Трудоемкость (в академ. час.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формы

Текущего

Контроля

Успеваемости

Форма

Промежуточной

Аттестации

(по семестрам)

Контактная работа

С/р

лек. сем. практ. инд. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема 1. Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре 7 2 2 - - 3 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Раздел 1. Этапы исторического развития и основные направления в философии                 Тема 2. Человек и мир в философии Древнего мира. 11 4 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Тема 3. Философия европейского средневековья и Возрождения. 9 2 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Тема 4.Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII – первая половина XIX вв.) 11 4 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре, текущий контроль знаний (межсессионная аттестация)   Тема 5.Отечественная философская мысль XI-XX вв.. 11 4 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Тема 6.Философия марксизма, ее судьба 9 2 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Тема 7. .Западная неклассическая философия XIX - XX вв. 11 2 4 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре, тестирование   Итого в 3 сем. 69 20 16 - - 33     Раздел 2. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания.                 Тема 8. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии 11 4 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Тема 9.Сознание как философская проблема 9 2 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Тема 10.Познание как предмет философского анализа. 9 2 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Тема 11.Философское понимание человека 9 2 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре, тестирование, текущий контроль знаний (межсессионная аттестация)   Тема 12. Основные проблемы социальной философии 11 4 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Тема 13. Философия истории 9 2 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Тема 14. Философия культуры 9 2 2 - - 5 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре   Тема 15. Глобальные проблемы современности 8 2 2 - - 4 проверка выполнения самостоятельной работы, оценка за участие в семинаре, тестирование   Экзамен 4 сем. 36 - - - - -   Экзамен 36 час. Итого в 4 сем. 75 20 16 - - 39 36 Всего по дисциплине 180 40 32 - - 72 36

Заочная форма обучения

Наименование разделов, тем

Общая

Трудоемкость

(всего час.)

Виды учебной работы,

включая самостоятельную работу студентов и

Трудоемкость (в академ. час.)

Формы

Текущего

Контроля

Успеваемости

Форма

Промежуточной

Аттестации

(по семестрам)

Контактная работа

С/р

лек. сем. практ. инд. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема 1. Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре 11 1 - - - 10 самоконтроль   Раздел 1. Этапы исторического развития и основные направления в философии                 Тема 2. Человек и мир в философии Древнего мира. 11 1 - - - 10 самоконтроль   Тема 3. Философия европейского средневековья и Возрождения. 14 - 2 - - 12 самоконтроль   Тема 4.Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII – первая половина XIX вв.) 11 1 - - - 10 самоконтроль   Тема 5.Отечественная философская мысль XI-XX вв. 11 - 1 - - 10 участие в семинаре   Тема 6.Философия марксизма, ее судьба 11 - 1 - - 10 самоконтроль   Тема 7.Западная неклассическая философия XIX - XX вв. 11 1 - - - 10 самоконтроль   Итого в 3 сем. 78 4 4 - - 72     Раздел 2. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания.                 Тема 8. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии 12 1 - - - 11 самоконтроль   Тема 9.Сознание как философская проблема 11 1 - - - 10 самоконтроль   Тема 10.Познание как предмет философского анализа. 12 1 - - - 11 самоконтроль   Тема 11.Философское понимание человека 11,5 - 0,5 - - 11 участие в семинаре   Тема 12. Основные проблемы социальной философии 12 1 - - - 11 самоконтроль   Тема 13. Философия истории 11 - 1 - - 10 самоконтроль   Тема 14. Философия культуры 10,5 - 0,5 - - 10 участие в семинаре   Тема 15. Глобальные проблемы современности 11 - - - - 11 участие в семинаре   Экзамен 4 сем.               Проверка контрольной работы Экзамен 9 час. Итого в 4 сем. 91 4 2 - - 85 Всего по дисциплине 180 8 6 - - 15 7 9

Таблица 4

Матрица компетенций

Наименование

Разделов, тем

Общая

Трудоемкость

(всего час.)

