Философские проблемы информатики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.2.1. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.

Информатика является междисциплинарным направлением современ­ной науки и техники и образует сегодня целое семейство дисциплин от когнитивных наук с преимущественно психологической ориентацией до системно-ориентированной кибернетики, от наук о мозге и нейрона-уки до разного рода технических наук, связанных с решением задач ав­томатизации и созданием вычислительных комплексов, от различных абстрактных информационных теорий до библиотечной науки, а также все виды информационной техники и технологии. Исходным пунктом появления такого букета научных и технических дисциплин была элек­тронная революция, называемая также компьютерной революцией, ко­торая инициировала не только технизацию общества посредством зна­ния, но и обширную технизацию самих знаний.

Существует широкий спектр различных мнений относительно опре­деления предмета информатики. Одни рассматривают ее как фундамен­тальную естественную науку, другие — как инженерно-техническую или же как современную комплексную дисциплину, в то время как третьи считают, что в данном случае речь идет о новом названии для киберне­тики, чтобы отделить здоровое научно-техническое ядро от околонауч­ной болтовни. Однако кибернетика имеет целью фундаментальное ис­следование процессов обработки информации, и компьютеры играют в ней примерно ту же роль, что и приборы в физике, в то время как ин­форматика рассматривается как прикладная наука об использовании компьютеров, снабжающая знаниями о применении вычислительной техники для нужд автоматизации, а важная для кибернетики концепция управления отходит на второй план. Все сходятся на том, что в инфор­матике как комплексной области знания занимаются исследованиями кибернетики и логики, психологи и лингвисты, математики и т.д. и об­суждаются не только технические или программистские задачи, но и лингвистические, психологические, методические, социальные и мо­ральные проблемы. Центр тяжести в информатике приходится на иссле­дования программных и алгоритмических аспектов компьютеризации, и в нее включаются следующие системные области: информационные системы и коммуникационные средства, в том числе средства информа­ционного поиска, запоминания и хранения информации, ее передачи в реальном масштабе времени и распределения и т.д. прежде всего в хо­зяйственной, образовательной и культурной сферах; средства автомати­зации управления и контроля, проектирования и производства; робото-


448                                  3. Философия техники и технических наук

техника; средства математического моделирования и автоматизация экспериментов. Информатика оказывает сегодня большое влияние на другие научные и технические дисциплины — природу математического доказательства, например, и даже на предмет математики в целом, а так­же на современную формальную логику, лингвистику, психологию, сис­темотехнику, многие технические науки, проектирование.

Исходными в информатике являются понятия сигнала и информа­ции, взятые из теории информации, а также понятия управления и сис­темы, развитые в кибернетике и теории систем.

Поскольку информатика занимается вопросами получения, перера­ботки, передачи информации, то генетически исходной для нее является теория информации. Понятие сигнала и общая схема передачи сообще­ний, положенные в основу теории информации, были впервые сформу­лированы в теории связи, выросшей из теории анализа телеграфных, а позднее радиотелеграфных, телефонных и радиотелефонных сетей и со­общений. Сигнал в теории связи рассматривается в качестве носителя информации различной физической природы, один или несколько пара­метров которого определенным образом закодированы. Закодированная в сигнале информация от источника информации передается передатчи­ком через проводные или беспроводные каналы связи, принимается и декодируется приемником для того, чтобы быть переданной пользовате­лю. Огромное значение для становления теории информации сыграла теория расчета помехоустойчивости каналов передачи сообщений и раз­витие в ней методов устранения помех. Одними из первых работ по тео­рии информации были работы К. Шэннона по математической теории информации. Но это исходное представление об информации значитель­но расширилось в кибернетике, где под ней стала пониматься любая со­вокупность сигналов и сведений, которые воспринимаются и выдаются определенной системой при ее взаимодействии с окружающей средой или же хранятся и перерабатываются в ней.

Как подчеркивает Д.С. Чернавский1, при обсуждении многочислен­ных определений понятия «информация» ни одно из них не является об­щепринятым. Негативное определение ее Н. Винером — «информация есть информация, а не материя и не энергия» — также не вносит ясности. Чернавский приводит целый веер подобных определений: информация — это знания, переданные кем-то другим или приобретенные путем собст­венного исследования или изучения; сведения, известия, содержащиеся в данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и обработки; порядок, поскольку коммуникация приводит к увеличению степени той упорядоченности, которая существовала до получения сооб­щения; всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее

1 См.: Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 2001.


3.2. Философские проблемы информатики                                          449

не было известно; все те данные о внешнем мире, которые мы получаем как путем непосредственного воздействия на наши органы чувств окру­жающих предметов и явлений, так и опосредованным путем через книги, газеты, рассказы других людей; отражение в сознании людей объектив­ных причинно-следственных связей в окружающем нас реальном мире и т.п. Тем не менее понятие «информация» успешно используется при ис­следовании практически всех процессов самоорганизации.

Информационные технологии начинают играть важную роль в со­циальной коммуникации, что приводит и к переопределению понятия информации. В концепции немецкого социолога Н. Лумана1 коммуни­кация представляет собой социальный процесс, тесно связанный с са­мореференцией и синтезом трех типов селекции — информации, сооб­щения, передаваемого этой информацией, и понимания или непонимания этих сообщений и информации. Без коммуникации не бывает ни информации, ни сообщения, ни понимания в смысле взаим­ного обусловливания. Коммуникация не имеет цели, и все, что можно про нее сказать, — это то, состоялась она или нет. Коммуникация — это действительность, которая не может быть приписана чему-либо другому, и одновременно механизм, который конституирует общество как ауто-пойетическую систему. Коммуникация становится основной структурой общества, причем никакая коммуникация невозможна без общества, а никакое общество — без коммуникации. Коммуникативные акты ниче­го не говорят о мире, который не отражается ею, а скорее классифици­руется с ее помощью. Завершить акт коммуникации — значит решить вопрос о том, что представлено, принято или отклонено, а не о том, что понято. Если социальное — это не что иное, как коммуникация, то тем самым подразумевается, что социальное состоит из таких аутопойетиче-ских процессов, которые имеют свою собственную неотъемлемую дина­мику. Тогда окружающая среда — лишь стимул, но не реальный источ­ник информации. Управляемые коммуникационными средствами коммуникативные процессы связывают партнеров, каждый из которых реализует свои собственные селективные достижения и знает о том, что то же самое делает и другой. В этой связи становится важным различе­ние знания и информации: знание создает способность действия, в то время как информация представляет собой знание, обработанное для целей использования, поэтому знание отражает статический структур­ный, а информация — процессуальный аспект коммуникации.

Понятие «управление», первоначально возникшее в теории автомати­ческого регулирования и обобщенное в кибернетике, также эволюциони­ровало. В его первоначальном смысле оно характеризовалось следующими основными признаками: действие системы производится автоматически,

1 См.: Луман Н. Власть. М., 2001.


450                                  3. Философия техники и технических наук

в соответствии с определенной целью, имеется обратная связь. В данном случае использовалось машинное представление управления как регули­рования, т.е. как автоматического действия без участия сознания. Поэтому цель понималась не как идеальный образ сознания, а как некоторое конеч­ное состояние вне системы, которого она достигнет, выполнив ряд автома­тических действий. Программа таких действий включает в себя и сам ре­зультат, и алгоритм поведения системы. Наконец, в понятие обратной связи первоначально вкладывалось узкое содержание: сигнал на выходе некоторого устройства, являющегося объектом управления, постоянно сравнивается со специфическим эталоном, который запрограммирован в регуляторе, а информация о рассогласовании выходного сигнала с целью в виде особого сигнала поступает на вход объекта управления и использует­ся для ограничения выходов. Это исходное представление было сущест­венно расширено. Во-первых, управление, которое нельзя сводить только к информационным процессам, в конечном счете предполагающим авто­матизацию этой деятельности, стало рассматриваться не как автоматичес­кое действие, а как управленческая деятельность, которая лишь частично может быть автоматизирована, причем автоматизации должна предшест­вовать реорганизация, иначе оснащение вычислительной техникой только закрепляет существующие рутинные процедуры деятельности. В инфор­матике же именно проблема автоматизации интеллектуальной человечес­кой деятельности выходит на первый план. Во-вторых, эта деятельность стала пониматься как осознанная, а ее цель — как предварительно, еще до реализации цели сформированный идеальный образ результата деятельно­сти. Управление — это воздействие одной деятельности на другую, напри­мер производственную, хозяйственную, конструкторскую, научную и т.п. деятельность, которая подлежит корректировке в соответствии с целью и осознанием всей деятельности и образа действия управляемого. В-третьих, понятие обратной связи формулируется как механизм учета разницы меж­ду целью действия и ее результатом: от объекта управления к управляю­щим органам по каналам связи передается информация о фактическом по­ложении дел, прежде всего об отклонениях от намеченных планов, которая используется для выработки управляющих воздействий. Именно несовпа­дение цели и результата деятельности лежит в основе регуляционного ме­ханизма обратной связи.

