Пророчество «Истинного социализма»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

«Новый мир, или царство духа на земле. Возвещение»

 

{386}

«Не было человека», – читаем мы в предисловии, – «который выразил бы все наши страдания, все наши томления и надежды, словом – все, что волнует нашу эпоху в ее сокровеннейшей глубине. Среди этой мучительной борьбы сомнений и чаяний он должен был выйти из своего духовного одиночества и дать нам решение загадки, которая окружает нас со всех сторон, воплотившись в столь яркие образы. – Этот человек, которого ждет наша эпоха, появился. Это – д-р Георг Кульман из Гольштейна ».

 

Август Беккер, автор этих строк, дал себя, таким образом, уговорить человеку весьма ограниченного ума и очень сомнительного характера, поверив ему, что ни одна загадка еще не решена и что ни одна действенная сила не пробудилась; коммунистическое движение, охватившее уже все цивилизованные страны, – это-де только пустой орех, в котором не удается обнаружить ядро, мировое яйцо, снесенное великой мировой курицей без содействия петуха; настоящее же ядро ореха и настоящий петух, гордость всего курятника, это – д-р Георг Кульман из Гольштейна!..

Но этот великий мировой петух, в действительности, – обыкновеннейший каплун, который одно время кормился у немецких ремесленников в Швейцарии и который не избежит своей судьбы…

Мы отнюдь не считаем д-ра Кульмана из Гольштейна совершенно ординарным шарлатаном и ловким обманщиком, который сам нисколько не верит в целительную силу своего жизненного эликсира и всей своей макробиотикой имеет в виду только одно – как бы сохранить жизнь своей собственной персоны; нет, мы отлично знаем, что этот вдохновленный свыше доктор – спиритуалистический шарлатан, благочестивый обманщик, мистический хитрец, который, однако, как и вся его порода, не очень разборчив в выборе средств, ибо его особа неразрывно срослась с его священной целью. Дело в том, что священные цели всегда теснейшим образом срастаются со священными особами, ибо они имеют чисто идеалистический характер и существуют только в голове . Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, верят в наития, в откровения, в спасителей, в чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или же просвещенную, философскую, подобно тому как только от степени их энергии, характера, общественного положения и т.д. зависит, относятся ли они к вере в чудеса пассивно или активно, т.е. являются ли они пастырями-чудотворцами или их паствой, и, далее, преследуют ли они при этом теоретические или практические цели.

Кульман очень энергичный человек, не лишенный к тому же философского образования; он относится к вере в чудеса отнюдь не пассивно и при этом преследует цели весьма практического характера.

Август Беккер разделяет с Кульманом только национальный душевный недуг. Этот добрый человек «жалеет людей, не способных постигнуть, что воля и мысль эпохи могут быть выражены лишь отдельными личностями». – Для идеалиста всякое преобразующее мир движение существует только в голове некоего избранника, и судьба мира зависит от того, не получит ли эта голова, обладающая всей премудростью как своей частной собственностью, смертельного ранения от какого-либо реалистического камня, прежде чем она успеет провозгласить свои откровения. – «Разве это не так?» – вызывающе спрашивает Август Беккер. – «Соедините всех философов и теологов данной эпохи, пусть они обсуждают и голосуют, и посмотрим, что из этого получится!»

Для идеолога все историческое развитие сводится к теоретическим абстракциям исторического развития, сложившимся в «головах» всех «философов и теологов данной эпохи», и так как невозможно «соединить» все эти «головы» для «обсуждения и голосования», то необходимо должна существовать некая священная голова, являющаяся вершиной всех этих философских и теологических голов, их острием, и эта вершинная, острая голова есть спекулятивное единство тупых голов – есть спаситель.

Эта система голов так же стара, как египетские пирамиды, с которыми она имеет кое-какое сходство, и так же нова, как прусская монархия, в столице которой она недавно, в подновленном виде, воскресла. – Идеалистические далай-ламы имеют то общее с действительным далай-ламой, что они готовы уговорить себя, будто мир, из которого они добывают себе пищу, не может существовать без их священных экскрементов. – Стоит только этому идеалистическому безумию сделаться практическим , как тотчас же выявляется его зловредный характер: его поповское властолюбие, религиозный фанатизм, шарлатанство, пиетистское лицемерие, благочестивый обман. Чудо – это предназначенный для ослов мостик из царства идеи в царство практики . Господин доктор Георг Кульман из Гольштейна является таким мостиком; он вдохновлен свыше и потому его волшебное слово непременно сдвинет с места самые устойчивые горы; это – утешение для терпеливых созданий, не находящих в себе достаточно энергии, чтобы горы эти взорвать естественным порохом ; это – прибежище для слепых и робких, не способных заметить материальную связь в многообразно раздробленных явлениях революционного движения.

«До сих пор», – говорит Август Беккер, – «не хватало объединяющей точки».

Святой Георг без труда преодолевает все реальные препятствия, превращая все реальные вещи в идеи и объявляя себя их спекулятивным единством, благодаря чему он оказывается в состоянии «управлять и повелевать ими»:

 

«Общество идей есть мир. И их единство повелевает и управляет миром» (стр. 138).

 

В этом «обществе идей » наш пророк распоряжается, как ему заблагорассудится.

 

«Будем же шествовать в нем, следуя как за путеводителем, за нашей собственной идеей и рассмотрим все самым подробным образом, поскольку этого требует наше время» (стр. 138).

 

Что за спекулятивное единство бессмыслицы!

Но бумага все терпит, а немецкая публика, которой пророк преподнес свои изречения оракула, была так мало знакома с философским развитием своего собственного отечества, что даже не заметила, как великий пророк в своих спекулятивных вещаниях лишь повторяет самые затасканные философские фразы, приспособив их к своим практическим целям.

Подобно тому как чудотворные исцелители и чудотворные целительные средства в медицине имеют своей основой незнакомство с законами природы , точно так же знахари и панацеи в социальной области имеют своей основой незнакомство с законами социального мира, а наш знахарь из Гольштейна и является как раз социалистическим пастырем-чудотворцем из Нидерэмпта.

Этот пастырь-чудотворец сообщает прежде всего своим овечкам:

 

«Я вижу перед собой собрание избранников , которые еще до меня стремились словом и делом содействовать благу нашего времени, а теперь явились сюда, чтобы услышать, что поведаю я о радостях и горестях человечества».

«Уже многие говорили и писали от имени человечества, но никто еще не сказал, в чем собственно заключается недуг человечества, на что оно надеется, чего ждет и как оно могло бы осуществить свои чаяния. Но именно это я и собираюсь поведать».

 

И его овечки верят ему.

Во всем творении этого «святого духа», сводящего уже устаревшие социалистические теории к самым тощим и самым общим абстракциям, нет ни одной-единственной оригинальной мысли. – Даже в форме, в стиле нет ничего оригинального. Священному стилю библии гораздо удачнее уже подражали другие. Кульман взял себе в этом отношении за образец Ламенне, но он – только карикатура на Ламенне. Мы покажем нашим читателям несколько образчиков красот его стиля:

 

«Скажите мне, во-первых, как Вы себя чувствуете, когда думаете о том, что станется с Вами в вечности?

Многие смеются и говорят: „Что мне до вечности?“

Другие протирают глаза и спрашивают: „Вечность – что это такое?“…

„Как Вы себя чувствуете, далее, когда думаете о том часе, когда Вас поглотит могила?“

„И я слышу многие голоса“. – Среди них один говорит следующее:

„В новейшее время проповедуется учение, что дух вечен, что со смертью он лишь снова растворится в боге, из которого вышел. Но те, кто это проповедует, не могут мне сказать, что же от меня-то останется. О, лучше бы я вовсе не родился! А если я сам и не исчезну – о, мои родители, мои сестры, мои братья, мои дети и все, кого я люблю, увижу ли я вас когда-нибудь снова? О, лучше было бы мне вас никогда и не видеть!“ и т.д.

