Логика построения глав и параграфов основной части
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура работы определяется содержанием поставлен­ных задач. Темы параграфов этим задачам соответствуют.

Важно помнить, что при формулировании названий параграфов следует пользоваться преимущественно теми терминами, которые имеются в теме. В начале глав и параграфов желательно приводить аннотацию[1].

Аннотация к главам включает количество единиц информации, равное количеству параграфов в данной главе. По сути – это связное изложение названия параграфов данной главы.

Аннотация к параграфу представляет собой своеобраз­ный план параграфа, в котором отражается логика изложения его содержания.

 

ПЕРВАЯ ГЛАВА – это второй раздел курсо­вой работы, ее теоретическая часть. Название первой главы связано с названием темы, но при этом обязательно незначительно отличается от нее, указывая на теоретический характер представленного в главе материала. Как правило, первая глава может формулироваться двумя способами: 1) теоретические аспекты проблемы (далее упоминается тема); 2) теоретическое обоснование проблемы (упоминается тема). Например, для темы «Оптимизация форм сервисной/туристской деятельности в целях повышения конкурентоспособности продукта/услуги» первая глава может формулироваться следующим образом: «Теоретическое обоснование проблемы оптимизации форм сервисной/туристской деятельности в целях повышения конкурентоспособности продукта/услуги».

В первой главе при теоретическом освещении исследуемого процесса представляется:

- раскрытие подходов, их трактовка в контексте избранной темы;

- извлечение наиболее правильного, целесообразного подхода/подходов для решения исследуемой проблемы;

- степень востребованности данного фактора, явления, объекта;

- обоснованность выбора подтверждением личного суждения: «думаем», «считаем», «на наш взгляд», «важно с нашей точки зрения».

- система организационных мер (виды стимулирования, роль человеческого фактора, нормативы и т.д.).

В первой главе в зависимости от темы и найденных материалов можно представить от двух до четырех параграфов, каждый их которых, так же как и глава, имеют свое на­звание, отражающее суть содержания изложенного в них мате­риала и конкретизирующее название главы.

В ней необходимо логически последовательно изложить суть исследуемой проблемы, представить результаты анализа научной и методической литературы, на описание которой (помещенной в списке использованных источников) в тексте основной части в обязательном порядке имеются библиографические ссылки.

Следует обратить внимание на то, чтобы объемы глав и параграфов были соразмерны друг другу.

В первой главе раскрываются теоретические основания проблемы, проводится ее теоретический анализ, описывается ряд или один из существующих подходов к ее решению. Из анализа должно быть ясно, что проблема имеется и она актуальна. Это, как правило, параграф 1.1. Затем даются определения ключевых понятий проблемы (чаще всего параграф 1.2). Наконец, раскрываются существующие пути решения проблемы (параграф 1.3.).

Возможно и несколько иное представление материалов в первой главе. Рассмотрим подробнее.

В первом параграфе (1.1) дается подробный анализ современного состояния науки и практики в области изучаемого вопроса, формулируется проблема и описывается имеющийся опыт ее решения. Отражается то, что уже сделано, каковы взгляды разных авторов на пути решения обозначенной проблемы.

Исследователь констатирует то, что именно является достаточным, то есть удовлетворяет современным требованиям, а что тормозит решение исследуемой им проблемы и может быть улучшено. Он цитирует, пересказывает мысли ученых и практиков, делает на этой основе свои выводы.

Первая глава и ее первый параграф строятся на основе анализа прочи­танных первоисточников и представляет собой их обзор. Автор показывает, насколько он изучил разработанность проблемы в теории и практике.

Следует помнить, что курсовая работа – это не конспект чужих работ, а иссле­дование (!). Это значит, что при изложении текста необхо­димо:

§ выделить из анализируемого главное;

§ сравнить позиции, взгляды на проблему разных авторов;

§ проаргументировать свое отноше­ние к существующим в теориях положениям;

§ определить подходы, наиболее оптимальные в изучении проблемы с вашей точки зрения;

§ оценить современ­ность (актуальность) раскрытых в работах других авторов аспектов проблемы.

В результате ста­новится ясно, каким образом и может ли исследователь дополнить имеющийся опыт решения проблемы своими силами.

Второй параграф первой главы (1.2), как правило, посвящен рассмотрению ключевого понятия исследуемой проблемы. Это необходимо для представления степени разработанности проблемы в теории, а также для того, чтобы показать, как подходит исследователь к ее трактовке, какой смысл вкладывает в решение.

В этом параграфе на основе анализа научных источников:

§ кратко излагается история ключевого понятия;

§ раскрывается его содержание, дается совокупность определений;

§ определяется ведущее из существующих определений, которое имеет наиболее важное значение для решения данной проблемы и с которым согласен автор курсовой работы.

Для этого проводится анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях, раскрывается связь исследуемых понятий с други­ми.

Определения понятия заимствуется из словарей и энциклопедий по соот­ветствующим наукам.

В случае если ни одно из найденных определений не соответствует позиции иссле­дователя или не отвечает его требованиям, исследователь имеет полное право сформулировать свое собственное опреде­ление.

Завершается второй параграф первой главы, как правило, представлением определения, свойств и характери­стик такого понятия исследования, которое в данной курсовой работе принято за основу, т.е. которым автор будет руково­дствоваться в своих дальнейших рассуждениях о решении проблемы.

В первой главе курсовой работы часто имеется третий параграф (1.3), посвященный описанию разработанных ав­тором критериев оценки исследуемого процесса, модели или условий эффективного решения проблемы исследования. Структурируется параграф в соответствии с вышеизложенными требованиями:

§ дается анно­тация параграфа;

§ излагаются определения понятия «крите­рий», «показатель», «признак», «уровень» (если параграф по­священ критериям), или «модель» и «моделирование» (если в параграфе описывается разработанная автором модель), «условия» (если в параграфе дается теоретическое обоснование условий, выделенных в гипотезе);

§ помещается таблица критериев или модель, после чего следует характеристика содержания критериев (показателей), описание модели.

Если параграф посвящен описанию разработанных авто­ром критериев, то перед таблицей характеризуются основания для разработки критериев. После таблицы дается обоснование каждого критерия и показателя.

Если в параграфе представлена модель процесса, то перед моделью дается характе­ристика типа модели, а после помещения схемы дается описа­ние каждого компонента модели с объяснением необходимости его наличия в данной модели.

В структурно-содержательной модели отражаются структурные компоненты исследуемого процесса и описы­вается содержание каждого компонента. В функционально-содержательной модели – элементы содержания процесса, функциональные связи между элементами. В структурно-функциональной мо­дели отображаются структурные компоненты процесса и раскрываются функциональные связи между компонентами. Автор работы имеет право выбрать модель лю­бого типа, обосновав свой выбор.

Если в параграфе представлено теоретическое обоснование условий эффективного решения проблемы исследования, то после раскрытия понятия условий приводится их перечисление (как в гипотезе, если она есть), а затем последовательно останавливаются на каждом условии и дают обоснование его необходимости. Если условия должны реализоваться в комплексе, то желательно показать схематично их взаимосвязь, а также описать, почему именно такое сочетание является достаточным для решения обозначенной проблемы.

В зависимости от темы, в курсовой работе может быть еще параграф, содержание и местоположение которого согласовывается с научным руководителем.

В конце первой главы излагаются ВЫВОДЫ, в которых кратко выделены основные положения по всем параграфам и результаты теоретического рассмотрения вопроса.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.