Понятие «система» появилось в рамках общей теории систем, которая связана с развитием системного подхода в современной науке и технике. К настоящему времени разработаны различные ее варианты, ориентиро­ванные на разные проблемные и объектные области. Наиболее известной и первой из них была общая теория систем, сформулированная в середи­не 1940-х гг. Л. фон Берталанфи на основе организмического подхода к ре­шению проблемы соотношения части и целого, явившейся обобщением прежде всего биологических, зоологических и частично экосистем. Позже


3.2. Философские проблемы информатики                                          451

были разработаны и другие ее варианты, например М. Месаровичем, по­строившим вариант математической общей теории систем.

Суть организмического подхода Берталанфи — в утверждении, что биологический порядок является специфическим и органические систе­мы подчиняются иным закономерностям, чем неорганические. Предста­вители механистического направления в биологии пытались исследовать свойства и характер отношений органических структур физическими ме­тодами и объяснить их с помощью физико-химических законов, но при­способление, саморегуляция и самовоспроизведение не поддавались та­кого рода объяснению. Организмический подход — это целостный, а не аналитически-суммативный подход к анализу систем, предполагающий динамическое представление вместо статического и машинного, рассмо­трение организма как прежде всего активности. Позднее Берталанфи бы­ла сформулирована теория открытых систем, обменивающихся с окру­жающей средой энергией и материей, которая позволила объяснить процессы роста, приспособления, регуляции и равновесие биологичес­ких систем и легла в основу его варианта общей теории систем.

Одновременно Винер развил кибернетический подход, исследуя общность процессов регулирования и информационного обмена и у жи­вотных, и у машин, считая, что автоматы взаимодействуют, как и орга­низмы, с окружающей средой, т.е. могут принимать и запоминать внеш­ние образы, имея датчики и эквивалент нервной системы, и даже корректировать свою деятельность, а потому могут быть объединены в одну общую теорию — кибернетику. Согласно этой теории, механизм обратной связи является основой целенаправленного поведения как со­зданной человеком машины, так и живого организма и социальной сис­темы. Берталанфи возражал ему, считая, что в данном случае техничес­кие системы являются открытыми для обмена информацией, а не энергией и материей, как у органических систем.

Можно, однако, указать несколько таких сходств этих дисциплин. Например, иерархическое рассмотрение, которое дополняется описани­ем элементов-кирпичиков, составляющих систему, и связей между ними, отвлечение от вещественного субстрата материальных процессов и рас­смотрение их функциональных зависимостей, а также междисциплинар-ность и методологическая направленность. И в кибернетике, и в систем­ном подходе исследователь первоначально абстрагируется от внутренних свойств системы, анализируя только ее внешние связи (принцип «черно­го ящика»). В то же время их нельзя и отождествлять: предметом иссле­дования кибернетики являются системы управления, сфера же систем­ных исследований распространяется на любые системы; кибернетика рассматривает информационные аспекты систем, а системный подход — любые их аспекты и срезы. Перенесение кибернетических принципов, взятых из биологии и обобщенных в кибернетике, на мир неживой при-


452                                  3. Философия техники и технических наук

роды, а затем и общество, привело к развитию подхода к исследованию любых систем как самоорганизующихся, что, в свою очередь, породило новый, синергетический подход, в том числе и в информатике.

Основатель синергетики Г. Хакен1 отмечает, что именно из объясне­ния чрезвычайно сложных биологических явлений, например эволюции и зарождения жизни, возникает вопрос, можно ли обнаружить процес­сы самоорганизации в гораздо более простых системах неживой приро­ды. Наукой раскрыто множество примеров физических и химических систем, в которых отчетливо прослеживаются процессы, сходные с про­цессами в живых организмах при переходе от неупорядоченного к упо­рядоченному состоянию. В противоположность созданным человеком машинам, которые конструируются для выполнения специальных функций, эти структуры развиваются спонтанно — самоорганизуются, причем способ функционирования таких систем подчиняется одним и тем же основополагающим принципам, независимо от того, относятся ли они к области физики, химии, биологии или даже социологии. В об­щем виде сначала имеется некоторая система в определенном состоянии и при определенных контрольных внешних условиях. Если изменить значение контрольного параметра, то это прежнее состояние может стать нестабильным и должно уступить место новому состоянию, кото­рое имеет более высокую степень порядка. При этом система сама про­веряет формы движения, находящиеся в состоянии конкуренции. Си­нергетический подход успешно используется сегодня в самых различных областях науки, техники, искусства, медицине и культурологии.

В информатике, как считает Чернавский, с точки зрения синергети­ки наиболее конструктивным является определение информации как запомненного выбора одного варианта из нескольких возможных и рав­ноправных. К этому добавляется уточнение сопутствующих ему поня­тий, таких, как введенное еще Шенноном понятие количества инфор­мации, затем ее осмысленность, условность и в особенности ценность. С точки зрения синергетики причиной спонтанного возникновения ин­формации и эволюции ее ценности является неустойчивость.

Таким образом, можно констатировать смещение акцентов в инфор­матике с технических компонентов — «хардвэр» — на развитие про­граммных аспектов — «софтвэр» — и проектирование информационных потоков в сложных системах, замыкающихся на человеческие компонен­ты. Однако человеческие компоненты не рассматриваются более лишь как элементы человеко-машинных систем, поскольку в этом случае теря­ется решающий социальный аспект. Речь идет фактически о реорганиза­ции социотехнических систем, где акценты явно смещаются на исследо­вание и организацию систем человеческой деятельности, в которых

1 См.: Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.


3.2. Философские проблемы информатики                                         453

машинные, технические компоненты играют второстепенную роль и на первый план выходит системный менеджмент и проектирование органи­зационных структур. С этим связаны, например, попытки использовать представления о самореферентных и аутопоейтических системах, разви­тые в теории систем Лумана, для перехода от ставших уже традиционны­ми и малопродуктивными в этой области системно-кибернетических представлений к пониманию социотехнической системы. Смысл этого нового подхода заключается в том, что система рассматривается с энерге­тической точки зрения как открытая, а ее внутренние процессы и органи­зация являются полностью закрытыми по отношению к окружающей ее среде. Поэтому аутопойетическая система репродуцируется в ходе закры­того для внешней среды рекурсивного процесса, в котором она сама вос­производит и сохраняет свои составные части. Самореферентность систе­мы представляет собой ее способность постоянно самоопределять отношение к самой себе и дифференцировать отношения к окружающе­му миру, а также перманентно селектировать свои внутренние связи и эле­менты. Система конструирует окружающую среду как данную реальность и через эту процедуру утверждает и себя саму как реально существующую. Одним из центральных понятий лумановской теории систем являет­ся понятие самонаблюдения. Система только тогда существует, когда она сама себя наблюдает, т.е. самоидентифицирует себя, отделяя себя от ок­ружающей среды. Кроме того, существует некий «наблюдатель второго порядка», способный понять, что самонаблюдение отграничивает то, что другие системы (в качестве «наблюдателей первого порядка» или «внеш­них наблюдателей») осознают как мир, в котором они существуют. Мно­гократное повторение процедуры дифференциации системы и окружаю­щей среды, направленное внутрь данной системы, ведет к выделению в ней иерархии подсистем и одновременно к редукции сложности этой си­стемы. Аутопойесис в данном контексте означает самоорганизацию, са-моконституирование и саморепродукцию системы через построение подсистем. Таким образом, теория систем Лумана может рассматривать­ся как новая парадигма теории систем, основывающаяся на синтезе идей общей теории систем Берталанфи и синергетического подхода и приме­ненная к анализу развития самоорганизующихся социальных систем.

3.2.2. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники

Центральное место в информатике занимает компьютерное моделиро­вание. Современный имитационный эксперимент коренным образом отличается от эксперимента в классической естественной науке, основ-


454                                  3. Философия техники и технических наук

ная цель которого — воспроизведение в материализованном виде идеа­лизированных экспериментальных ситуаций, направленное на под­тверждение отдельных следствий из общих теоретических положений. В неклассическом естествознании важную роль сегодня играет идеали­зированный компьютерный эксперимент, позволяющий проимитиро-вать, проанализировать и рассчитать различные варианты возможного поведения исследуемой сложной системы. Незаменимым компьютер­ный эксперимент становится также в современной инженерной дея­тельности и проектировании.