„Как Вы себя чувствуете, далее, когда начинаете думать о бесконечности?“»…

 

Нам делается дурно, господин Кульман, не от мысли о смерти , а от вашей фантазии на тему о смерти, от вашего стиля , от ваших жалких средств воздействия на сердца людей!

«Как Ты себя чувствуешь», дорогой читатель, когда слышишь речи попа , который перед своими овечками изображает ад очень жарким, а души их делает очень податливыми, все красноречие которого направлено только на то, чтобы привести в действие слезные железы своих слушателей и который спекулирует только на трусости своей общины?

Что касается тощего содержания «возвещения», то первая часть, или введение в «Новый мир», сводится к той простой мысли, что господин Кульман из Гольштейна пришел в мир, чтобы основать на земле «царство духа», «царство небесное »; что ни один человек до него не знал, чтó такое, собственно, ад, а что – небо; что ад, это – существовавшее до сих пор общество, а рай, это – будущее общество, «царство духа»; сам же он оказывается вожделенным святым «духом»…

Все эти великие мысли – отнюдь не оригинальные мысли самого святого Георга, и ему, собственно, незачем было отправляться в утомительное путешествие из Гольштейна в Швейцарию, выходить из «своего духовного одиночества» и, спустившись к ремесленникам, «открыться» им, чтобы явить «миру» это «видение».

Что же касается той мысли, что господин д-р Кульман из Гольштейна есть «вожделенный святой дух», то она является, конечно, его исключительным, личным достоянием и навсегда останется таковым.

И вот, священное писание нашего святого Георга развертывается, согласно его собственному «откровению», по следующему плану:

 

«Оно раскроет», – говорит он, – «царство духа в земном образе, дабы Вы узрели его великолепие и увидели, что ничто, кроме царства духа, не может принести спасения. – С другой стороны, оно снимет покров c Вашей юдоли скорби, дабы Вы узрели свое горе и познали корень всех своих страданий. – А затем я укажу путь, ведущий из этого горестного настоящего в радостное будущее. – Чтобы достигнуть этой конечной цели, следуйте мысленно за мной на ту высоту , откуда перед нами широко откроется дальний край».

 

Итак, сперва пророк дает нам узреть свой «прекрасный край»{387}, свое царство небесное . Но мы видим только жалкую инсценировку неправильно понятого сен-симонизма, карикатурно облаченного в одеяние Ламенне, окаймленное воспоминаниями, позаимствованными у г-на Штейна.

Приведем важнейшие откровения о царстве небесном , которые дадут нам представление о пророческом методе. Так, на стр. 37 мы читаем:

 

«Выбор свободен и определяется склонностью каждого человека. – Склонность же человека определяется его задатками».

«Если в обществе, – вещает святой Георг, – каждый следует своей склонности, то решительно все имеющиеся в этом обществе задатки получают развитие, а если это так , то производится всегда то, в чем все нуждаются – как в царстве духа, так и в царстве материи. – Ибо задатки и силы, какими общество располагает, всегда соответствуют его потребностям»… «Тяготения пропорциональны призваниям», ср. также Прудона.

 

Господин Кульман отличается здесь от социалистов и коммунистов только встречающимся у него недоразумением , причину которого приходится искать в преследовании им своих практических целей , a также, без всякого сомнения, в его ограниченности. Он смешивает различие задатков и способностей с неравенством владения и неравенством удовлетворения потребностей , вызываемым этим неравенством владения, и полемизирует поэтому против коммунизма .

 

«Никто не вправе иметь там» (т.е. при коммунизме) «какое-либо преимущество перед другим», – негодует наш пророк, – «никто не вправе обладать бóльшим достоянием и жить лучше , чем другой… А если Вы сомневаетесь в этом и не желаете присоединить свой голос к общему хору, то они издеваются над Вами, проклинают Вас, преследуют и отправляют Вас на виселицу» (стр. 100).

 

И все же Кульман пророчествует иногда совершенно правильно.

 

«Поэтому в их рядах находятся все те, кто восклицает: Долой библию! Долой прежде всего христианскую религию, ибо это – религия смирения и рабского образа мысли! Долой вообще всякую веру! Мы ровно ничего не знаем о боге и бессмертии. Это – вымыслы, используемые для их выгоды» (следовало сказать: используемые попами для своей выгоды) «и всячески поддерживаемые лгунами и обманщиками. Право, кто верит еще в подобные вещи, тот круглый дурак!»

 

Кульман особенно яростно полемизирует против принципиальных противников учения о вере , о смирении и неравенстве , т.е. о «сословных различиях и различиях по рождению ».

На омерзительном учении о предустановленном рабстве, – учении, которое в кульмановском изложении сильно напоминает взгляды Фридриха Ромера , – на теократической иерархии и, в последнем счете, на своей собственной священной особе – вот на чем основывает он свой социализм!

 

«Каждой отраслью труда», – читаем мы на стр. 42, – «руководит искуснейший, который сам участвует в труде, а каждой отраслью в царстве удовлетворения потребностей руководит тот, кто, сам участвуя в потреблении, всего более доволен жизнью . – Но, подобно тому как общество, являясь нераздельным, живет единым духом, так и всем его строем руководит и управляет только один человек. – И он – мудрейший , добродетельнейший и блаженнейший ».

 

На стр. 34 мы узнаем:

 

«Если дух человека стремится к добродетели , то человек расправляет свои члены и движет ими, он развивает и образует и формирует все в себе и вне себя согласно своему желанию. – А если его дух пребывает в хорошем состоянии , то человек должен это состояние ощущать всем своим существом. – Вот почему человек ест и пьет и наслаждается , вот почему он поет и играет и пляшет , целует и плачет и смеется ».

 

Правда, мысль, что созерцание бога влияет на аппетит , а духовное блаженство – на половой инстинкт , тоже не составляет частную собственность кульманизма; но мысль эта во всяком случае разъясняет нам некоторые темные места в книге нашего пророка .

Так, например, на стр. 36:

 

«То и другое» (владение и потребление) «определяется его» (т.е. человека) «трудом. Труд служит масштабом его потребностей». (Так извращает Кульман положение, что коммунистическое общество в целом имеет всегда столько же задатков и сил, сколько и потребностей.) «Ибо труд есть проявление идей и инстинктов. А на них и основываются потребности. – Но так как задатки и потребности людей всегда различны и распределены так, что первые могут развиваться, а вторые удовлетворяться лишь в том случае, если каждый отдельный человек всегда производит для всех и если продукт, произведенный всеми, обменивается и распределяется по заслугам» (?), «то каждый получает за свой труд только стоимость ».

 

Вся эта тавтологическая галиматья, как и следующие за ней положения и ряд других, которых мы, щадя читателя, не приводим, осталась бы для нас, конечно, непроницаемой тьмой , несмотря на прославленную А. Беккером «возвышенную простоту и ясность » «откровения», не будь у нас ключа к ней в практических целях , преследуемых пророком. – Все сейчас станет совершенно ясно.

 

«Стоимость», – продолжает вещать господин Кульман, – «определяет самое себя согласно потребности всех» (?). «В стоимости всегда содержится труд каждого индивида и на это» (?) «он может достать себе все, что только его душе угодно».

«Видите ли, друзья мои», – читаем мы на стр. 39, – «общество истинных людей всегда рассматривает жизнь … как… школу самовоспитания . И при этом оно желает быть блаженным . – Но нечто подобное» (?) «необходимо должно проявиться и стать видимым» (?), «иначе оно» (?) «невозможно ».