Коды компетенций

ОК-1 ОК-7 общее количество компетенций 1 2 3 4 5 Тема 1. Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре 7 + 1 Раздел 1. Этапы исторического развития и основные направления в философии Тема 2. Человек и мир в философии Древнего мира. 11 + 1 Тема 3. Философия европейского средневековья и Возрождения. 9 + 1 Тема 4.Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII – первая половина XIX вв.) 11 + 1 Тема 5.Отечественная философская мысль XI-XX вв.. 11 + 1 Тема 6.Философия марксизма, ее судьба 9 + 1 Тема 7.Западная неклассическая философия XIX - XX вв. 11 + 1 Раздел 2. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания. Тема 8. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии 11 + 1 Тема 9.Сознание как философская проблема 9 + + 2 Тема 10.Познание как предмет философского анализа. 9 + + 2 Тема 11.Философское понимание человека 9 + + 2 Тема 12. Основные проблемы социальной философии 9 + + 2 Тема 13. Философия истории 9 + 1 Тема 14. Философия культуры 9 + 1 Тема 15. Глобальные проблемы современности 8 + + 2 Экзамен 36 + + 2 Всего по дисциплине 180 16 6 22

4.2. Содержание дисциплины

 

Тема 1. Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Мировоз­зренческие универсалии. Человек и мир человека. Понятие универсума. Философия как самосознание культуры. Предмет философии. Проблема основного вопроса философии. Узловые проблемы философии, их специ­фика.

Структура и особенности философского знания. Философская рефлексия, язык философии.

Проблема генезиса философии. Понятие «осевого времени». Исторические способы философствования: натуроцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, культуроцентризм.

Место и роль философии в культуре, жизни человека и общества. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и политика. Философия и идеология.

 

Раздел I. Этапы исторического развития

 и основные направления в философии.

Тема 2. Человек и мир в философии Древнего мира. Основные характеристики традиционного общества. Зарождение и особенности древневосточной философии. Человек и мир в философских учениях Древнего Китая и Древней Индии. Философия как явление антич­ной культуры. Идея о самопознании как условии познания мира. Поиск единого основания всего существующего. Основные идеи представителей Милетской и Элейской школ. Атомистическое учение Демокрита. Становление идеи человека. Идеи античной диалектики (Гераклит, софисты, Сократ). Философия Платона и Аристотеля, значение их идей для последующего развития философии. Смысложизненная проблематика в эллинистическо-римской философии.

 

Тема 3. Философия европейского средневековья и Возрождения. Становление, специфические особенности, этапы развития филосо­фии Средневековья. Патристика: Бог, человек, мир, история в учении Авгу­стина Блаженного. Понятие, основные характеристики схоластической философии. Номинализм и реализм: спор об универсалиях и свободе воли. Фома Аквинский: Бог и человек, разум и вера, теория «двух истин».

Философия эпохи Возрождения. От теоцентризма к антропоцентриз­му. Человек как творец самого себя. Гуманистическая трактовка природы человека. Философское содержание идей Реформации. Натурфилософия эпохи Возрождения. Пантеизм. Социальная утопия Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.

 

Тема 4. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии ( XVII- первая половина XIX вв.) Наука как доминанта духовной культуры. Основные проблемы фи­лософии Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф. Бэ­кона и Р. Декарта. Дилемма эмпиризма (сенсуализма) и рационализма. Проблемы онтологии в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Субъективный идеализм Д. Беркли, скептицизм Д. Юма. Философские идеи и идеалы Просвещения.

«Критический идеализм» И. Канта: метафизика, проблемы теорети­ческого («чистого») разума. «Практический разум»: этика долга, категорический императив. Система философии Г. В. Ф. Гегеля. Суть и основные принципы гегелев­ской диалектики. Проблема человека в философии Л. Фейербаха.

 

Тема 5. Отечественная философская мысль XI- XX вв. Основные этапы развития и национальные особенности философ­ской мысли России. Приоритетные проблемы отечественной философии. Философия рос­сийского Просвещения (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев). Философские концепции славянофилов и западников. Философские идеи Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Русский марксизм. Философская система В. С. Со­ловьева. Специфика российской философии XX в. (Н. А.Бердяев, И.А. Ильин, П.В. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, А. Ф.Лосев и др.). Человек в филосо­фии русского космизма.