Моделирование функционирования системы на ЭВМ позволяет уже на ранних этапах проектирования представить систему как целостный объект, а анализируя такую модель, можно принимать научно обосно­ванные решения по выбору наиболее подходящей реализации отдель­ных компонентов системы с точки зрения их взаимосвязи и взаимного функционирования, учесть заранее различные факторы, влияющие на систему в целом, и условия ее функционирования, выбрать наиболее оп­тимальную структуру и наиболее эффективный режим ее работы. Для сложных человеко-машинных систем такой анализ невыполним средст­вами традиционного моделирования, и ему обязательно требуется ком­пьютерная поддержка, поскольку без использования современной вы­числительной техники просто невозможно учесть те многочисленные данные о сложной системе, которые необходимы исследователю и про­ектировщику, особенно если иметь в виду их разнородность, связанную с использованием знаний различных дисциплин и участием в создании таких систем разнообразных специалистов. Такая автоматизация имита­ционного моделирования направлена на расширение возможностей ис­следователя и проектировщика для прогнозирования поведения систе­мы в различных меняющихся условиях и выбора адекватных этим условиям решений. Создание диалоговых систем позволяет значительно расширить аналитические средства, повысить качество и обоснован­ность решений проектных и исследовательских задач и существенно со­кратить время их выработки.

Имитационное моделирование на ЭВМ позволяет исследовать сложные внутренние взаимодействия в системе, изучать влияние струк­турных изменений на ее функционирование, а также влияние измене­ний в окружающей среде, для чего в модель вносят соответствующие трансформации и наблюдают их воздействие на поведение системы. На основе полученных в результате моделирования данных разрабатывают­ся предложения по улучшению существующей структуры системы или созданию совершенно новой ее структуры. Влияние этих нововведений можно проверить с помощью имитации еще до их практического внед­рения для предварительной проверки новых стратегий и решений, пред­сказания на модели узких мест, имеющихся в системе, описания и про-


3.2. Философские проблемы информатики                                          455

гнозирования на ней возможных путей естественного развития имити­руемой системы в различных условиях и обоснования выбора вариантов ее структуры при соответствующих изменениях этих условий. Это поз­воляет автоматизированным способом формировать и распознавать структуры, оптимизировать их по заданному критерию, осуществлять имитацию динамики системы на этих структурах и оценивать качество вариантов моделей проектируемой системы.

Первоначально модель выдается необязательно в строго формализо­ванном виде, а на содержательном уровне — в языке, наиболее приближа­ющемся к естественному, поэтому такую модель часто называют вербаль­ной. На следующем этапе она должна быть представлена уже в виде математической модели с помощью различных языков программирова­ния. Экспериментирование с моделью на компьютере заключается в из­менении условий функционирования объекта моделирования, генерации вариантов модели, предсказывающих поведение системы в гипотетичес­ки изменившихся условиях. Выбор наиболее пригодного для данных ус­ловий варианта модели и оптимизация этого варианта являются проект­ными задачами и находятся в прямой зависимости от целей исследования или проектирования. Такой выбор диктуется прежде всего содержатель­ными критериями, т.е. интерпретацией модели, заключающейся в опре­делении области и границ, в которых результаты, полученные на модели, являются справедливыми для исследуемой или проектируемой системы. Наряду с формализацией имитационные модели выполняют также важ­ную эвристическую функцию, особенно при моделировании динамики различных исследуемых процессов. Даже в случае достаточно тривиаль­ных моделей компьютерное моделирование дает возможность предста­вить результаты исследования яснее, проще и быстрее.

Постепенно мышление приучается работать с такого рода моделями, не обращаясь каждый раз к их интерпретации на уровне первичной ре­альности, и эта вторичная реальность, в конечном счете, становится по­стоянным репрезентантом первичной. Оперирующий цифрами и знач­ками на экране монитора банковский служащий, играя на электронной бирже, не видит реальных процессов на рынке ценных бумаг, но точно отслеживает их в пространстве идеальных сущностей, скрытых в ком­пьютерной оболочке. Его действия могут привести тем не менее к впол­не реальным последствиям для конкретного предприятия, акции кото­рого он покупает и перепродает, для банка, в котором он работает, и для его собственного существования. Однако он не имеет представления о тех технологических процессах, которые протекают на производствен­ных предприятиях, о работающих там людях, а часто и о продуктах, ко­торые циркулируют на рынке. Он оперирует абстракциями, не осязая даже денежных банкнот, хотя через него могут проходить за несколько минут миллионы денежных единиц. Именно таким образом функцио-


456                                  3. Философия техники и технических наук

нирует так называемая виртуальная реальность, которая хотя и не явля­ется реальным объектом, но может вызывать реальные эффекты. И хотя, несомненно, развитие новых информационных технологий открывает невиданные до тех пор возможности для реального действования в вир­туальной реальности, сама проблема известна со времен Античности. Когда мы задаемся вопросом, что значит существовать в действительно­сти, то на ум приходит ответ древнегреческих атомистов: на самом деле существуют не видимые и воспринимаемые нашими органами чувств вещи, а лишь атомы и пустота, постигаемые разумом. С помощью совре­менных информационных технологий можно придать любой виртуаль­ной реальности субстанциальность, заставляя пользователя восприни­мать ее как реально существующую, причем действия в виртуальной реальности благодаря этим технологиям действительно могут произво­дить реальные эффекты.

Можно предположить, что оператор-ученик, находясь в компьютер­ном классе, вообще не имеет представления о том, как варится сталь, а на экране монитора высвечивается абстрактная картинка. В компьютер тем не менее внесены все физические, химические и тому подобные па­раметры реального технологического процесса, и их изменение меняет эту картинку. Сталевар в цехе отдает команды, когда и какие действия нужно совершать, чтобы на выходе получился определенный продукт с желаемыми параметрами, и эти команды, передаваемые по каналам свя­зи, ученик соотносит с изменениями на видимой им картинке. Посте­пенно он и сам научится вовремя отдавать нужные команды через компьютер механизмам, работающим в цехе, не видя реального физиче­ского или химического процесса, происходящего там. Но, в сущности, и сталевар видит не эти процессы, а лишь фиксирует их внешние призна­ки, соотнесенные с опытом и дополненные профессиональным науч­ным образованием, соединяя их в некоторую картину реальности, в со­ответствии с которой он и строит свои действия. Таким образом, между ним и оператором, сидящим в компьютерном классе, не существует большой разницы, а продукт может быть идентичным и вполне ощути­мо реальным. В отличие от них, научно образованный инженер проник в физическую, химическую и тому подобную суть происходящих про­цессов. Мастер-практик, работая якобы без всякой науки и основываясь на многолетнем практическом опыте, измеряет заданные наукой пара­метры и, как и инженер, пользуется научными понятиями и представле­ниями в рамках той научной картины мира, которую он усвоил в ходе общего образования, принимая ее за первую реальность, точно так же, как воспринимал ремесленник-кузнец в древности мифологическую картину мира. Для последнего рецепт приготовления стали так же пост­роен по законам мифа, как для современного техника — по законам науки. Для него таким же естественным является объяснение, почему


3.2. Философские проблемы информатики                                         457

закаливание стали должно осуществляться в золе шкуры черного козла и в моче рыжего мальчика, поскольку в черном и рыжем скрыт сокровен­ный символ потусторонних дьявольских сил, на балансировании между которыми и божественными силами и строится весь технологический процесс, как для современного техника объяснение этого связывается с необходимостью добавления органических углеродных соединений и мочевины. Миф и был той первой реальностью, в которой жили древние люди, точнее, истинной ее картиной, в соответствии с которой они до­статочно успешно действовали, а не сказкой, не имеющей ничего обще­го с реальной действительностью, в качестве которой миф предстает пе­ред современным исследователем. Ритульные условно-символические действия воспринимались как вполне реальные, направленные на до­стижение конкретных практических результатов.

Собственно именно так и в современной технике первичная реаль­ность, данная нам в ощущениях, восприятиях и в повседневном социаль­ном опыте, замещается научной картиной мира. Мы не в состоянии почувствовать или увидеть электромагнитные волны, но верим постро­енной Герцем на основе электродинамической теории Фарадея—Макс­велла и подтвержденной им опытами картине распределения электро­магнитных волн как истинной, а инженеры и техники строят на основе этих представлений различные приборы, например радиоприемники, которые стали обычными предметами нашего социального опыта. Мы воспринимаем лишь идущие из них звуки, издаваемые за много тысяч километров, представляя себе в соответствии с научной картиной элект­ромагнитных взаимодействий, как радиоволны доносят до нас расшиф­рованные радиоприемником звуки знакомого голоса или музыки. Но с таким же успехом мы можем представить себе эту картину с помощью альтернативной теории Ампера—Вебера, основанной не на волновом, а на корпускулярном принципе. То же относится и к визуальным представ­лениям. Со времен В. Гильберта, предложившего использовать навигаци­онные инструменты, разработанные им на основе представления о маг­нитном поле Земли, которого мы без специальных приборов не видим, ориентация в море основывается не на ощущениях капитана, соотнося­щего положение судна в пространстве с видимыми естественными ори­ентирами, а с абстрактными показаниями магнитных приборов. Не име­ет ли дело современный навигатор в таком случае с виртуальной реальностью, подкрепленной научной картиной мира? Даже рассматри­вая в телескоп невидимые до тех пор простым глазом звезды, Галилей отождествляет полученное изображение с первой реальностью лишь с помощью особой научной теории — теории перспективы, развитой его предшественниками. Любой научный прибор построен и функциониру­ет на основе научных представлений, а связь этих представлений с реаль­ностью подтверждена соответствующей теорией, в которой, например,


458                                  3. Философия техники и технических наук

визуальная модель опосредована математической схемой, ничем не от­личающейся от компьютерной модели, где алгоритмические цепочки ма­тематических схем, реализованные в конкретных компьютерных про­граммах, гарантируют нам, что изображение на экране монитора соответствует реальности. Таким образом, виртуальная реальность стано­вится не только средством исследования реального мира, но иногда и его подмены и может быть определена как модельное отображение действи­тельной реальности с помощью технических средств, создающее иллю­зию этой реальности. Совершенно новые аспекты виртуальной реально­сти раскрылись после возникновения глобальной сети Интернета.