 

Что хотел тут сказать господин Георг Кульман из Гольштейна, утверждая, что «нечто подобное» (жизнь? или же блаженство?) должно «проявиться» и «стать видимым», ибо иначе «оно» «невозможно»; что он хотел сказать, заявляя, что «труд» содержится в «стоимости» и что на это (на что?) можно достать себе все, что только душе угодно; чтó он, наконец, имел в виду, говоря о «стоимости», которая определяет самое себя согласно «потребности», – всего этого опять-таки нельзя понять, если не помнить о главной сути всего откровения, о его практической сути .

Постараемся поэтому дать практическое объяснение.

Как мы узнаем от Августа Беккера, святому Георгу Кульману из Гольштейна сильно не везло на родине. Он поехал в Швейцарию и там увидел совершенно «новый мир» – коммунистические общества немецких ремесленников. Это пришлось ему по душе, – и вот он тотчас же стал прилаживаться к коммунизму и коммунистам. Как рассказывает нам Август Беккер, он всегда «неутомимо работал над дальнейшим усовершенствованием своего учения, чтобы поднять его на высоту великой эпохи», т.е. среди коммунистов он ad majorem Dei gloriam[501] стал коммунистом.

Вначале все шло прекрасно.

Но один из существеннейших принципов коммунизма, отличающий его от всякого рода реакционного социализма, заключается в основанном на изучении природы человека эмпирическом убеждении, что различия мозга и умственных способностей вообще не влекут за собой различий желудка и физических потребностей ; отсюда следует, что неверное, основанное на наших нынешних порядках положение: «каждому по его способностям» должно – поскольку оно относится к потреблению в узком смысле слова – превратиться в положение: «каждому по его потребностям », иными словами: различие в деятельности, труде, не влечет за собой никакого неравенства , никакой привилегии в смысле владения и потребления.

С этим наш пророк не мог примириться, ибо стремление быть привилегированным, выделенным, избранным и составляет зуд пророка. «Но нечто подобное необходимо должно проявиться и стать видимым, иначе оно невозможно». Без практических привилегий, без ощущаемого зуда пророк не был бы пророком, он был бы не практическим , а только теоретическим божьим человеком, он был бы философом . – Поэтому пророк должен втолковать коммунистам, что различие деятельности , труда , влечет за собой различие стоимости и блаженства (или потребления, заработка, удовольствия: все это одно и то же), а так как каждый сам определяет свое блаженство , как и свой труд , то отсюда вытекает, что он , пророк, – в этом-то и заключается практический смысл откровения – достоин лучшей жизни , чем простой ремесленник [502].

Теперь все темные места в проповеди нашего пророка становятся ясными: что «владение» и «потребление» каждого индивида соответствуют его «труду»; что «труд» человека служит мерилом его «потребностей » и что, следовательно, каждый получает «стоимость» за свой труд; что «стоимость» определяет самое себя в соответствии с «потребностью», что труд каждого «содержится» в стоимости и что за это каждый может достать себе все, что его «душе» угодно; наконец, что «блаженство» избранных должно «проявиться и стать видимым», ибо иначе оно «невозможно».

Теперь вся эта бессмыслица становится понятной.

Мы не знаем, как далеко на деле заходит д-р Кульман в своих практических притязаниях по отношению к ремесленникам. Но мы знаем, что его учение есть основной догмат всякого духовного и светского властолюбия, мистический покров всякой ханжески скрываемой жажды наслаждений, прикрашивание всякой низости, что оно является источником бесчисленных извращений.

Мы должны еще показать читателю тот путь, который, по уверению господина Кульмана из Гольштейна, «ведет из этого горестного настоящего в радостное будущее». – Путь этот – приятный и усладительный, он подобен весеннему дню в цветущем саду – или же цветущему саду в весенний день.

 

«Тихо и нежно приходит весна, – теплой рукою взращивает почки, – и почки становятся цветами, – она кличет жаворонка и соловья – и пробуждает кузнечика в траве. – Пусть так же, как весна, придет и новый мир» (стр. 114 и сл.).

 

Наш пророк рисует в поистине идиллических красках переход от нынешней социальной изолированности к жизни в сообществе. – Подобно тому как он превращает реальное общество в «общество идей», чтобы «шествовать в нем, следуя, как за путеводителем, за собственной идеей и рассматривая все самым подробным образом, поскольку этого требует его время», – подобно этому действительное социальное движение, уже приобретающее во всех цивилизованных странах характер предвестника грозного общественного переворота, он превращает в идиллическое, мирное преображение, в тихую уютную жизнь , при которой все имущие и властвующие мира сего могут преспокойно спать. – Для идеалиста действительность заключается в теоретических абстракциях действительных событий, в их идеальных знаках, а действительные события , это – только «знаки того, что старый мир идет к гибели».

 

«Почему Вы», – изливает пророк свой гнев на стр. 118, – «так судорожно хватаетесь за явления сегодняшнего дня, ведь они являются только признаками того, что старый мир идет к гибели; почему тратите Вы свои силы на такие стремления, которые бессильны удовлетворить Ваши надежды и чаяния?»

«Не разрушать и уничтожать должны Вы преграды, стоящие на Вашем пути, а обойти и покинуть их. – И когда Вы их обойдете и покинете, они исчезнут сами собой, ибо у них не будет больше пищи».

«Если Вы ищете истину и распространяете свет, ложь и мрак исчезают из Вашей среды» (стр. 116).

«Но многие скажут: „Как можем мы построить новую жизнь, когда еще существует старый порядок, мешающий нам строить? Не следует ли раньше разрушить его?“» – «Ни в коем случае», – отвечает мудрейший, добродетельнейший и блаженнейший. – «Ни в коем случае. Если Вы живете совместно с другими людьми в доме, который обветшал и стал для Вас тесен и неудобен, а, между тем, Ваши соседи желают в нем остаться, то Вы не сломаете его и не останетесь жить под открытым небом, а сперва построите себе новое жилище, в которое и переселитесь, когда оно будет готово, предоставив старый дом его участи» (стр. 120).

 

Далее пророк на целых двух страницах преподносит правила того, как можно прокрасться в новый мир. Затем он становится воинственным.

 

«Но недостаточно Вам объединиться и отречься от старого мира. – Вам придется прибегнуть и к оружию, чтобы бороться против него и расширить и укрепить Ваше царство, но не путем насилия, а путем свободного убеждения ».

 

Если, однако, все же придется взять в руки действительный меч и подвергнуть риску свою действительную жизнь, чтобы «завоевать царство небесное силою», то в этом случае пророк обещает своему священному воинству бессмертие в русском смысле (русские верят, что они воскреснут в тех местах, где они жили, если будут убиты на войне врагом):

 

«А те, которые погибли в пути, воскреснут и станут еще прекраснее, чем были раньше. Поэтому» (поэтому!) «не пекитесь о своей жизни и не бойтесь смерти» (стр. 129).

 

Значит, – успокаивает пророк свое священное воинство, – даже в борьбе, которая ведется с действительным оружием в руках, вам придется рисковать своей жизнью не на самом деле , а только по видимости .

Учение пророка действует успокоительно во всех смыслах, и после образчиков, приведенных из его священного писания, не приходится уже удивляться тому, что оно встретило одобрение со стороны некоторых благодушных ночных колпаков .

 

 

Указатель имен

 

 

А

 

Абд-эль-Кадир (1808 – 1883) – вождь национально-освободительной борьбы алжирского народа против французских завоевателей в 1832 – 1847 гг. – 142.

Август (63 до н.э. – 14 н.э.) – римский император (27 до н.э. – 14 н.э.). – 23.

Александр Македонский (356 – 323 до н.э.) – знаменитый полководец и государственный деятель древнего мира. – 51, 327, 401.

Алексис (Alexis), Виллибальд – см. Херинг , Вильгельм.

Аль-Хусейн-Абу-Али-Бен-Абдаллах-Ибн-Сина – см. Ибн Сина , Абу-Али.

Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) – средневековый богослов, представитель ранней схоластики. – 355.

Анфантен (Enfantin), Бартелеми Проспер (1796 – 1864) – французский социалист-утопист, один из ближайших учеников Сен-Симона; вместе с Базаром возглавлял сенсимонистскую школу. – 142, 458, 472, 478 – 479.

Араго (Arago), Доминик Франсуа (1786 – 1853) – французский астроном, физик и математик, буржуазный политический деятель. – 130, 367 – 368.

Аржансон (d’Argenson), Марк Рене д’ (1771 – 1842) – французский политический деятель, участник Французской буржуазной революции конца XVIII в. и республиканского движения во Франции в период Реставрации и Июльской монархии, бабувист. – 479.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – великий мыслитель древности; в философии колебался между материализмом и идеализмом; идеолог класса рабовладельцев. – 118 – 120, 122, 435, 482.

Арндт (Arndt), Эрнст Мориц (1769 – 1860) – немецкий писатель, историк и филолог, участник освободительной борьбы немецкого народа против наполеоновского господства, сторонник конституционной монархии. – 325.

Арним (Arnim), Беттина (1785 – 1859) – немецкая писательница романтического направления. – 309.

 

Б

 

Бабёф (Babeuf), Гракх (настоящее имя Франсуа Ноэль) (1760 – 1797) – французский революционер, выдающийся представитель утопического уравнительного коммунизма, организатор заговора «равных». – 187, 202, 299 – 300.

Базар (Bazard), Сент-Аман (1791 – 1832) – французский социалист-утопист, вместе с Анфантеном возглавлял сенсимонистскую школу. – 458, 475, 477 – 479.

Байи (Bailly), Жан Сильвен (1736 – 1793) – французский астроном, деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., сторонник конституционной монархии. – 176.

Байрхоффер (Bayrhoffer), Карл Теодор (1812 – 1888) – немецкий философ-гегельянец. – 161.

Барер (Barère), Бертран (1755 – 1841) – французский юрист, деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., депутат Конвента, примыкал к якобинцам; позже активный участник термидорианского контрреволюционного переворота. – 156, 176 – 177, 479.

Бармби (Barmby), Джон Гудвин (1820 – 1881) – английский священник, проповедник христианского социализма. – 434.

Бауэр (Bauer), Бруно (1809 – 1882) – немецкий философ-идеалист, один из виднейших младогегельянцев. – 5, 7, 9, 13, 14, 23, 25, 35 – 37, 39 – 42, 77 – 98, 118, 144, 175 – 177, 187, 192, 212, 214 – 215, 309, 329, 340, 351, 354, 406, 416, 421, 425 – 426.

Бауэр (Bauer), Эдгар (1820 – 1886) – немецкий философ и публицист, младогегельянец; брат Б. Бауэра. – 309.

Бейль (Bayle), Пьер (1647 – 1706) – французский философ-скептик, критик религиозного догматизма. – 80.

Беккер (Becker), Август (1814 – 1871) – немецкий публицист, социалист-утопист, в 40-х гг. – один из руководителей вейтлингианцев в Швейцарии. – 296, 309, 500 – 502, 505 – 506.

Бентам (Bentham), Иеремия (1748 – 1832) – английский буржуазный социолог, теоретик утилитаризма. – 190, 220, 235, 382, 385 – 387.

Бессель (Bessel), Фридрих Вильгельм (1784 – 1846) – немецкий астроном. – 367.

Беттина (Bettina) – см. Арним , Беттина.

Бийо-Варенн (Billaud-Varenne), Жан Николà (1756 – 1819) – французский юрист, деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., якобинец. – 479.

Блан  (Blanc), Луи (1811 – 1882) – французский мелкобуржуазный социалист и историк, деятель революции 1848 – 1849 гг., стоявший на позициях соглашательства с буржуазией. – 174, 309, 463, 465, 478.

Блюнчли (Bluntschli), Иоганн Каспар (1808 – 1881) – швейцарский юрист и консервативный политический деятель, составитель полицейско-осведомительского отчета о вейтлингианцах. – 187 – 188, 193, 202, 296, 309.

Боден (Bodin), Жан (1530 – 1596) – французский социолог, идеолог абсолютизма. – 295.

Больё (Beaulieu), Клод Франсуа (1754 – 1827) – французский историк и публицист, роялист. – 157.

Бональд (Bonald), Луи Габриель Амбруаз, виконт де (1754 – 1840) – французский политический деятель и публицист, монархист, один из идеологов аристократической и клерикальной реакции в период Реставрации. – 320.

Бонифаций (ок. 680 – 755) – церковный деятель раннего средневековья, христианский миссионер в Германии. – 225.

Боссюэ (Bossuet), Жак Бенинь (1627 – 1704) – французский писатель-богослов и церковный деятель, епископ, идеолог католической реакции абсолютизма. – 492, 493.

Браунинг (Browning), Дж. – английский статистик. – 160.

Бриссо (Brissot), Жан Пьер (1754 – 1793) – видный деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., депутат Конвента, в начале революции – член Якобинского клуба, затем вождь и теоретик партии жирондистов. – 176.

Брольи (Broglie), Виктор Франсуа (1718 – 1804) – французский маршал, в начале Французской буржуазной революции конца XVIII в. командовал объединенными контрреволюционными войсками. – 176.

Буагильбер (Boisguillebert), Пьер (1646 – 1714) – французский экономист, предшественник физиократов, родоначальник классической буржуазной политической экономии во Франции. – 175.

Буйе (Bouillé), Франсуа Клод, маркиз (1739 – 1800) – французский генерал, руководил военными действиями против англичан на Антильских островах, участник роялистского заговора во Франции в 1791 г., контрреволюционный эмигрант. – 465.

Буль (Buhl), Людвиг (1814 – ок. 1882) – немецкий публицист, младогегельянец. – 174.

Буонарроти (Buonarroti), Филипп (1761 – 1837) – итальянский революционер, видный деятель революционного движения во Франции конца XVIII – начала XIX в.; коммунист-утопист, соратник Бабёфа; книга Буонарроти «Заговор во имя равенства» (1828) способствовала возрождению бабувистских традиций в революционном рабочем движении. – 479.

Бэкон (Bacon), Фрэнсис, барон Веруламский (1561 – 1626) – английский философ, родоначальник английского материализма; естествоиспытатель и историк. – 150, 151.

Бюше (Buchez), Филипп (1796 – 1865) – французский политический деятель и историк, буржуазный республиканец, один из идеологов христианского социализма. – 203, 204.

 

В

 

Вейтлинг (Weitling), Вильгельм (1808 – 1871) – видный деятель рабочего движения Германии в период его зарождения, один из теоретиков утопического уравнительного коммунизма; по профессии портной. – 184, 202, 434 – 435.

Венедей (Venedey), Якоб (1805 – 1871) – немецкий публицист и политический деятель, сначала радикального, а после революции 1848 – 1849 гг. либерального направления. – 41.

Вергилий (Публий Вергилий Марон) (70 – 19 до н.э.) – выдающийся римский поэт. – 397.

Верне (Vernet), Орас (1789 – 1863) – французский художник-баталист. – 367.

Вестминстер (Westminster) – см. Гровнор , Ричард.

Вёнигер (Woeniger), Август Тодор – немецкий писатель. – 196, 208.

Виганд (Wigand), Otto (1795 – 1870) – немецкий издатель и книготорговец, владелец фирмы в Лейпциге, издававшей произведения радикальных писателей. – 77, 94, 99, 135, 145.

Вильгардель (Villegardelle), Франсуа (1810 – 1856) – французский публицист, фурьерист, затем коммунист-утопист. – 496, 497.

Вольтер (Voltaire), Франсуа Мари (1694 – 1778) – французский философ-деист, писатель, историк, видный представитель буржуазного Просвещения XVIII в., боролся против абсолютизма и католицизма. – 494.

