ПОДБОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данный этап является наиболее ответственным в процессе написания курсовой работы. Сложность и трудоемкость этого этапа состоит в том, что необходимо проработать библиографические каталоги, ознакомиться с большим количеством литературы, эмпирическими данными, различными подходами и мнениями авторов, разнообразием путей и методов решения проблемы.

Сбор материала по теме исследования начинается с анализа литературы (нормативной, научной, практической, учебной, периодической, первоисточников). Необходимо помнить, что исследовательская работа – это, прежде всего, обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы курсовой работы. Студенту на основе анализа литературных источников необходимо ясно представлять себе все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д. Особую направленность эта работа приобретает после установления конкретных задач исследования.

Так, например, рассмотрение ключевого понятия необходимо начинать с описания всех его значений по разным словарям с тем, чтобы выявить наиболее общие признаки этого понятия и опреде­литься, на какое определение можно опираться в данном ис­следовании, то есть какое определение наиболее соответствует позиции, подходу автора исследования.

Процесс изучения литературы требует внимательного и обстоятельного ее изучения, осмысления, обязательного конспектирования. Работы, не требующие детального изучения, просматривают («беглое чтение»). Весьма полезным является также и прием неполного, или «выборочного» чтения различных разделов книги. Распространенным является прием «сплошного» чтения. Каждый из приемов чтения имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо овладеть всеми приемами, умело сочетая их в процессе работы. В тех случаях, когда высказывания автора могут быть использованы студентом для раскрытия содержания исследуемой темы, делаются необходимые выписки со ссылками на источник. Запись может иметь форму как конспекта, так и выписок. Если используется форма цитирования, то дословная запись берется в кавычки и указывается страница цитируемого источника. При свободном изложении также следует периодически указывать страницы конспектируемой книги или статьи с тем, чтобы в случае необходимости можно было быстро обратиться к первоисточнику.

Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система теоретических сведений по существу исследуемого вопроса – аналитический обзор. Обзор, как правило, включает в себя три параграфа, посвященных основным вопросам темы и резюме по ним. Этот труд и представляет из себя фактически первую главу курсовой работы. Результаты аналитического обзора, составляющие основное содержание первой главы, завершаются 2-3 выводами (по одному на каждый из параграфов) и служащими теоретической основой для написания второй главы.

Излагая материал исследования, нужно связывать абзацы между собой. Этого можно достичь, если в каждом предыдущем абзаце упоминать то, что будет разворачиваться в следующем.

В изложении текста исследования (и особенно первого параграфа) должно быть ясно видно, где излагается собственная позиция исследователя, а где - позиции других авторов (исследователей). Это можно показать, используя определенные речевые обороты.

Для указания на то, что это мнение (позиция) автора данного исследования, можно пользоваться оборотами типа:

- «с нашей точки зрения»;

- «по нашему мнению»;

- «на наш взгляд»;

- «как нам представляется (думается)»;

- «согласно подходам, представленным в нашем иссле­довании»;                                                                             

- «согласно позиции, (концепции) нашего исследования»;

- «в соответствии с нашими предположениями»;

- «мы считаем (полагаем, предполагаем), что...»;

- «на основании вышеизложенного (сделанного анали­за, результатов опытно-экспериментальной (или эксперимен­тальной) работы) можно сделать вывод о том, что...»;

- «представленный анализ позволяет нам (дает основа­ние, дает возможность) сделать вывод (заключить, утверждать, говорить, настаивать)»;

- «из этого можно сделать вывод...»;

- «все сказанное позволяет сделать вывод...»;

- «на основании изложенного можно сделать умозак­лючение...»;

- «исходя из этого, мы может высказать несколько суж­дений...» и пр. т. п.

Для указания на то, что это мнение (позиция) других ав­торов других исследований можно пользоваться цитированием, различными речевыми оборотами, придаточными предложениями.

1) Цитирование в форме прямой речи. Приведем пример. По данному вопросу целесообразно привес­ти мнение такого-то: «Далее излагаются слова указанного ав­тора в точном соответствии с текстом оригинала» и в квадратных скобках делается ссылка на первоисточник, то есть указывается порядковый но­мер данного первоисточника в списке использованной и цити­рованной в данном исследовании литературы, и номер страницы (или страниц), на которой (или на которых) расположена данная цитата. Например, (13, с. 22). При этом точка в конце цитаты ставится после (!!!) скобок, а после кавычек, заключающих цитату, точка не ста­вится (!!!).

2) Речевыми оборотами типа: «согласно позиции (точке зрения, мнения, утвержде­ния, суждения, умозаключения) такого-то или таких-то», «как считает (думает, говорит, утверждает, заключает, пола­гает, размышляет, предполагает и т. д.) такой-то или такие-то», «по мнению (утверждению, суждению, умозаключе­нию) такого-то или таких-то», «согласно положениям, изложенным в работе (или работах)/(исследовании или исследованиях) такого-то или таких-то» и т. д.

3) Придаточными предложениями: «Рас­суждая о том-то, такой-то говорит (утверждает, делает вывод, заключает, полагает), что...».

В таблице 1 приведены речевые клише - перечень глаголов и словосочетаний, которые можно использовать в курсовой работе при анализе литературных источников.

 

Таблица 4 - Речевые клише

 

Речевая функция Лексические средства
Причина и следствие, условие и следствие   (и) поэтому, потому, так как, поскольку, отсюда следует, откуда следует, вследствие, в результате, в силу этого, в виду этого, в зависимости от, в связи с этим, согласно этому, в таком случае, в этом случае, в этих условиях, в таких условиях, (а) если (же)..., то ..., что свидетельствует, что указывает, что говорит, что соответствует, что дает возможность, что позволяет, что способствует, что имеет значение и т.д.
Временная соотнесенность и порядок изложения сначала, прежде всего, в первую очередь, первым шагом, последующим шагом, предшествующим шагом, одновременно, в то же время, здесь же, наряду с этим, предварительно, ранее, выше, еще раз, вновь, снова, затем, далее, потом, ниже, в дальнейшем, в последующем, впоследствии, во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д., в настоящее время, до настоящего времени, в последние годы, за последние годы
Ссылка на авторские высказывания (суждения) и выражение своего к ним отношения Анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, вскрывает проблему, из­лагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объ­ясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает проблему (во­прос), поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, по­нимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъясня­ет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, со­мневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указыва­ет, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 211.