Виртуальная реальность проникает сегодня не только в сферу про­фессиональной деятельности, но и в повседневную жизнь. Например, в случае подключения так называемых интеллектуальных бытовых приборов к сети Интернета, открываются новые возможности управ­ления и пользования ими, но одновременно возрастает и зависимость от этой виртуальной реальности. Для обычного пользователя часто просто непостижимо, как функционирует вся эта электроника, начи­ная от отопления и кончая телевизионными и коммуникационными устройствами. Человек становится беспомощным, если окружающая его виртуальная реальность исчезает и он остается один на один с пер­вичной реальностью, которая не поддается управлению. Эту ситуацию лучше всего иллюстрируют отказы компьютерных систем, управляю­щих сложными сервисными объектами, например аэропортом. В этом случае служащие аэропорта не в состоянии вообще оценить, что же на самом деле происходит, если представленная системой информация не соответствует действительности, например из-за сбоя в работе программного обеспечения, поскольку они обучены работать лишь с виртуальной реальностью, ставшей для них первичной. Только проек­тировщик данной системы и гарантирует ее связь с первичной реаль­ностью. Таким образом, новые информационные технологии, с одной стороны, открывают невиданные ранее возможности для развития ин­теллектуальной деятельности, коренным образом изменяют окружаю­щий человека мир, а с другой — создают новые проблемы и риски, сре­ди которых одной из важнейших является проблема обеспечения информационной безопасности.

К проблемам информационной безопасности следует отнести про­блемы предотвращения несанкционированного доступа к конфиденци­альной информации, использования персональных данных во вред кон­кретным личностям и социальным группам, вторжения в личную сферу, манипулирования информацией, компьютерной преступности (от вскрытия банковских компьютерных сетей до запуска вирусов в профес­сиональные информационные сети, могущие привести к техногенным катастрофам), защиты авторских прав, психических расстройств и техно-


3.2. Философские проблемы информатики                                         459

стресса у пользователей современных компьютерных технологий, кон­фиденциальности, целостности и надежности информации, а также опасности ограничения доступа к информации и свободы ее распростра­нения, информационного элитаризма, когда лишь часть населения полу­чает доступ к информационным технологиям и ресурсам, и т.п. Для решения всех этих проблем необходимы усилия самых различных специ­алистов, в том числе и юристов, поскольку без создания единого право­вого пространства в информационном обществе становится невозмож­ным не только его дальнейшее развитие, но и включение целых государств и регионов в экономическую систему развитых стран. Все эти вопросы для информационного общества приобретают ключевой харак­тер. Как отмечает И.С. Мелюхин1, именно благодаря современным сред­ствам связи и передачи информации пространственные границы не име­ют прежнего значения для хозяйственной деятельности, а перспективы электронной торговли осознаны многими странами, принимающими за­конодательные акты для использования цифровой подписи и систем за­щиты информации. Обеспечение информационной безопасности долж­но охватывать все уровни, от генерации и переработки до использования информации, которые включают в себя и вычислительные системы, и системы хранения данных, и персонал, управляющий информационной системой, и сеть, обеспечивающую передачу информации. Именно такую глобальную компьютерную сеть представляет собой Интернет, со­здавший новую коммуникативную и информационную среду и позволя­ющий почти мгновенно устанавливать контакт между любыми пользова­телями этой сети или с подключенными к ней базами данных.

3.2.3. Интернет как метафора глобального мозга

Интернет — это современная социотехническая система, основу кото­рой составляют локальные сети, объединяющие компьютеры и другие разнообразные технические устройства, различные базы данных, поль­зователей, подключающихся к этой распределенной сети и интерактив­но взаимодействующих. Первая компьютерная сеть была создана по заказу Министерства обороны США в конце 1960-х гг. с целью сохране­ния сообщений даже в случае разрушения части сети, а для обеспечения быстрого обмена данными между ее узлами была разработана первая программа для электронной почты. Следующим этапом стало объеди­нение различных локальных компьютерных сетей, которые использо­вали разнообразные программные средства и стандарты, и обеспечение

1 См.: Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки и проблемы, тенденция раз­вития. М., 1999.


460                                  3. Философия техники и технических наук

их совместимости. Именно создание межсетевого стандартного прото­кола управления передачей привело к рождению Интернета, а основой объединения всех имеющихся источников информации стала «всемир­ная паутина» и специальная программа, с помощью которой любой пользователь, не обладающий специальными знаниями, мог бы легко переходить с одного сайта на другой. Именно после этого начинается собственно развитие Интернета во всемирном масштабе, который рас­сматривается сегодня не просто как техническое средство, используе­мое в различных целях, но как особая онтологическая реальность — ки-берпространство.

Метафора киберпространства, как отмечает А.Е. Войскунский1, подразумевает наличие некоторого виртуального мира, представленного в сознании и заполненного хранилищами информации, разного рода презентациями, который раскрывается только по частям, причем начи­ная с любого произвольно выбранного места, и к тому же постоянно из­меняется. Киберпространство часто представляется в виде гиперсети, что связано с представлением о производственных, коммерческих, сер­висных и других организациях как о децентрализованных сетевых струк­турах открытого доступа, поскольку именно открытость, компетент­ность, демократичность, готовность признать и исправить ошибки, оперативность реагирования приносят победу в конкурентной борьбе. Иногда киберпространство рассматривается как гипертекст, т.е. как вер­бальная структура, даже если в нее встраиваются видео- и аудиофраг-менты, и тогда главной его характеристикой становится связность, структурированность, насыщенность разнородными связями, содержа­тельная полнота. Поскольку киберпространство — это социотехничес-кая система, то в него включаются не только блоки информации, но и люди, представленные редуцировано, как их проекции — вербальные сообщения разной степени истинности, подробности и ответственнос­ти, т.е. порожденные ими тексты (например, реплики в чатах, гостевых книгах, на форумах, телеконференциях, электронные публикации на веб-сайтах и самопрезентации), реалистические или даже фантастичес­кие изображения, часто вводящие в заблуждение, образы вымышленных существ, с которыми, однако, можно проконтактировать, различные со­общества, к которым может присоединиться каждый.

Киберпространство, хотя и существует где-то в распределенной се­ти, но нигде «здесь» и «теперь», и поэтому может быть уподоблено вир­туальному миру. Человеческий индивид сбрасывает «помеху материи» и предстает в нем бестелесным существом, рассматривая так и себя само­го, и других участников коммуникации. В киберпространстве формиру-

1 См.: Гуманитарный Интернет// Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000; Войскунский А.Е. Метафоры Интернета// Вопросы философии. 2001. № 11. С. 64—79.


3.2. Философские проблемы информатики                                          461

ется новый, внетелесный опыт, а индивид существует как виртуальное тело, которого «на самом деле» нет, но в Интернете могут существовать его биография, список научных работ, фотографии, счет в банке, нало­говые отчисления, кредиты и даже долги, следы от переписки с другими такими же виртуальными субъектами. Все, что им создано, существует лишь на носителях памяти в банке данных и в его собственном вообра­жении, в воображении нескольких коллег, подключенных к Интернету. Виртуальные миры и институты возможно представить, прочитав их описания. В киберпространстве действительно можно, освободившись «от помехи материи», очутиться там, где нас «на самом деле» нет, и при­нять активное участие в дискуссии и коммуникации. Легким нажатием клавиш на компьютере человек способен перенести свое виртуальное тело в нужное место и время, с тем чтобы выступать, дискутировать, уча­ствовать в заседаниях, т.е. жить в незримой, но реальной виртуальной сети, а устав, возвратиться домой, откуда, как реальное тело, он и не вы­ходил. Однако и «дом» — это тоже виртуальное пространство, которое мы создаем и стремимся поддерживать вокруг себя в неизменном виде, причем независимо от того, что происходит в окружающем мире.