 

Г

 

Гальм (Halm), Фридрих (1806 – 1871) – австрийский поэт и драматург. – 276.

Ганнибал (ок. 247 – 183 до н.э.) – выдающийся карфагенский полководец. – 142.

Гарни (Harney), Джордж Джулиан (1817 – 1897) – видный деятель английского рабочего движения, один из вождей левого крыла чартизма; редактор газеты «Northern Star»; был связан с Марксом и Энгельсом. – 434.

Гегель (Hegel), Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) – крупнейший представитель классической немецкой философии, объективный идеалист, наиболее всесторонне разработал идеалистическую диалектику. – 10, 11, 13, 25, 39, 45, 81, 82 – 84, 88, 94 – 96, 102, 109 – 111, 114, 117, 121, 125 – 126, 129, 132 – 133, 136, 143, 145, 147 – 148, 149, 150 – 155, 160 – 161, 163 – 164, 168 – 171, 174 – 175, 185 – 186, 211 – 212, 218, 241 – 243, 252, 279 – 280, 292 – 293, 297, 299, 302, 310, 321, 327, 382, 384, 408 – 409, 430, 432, 435, 446, 454, 458, 461, 463 – 484, 498.

Гейне (Heine), Генрих (1797 – 1856) – великий немецкий революционный поэт. – 380, 481.

Геллерт (Gellert), Христиан Фюрхтеготт (1715 – 1769) – немецкий писатель. – 356.

Гельвеций (Helvétius), Клод Адриан (1715 – 1771) – выдающийся французский философ, представитель механистического материализма, атеист. – 220, 383 – 385.

Гемпден (Hampden), Джон (1594 – 1643) – деятель английской буржуазной революции XVII в., выражал интересы буржуазии и обуржуазившегося дворянства. – 175.

Генрих VIII (1491 – 1547) – английский король (1509 – 1547). – 52.

Генрих LXXII Рейс-Лобенштейн-Эберсдорф (1797 – 1853) – владетельный князь карликового немецкого государства Рейс младшей линии (1822 – 1848). – 245.

Гераклит (ок. 540 – ок. 480 до н.э.) – выдающийся древнегреческий философ, один из основоположников диалектики, стихийный материалист. – 119.

Гервег (Herwegh), Георг Фридрих (1817 – 1875) – немецкий поэт. – 439.

Гершель (Herschel), Джон (1792 – 1871) – известный английский астроном. – 367.

Гесс (Heß), Мозес (1812 – 1875) – немецкий мелкобуржуазный публицист, в середине 40-х гг. – один из главных представителей «истинного социализма». – 78 – 79, 96 – 97, 99, 212, 237, 309, 312, 389 – 390, 419 – 420, 439 – 441, 460, 463 – 464, 484.

Гёте (Goethe), Иоганн Вольфганг (1749 – 1832) – великий немецкий писатель и мыслитель. – 388.

Гизо (Guizot), Франсуа Пьер Гийом (1787 – 1874) – французский буржуазный историк и государственный деятель, с 1840 по 1848 г. фактически руководил внутренней и внешней политикой Франции. – 126, 196, 285, 461, 491.

Гоббс (Hobbes), Томас (1588 – 1679) – выдающийся английский философ, представитель механистического материализма; социально-политические воззрения Гоббса отличались резко антидемократическими тенденциями. – 295, 302, 383, 385 – 386, 446, 492.

Годвин (Godwin), Уильям (1756 – 1836) – английский мелкобуржуазный писатель и публицист, рационалист, один из родоначальников анархизма. – 376, 386.

Гольбах (Holbach), Поль Анри (1723 – 1789) – выдающийся французский философ, представитель механистического материализма, атеист, один из идеологов французской революционной буржуазии. – 383 – 385.

Гораций (Квинт Гораций Флакк) (65 – 8 до н.э.) – римский поэт. – 120.

Гофман фон Фаллерслебен (Hoffmann von Fallersleben), Август Генрих (1798 – 1874) – немецкий поэт и филолог. – 163.

Гривс (Greaves), Джемс Пирпонт (1777 – 1842) – английский педагог, автор проектов производственной организации сельскохозяйственных рабочих. – 434.

Григорий VII (Гильдебранд) (ок. 1020 – 1085) – римский папа (1073 – 1085). – 156.

Гроций (Grotius), Гуго (1583 – 1645) – голландский юрист, один из основоположников теории естественного права. – 492.

Грюн (Grün), Карл (1817 – 1887) – немецкий публицист, в середине 40-х гг. – один из главных представителей «истинного социализма». – 458 – 499.

 

Д

 

Дальтон (Dalton), Джон (1766 – 1844) – выдающийся английский химик и физик, развил идеи атомистики в химии. – 120.

Дантон (Danton), Жорж Жак (1759 – 1794) – один из видных деятелей Французской буржуазной революции конца XVIII в., вождь правого крыла якобинцев. – 311.

Декарт (Descartes), Рене (лат. – Cartesius) (1596 – 1650) – выдающийся французский философ-дуалист, математик и естествоиспытатель. – 151.

Де Местр (De Maistre), Жозеф (1753 – 1821) – французский писатель, монархист, один из идеологов аристократической и клерикальной реакции, ярый враг Французской буржуазной революции конца XVIIII в. – 320.

Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист, один из основателей атомистической теории. – 120.

Денхардт (Dähnhardt), Мария Вильгельмина (1818 – 1902) – жена Макса Штирнера, входила в берлинский кружок «Свободных». – 157, 169, 182, 256, 274, 338, 343, 371 – 372, 416.

Дестют де Траси (Destutt de Tracy), Антуан Луи Клод, граф (1754 – 1836) – французский вульгарный экономист, философ-сенсуалист; сторонник конституционной монархии. – 204 – 205, 207.

Диоген Лаэрций (III в.) – древнегреческий историк философии, составитель обширной компиляции о древних философах. – 118 – 120.

Дювержье де Оранн (Duvergier de Hauranne), Проспер (1798 – 1881) – французский либеральный политический деятель и публицист. – 142.

Дюнуайе (Dunoyer), Шарль (1786 – 1862) – французский вульгарный экономист и буржуазный политический деятель. – 418.

Дюпен (Dupin), Анри Мари Жак (1783 – 1865) – французский юрист и политический деятель, орлеанист. – 478.

Дюшатель (Duchâtel), Шарль (1803 – 1867) – французский реакционный государственный деятель, министр внутренних дел (1839, 1840 – февраль 1848 г.); мальтузианец. – 333.

 

Ж

 

Жан Поль (Jean Paul) (литературный псевдоним Иоганна Пауля Фридриха Рихтера) (1763 – 1825) – немецкий писатель-сатирик. – 118, 173.

Жей (Jay), Антуан (1770 – 1854) – французский публицист. – 489.

Жорж Санд (George Sand) (настоящее имя – Аврора Дюдеван) (1804 – 1876) – известная французская писательница. – 157.

Жюсье (Jussieu), Антуан Лоран (1748 – 1836) – французский ботаник. – 435.

 

З

 

Земмиг (Semmig), Фридрих Герман (1820 – 1897) – немецкий писатель, в середине 40-х гг. – «истинный социалист». – 432 – 444.

Зенон из Китиона (ок. 336 – 264 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель стоицизма. – 119.

Зенон Исаврянин (ок. 430 – 491) – византийский император (474 – 491). – 181.

 

И

 

Ибн Сина , Абу-Али (лат. – Авиценна) (ок. 980 – 1037) – выдающийся средневековый философ, ученый, врач и поэт; по происхождению таджик. – 142.

Иден (Eden), Фредерик Мортон (1766 – 1809) – английский буржуазный экономист и историк, ученик А. Смита. – 196.

Иннокентий III (ок. 1161 – 1216) – римский папа (1198 – 1216). – 156.

