Основные разделы теоретической   практической философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы разделения на теорию и практику заложил Аристотель, выделивший этику как практическую философию. Разделы практической философии, как правило, возникают на стыке различных отраслей знания – философия техники, философия науки, экономическая философия и т.д. Помимо этики, сюда включается эстетика – наука о прекрасном. Главными разделами теоретической философии являются следующие: онтология – учение о бытии, гносеология – теория познания, аксиология – наука о ценностях, логика – наука о правильном мышлении.



Структура философского знания

Философия

 


Социальная философия

 

Философская антропология

Теоретическая                                                                                                      Практическая

     


Онтология                                                                     Этика Эстетика Философия науки

 

 

                       Гносеология                                                  Философия техники

 

                         Логика                                                                        Политическая философия

 

    Аксиология                                                                      Философия экономики и т.д.

 

Ценности – вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Они обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечают его интересам, соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек.



История философии

Древняя философия

Традиционно говорят о трех центрах происхождения философии: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции (Древний Рим унаследовал идеи греческой философии). Условно древнюю философию ограничивают VII-VI вв. до н.э. и V-VI вв. н.э.

Два типа древней философии


                                  Философия Древнего Востока               Античная философия

 

Философия Др. Индии            Философия Др. Греции

                                                                   Философия Др. Китая                Философия Др. Рима

 

Общими чертами двух типов древней философии являются:

1. Учение о первоэлементах (стихиях): в ранней греческой философии: земля, вода, огонь, воздух, эфир; в древнекитайской философии: металл, земля, вода, дерево, огонь; в древнеиндийской – вода, огонь, ветер, земля.

2. Поиски первоначала: в индийской, как правило – одно (брахман); в китайской – два (инь и ян), в античной – одно (Милетская школа), два (Аристотель) или несколько.

Главным отличием является понимание человека и его места в бытии:

1. Античная философия, начиная с Сократа, поставила человека в центр (антропоцентризм). Этика стала практической философией.

2. В древневосточной философии человек вписан в общую структуру Вселенной и подчинен ее законам: карма (индийская философия), дао (китайская), жизнь человека строго определяется социальным положением.

Как правило, философия, равно как и религия, соответствовали духу времени и отражали существующий социальный порядок. Так, в Древней Индии существовало 4 варны (касты): жрецы, воины, земледельцы и слуги. И философия поддерживала этот строй, а сама была уделом высших каст.

Первым источником, содержащим идеи о происхождении мира и человека, были Веды – сборники священных текстов. Авторитет их был очень высок, поэтому философские школы делили на: 1) ортодоксальные (традиционные, основанные на Ведах) – брахманизм, веданта, йога и др.; 2) неортодоксальные (отвергающие Веды) – буддизм, джайнизм, локаята.

Следствием идеи реинкарнации (перерождения бессмертной души) является понятие ахимсы – неповреждения жизни.

Основные понятия индийской философии:

Брахманвечная и невыразимая божественная основа (субстанция), душа мира. Карма – «закон воздаяния» в ряду бесконечных перерождений души. Сансара – повторные рождения в новой телесной оболочке после распада предыдущей, в соответствии с качествами (грехами) предшествующего существования. Нирвана – вечное блаженство, освобождение от колеса Сансары.

Наиболее знакомой ортодоксальной школой является йога благодаря технике своеобразных духовно-телесных упражнений. В буддизме, ставшем мировой религией (основатель – Будда), главным мотивом является «благородная истина» о страдании и пути освобождения от страдания («восьмеричный путь»). В основе джайнизма – строгий аскетизм (отказ от всех удовольствий, жесткое вегетарианство). Полностью отрицала религию материалистическая локаята (чарвака), считающая душу смертной, распадающейся на элементы, а удовольствие – главным принципом жизни.

Для китайской философии характерна ориентация на социально-этические проблемы и жесткая привязка к идеалам государства – Поднебесной (Китайской империи). Император считался сыном Неба, его авторитет был непререкаем. Главным источником философских идей была «Книга перемен».