Виртуальный мир может быть уподоблен сновидению. Внешний мир уже не действует так раздражающе на сознание, и человек может отре­шиться от текущих событий. Он может одновременно находиться в ре­флексивной позиции и играть роль как самого себя, так и другого, не бо­яться необратимости и неотвратимости разворачивающегося сценария и в любой момент выйти из тупиковой или жизненно опасной ситуации — «проснуться». В то же время сны проигрывают возможные будущие и прошлые «реальные» события, а настоящее выступает в данном случае как «нереальное». Это отличает состояние сна от бодрствования, где «ре­альными» кажутся нам лишь настоящие события, а прошлое и будущее скрыто от нас или завесой забвения, или пеленой еще несбывшегося «бытия в возможности», т.е. ощущается как нереальное. Сновидение, хо­тя и осознается современным взрослым человеком как противоположное реальному, в древних культурах и детском возрасте часто вообще от него не отличимо. Когда ребенок просыпается от страшного сна и в испуге плачет, родители успокаивают его, что это — всего лишь сон. Но сам ре­бенок без посторонней помощи не может отличить виденное во сне и в состоянии бодрствования. Так же и у древних народов сновидения обла­дают не меньшей реальностью, чем бодрствование.

Об этом свидетельствует, например, древнеиндийский эпос. Леген­дарный мудрец Маркандея пожелал узнать тайну сотворения Вселенной в награду за свое благочестие. Едва он помыслил об этом, как неожидан­но очутился за пределами мира. В страхе и отчаянии он увидел себя в глубокой тьме, потеряв надежду на спасение. Вдруг он заметил спящего человека, который светился собственным светом, озаряя тьму. Это был


462                                  3. Философия техники и технических наук

великий бог Вишну, который, когда мудрец приблизился к нему, приот­крыл рот и, вдохнув воздух, проглотил его. Маркандея опять очутился в зримом мире с горами, лесами и реками, городами и селениями и ре­шил, что все виденное им было сном. Он долго странствовал по миру, но нигде не мог найти конца Вселенной. Однажды ему снова привиделся удивительный сон: снова он был в пустоте и безлюдье, где он узнал, что, когда творец засыпает, Вселенная гибнет, когда просыпается, то творит Вселенную заново. Оказавшись в знакомом мире, полном жизни, дви­жения и света, Маркандея уже не знал, что же было сновидением, а что явью. Этот миф очень хорошо иллюстрирует, как в человеческом созна­нии подчас сложно переплетены сны, грезы наяву и сама окружающая действительность. Сон в древнеиндийской мифологии — это не только средство познания мира, но и обоюдоострое оружие. Насколько «ору­жие» сновидения — грезить наяву — может быть опасным, показывает случай, приводимый американским историком техники Л. Мамфордом. Девушка из одного африканского племени общалась с духами, которые присоветовали ее племени верный способ прогнать англичан — уничто­жить весь скот и зерно, после чего наступит земной рай и изобилие. Все было исполнено в соответствии со сверхъестественными повелениями, и вскоре все племя просто вымерло. Но то, что исполнимо во сне, не всегда сбывается наяву. Именно такого рода опасность возникает для тех, кто всерьез погружается в киберпространство, теряя чувство реаль­ности. В киберпространстве легче выразить то, что при личном общении невозможно или очень трудно психологически высказать, здесь можно сохранить анонимность, возможно исправить то„ что в реальной жизни непоправимо. Но, приучившись так «жить» и «действовать», легко уте­рять способность к нормальному человеческому общению, что часто яв­ляется причиной бегства от реальности в виртуальный мир.

Как отмечает в своем фундаментальном исследовании информаци­онного общества Мелюхин, в связи с развитием Интернета происходят существенные трансформации в массовом сознании. С одной сторо­ны, Интернет предоставляет огромный выбор информационных про­дуктов и услуг, и каждый может сформировать информационное поле в соответствии со своими запросами, что свидетельствует о демократи­зации информационной общественной жизни и чему способствует на­личие альтернативных источников информации, ее доступность для больших масс людей. С другой стороны, часть общества, для которой по каким-либо, например экономическим, причинам подключение к сети Интернета невозможно или ограничено, автоматически исключа­ется из дальнейшего общественного функционирования и развития. Кроме того, происходит заметная унификация массового сознания, поскольку в Интернете распространяются одновременно одни и те же новости, часто выраженные в стандартизованной форме, идет пропа-


3.2. Философские проблемы информатики                                          463

ганда западного образа жизни, техногенной цивилизации, рекламиру­ются одни и те же группы товаров. Особенно сильно это воздействует на молодежь, что неизбежно приведет к формированию у новых поко­лений стандартных стереотипов сознания в большей степени, чем у их предшественников. Расширяются возможности манипулирования об­щественным сознанием, распространения дезинформации, которая облачена в форму, вызывающую доверие посетителей Интернета, по­вышается уязвимость и зависимость от бесперебойного функциониро­вания сети, особенно при массовом заражении различного рода ком­пьютерными вирусами, червями и т.д., которые могут не только нарушить на долгое время коммуникационную способность, но и раз­рушить целиком локальные компьютерные сети как индивидуальных пользователей, так и крупных организаций. Компьютеры изменили са­му культуру мышления, а Интернет — культуру общения между людь­ми. Они не только создают невиданные до тех пор удобства и возмож­ности, но и порождают новые психические проблемы у человека, интенсивно работающего с компьютером, связанные, например, с фе­номеном компьютерного фетишизма.

Это, однако, не умаляет прогрессивного значения новых информа­ционных технологий вообще и Интернета в частности, причем наиболее очевидными их преимущества становятся именно в сфере образования. Открытость сети Интернета для людей всего мира, всех уровней образо­вания и социальных слоев, а также независимо от возможностей инди­видуальной мобильности и возраста делает его незаменимым в плане со­здания новой образовательной среды, дает возможность обучающемуся самостоятельно выбирать с помощью имеющихся поисковых систем из всего многообразия практически неограниченных информационных ре­сурсов любую информацию, причем почти мгновенно, создавая новую форму дистанционного образования. Через сети Интернета может не только распространяться информация о курсах лекций, семинарах, лет­них школах, их программах и планах, но и учебные материалы и посо­бия, а также осуществляться регулярная коммуникация между ученика­ми и преподавателями. Корректировка текстов, рецензирование и даже сдача зачетов и экзаменов не представляет в этом случае большой про­блемы. Возможными становятся и интерактивные консультации с пре­подавателями, отделенными от учеников большими расстояниями, что делает коммуникацию саморефлексивной системой.

3.2.4. Эпистемологическое содержание компьютерной революции

Одной из центральных проблем современной информатики является проблема представления знаний для компьютерных систем, или инже-


464                                  3. Философия техники и технических наук

нерии знаний. И.А. Алексеева отмечает, что решение такого рода задач связано с выяснением устройства и механизмов функционирования знания, их классификацией, исследованием логических механизмов рассуждения и т.п. Причем с технологической точки зрения задача ин­женерии знаний состоит в том, чтобы сделать формализованным не­формализованное знание эксперта или хотя бы некоторые его фраг­менты, оценить технологии его получения, хранения и обработки. С методологической же точки зрения ставится вопрос о влиянии ин­формационной технологии на развитие знания, в том числе на эволю­цию его форм и видов, используемых в той или иной профессиональ­ной деятельности.

Что же следует понимать под информацией, данными и знаниями? Г. Бехманн подробно анализирует следующие их определения. Одно из них гласит: если данные организованы, они становятся информацией. Согласно другой точке зрения, информация включает в себя процесс манипулирования, представления и интерпретации данных, поскольку ее цель редуцировать неопределенность и позволит принять решение. Знание, которое может существовать в различных формах — научное знание, суждение или опыт, — также важно понимать не просто как со­держание данных, а как активный процесс, включающий в себя способ­ность интерпретировать данные. С точки зрения Ю. Миттелыитрасса, информация — это путь и средство, с помощью которого знание транс­портируется, поэтому оно становится видимым только через информа­цию. Информация, которая должна быть не корректной, а вероятной, может репродуцировать знание или незнание, и в этом смысле инфор­мационное общество является хронически неинформированным.