 

Тема 6. Философия марксизма, ее судьба. Социокультурные условия, естественно-научные предпосылки, источники философии К. Маркса, Ф. Энгельса. Основные идеи философии марксизма: материа­листическое понимание истории, материалистическая диалектика. Историческая судьба философии марксизма. Развитие марксистской философии Г. В. Плехановым, В. И. Лениным. Догматизация марксисткой философии в период сталинизма. Основные достижения марксистско-ленинской философии в советский период.

 

Тема 7. Западная неклассическая философия XIX - XX вв. Понятие и специфические особенности неклассической философии. Постклассическая философия: неотомизм, неокантианство, неогегельянст­во. Антиклассика. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Берг­сон, В. Дильтей. Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Основные идеи психоаналитической философии (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм). Философия экзистенциализма: истоки, сущность, основная проблематика (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр). Основные идеи и принципы философской герменевтики (Ф. Шлейермахер, Г. Гадамер), философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Плесснер и др.). Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер), неопозитивизм, постпозитивизм. Основные философские идеи постмодернизма.

 

Раздел II. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания.

 

Тема 8. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии. Онтология как общая форма философского знания. Категория бытия. Бытие и небытие, бытие и становление, сущее, сущность и существование.

Учение о бытии в истории философии. Основные уровни, формы и модусы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Феномен бытия человека. Тело, душа, дух как уровни бытия человека. Бытие духовного (иде­ального) и его формы. Понятие субстанции.  

Категория материи в философии. Атрибуты материи. Пространство и время, движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Современные представления о системной организации материи. Динамические и статические закономерности.

Научная, философская и религиозная картины мира.

 

Тема 9. Сознание как философская проблема. Философское понимание феномена сознания. Сознание, самосозна­ние и личность. Сознание, познание, знание. Различные варианты решения проблемы происхождения и сущности сознания. Сознание, душа, дух. Сознание и психика. Сознание и бессознательное. Структура индивидуального созна­ния. Общественный характер сознания. Сознание и язык. Язык и речь. Знак, значение, смысл.

 

Тема 10. Познание как предмет философского анализа. Гносеология как форма философского знания. Гносеология и эпистемология. Понятие познания. Познание и знание. Структура познава­тельного отношения: субъект, объект, средства, цель, результат познания. Многообразие форм познания. Виды познавательной деятельности.

Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Специфика и возможности различных видов познания (социального, художественного и т. д.).

Проблема и основные концепции истины. Критерии истины. Действительность, мышление, логика и язык.

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.

 

Тема 11. Философское понимание человека. Философская антропология как область философского знания. Про­блема антропогенеза в философии. Природа человека и сущность человека. Проблема человече­ского в человеке. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке. Человек как личность и индивидуальность. Свобода и ответственность как самоосуществление и саморазвитие человека. Проблема жизни и смерти, цели и смысла жизни человека.

Проблема ценностного мира человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах. 

Тема 12. Основные проблемы социальной философии. Предмет социальной философии. Понятия «общество», «социум», «социальность», «социальное отношение», «социальная структура». Общество и природа.

 Основные концепции природы общества. Типологии общества. Понятие информационного общества. Общество и государство. Государство и гражданское общество. Мораль, справедливость, право. Общество и его структура. Общество как система. Социально-экономические, социально-политические общности людей. Человек в системе социальных связей. Общество и личность.

 

Тема 13. Философия истории. Предмет философии истории. Закономерное, случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная, нелинейная. 

Периодизация истории. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процесса. Человек и исторический процесс. Роль личности в истории. Личность и массы; свобода и необходимость.

 

Тема 14. Философия культуры. Философия культуры. Понятие «культура», многообразие его определений. Основные проблемы философии культуры. Культура и природа. Понятие «цивилизация». Культура и цивилизация. Характеристика современной цивилизации. Единство и многообразие культур. Понятие диалога культур. Культура и общество. Человек, общество, культура. Культура как мера и форма самореализации человека.

Проблема ценностей культуры в философии. Религиозные, нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. 

 

Тема 15. Глобальные проблемы современности. Проблемы будущего человечества. Философия о глобальных проблемах современности: понятие, признаки, генезис, сущность. Дискуссия по вопросу классификации глобальных проблем современности. Возможности разрешения глобальных проблем современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Общие положения

Самостоятельная работа студентов – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами.

Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной:

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на лекциях и семинарских занятиях. Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться:

– в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, при ликвидации задолженностей, при подготовке к учебным конференциям, круглым столам и заседаниям философского клуба;

– без контакта с преподавателем: в аудитории для индивидуальных занятий, в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий.

Внеаудиторная самостоятельная работа, прежде всего, включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение, научно-исследовательскую и творческую работу студента.

Целью самостоятельной работы студентов является:

- формирование приверженности к будущей профессии;

- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности;

- формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.);

- развитие познавательных способностей и активности студентов (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;

- развитие исследовательского и творческого мышления.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности.

Для эффективной организации самостоятельной работы студент должен:

Знать:

 – систему форм и методов обучения в вузе;

– основы научной организации труда;

– методики самостоятельной работы;

– критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы.

Уметь:

- проводить поиск в различных поисковых системах;

- использовать различные виды изданий;

- применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины.

Иметь навыки и опыт деятельности:

– планирование самостоятельной работы;

– соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы;

– проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.

5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Таблица 5

5.2.1. Содержание самостоятельной работы

Наименование разделов, темы Содержание самостоятельной работы в рамках подготовки к семинарам Кол-во часов с/р Форма контроля

Тема 1. Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре

- подготовка вопросов по плану семинара № 1; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию;

3

опрос, оценка

- составить таблицу сопоставления философии и других форм духовной культуры общества (мифология, религии, мораль, наука, искусство);
- письменно перечислить и раскрыть функции философии
Раздел 1. Этапы исторического развития и основные направления в философии      

Тема 2. Человек и мир в философии Древнего мира.

- подготовка вопросов по плану семинара № 2 и № 3; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию;  

5

опрос, оценка

составить таблицу основных идей и представителей школ древнекитайской и древнеиндийской философии;
- прочитать диалог Платона «Пир» и письменно ответить на вопросы

Тема 3. Философия европейского средневековья и Возрождения.

- подготовка вопросов по плану семинара № 4; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию;

5

опрос, оценка

- выписать и объяснить содержание доказательств бытия Бога по Ф. Аквинскому;
- пояснить философский смысл возрожденческого принципа антропоцентризма на материале «Речи о достоинстве человека» Пико дела Мирандола
- письменно изложить содержание основных философских идей Реформации (М. Лютер).

Тема 4.Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII – первая половина XIX вв.)

подготовка вопросов по плану семинара № 5 и № 6; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию;

5

опрос, оценка

выписать и объяснить содержание правил для руководства ума по работе Р. Декарта «Рассуждения о методе»;
сделать выборку примеров, поясняющих содержание основных законов диалектики Г.В.Ф. Гегеля (из работы Ф.Энгельса «Анти-Дюринг», отдел 1, § 7 и 8) и привести примеры из современной общественной жизни

Тема 5.Отечественная философская мысль XI-XX вв..

- подготовка вопросов по плану семинара № 7; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию;

5

опрос, оценка

- письменно перечислить основные философские идеи евразийства и указать его основных представителей;
- дать письменную характеристику содержания идей о творчестве по работе Н. А. Бердяева «Смысл творчества»;
- дать краткую письменную характеристику философского содержания трех ветвей русского космизма (религиозного, естественнонаучного и художественного).

Тема 6.Философия марксизма, ее судьба

- подготовка вопросов по плану семинара № 8; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию;

5

опрос, оценка

- раскрыть структуру способа производства материальных благ и пояснить его историческую диалектику на основе фрагментов произведений К. Маркса и Ф. Энгельса («Немецкая идеология», «Капитал», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»);
- пояснить диалектику общего и единичного используя примеры из фрагмента «К вопросу о диалектике» в «Философских тетрадях» В. И. Ленина

Тема 7. .Западная неклассическая философия XIX - XX вв.

- подготовка вопросов по плану семинара № 9; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию;

5

опрос, оценка

- проанализировать 2 из предложенных: фрагмента работ философов и письменно ответить на поставленные вопросы: - Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» - З. Фрейд «Я и Оно» - Э. Фромм «Иметь или быть» - А. Камю «Бунтующий человек» - Х.-О. Гассет «Восстание масс»
Раздел 2. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания      

Дата: 2018-12-21, просмотров: 216.