нового знания

А. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Б. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

В. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Г. Реализация построенного проекта

Д. Мотивирование к учебной деятельности

Е. Выявление места и причин затруднения

Ж. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

З. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

И. Включение в систему знаний и повторение

 

Задание 10.

Классный руководитель хотел, что бы его ученики умели себя вести в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько бесед о вешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, задавали много вопросов. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении учащихся не произошло. Почему?

А. Ребята не все поняли и запомнили

Б. Жизнь, поведение других людей не вызывали у школьников желания улучшить свое поведение

В. Не было наглядного примера

Г. Жизнь, практика отношений не требует искоренения плохих привычек

Д. В классе нет примеров для подражания, они не были выделены и указаны

 

Задание 11.

Воспитательные дела эстетической направленности могут проходить в различной последовательности. Какое их чередование вы считаете целесообразным?

А. Воспитательные дела проводятся по циклам: сначала обзорно характеризуется литература XIX – XX вв., затем изучается история музыки этой эпохи , после чего переходят к истории живописи и заканчивают «театральным циклом»

Б. Воспитательные дела строго увязывают с тем материалом, который изучается на уроках по литературе и истории, привлекается учебный материал по живописи, музыке и театральному искусству

В. Воспитательные дела проектируются строго по темам и историко-хронологической последовательности. Различные виды искусства рассматриваются во взаимосвязи. Воспитательные дела по живописи сменяются воспитательными делами по музыке и театру

Г. Тематика воспитательных дел и их чередование определяются интересами и предложениями воспитанников

Д. Тематика воспитательных дел устанавливается исходя из диагноза эстетической воспитанности школьников

 

Задание 12.

Молодая учительница пошла с четвероклассниками вскапывать лунки деревьев около школы. Учащимся объяснили, как нужно выполнять эту операцию, и они активно взялись за работу. Учительница подходила то к одной группе учащихся, то к другой, подбадривала. Дело спорилось. Но через два часа все как-то затормозилось, энтузиазм иссяк. Многие просто стояли, опершись на лопаты. учительница начала покрикивать на ребят, спорила с ними, нервничала, называла лодырями. Ученики рывками брались за работу, но дело вперед не двигалось. Попахивало конфликтом. Объясните, почему так случилось. Поясните свой выбор.

А. Дело было плохо подготовлено, учительница не предусмотрела и не использовала стимулы, побуждающие ребят долго и самоотверженно трудиться.

Б. Дело было навязано школьникам

В. Ребята просто ленились, не прилагали усилий, потому что не видели и не понимали общественного значения своей работы

Г. Экологическое просвещение принесло мало пользы, а может быть, его совсем не было

Д. Нравственное, экологическое и трудовое воспитание четвероклассников не велось в комплексе – первые же трудности показали низкий уровень сформированности нравственных качеств

Е. Нет правильного ответа

 

Задание 13.

Усвоение знаний школьниками – наиболее принципиальная задача в процессе обучения. Приведите основные этапы овладения знаниями, умениями, навыками в логическую последовательность

А. Применение усвоенных знаний на практике

Б. Осмысление изученного материала

В. Восприятие учащимися изучаемого материала

Г. Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала

 

Задание 14.

Внимательно проанализируйте свой школьный опыт, впечатления от практики в школе и дайте ответы на вопросы:

1) Какие элементы дидактической системы Гербарта сохранились до наших дней в русской школе?

2) Если бы министром образования были вы, то что бы посоветовали современным педагогам взять из его системы?

Задание 15.

На семинарском занятии по педагогике разгорелся спор: кто для кого – «личность для коллектива» или «коллектив для личности»? Вопрос остался открытым. А как думаете вы? Выскажите свое мнение, опираясь на предложенные альтернативы

А. Неправомерна сама постановка вопроса. Коллектив так же необходим личности, как и личность коллективу: друг без друга они не существуют. Кто для кого – риторический вопрос: личность должна отдать частичку себя коллективу, а коллектив - часть своей силы личности

Б. Личность воспитывается для коллектива. Прав был А.С.Макаренко, утверждая, что надо воспитывать в коллективе, для коллектива и через коллектив

В. Коллектив существует для личности. Это необходимое социальное объединение, где личность должна найти себя, раскрыть свои возможности, набраться социального опыта, что бы войти в жизнь окрепшей, готовой к борьбе

Г. Существует личный эгоизм и эгоизм групповой (коллективный), все и всюду преследуют личный интерес, ищут выгоду. «При внимательном исследовании побуждений, руководящих людьми, - писал Н.Г.Чернышевский, - оказывается, что все дела, хорошие и дурные, благородные и низкие, геройские и малодушные, происходят во всех людях из одного источника: человек поступает так, как приятно ему поступать, руководствоваться расчетами, велящими отказаться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия»

Д. Вне общества человек не становится личностью. Коллектив – частичка общества, а поэтому человек с самого рождения «предназначен» коллективу, обязан влиться в него.

Глоссарий

Анкетирование – 1) (только «анкета» - сбор сведений путем получения ответов на определенные вопросы – провести анкету; прилагательное анкетный). 2) м етод массового сбора материала с помощью разработанных опросников, называемых анкетами.