Поскольку пользователями информационных систем являются в своем большинстве не профессиональные программисты, то возникает задача организации диалогового режима работы с компьютером на огра­ниченном естественном языке. Согласно компьютерной лингвистике, которая специально занимается вопросами оптимизации коммуника­ции между человеком и вычислительной машиной, вопрос выработки языка деловой прозы является не таким простым. Язык — это не столь­ко форма выражения готовых мыслей, сколько средство содержательной организации и представления знаний. Не существует знаний, которые не прошли через голову человека, а само знание представляет собой сов­местный продукт языка и мышления. Для экспертных систем характер­но оперирование «готовым» знанием, поскольку они не могут его произ­водить. Кроме того, человек всегда использует понятия, которым невозможно дать точное научное определение, поскольку огромную роль в них играет также бессознательное. Человеческие знания являют­ся многомерными, и, кроме понятийной формы общения, существует также язык мнемонических изображений, жестов и т.д. Отсюда вытека-


3.2. Философские проблемы информатики                                465

ют большие сложности в проблеме представления знаний для компью­терных систем.

Одним из важных средств такого представления знаний служат раз­личные как общие, так и специальные языки программирования, каж­дый из которых имеет свои преимущества и ограничения, различные концептуальные средства представления и возможности моделирова­ния, приспособленные к решению конкретных задач и имитации оп­ределенных аспектов моделируемой системы. В настоящее время для организации эффективного диалога с компьютером используются тех­нические и программные средства, которые дают возможность облег­чить ввод информации и выдачу результатов моделирования. К ним от­носятся, в частности, специализированные алгоритмические языки моделирования, в каждом из которых тщательно разработана система абстракций, закрепленная в соответствующей концептуальной схеме и представляющая основу для формализации. В них, как и в различных вариантах общей теории систем, в которых в качестве одной из основ­ных целей выдвигается разработка формализованного описания слож­ных систем независимо от их природы, эта задача во многом решена, разработаны сходные понятия и представления. Жестко заданная сис­тема понятий, объем и содержание которых четко определены, облег­чает формализацию проблемы, подлежащей решению. В этих поняти­ях задается образ объекта, детерминированный той или иной математической теорией, интерпретацией которой является данный язык (например, теорией массового обслуживания). Поэтому концеп­туальный каркас такого языка в значительной степени определяет и область его применения.

Использование алгоритмических языков имитационного моделиро­вания является сегодня также средством математизации многих наук, ра­нее ей не поддававшихся. Например, в социальных науках, психологии, науках о поведении, где теории традиционно не могут быть настолько же формализованными и точными, как математизированные физические теории, это приводит к экспликации в них теоретических положений и понятий, вскрытию разрывов в аргументации и обосновании теоретиче­ских предположений, проведению конструктивной критики этих теорий. Наряду с формализацией имитационные модели выполняют также важ­ную эвристическую функцию, особенно при моделировании динамики различных исследуемых процессов. Даже в случае достаточно тривиаль­ных моделей компьютерное моделирование дает возможность предста­вить результаты исследования яснее, проще и быстрее.

Вместе с тем тотальная компьютеризация порождает множество про­блем, которые раньше просто не возникали, например компьютерной этики, связанной с вопросами несанкционированного вторжения в ком­пьютерные базы данных, ответственности за ошибки, допущенные в хо-


466                                  3. Философия техники и технических наук

де функционирования компьютерных программ, могущие привести даже к катастрофическим последствиям, а также ответственности за информа­ционные загрязнения и вирусные атаки и т.п. Как отмечает К. Митчам, компьютерная этика ставит вопрос о правильном и неправильном ис­пользовании информации в информационном обществе. Поскольку ин­формационные системы все в большей степени становятся основой для принятия ответственных решений, то возникает вопрос, а насколько они вообще могут быть морально ответственными. Например, кто может счи­таться ответственным за неверно поставленный диагноз у пациента, что в экстремальном случае может привести к летальному исходу во время операции, — лечащий врач, эксперты, вложившие ошибочную информа­цию в память компьютерной системы, или программисты, вызвавшие, вероятно невольно, сбой в программе, хакер, запустивший в сеть вирус, или же сама программа, а может быть, даже внезапно вышедший из строя технический компонент? Ситуация, складывающаяся в каждом конкрет­ном случае, может оказаться безнадежной, а принятие решения — безот­ветственным, что приводит к снятию с человека всякой ответственности, приписываемой информационной системе в целом или отдельному ком­пьютеру, которые, однако, не являются социальными и моральными су­ществами. Ответственность всегда несет человек, работающий с этой си­стемой и вынужденный проводить оценку на основе понимания некоторого текста, представленного на мониторе компьютера. В экс­пертных системах, по определению И.А. Алексеевой, задача контроля частично решается с помощью вспомогательного текста, предоставляе­мого системой пользователю в качестве объяснения, что, конечно, не снимает окончательно проблемы доверия к работе компьютера. Тем не менее решение должно быть принято, а часто без компьютерной под­держки это бывает вообще невозможно, в особенности если речь идет о так называемых системах с искусственным интеллектом.

Понятие «искусственный интеллект» — это обозначение области ком­плексного научно-технического исследования проблем автоматизации интеллектуальной деятельности с целью расширения ее возможностей на основе компьютерной поддержки и освобождения человека от решения рутинных задач. К нему относятся, например, проблемы автоматизации принятия решений, разработки диалоговых систем, машинного перевода, автоматизации исследования, проектирования и имитационного модели­рования, создания интеллектуальных банков данных, самообучающихся и экспертных систем, распознавания образов, инженерии знаний, разработ­ки интегральных роботов и т.д. Речь идет не о замене естественного интел­лекта искусственным и не о простом копировании соответствующих функций и процедур человеческой деятельности, хотя при этом использу­ются такие антропоморфные понятия, как «память», «интеллект», «зна­ния» и т.п. Однако именно перенос принципа самоорганизации живых си-


3.2. Философские проблемы информатики                                          467

стем на сложные технические системы становится основой для создания обучающихся автоматов и вычислительных комплексов, т.е. систем с ис­кусственным интеллектом на основе моделирования информационных процессов и психологических механизмов работы мозга, анализа нейрон­ных сетей, способов представления знаний и т.п.

Интенсивная разработка проблем в этой сравнительно новой обла­сти науки и техники происходила в 1970-е гг. В тот период лавинообраз­но растет число публикаций по данной проблематике, а также нацио­нальных и международных конференций, глобальных и частных проектов. Но тогда они еще не имели твердого научного фундамента и привлекали внимание лишь профессиональных кибернетиков. Сегодня же они демонстрируют солидный теоретический базис и множество прикладных результатов как в научной, так и в инженерно-технической области, в космических исследованиях, в экономике, медицине и про­мышленной сфере. Системы искусственного интеллекта можно уподо­бить «интеллектуальному верстаку», который должен стать удобным средством усиления интеллектуальных способностей человека.

Основной целью исследований в области искусственного интеллекта является не замена человека машиной, а имитация человеческой мысли­тельной деятельности для передачи все большего количества рутинной ра­боты компьютерным устройствам с помощью алгоритмизации и формали­зации ее отдельных фрагментов, при этом человеку остается решение действительно творческих задач. В этой связи возникает и множество фи­лософских проблем, например исследования человеческой мыслительной деятельности с целью алгоритмизации отдельных ее фрагментов. Время, когда некоторые философы и кибернетики обсуждали возможность и даже необходимость полной формализации и автоматизации человеческой дея­тельности, безвозвратно ушло в прошлое. Практика показывает, что форма­лизация и автоматизация деятельности не всегда возможна независимо от уровня развития техники, а часто бессмысленна и экономически неэффек­тивна. Само же выражение «искусственный интеллект» представляет собой метафорическое обозначение данного научного направления, суть которо­го состоит в усилении интеллектуальной деятельности человека с помощью вычислительных машин. Поэтому попытки сравнения искусственного и естественного интеллектов не имеют конструктивного смысла.

Исследования в области искусственного интеллекта представляют собой одно из важнейших направлений информатики, связанное с под­держанным компьютером моделированием отдельных творческих про­цессов. В них можно выделить две основные области исследований: во-первых, моделирование работы головного мозга, психических функций для воспроизведения их в новых вычислительных устройствах; во-вто­рых, развитие компьютеров и программного обеспечения для поддерж­ки отдельных творческих процессов, что принесло многочисленные


468                                  3. Философия техники и технических наук

прикладные результаты, связанные с имитацией творческой деятельно­сти человека, машинным распознаванием текстов и разработкой во­просно-ответных систем на естественном языке, использованием средств искусственного интеллекта в робототехнике.