В основе большинства философских направлений лежат следующие понятия. Инь и ян – два противоположных начала: темное и светлое, женское и мужское. Дао – «путь неба», единое, вечное, совершенное начало, первопричина мира. Путь человека должен был строго соответствовать пути Неба. Сын императора должен быть императором, сын ремесленника – ремесленником и т.д. Ритуал – средство достижения гармонии человека и природы. Почитание старших, следование долгу – основы социальной жизни индивида. Добродетель – свойство, отличающее нравственную личность, благородного мужа (в конфуцианстве); « жэнь» – человечность.

Основными направлениями были: даосизм (основатель – Лао-Цзы); конфуцианство (Конфуций). Даосизм ориентировался на естественное (космическое), конфуцианство – на социальное, государственное.

Античность называют «колыбелью западноевропейской цивилизации». Многие современные философские направления и науки зарождались в античности. Например, материализм и идеализм известны как «линия Демокрита» и «линия Платона».Главными чертами античной философии являются

– космоцентризм (космос – центр бытия и познания), понимание мира и человека как единого, гармонично связанного целого,

– поиск первоосновы бытия (архэ),

– стремление к универсализму и совершенству.

Выделяют следующие периоды в развитии античной философии.

1. Философия досократиков (космоцентризм, поиски первоначала), формирование греческой мысли (VII-V вв. до н.э.).

 

«Из чего все произошло?»

Школы, философы

Первоначало (архэ)

Милетская школа: Фалес                        Анаксимандр                         Анаксимен Вода Апейрон Воздух Все одушевлено
Пифагореизм: Пифагор Число Душа бессмертна
Эфесская школа: Гераклит

Огонь (Логос), «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды»

Элейская школа: Парменид

Бытие (бытие есть, небытия нет)

Атомизм: Левкипп, Демокрит

Атомы (движутся в пустоте)

2. Период высокой классики (Сократ; Платон, Аристотель), расцвет античной философии (V-IV вв. до н.э.).

Сократ осуществил первый поворот философии к человеку; известен своим искусством вести диалог. Знаменитые тезисы Сократа: «Познай себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Согласно Сократу, добродетель есть знание; т.е. человек совершает зло, поскольку не знает, что есть добро. Его смерть (к которой Сократа приговорил афинский суд) стала символом героической гибели философа за свои взгляды.

Платон – основатель объективного идеализма (учения о мире идей, эйдосов – вечных совершенных образцов, и вещей – несовершенных копий идей) и утопии об идеальном государстве (Атлантиде) – аристократии, т.е. власти лучших. Познание, по Платону, – воспоминания бессмертной души.

Аристотель – великий ученый-энциклопедист, систематизатор науки, автор этики и логики. Создал учение о двух равноправных первоначалах бытия – материи (пассивном) и форме (активном). Известно его выражение: «Человек – политическое животное». По Аристотелю, высшая цель человеческих стремлений – Счастье, а добродетель – золотая середина между избытком и недостатком (пороком).

3. Эллинистическая (греко-римская) философия периода от завоеваний Александра Македонского до падения Римской империи, закат античной философии (IV в до н.э. – VI в. н.э.).

Центральным понятием стала атараксия – невозмутимость духа. Повышается интерес к этике и проблеме смысла человеческой жизни. Человек – центральная философская проблема. В качестве главных направлений выделяют:

кинизм утверждал принцип близости к природе (Диоген, «что естественно – то не безобразно»);

скептицизм предписывал воздерживаться от суждений (Пиррон) и сомневаться в истинности знания;

эпикуреизм представил основной принцип этики – удовольствие: нельзя жить приятно, не живя разумно (Эпикур);

стоицизм утверждал идеал внутренней свободы, свободы от страстей; (Сенека, Марк Аврелий);

неоплатонизм систематизировал идеи Платона, в центре учения – триада «единое – ум – душа» (Плотин).


Дата: 2018-09-13, просмотров: 315.