 

К

 

Кабаррюс (Cabarrus), Франсуа, граф де (1752 – 1810) – министр финансов Испании (1809 – 1810). – 466.

Кабе (Cabet), Этьенн (1788 – 1856) – французский публицист, видный представитель утопического коммунизма, автор книги «Путешествие в Икарию». – 203, 204, 435 – 436, 463, 489, 490 – 495, 497, 499.

Кальдерон де ла Барка (Calderon de la Barca), Педро (1600 – 1681) – выдающийся испанский драматург. – 423.

Камоэнс (Camões), Луис (ок. 1524 – 1580) – крупнейший португальский поэт эпохи Возрождения. – 402.

Кант (Kant), Иммануил (1724 – 1804) – выдающийся немецкий философ, родоначальник немецкого идеализма конца XVIII – начала XIX в. – 171, 173 – 174, 462.

Капетинги – королевская династия во Франции (987 – 1328). – 126.

Карл Великий (ок. 742 – 814) – франкский король (768 – 800) и император (800 – 814). – 68, 197, 467 – 468.

Карл X (1757 – 1836) – французский король (1824 – 1830); свергнут с престола в результате Июльской революции 1830 г. – 288, 496.

Карно (Carnot), Лазар Николà (1753 – 1823) – французский математик, политический и военный деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., примыкал к якобинцам, в 1794 г. участвовал в контрреволюционном перевороте 9 термидора. – 479.

Картезий (Cartesius) – см. Декарт , Рене.

Карьер (Carrière), Мориц (1817 – 1895) – немецкий философ-идеалист, профессор эстетики. – 309.

Катон (Марк Порций Катон Младший) (95 – 46 до н.э.) – римский государственный деятель, республиканец. – 479.

Катс (Kats), Якоб (1804 – 1886) – бельгийский рабочий, литератор, деятель рабочего движения, находился под влиянием утопического социализма. – 462.

Каульбах (Kaulbach), Вильгельм (1805 – 1874) – немецкий художник. – 77.

Кёрнер (Körner), Теодор (1791 – 1813) – немецкий поэт и драматург романтического направления; погиб во время освободительной войны против Наполеона. – 225.

Кет (Kett), Роберт (казнен в 1549 г.) – вождь крестьянского восстания в Англии в 1549 г. – 181.

Климент Александрийский , Тит Флавий (ок. 150 – ок. 215) – христианский богослов, философ-идеалист. – 121.

Клопшток (Klopstock), Фридрих Готлиб (1724 – 1803) – немецкий поэт. – 259, 286.

Коббет (Cobbett), Уильям (1762 – 1835) – английский политический деятель и публицист, видный представитель мелкобуржуазного радикализма, выступал за демократизацию английского политического строя. – 438.

Кобден (Cobden), Ричард (1804 – 1865) – английский фабрикант, буржуазный политический деятель, фритредер, один из основателей Лиги против хлебных законов. – 419.

Конде (Condé), Луи Анри Жозеф (1756 – 1830) – французский принц, в начале революции конца XVIII в. эмигрировал из Франции и служил в эмигрантском корпусе. – 496.

Кондорсе (Condorcet), Жан Антуан (1743 – 1794) – французский буржуазный социолог, просветитель; во время Французской буржуазной революции конца XVIII в. примыкал к жирондистам. – 495, 496.

Конрад фон Вюрцбург (Konrad von Würzburg) (ум. в 1287 г.) – немецкий поэт. – 423.

Констан (Constant), Бенжамен (1767 – 1830) – французский либеральный буржуазный политический деятель, публицист и писатель; занимался вопросами государственного права. – 320.

Конт (Comte), Шарль (1782 – 1837) – французский либеральный публицист, вульгарный экономист. – 282.

Конфуций (ок. 551 – 479 до н.э.) – древнекитайский философ. – 491.

Крез (595 – 546 до н.э.) – царь Лидии (560 – 546 до н.э.). – 327.

Круммахер (Krummacher), Фридрих Вильгельм (1796 – 1868) – немецкий церковный проповедник, кальвинистский пастор, глава вуппертальских пиетисов. – 213.

Кульман (Kuhlmann), Георг – тайный осведомитель австрийского правительства; в 40-х гг. XIX в. проповедовал среди немецких ремесленников-вейтлингианцев в Швейцарии идеи «истинного социализма», используя религиозную фразеологию и выдавая себя за «пророка». – 351, 366, 500 – 507.

Купер (Cooper), Томас (1759 – 1840) – американский экономист и политический деятель, буржуазный просветитель. – 366, 461.

Курье (Courier), Поль Луи (1772 – 1825) – французский филолог и публицист, буржуазный демократ; выступал против аристократической и клерикальной реакции во Франции. – 438.

 

Л

 

Лa Вогюйон (La Vauguyon), Поль Франсуа, герцог (1746 – 1828) – французский дипломат, посол в Голландии и Испании. – 465.

Ламартин (Lamartine), Альфонс (1790 – 1869) – французский поэт, историк и политический деятель, в 40-х гг. – либерал, один из лидеров умеренных буржуазных республиканцев; в 1848 г. – министр иностранных дел и фактический глава временного правительства. – 491.

Ламенне (Lamennais), Фелисите (1782 – 1854) – французский аббат, публицист, один из идеологов христианского социализма. – 503, 504.

Лафайет (Lafayette), Мари Жозеф Поль (1757 – 1834) – французский генерал, один из вождей крупной буржуазии в период Французской буржуазной революции конца XVIII в. и буржуазной Июньской революции 1830 г. – 176.

Левассер (Levasseur), Рене (1747 – 1834) – врач, деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., якобинец, автор известных мемуаров о Французской революции. – 156, 479.

Лейбниц (Leibniz), Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) – великий немецкий математик; философ-идеалист. – 80, 157, 416.

Ленге (Linguet), Симон Николà Анри (1736 – 1794) – французский адвокат, публицист, историк и экономист, критик теории физиократов. – 176.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452 – 1519) – великий итальянский художник, ученый-энциклопедист и инженер эпохи Возрождения. – 367.

Лерминье (Lerminier), Жан Луи Эжен (1803 – 1857) – французский юрист, либеральный публицист, с конца 30-х гг. – консерватор. – 461.

Леру (Leroux), Пьер (1797 – 1871) – французский публицист, социалист-утопист, один из представителей христианского социализма. – 208.

Лессинг (Lessing), Готхольд Эфраим (1729 – 1781) – великий немецкий писатель, критик и философ, один из видных просветителей XVIII в. – 462.

Ликург – легендарный законодатель Древней Спарты, живший, по преданию, в IX – VIII вв. до н.э. – 491.

Линней (Linné), Карл (1707 – 1778) – выдающийся шведский естествоиспытатель, создатель системы классификации растений и животных. – 435.

Лициний (Гай Лициний Столон) – римский государственный деятель первой половины IV в. до н.э. – 17.

Локк (Locke), Джон (1632 – 1704) – английский философ-дуалист, сенсуалист; экономист. – 383, 385 – 386, 492.

Луве де Кувре (Louvet de Couvray), Жан Батист (1760 – 1797) – французский писатель, деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., жирондист. – 157.

Луи-Филипп (1773 – 1850) – герцог Орлеанский, французский король (1830 – 1848). – 461.

Лукиан (ок. 120 – ок. 180) – выдающийся древнегреческий писатель-сатирик, атеист. – 122, 165.

Лукреций (Тит Лукреций Кар) (ок. 99 – ок. 55 до н.э.) – выдающийся римский философ и поэт, материалист, атеист. – 121.

Людовик XIV (1638 – 1715) – французский король (1643 – 1715). – 467.

Людовик XVI (1754 – 1793) – французский король (1774 – 1792), казнен во время Французской буржуазной революции конца XVIII в. – 126, 484, 494.