Перенос механических свойств и функционирования машины на объяснение живого организма независимо от оценки продуктивности этой исследовательской программы для изучения организма имел след­ствием их сравнительный анализ, оказавшийся впоследствии весьма продуктивным для развития машинной техники вообще и компьютер­ной техники и информатики в первую очередь. Некоторые свойства организмов были перенесены на машины, что привело к изменениям в научной картине мира, развитию системных и кибернетических пред­ставлений на основе обобщения не только физических и технических, но и биологических моделей действительности. Такие характеристики живых систем, как, например, саморегулирующиеся системы и системы с адаптацией, служат прообразом для создания новых типов техничес­ких систем. Способность к обучаемости живых систем становится прообразом создания обучающихся автоматов, а позднее — сложных вы­числительных комплексов и систем с искусственным интеллектом: мо­делирование информационных процессов мозга, анализ нейронных се­тей, психологических механизмов работы мозга и создание на этой основе вычислительных систем и программ, экспертных систем, разви­тие инженерии знаний и т.д. Модель технической системы, взятая из ки­бернетики и теории систем, в виде поточной системы, через которую протекают потоки вещества, энергии и информации, скорректирован­ная на базе антропотехники, инженерной психологии, эргономики и т.д., как представление о динамической самоорганизующейся системе стала использоваться для описания функционирования человеко-ма­шинных систем, а затем физических систем и даже общества.

3.2.5. Социальная информатика

Что такое информационный век? Что принесет нам информационное общество, в чем его плюсы и минусы? Ведет ли этот путь к демократиза­ции общества или поддержке тоталитарного режима? Эти и другие им подобные вопросы находятся в центре дискуссии об информационном обществе. Г. Бехманн1, выделяет и анализирует следующие концепции информационного общества.

1 См.: Bechmann G. Concept of Information Society and the Social Function of Information// Towards the Information Society. The Case of Central and Eastern European Countries. Berlin u.a.: Springer, 2000.


3.2. Философские проблемы информатики                                          469

1. Информационное общество как информационная экономика рассма­тривается обычно в двух основных аспектах — производственном и про­фессиональном. «Производственный подход» подчеркивает последова­тельный переход от сельскохозяйственного к промышленному и от него к информационному сектору экономики как ведущему в современном обществе. «Профессиональный подход» основывается на анализе про­фессиональной структуры общества, в которой, например, выделяются производители и потребители информации, рассматриваются различ­ные виды работ в информационном секторе экономики, добавившемся к ее традиционным секторам.

2. Информационное общество как постиндустриальное общество ана­лизируется в широко известной концепции американского социолога Д. Белла. Если главными принципами промышленного общества явля­ются производство товаров с помощью машин и частная собственность, то для информационного общества — производство и использование ин­формации с помощью интеллектуальных технологий, базирующихся на ее компьютерной обработке, что приводит к росту значения теоретичес­кого знания и науки. Однако для Белла главную роль в информационном обществе играет не социальный контроль, а научная подготовка реше­ний, призванная обеспечить максимизацию прибыли, конкурентоспо­собность и т.п., т.е. оно понимается не как постиндустриальное, а как ин-форматизированное промышленное общество, детерминированное рыночной экономикой.

3. Информационное общество как общество знания рассматривается, если акцент делается не только на росте значения теоретического зна­ния, но и на социально детерминированных процессах его распределе­ния и воспроизведения, причем не только научного знания, поскольку кроме науки существуют и другие источники знания, как, например, ре­лигиозное откровение, народная мудрость, поэзия и т.д. Однако особое значение получает не само знание, а его недостаток, что часто становит­ся социальным аргументом, особенно в обществе риска, когда онаучива­ние общества комбинируется с возрастанием его рефлексивности, необ­ходимостью постоянной обратной связи знания с деятельностью. Научное знание, с одной стороны, рационализирует взаимоотношения общества и природы, если речь идет о естественно-научном знании, и культуру общества, если речь идет о знании социальных наук, трансфор­мированных в действия и решения, а с другой — порождает потребность во все новом и новом знании, чтобы преодолеть вновь возникшие опас­ности, неопределенности и неясности.

4. Информационное общество иногда трактуется как конец массового
производства,
поскольку последнее предполагает стандартизацию про­
изводства товаров на гигантских промышленных предприятиях, а в ка­
честве доминантной профессиональной группы — промышленных ра-


470                                  3. Философия техники и технических наук

бочих, занятых в основном ручным трудом. Информационная же эконо­мика, специфическим звеном которой является процесс создания и об­работки информации, коренным образом изменяет организационную структуру предприятия. С одной стороны, возникают транснациональ­ные корпорации, свободные от каких-либо национальных ориентации и свободно действующие в международном масштабе, независимо от мес­та их расположения. С другой — под давлением потребителя и междуна­родной конкуренции они переходят на рельсы индивидуализированно­го производства. Именно информационные технологии, создавая основу для такой индивидуализации продуктов, которые состоят из стандартизованных компонентов и могут производиться в массовом по­рядке, под желания конкретных потребителей, сокращают разрыв меж­ду производителем и потребителем. Сбор, обработка и распределение информации становятся важнейшим элементом процесса производства на всех уровнях промышленного предприятия — от организации его ра­боты до фабрикации конкретных товаров и их распределения.

Хотя эти концепции выделяют разные аспекты информационного общества, которые бывает трудно отделить друг от друга, и в данной об­ласти пока не существует общей теории, все они признают, что возни­кающее новое общество вносит изменения в само ядро существовавшей до сих пор социальной структуры и инициирует новый способ произ­водства. Труд и капитал, характерный для промышленного общества, заменяется информацией и знанием как главными ценностями, одна­ко, что еще важнее, создается новый механизм их непосредственного применения в производственной и сервисной сферах, т.е. внимание фо­кусируется на процессе непрерывного обучения. Еще одной особенно­стью информационного общества становится создание «виртуального предприятия», не привязанного к определенному месту или даже на­циональному государству, которое за счет своевременно получаемой и быстро перерабатываемой информации может гибко реагировать на любые запросы потребителя и колебания рынка, самоперестраиваться в соответствии с этими запросами и колебаниями, становясь саморе­флексивной системой.

Термин «информационное общество» представляет собой скорее по­литическую программу, чем теоретическое понятие1. При этом неявно предполагается, что прогрессивный путь к информационному обществу, по которому движутся сегодня все промышленно развитые государства, должен привести как эти отдельные национальные государства, так и все мировое сообщество в целом к развитию конкурентоспособной в

1 Этот тезис подтверждается принятием Окинавской хартии глобального информаци­онного общества в 2002 г. и Декларации принципов информационного общества 12.12.2003 г. в Женеве.


3.2. Философские проблемы информатики                                         471

глобальном масштабе экономики, созданию новых рабочих мест и ре­шению экологических проблем. Причем считается, что, поскольку ин­формационное общество требует и новых форм активного участия насе­ления в политических решениях, оно автоматически создаст основы для демократического развития и приведет к революции не только в профес­сиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Возможен, одна­ко, и иной тоталитарный сценарий развития информационного общест­ва, при котором с помощью тех же самых компьютерных средств может быть установлен тотальный контроль за распределением и потреблени­ем информации, а также за личностью, вмешательство в частную сферу государства или криминальных структур, установление диктата транс­национальных корпораций по отношению к объединениям граждан и даже национальным государствам.

В тоталитарном обществе знания (или информация) распределяются сверху вниз и строго дозированно. Тоталитарно-технократическое обще­ство действует в условиях бесконтрольности и безнаказанности: любая критика поддерживаемых государством технических и хозяйственных проектов со стороны общественности и прессы рассматривается как на­рушение государственной тайны и выступление против общегосударст­венных интересов. Любое централизованное авторитарное государство исходит из того, что большинство граждан не способно само нести ответ­ственность за свои мысли и действия. Поэтому из числа привилегирован­ного меньшинства создается слой менеджеров, призванный принимать решения за остальное общество, в том числе и в плане выбора направле­ний технологического развития. Однако создание атмосферы секретнос­ти или псевдосекретности, имеющее следствием ограничение доступа к информации, приводит к невозможности тотальной компьютеризации общества, организации эффективного оперирования с информацией. Именно свободный доступ к информации ведет к разрушению тотали­тарной системы и уничтожению основы для доминирования технокра­тии, поскольку основой их является исключительное право правящей элиты на владение недоступной другим информацией, которая циркули­рует по так называемым закрытым каналам. По открытым же каналам циркулирует или неполная или вообще фальсифицированная информа­ция. Такая ситуация, однако, чревата потерей даже высшими эшелонами власти информирования о реальном положении дел в обществе. Только свободное движение информации в обществе и ее постоянная критичес­кая оценка самим обществом обеспечивают условия для появления ново­го информационного общества в результате компьютерной революции.