Список литературы

 

Основные источники

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: ВЛАДОС,2004

2. Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2012

3. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,1999

 

Дополнительные источники

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие.: Академия, 2001.

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под. ред. Н.Л. Селивановой.- М., 2000

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный.- М.- Ростов-на-Дону, 2005

4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.

5. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

6. Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002

7. Подласый И. П. Педагогика. В 3 книгах. Книга 1.-М. Владос, 2007.

8. Подласый И. П. Педагогика. В 3 книгах. Книга 2.-М. Владос, 2007

9. Подласый И. П. Педагогика. В 3 книгах. Книга 3.-М. Владос, 2007

10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов, Москва, Владос пресс, 2001..

11. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

12. Сидорова Е. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя.-
 БХВ-Петербург, 2010 г.

13. Ситаров В.А. Дидактика. – Академия, 2008

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

15. Цукерман Е.А. Школьные трудности благополучных детей.- М.,1994

16. Чекина Л. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности, www.relga.ru, 2005.

17. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики, Москва, Педагогическое общество России, 2001.

18. Энциклопедия профессионального образования.- М.: Маяк,2003

 


Образовательные Интернет-порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образованияhttp://www.ndce.edu.ru

6. Школьный портал http://www.portalschool.ru

7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru

9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru

13. Учительская газета www.ug.ru

14. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school

15. Газета «1 сентября» www.1september.ru

16. ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей www.intergu.ru

17. Сеть творческих учителей www.it-n.ru

18. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru

19. Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО www.maro.newmail.ru

 

СБОРНИК

КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Учебное пособие

Боровичи

2016

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по педагогике (учебное пособие): Боровичский педагогический колледж - Боровичи, 2016 – 39 с.

 

 

Автор – разработчик: Яковлева С.А, преподаватель педагогики и психологии ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» высшей квалификационной категории

 

 

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по педагогике представляет собой учебное пособие, в котором представлены задания различного уровня сложности, предназначенные для проверки знаний, подготовки к занятиям, активизации процесса обучения на практических занятиях, для самостоятельного изучения дисциплины педагогика и формирования у студентов профессиональных компетенций. На основе разработанных компетентностно-ориентированных заданий можно осуществлять подготовку к промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов. Пособие рекомендовано преподавателям и студентам педагогических колледжей, слушателям курсов повышения квалификации специалистов системы образования, учителям общеобразовательных школ.

 

 



Содержание

Предисловие………………………………………………………….. 4
Целостный педагогический процесс как объект изучения в педагогике……………………………………………………………..   6
Ребенок как субъект целостного педагогического процесса……… 7
Методы педагогического исследования……………………………. 8
Сущность процесса обучения……………………………………….. 9
Содержание образования……………………………………….…… 10
Закономерности и принципы целостного педагогического процесса……………………………………………………………….   10
Методы, приемы и средства обучения…………………………....... 13
Организационные формы обучения………………………………… 16
Диагностика и оценка учебных достижений школьников………... 19
Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников… 23
Тестовые задания по педагогике……………………………………. 24
Глоссарий……………………………………………………………... 34
Список литературы…………………………………………………... 37

 



Предисловие

Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. Фундамент формирования педагога – профессионала должен быть заложен в годы обучения в педагогическом учебном заведении, в первую очередь в процессе изучения педагогических дисциплин. Как преподавать педагогику и как ее изучать? Эти вопросы всегда волнуют педагогов и студентов.

По мере развития педагогики вопросы ее преподавания и изучения приобретают все большее значение. Изучать педагогическую теорию невозможно без учета новейших достижений в области ее преподавания. Поэтому педагогика должна быть не только теоретической наукой, но и прикладной. Чтобы «идти со студентами к предмету», этот предмет должен быть представлен для них в притягательной и личностно – значимой форме. «Воспитатель, - по меткому замечанию К.Д. Ушинского, - стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества». Придавая высокое значение изучению теории в подготовке к педагогической деятельности, педагогика не упускает из вида формирование опытности учителя, достигаемой при помощи разнообразных практических заданий, упражнений. К. Д. Ушинский утверждал, что, кроме изучения теории, учитель должен приобрести умение приложить знания к делу.

 В последнее время в учебном процессе все более часто применяются практико-ориентипрованные задания, которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать студентов к учению.

В пособии представлены разнообразные виды заданий, носящие практико-ориентированную направленность для изучения вопросов процесса обучения и воспитания. Выполнение этих заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений - явления педагогические и приведет к формированию важнейших способностей педагога – педагогического видения, педагогического творчества, педагогической интуиции.

Основной критерий отбора заданий – направленность на продуктивную деятельность студентов, когда обучение рассматривается как творческий процесс создания каждым студентом образовательной продукции в изучаемом предмете. Пособие сопровождается кратким терминологическим словарем по педагогике.

Представленные практико-ориентированные задания могут быть использованы как для занятий в аудитории, так и для самостоятельного овладения знаниями, умениями. Пособие рекомендовано преподавателям и студентам педагогических колледжей, слушателям курсов повышения квалификации специалистов системы образования, учителям общеобразовательных школ.


 

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 975.