Схема человеческой психики (по З. Фрейду)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сверх-Я Super-Ego (мораль, религия и другие общественные установления)

 


 

Я         Ego       (чистое сознание)

 


Оно      Id         (бессознательное)

либидо

Эрос (инстинкт жизни)

и Танатос (инстинкт смерти)

Психоанализ является способом «выведения» бессознательного в сферу чистого сознания и излечения невротических и психических заболеваний.

4. Позитивизмфилософское направление, утверждающее подлинность позитивного (положительного, научного, основанного на факте) знания. Знание должно проверяться на истинность через практику, опыт. В настоящее время популярен постпозитивизм – философия науки.

5. Экзистенциализмфилософия существования, наиболее популярное философское направление в XX в., возникшее накануне Второй мировой войны (М. Хайдеггер, К. Ясперс; Ж.-П. Сартр, А. Камю). Человек одинок, заброшен в мир, и экзистенция – существование есть бытие-в-мире. Главными понятиями являются состояния, определяющие существование: страх, тревога, забота, ответственность, свобода и т.д. «Пограничная ситуация» – ситуация между бытием и небытием когда человек наиболее остро чувствует конечность и ценность своего бытия (болезнь, голод, война, приближение смерти). Жизнь ввиду ее конечности – абсурд. Современное общество не нуждается в личности, его интересует стандартный безличный человек. Сознание человека разорвано, но понять смысл своего бытия и внести смысл в бытие может только сам человек. Чтобы жить, нужно иметь мужество быть вопреки абсурду.

6. Постмодернизм отражает кризисное состояние современной культуры. Для эпохи постмодерна характерен плюрализм (множественность взглядов), децентрализация (т.е. отсутствие одного центра); разнообразное сочетание известных форм и сюжетов; деконструкция, т.е. разъединение частей целого и их новое сочетание с целью придания признаков новизны.



Русская философия

Уже в XI-XII вв. появляются сочинения русских мыслителей, содержащие философское осмысление судеб страны, ее места среди христианских народов («Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона). Однако вплоть до XIX в. можно было говорить о философии в России (в виде идей, заимствованных из Византии и с Запада), но не о собственно русской философии. Первым самобытным философским направлением считается славянофильство.

Главные вопросы, всегда волновавшие русских мыслителей – смысл и цель истории, человек и его судьба, место и роль России в мировом процессе. Русская философия, в отличие от западной, характеризуется ориентацией на духовно-нравственные проблемы, преимущественно религиозной направленностью.

Предпосылками формирования уникальной отечественной философии являются: язычество, культ родной земли, коллективизм и общинность, принятие христианства, русская средневековая литература, феодальная раздробленность, процессы политического единения Древней Руси, приобщение Руси к мировой культуре через Византию, идея богоизбранничества Руси – «Москва – третий Рим», влияние западной философии.

В XVIII в. в России, как и в Европе, наступило Просвещение. Основная заслуга в развитии отечественной науки и образования принадлежит М.В. Ломоносову – ученому-энциклопедисту, естествоиспытателю. Необходимо назвать также А.Н. Радищева, выступившего с критикой самодержавия и крепостничества, и Н.И. Новикова – книгоиздателя и инициатора переводов трудов западных мыслителей.

Инициировал спор о месте России в мировом процессе П.Я. Чаадаев. Именно он начал говорить о необходимости единения России с другими народами, об оторванности России от мирового процесса. Идею самобытности России, наличия у нее собственного пути развития, отличного от западного, утверждали славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы и др.). Их философия была идеалистической. Противниками славянофилов являлись западники, выступавшие за необходимость западного пути развития России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.). Большинство западников развивали материалистические идеи. Представителем революционно-демократического направления был Н.Г. Чернышевский.

XIX в. заслуженно называют «золотым веком» русской философии. Л.Н. Толстой развивал идею нравственно-религиозного прогресса, выступал за создание «истинной религии» на этической основе. Главная его идея – непротивление злу силой. Ф.М. Достоевского волновали этические проблемы личности, свободы, добра и зла. В XIX в. сильно сблизились литература и философия.

С именем Вл.С. Соловьева связан выход русской философии на мировую арену. В центре его учения – понятие Абсолютного добра, обладающего чистотой, полнотой и силой. Главная идея в учении Соловьева – всеединство, выразившаяся в концепциях Богочеловечества, цельного знания (объединяющего философию, богословие и науку) и вселенской единой церкви. Важнейшими нравственными качествами человека являются стыд, жалость и благоговение (отношение человека к самому себе, другому человеку и Богу).

Русский космизм – учение о духовно-нравственном освоении космоса, единстве с ним. Различают формы русского космизма: религиозный (Н.Ф. Федоров – утверждал необходимость активного преодоления смерти и освоения Вселенной), художественно-эстетический (М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Ф. Сологуб, В. Хлебников и др.) и естественнонаучный (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский – создатель учения о ноосфере, А.Л. Чижевский).

Конец XIX – начало XX вв. – «серебряный век» отечественной философии – русский духовный ренессанс.

Историческая судьба философии в России XX в. была трагичной. Многие философы немарксистского направления под угрозой ареста и расправы вынуждены были покинуть родину («философский пароход» 1922 г. – кампания советского правительства по высылке за границу, в пожизненную эмиграцию, представителей русской духовной элиты.). Данная акция спасла от ареста и расстрела многих впоследствии всемирно известных философов. Те, кто решил остаться, либо были расстреляны, либо погибли в лагерях от голода, болезней и непосильного, изнуряющего труда. Таким образом, русская философия XX в. развивалась в двух направлениях:

– марксизм-ленинизм в СССР (Г.В. Плеханов; Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин; И.В. Сталин);

– русская религиозная философия, в основном, русского зарубежья, развивавшая традиции отечественной мысли XIX-XX вв. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.И. Шестов).

Возрождение русской философии происходит в наше время, после окончания господства марксистской идеологии. В то же время идет процесс широкого влияния западной философской мысли на современную отечественную философию.

Теория философии

Дата: 2018-09-13, просмотров: 324.