Информационное общество зачастую характеризуется в качестве но­вейшей технологической революции техническими факторами и разра­ботками в области программного обеспечения. Однако такое описание информационного общества не может ничего сообщить о социальных ус-


472                                   3. Философия техники и технических наук

ловиях и следствиях этого развития, поскольку пытается определить через результаты применения информационных технологий суть возникших в информационном обществе феноменов. Более конструктивными явля­ются те теории, которые пытаются выявить культурные следствия произ­водства, распределения и обработки информации, ставшие конституиру­ющими условиями тех социальных структур, которые возникли в промышленно развитых странах под влиянием компьютерной револю­ции. Это, в свою очередь, вызывает дискуссии, каким образом новое зна­чение информации должно оцениваться с точки зрения общества. Одна­ко вне общества не существует никакой высшей инстанции, которая планирует или контролирует его, поскольку социальные системы разви­ваются как самореферентные, т.е. наблюдение и описание, планирование и контроль за обществом производится самим этим обществом, являю­щимся одновременно и объектом и субъектом собственной деятельности. Поэтому развитие информационного общества должно рассматриваться одновременно и как результат его естественной эволюции и как следствие политической воли, выраженной самим этим обществом.

Все, что является социальным, согласно концепции Н. Лумана1, идентифицируется как коммуникация, которая представляет собой не­поддельно социальное и совместно социальное действие, поскольку предполагает множество сотрудничающих систем сознания и не может быть приписано ни одному индивидуальному сознанию в отдельности, а нечто, функционирующее как коммуникация, является обществом, т.е. коммуникация может быть произведена лишь в сети коммуникаций. Социальные системы образуются исключительно благодаря коммуни­кации, причем исторически первым импульсом для возникновения осо­бых символизированных средств коммуникации стало изобретение и распространение письменности, которая необъятно расширила комму­никативный потенциал общества и вывела его за пределы интеракции непосредственно присутствующих. Сознание и коммуникация как бы заранее настроены друг на друга, функционируют, «незаметно» коорди­нируясь, что отнюдь не исключает идентификации и персонификации участников коммуникации, а их регулярная структурная стыковка воз­можна благодаря языку. Системы коммуникации стыкуются, таким об­разом, только с системами сознания, которые препятствуют влиянию на нее совокупной реальности мира, что привело к развитию системы, ре­альность которой состоит в оперировании с одними только знаками. Да­же если по разным причинам многие не принимают участие в данный момент в коммуникации, то все равно число одновременно совершаю­щих эти операции настолько велико, что возможность эффективной ко­ординации между ними и достижение согласия исключены. Поэтому

1 См.: Луман Н. Теория общества. М, 1999.


3.2. Философские проблемы информатики                                         473

система коммуникации необходимо основана на себе самой и лишь са­ма собой может руководить.

Следующей после языка и письменности ступенью развития комму­никаций является формирование коммуникационной сети Интернета, более существенно расширяющей возможности коммуникации и число включенных в нее индивидов по сравнению с коммуникацией «лицом к лицу». Техника, однако, как техническая аппаратура представляет собой лишь данность внешнего окружения коммуникационных систем, при­чем технизация коммуникации, подчеркивает Луман, сама требует кон­троля ошибок, наблюдения за ее функционированием и социального контроля. Машинная техника прошлых двух столетий, основывавшаяся на концепции экономии энергии и получения выигрыша во времени, т.е. облегчения работы и ускорения транспортировки вещей и тел, при­вела к развитию массового производства и крупных предприятий. Ком­пьютерная же техника является реализацией совершенно иной концеп­ции, поскольку представляет собой «невидимую машину», которая во время ее использования может преобразовываться каждый раз в другую машину. Процессы, происходящие «в глубине» компьютера, невидимы пользователю, а зримые (на мониторе или в виде распечатки) результа­ты достигаются через внешние команды. Это изменяет возможности са­мой постановки проблем и аргументации и ведет к почти безграничной технизации рабочих процедур, и не только на уровне производства пред­метов, но и на уровне управления производственными и другими про­цессами. Применение современной компьютерной техники, особенно в больших технических системах, ведет, однако, не только к позитивным результатам, но и к увеличению рисков их функционирования. Поэтому современное общество, как никакое до сих пор существовавшее, стано­вится зависимым от техники.

Компьютерные системы могут быть, конечно, соединены друг с другом и обмениваться в форме «данных» результатами своей работы. Но не в этом заключается собственный смысл коммуникации. По Лу-ману, каждая отдельная коммуникация, если она понята, может быть принята или отклонена с использованием соответствующих средств убеждения, которые активизируются только в самой социальной систе­ме. Общество сформировано исключительно продолжающейся комму­никацией, а мир является закрытым, коммуникативным комплексом. В принципе, любая точка на земном шаре доступна для коммуникации, несмотря на все технические, политические или географические препятствия, а мировое общество — это самоокончательность мира в коммуникации. Именно коммуникация представляет собой операцию, которая наделена способностью к самонаблюдению. Каждая коммуни­кация должна одновременно и сообщать, что она есть коммуникация, и помечать, кто что сообщил, чтобы могла быть определена подсоединя-


474                         3. Философия техники и технических наук

ющаяся к ней коммуникация, а также иметь возможность устанавли­вать, должна ли последующая коммуникация реагировать на сомнение в информации, на предполагаемые намерения отправителя сообщения, например ввести в заблуждение, или на трудности понимания. Слож­ная система при этом может от наблюдения своих операций перейти к наблюдению своего наблюдения, т.е. самой системы. Таким образом, общественная организация — это и не машина, и не организм, а особая самореферентная социальная система, контролирующая сама себя, но не контролируемая ничем извне. Поэтому компьютерные и коммуни­кационные системы и сети лишь создают условия для более оптималь­ного функционирования социальной коммуникации, как, впрочем, и для возникновения новых рисков, но они не могут подменить сущест­вующее общество какими-то иными, несоциальными структурами. Ин­формационное общество следует понимать как очередную стадию раз­вития современного общества, достижимую с помощью этих новых технических средств, а не как обособившееся от общества и существую­щее вне его и над ним киберпространство.

Таким образом, свободный доступ к информации и участие населе­ния в обсуждении крупных технократических проектов, с одной сторо­ны, создает условия для преодоления господства технократии и экспер-тократии. Но, с другой стороны, появляются новые возможности возрождения технократического мышления в электронном обществе: манипулирование общественным мнением через электронные средства массмедиа и Интернет, тенденциозное представление и искажение ин­формации, спекуляция на «чувствах» среднестатистического граждани­на и доверия к науке и средствам массовой информации, подтасовка фактов и создание иллюзии «научного» обоснования и т.п. В то же вре­мя в информационном обществе осознается необходимость и возмож­ность борьбы с этими технократическими тенденциями с помощью этих же мультимедийных средств, просвещения населения и гуманитарного образования, организации институтов относительно независимой оцен­ки техники и проведения системной оценки техники и осуществления междисциплинарного прогнозирования ее развития.

Вопросы для самопроверки

1. Информатика в системе современной науки, ее предмет и этапы становле­ния.

2. Понятие информации в контексте теории информации, кибернетики, те­ории систем и синергетики.

3. Понятия киберпространства и виртуальной реальности.

4. Моделирование и вычислительный эксперимент как ядро информатики.

5. Искусственный интеллект и инженерия знаний.


3.2. Философские проблемы информатики                       475

6. Основные концепции и характеристики информационного общества; ин­формационное общество как информационная экономика, постиндустриальное общество, общество знания и конец общества массового производства.

7. Концепция информационной безопасности, компьютерная и информаци­онная этика.

8. Социальная информатика — особенности и задачи; проблема личности в информационном обществе.

9. Распространение информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной и частной жизни, понятие и особенности компьютер­ной революции.

Темы рефератов

1. Становление информатики как междисциплинарного направления; ки­бернетика, теория информации и системный подход.

2. Эволюция понятия информации, информация и управление; информати­ка и синергетика.

3. Информационное общество и компьютерная революция: основные этапы развития.

4. Имитационное моделирование и компьютерный эксперимент в современ­ной науке и технике (методологический аспект); проблема представления зна­ний для компьютерных систем.

5. Понятие «искусственный интеллект» как обозначение области комплекс­ного научно-технического исследования проблем автоматизации интеллекту­альной деятельности.

6. Интернет как инструмент новых социальных технологий, как информа­ционно-коммуникативная среда науки и как глобальная среда непрерывного об­разования.

7. Роль информационных технологий в социальной коммуникации, сетевое общество и виртуальная реальность.

Литература

Алексеева И.А. Идея интеллектуальной технологии // Традиционная и совре­менная технология (философский анализ). М, 1998.

Алексеева И.А. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1992.

Гуманитарные исследования в Интернете. М, 2000.

Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2001.

Кибернетика. Становление информатики. М., 1986.

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

Ракитов A. M. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998.

Чернавский Д. С. О генерации ценной информации // Синергетическая пара­дигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000.

Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 2001.


476                                  3. Философия техники и технических наук

Дополнительная литература

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогно­зирования. М., 1999.

Бриллюэн Э. Наука и теория информации. М., 1959.

Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1980.

Луман Н. Власть. М., 2001.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

Хакен Г. Принципы работы головного мозга: синергетический подход к ак­тивности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., 2001.

Шэннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М, 1963.



































Дата: 2018-12-21, просмотров: 269.