Людовик XVIII (1755 – 1824) – французский король (1814 – 1815 и 1815 – 1824). – 496.

Лютер (Luther), Мартин (1483 – 1546) – видный деятель Реформации, основатель протестантизма (лютеранства) в Германии; идеолог немецкого бюргерства; во время Крестьянской войны 1525 г. выступил против восставших крестьян и городской бедноты на стороне князей. – 121, 126, 149, 150, 474 – 475.

 

М

 

Мабли (Mably), Габриель (1709 – 1785) – французский социолог, представитель утопического уравнительного коммунизма. – 176, 493.

Макиавелли (Machiavelli), Никколо (1469 – 1527) – итальянский политический деятель, историк и писатель, один из идеологов итальянской буржуазии периода зарождения капиталистических отношений. – 295.

Мак-Куллох (Mac Culloch), Джон Рамси (1789 – 1864) – английский экономист, представитель вульгарной политической экономии. – 339.

Макс , святой – см. Штирнер , Макс.

Мальтус (Malthus), Томас Роберт (1766 – 1834) – английский священник, экономист, идеолог обуржуазившейся землевладельческой аристократии, апологет капитализма, проповедник человеконенавистнической теории народонаселения. – 333.

Марат (Marat), Жан Поль (1743 – 1793) – французский публицист, выдающийся деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., один из вождей якобинцев. – 176.

Маркс (Marx), Карл (1818 – 1883) (биографические данные). – 21, 22, 25, 93 – 97.

Маттеи (Matthäi), Рудольф – немецкий публицист, «истинный социалист». – 444 – 456.

Мерсье (Mercier), Луи Себастьен (1740 – 1814) – французский писатель-просветитель; в период буржуазной революции конца XVIII в. примыкал к жирондистам. – 176.

Меттерних (Metternich), Клеменс, князь (1773 – 1859) – австрийский государственный деятель и дипломат, министр иностранных дел (1809 – 1821) и канцлер (1821 – 1848), ярый реакционер, один из организаторов Священного союза. – 288.

Милль (Mill), Джемс (1773 – 1836) – английский экономист и философ, вульгаризатор теории Рикардо; в философии последователь Бентама. – 385 – 386.

Мирабо (Mirabeau), Оноре Габриель (1749 – 1791) – видный деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., выразитель интересов крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства. – 495.

Михелет , правильнее Мишле (Michelet), Карл Людвиг (1801 – 1893) – немецкий философ-идеалист, гегельянец, профессор Берлинского университета. – 102, 160 – 161.

Моген (Mauguin), Франсуа (1785 – 1854) – французский юрист и политический деятель, один из вождей либеральной династической оппозиции. – 478.

Монгайар (Montgaillard), Гийом Оноре (1772 – 1825) – французский аббат и историк роялистского направления. – 156.

Монжуа (Montjoie), Кристоф (1746 – 1816) – французский публицист роялистского направления. – 157.

Монтей (Monteil), Аман Алексис (1769 – 1850) – французский историк. – 196, 316.

Монтескьё (Montesquieu), Шарль (1689 – 1755) – французский правовед, философ и писатель, представитель Просвещения XVIII в., теоретик конституционной монархии. – 260, 491, 493.

Mop (More), Томас (1478 – 1535) – английский политический деятель, лорд-канцлер, писатель-гуманист, один из ранних представителей утопического коммунизма, автор «Утопии». – 434.

Морган (Morgan), Джон Минтер (1782 – 1854) – английский писатель, последователь Оуэна. – 434.

Морелли (Morelly) (XVIII в.) – выдающийся представитель утопического уравнительного коммунизма во Франции. – 496, 497.

Моцарт (Mozart), Вольфганг Амадей (1756 – 1791) – великий австрийский композитор. – 366.

М.Р . (М.R.) – см. Ренье Детурбе , Ипполит.

Мундт (Mundt), Теодор (1808 – 1861) – немецкий писатель, один из представителей литературной группы «Молодая Германия»; позже профессор литературы и истории в Бреславле и Берлине. – 458.

Мухаммед-Али (1769 – 1849) – правитель Египта (1805 – 1849), провел ряд прогрессивных реформ. – 142.

 

Н

 

Наполеон I Бонапарт (1769 – 1821) – французский император (1804 – 1814 и 1815). – 34, 77, 116 – 117, 125, 142, 173, 251, 327, 336, 357, 418, 495.

Науверк (Nauwerck), Карл (1810 – 1891) – немецкий публицист, младогегельянец, принадлежал к берлинскому кружку «Свободных». – 92, 309.

Нугаре (Nougaret), Пьер Жан Батист (1742 – 1823) – французский писатель и историк. – 156.

Ньютон (Newton), Исаак (1642 – 1727) – великий английский физик, астроном и математик, основатель механики как науки. – 56.

 

О

 

О’Коннел (O’Connell), Даниел (1775 – 1847) – ирландский адвокат и буржуазный политический деятель, лидер правого, либерального крыла национально-освободительного движения. – 225, 262, 497.

Оттон I (1815 – 1867) – греческий король (1832 – 1862). – 327.

Оуэн (Owen), Роберт (1771 – 1858) – великий английский социалист-утопист. – 193, 366, 434 – 435.

 

П

 

Пельтье (Peltier), Жан Габриель (1765 – 1825) – французский публицист роялистского направления. – 157.

Перикл (ок. 490 – 429 до н.э.) – древнегреческий государственный деятель, способствовал укреплению рабовладельческой демократии в Афинах. – 117.

Персиани (Persiani), Фанни (1812 – 1867) – итальянская певица. – 414.

Петти (Petty), Уильям (1623 – 1687) – выдающийся английский экономист и статистик, родоначальник классической буржуазной политической экономии в Англии. – 175.

Пилат , Понтий – римский прокуратор Иудеи (26 – 36). – 102, 118, 123.

Пинто (Pinto), Исаак (1715 – 1787) – крупный голландский биржевой делец, экономист. – 55, 335.

Пифагор (ок. 570 – ок. 500 до н.э.) – древнегреческий математик, философ. – 491.

Платон (ок. 427 – ок. 347 до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии. – 122, 152.

Плутарх (ок. 46 – ок. 125) – древнегреческий писатель, историк и философ-моралист, идеалист. – 121.

Прудон (Proudhon), Пьер Жозеф (1809 – 1865) – французский публицист, идеолог мелкой буржуазии, один из родоначальников анархизма. – 157, 193, 201, 309, 326, 338, 354, 397, 458, 462 – 464, 482, 488, 497 – 498, 504.

Птолемеи – царская династия в Египте (305 – 30 до н.э.). – 142.

Пуфендорф (Pufendorf), Самуэль, барон (1632 – 1694) – немецкий ученый, юрист и историк, один из представителей буржуазной теории «естественного права». – 492, 493.

Пфеффель (Pfeffel), Готлиб Конрад (1736 – 1809) – немецкий баснописец. – 273.

Пфистер (Pfister), Иоганн Христиан (1772 – 1835) – немецкий церковный деятель и историк. – 216.

Пютман (Püttmann), Герман (1811 – 1894) – немецкий радикальный поэт и журналист, в середине 40-х гг. – один из представителей «истинного социализма». – 432.

 

Р

 

Рабле (Rabelais), Франсуа (ок. 1494 – 1553) – крупнейший французский писатель-гуманист эпохи Возрождения. – 169.

Ромфорд (Rumford) – см. Томпсон , Бенджамин.

Ранке (Ranke), Леопольд (1795 – 1886) – немецкий историк, реакционер, идеолог прусского юнкерства. – 275.

Рафаэль Санти (Raffaello Santi) (1483 – 1520) – крупнейший итальянский художник эпохи Возрождения. – 364, 366 – 367.

