Сущность и виды познания . Понятие истины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория познания – это гносеология. Познание – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Знание – адекватная, проверенная информация. Целью познания является истина. Субъект познания – человек, общество; объект познания – бытие в целом, или какая-то его часть.

Говоря о возможностях и границах познания, можно выделить следующие мировоззренческие позиции: агностицизм – отрицание возможности полного познания мира; скептицизм – сомнение в получении полного достоверного знания; познавательный оптимизм – вера в безграничность возможностей человеческого познания.

Выделяют чувственное познание, осуществляемое с помощью органов чувств, и рациональное – с помощью разума.

 



Виды познания

 

Познание

 

 
Сенсуализм (признает первенство органов чувств) Дж. Локк, Дж. Беркли Чувственное (с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) Рациональное (посредством разума) Рационализм (признает первенство разума в познании) Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель
  Ощущение Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение  
       

Ощущениеэлементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Восприятие отображает не отдельные свойства, а их систему, целостность. Подразумевает согласованную деятельность нескольких или всех органов чувств. Представление – чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Большую роль при этом играют память, воспоминание, воображение.

Понятие – мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность. Суждение – отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие

Научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в области своего исследования. Требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде непротиворечивой системы.

Процесс научного познания

теория

подтверждение

Факты        гипотеза (предположение)

опровержение

заблуждение

 

Объекты изучения науки: природа, человек, общество и социокультурная среда. Наука понимается как форма общественного сознания; специфическая форма деятельности, связанная с формированием объективного, системного, доказанного знания; социальный институт (его функция – нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания).

Классификация наук

Научное знание

(горизонтальное измерение науки)

         
   

 


естествознание (естественные науки) – система научных знаний о природе технознание (технические науки), изучающие вторую реальность, созданную человеком – технику человекознание (социальные и гуманитарные науки)

 

(вертикальное измерение науки)

Прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию. Они решают конкретные технические и технологические проблемы. Имеют ценностное и этическое содержание.


Фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах реальности. В их задачу входит формирование научной картины мира, выявление основных законов и закономерностей. Фундаментальные науки ценностно нейтральны, т.е. не предполагают существования ценностей, кроме одной познавательной ценности – истины.

Истина – это соответствие знаний действительности, то, что подтверждено опытом. Гегель выделил такие признаки истины, как объективность, относительность, абсолютность. Абсолютная (полная) истина выступает идеалом познания, это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке, обществе; знание, которое не может быть опровергнуто. Относительная истина (неполное, дополняющееся знание) постоянно приближается к ней, но никогда не достигает; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.  Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

В этическом аспекте истина понимается как правда и справедливость. Поэтому негативное, в гносеологическом и моральном смысле, явление – ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений действительности. 

Критерием истинности знания является практика – активная преобразовательная деятельность человека.



Дата: 2018-09-13, просмотров: 231.