Рейбо (Reybaud), Луи (1799 – 1879) – французский литератор, экономист и либеральный публицист. – 465 – 467, 469, 471, 474 – 480, 489 – 490, 499.

Рейхардт (Reichardt), Карл – переплетный мастер в Берлине, последователь Б. Бауэра, сотрудник «Allgemeine Literatur-Zeitung». – 196, 208.

Ренье Детурбе (Régnier d’Estourbet), Ипполит (литературный псевдоним – М.Р.) (1804 – 1832) – французский писатель и историк. – 157.

Рикардо (Ricardo), Давид (1772 – 1823) – английский экономист, один из крупнейших представителей классической буржуазной политической экономии. – 377.

Робеспьер (Robespierre), Максимилиан (1758 – 1794) – выдающийся деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., вождь якобинцев, глава революционного правительства (1793 – 1794). – 156, 157, 219, 225, 311, 377, 459.

Родриг (Rodrigues), Оленд (1794 – 1851) – французский финансист и публицист, ближайший ученик Сен-Симона, один из основателей и руководителей сенсимонистской школы. – 465, 471.

Ролан (Roland), Жанна Мари (или Манон) (1754 – 1793) – французская писательница, деятельница Французской буржуазной революции конца XVIII в., жирондистка. – 156, 157.

Ромер (Rohmer), Фридрих (1814 – 1856) – немецкий философ-идеалист. – 504.

Роттек (Rotteck), Карл (1775 – 1840) – немецкий буржуазный историк и политический деятель, либерал. – 327.

Ротшильд (Rothschild), Джемс (1792 – 1868) – глава банкирского дома Ротшильдов в Париже. – 327.

Рохау (Rochau), Август Людвиг (литературный псевдоним – Хуроа) (1810 – 1873) – немецкий либеральный публицист и историк. – 481.

Руге (Ruge), Арнольд (1802 – 1880) – немецкий публицист, младогегельянец, буржуазный радикал; после 1866 г. – национал-либерал. – 79, 111, 212, 223.

Руссо (Rousseau), Жан Жак (1712 – 1778) – выдающийся французский просветитель, демократ, идеолог мелкой буржуазии. – 177, 307, 375 – 376, 493 – 494.

Рутенберг (Rutenberg), Адольф (1808 – 1869) – немецкий публицист, младогегельянец; после 1866 г. – национал-либерал. – 309.

 

С

 

Сарран (Sarran), Жан Ремон Паскаль (1780 – 1844) – французский публицист роялистского направления. – 320.

Саутуэлл (Southwell), Чарлз (1814 – 1860) – английский социалист-утопист, последователь Р. Оуэна. – 434.

Сен-Жюст (Saint-Just), Луи Антуан (1767 – 1794) – видный деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., один из вождей якобинцев. – 156 – 157, 219, 311, 377.

Сениор (Senior), Нассау Уильям (1790 – 1864) – английский вульгарный экономист, апологет капитализма; выступал против сокращения рабочего дня. – 334.

Сен-Симон (Saint-Simon), Анри (1760 – 1825) – великий французский социалист-утопист. – 438, 443, 447, 449 – 450, 458, 463 – 480.

Сервантес де Сааведра (Cervantes de Saavedra), Мигель (1547 – 1616) – крупнейший испанский писатель-реалист. – 211, 214 – 215, 245, 248, 257, 281, 317, 319, 343, 397, 417 – 418, 424.

Сигизмунд I (1368 – 1437) – император «Священной Римской империи» (1411 – 1437). – 248.

Сиейес (Sieyès), Эмманюэль Жозеф (1748 – 1836) – французский аббат, деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., представитель крупной буржуазии. – 491, 495.

Сисмонди (Sismondi), Жан Шарль Леонар Симонд де (1773 – 1842) – швейцарский экономист, мелкобуржуазный критик капитализма. – 69, 180, 480.

Смит (Smith), Адам (1723 – 1790) – английский экономист, один из крупнейших представителей классической буржуазной политической экономии. – 55, 366, 495.

Сократ (ок. 469 – ок. 399 до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии. – 118, 126, 133.

Софокл (ок. 497 – ок. 406 до н.э.) – выдающийся древнегреческий драматург, автор классических трагедий. – 117.

Спартак (ум. в 71 г. до н.э.) – римский гладиатор, вождь крупнейшего восстания рабов в Древнем Риме в 73 – 71 гг. до н.э. – 197.

Спенс (Spence), Томас (1750 – 1814) – английский социалист-утопист, проповедовал отмену частной собственности на землю и установление аграрного социализма. – 434.

Спиноза (Spinoza), Барух (Бенедикт) (1632 – 1677) – выдающийся голландский философ-материалист, атеист. – 81, 88, 157, 295.

Страттон (Stratton), Чарлз Шервуд (1838 – 1883) – американский цирковой актер-карлик, выступал под псевдонимом «генерал Том Там» (Tom Thumb – мальчик-с-пальчик). – 98.

 

Т

 

Тайлер (Tyler), Уот (ум. в 1381 г.) – вождь крупнейшего крестьянского восстания в Англии в 1381 г. – 181.

Талейран-Перигор (Talleyrand-Périgord), Шарль Морис, князь (1754 – 1838) – знаменитый французский дипломат, министр иностранных дел (1797 – 1799, 1799 – 1807, 1814 – 1815), представитель Франции на Венском конгрессе (1814 – 1815); отличался крайней беспринципностью в политике и корыстолюбием. – 176 – 177.

Тертуллиан , Квинт Септимий Флоренс (ок. 150 – ок. 222) – христианский теолог и писатель, ярый враг науки. – 142.

Тест (Teste), Шарль (ум. в 1848 г.) – французский коммунист-утопист, бабувист, участник республиканского движения в период Июльской монархии. – 479.

Тимон из Флиунта (ок. 320 – ок. 230 до н.э.) – древнегреческий философ, скептик. – 118, 123.

Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio) (1477 – 1576) – выдающийся итальянский художник эпохи Возрождения, крупнейший представитель венецианской школы живописи. – 367.

Томпсон (Thompson), Бенджамин, граф Рамфорд (1753 – 1814) – английский офицер и ученый, уроженец Северной Америки; одно время был на службе баварского правительства; организатор работных домов для бедных и составитель рецептов нищенской похлебки. – 246, 434.

Томпсон (Thompson), Уильям (ок. 1785 – 1833) – ирландский экономист, социалист-утопист, использовавший теорию Рикардо для социалистических выводов; последователь Р. Оуэна. – 211 – 212.

Том Там (Tom Thumb) – см. Страттон , Чарлз Шервуд.

Траян (Марк Ульпий Траян) (53 – 117) – римский император (98 – 117). – 401.

Тюрго (Turgot), Анн Робер Жак (1727 – 1781) – французский экономист и государственный деятель; крупнейший представитель физиократической школы; генеральный контролер финансов (1774 – 1776). – 484 – 485, 493 – 495.

 

У

 

Уотс (Watts), Джон (1818 – 1887) – английский социалист-утопист, последователь Оуэна; впоследствии буржуазный либерал. – 189, 434.

Уэйд (Wade), Джон (1788 – 1875) – английский публицист, экономист и историк. – 180.

 

Ф

 

Фаухер (Faucher), Жюль (Юлиус) (1820 – 1878) – немецкий публицист, младогегельянец; один из сторонников свободной торговли в Германии. – 95.

Фейербах (Feuerbach), Людвиг (1804 – 1872) – крупнейший немецкий философ-материалист домарксовского периода. – 7, 9, 11, 14, 22 – 25, 40 – 42, 61, 80, 82 – 91, 96 – 99, 111, 116 – 117, 125, 138 – 139, 170, 210 – 214, 229, 258, 309, 340, 354, 418, 420 – 421, 423, 430, 434, 441, 459 – 460, 462 – 463, 483, 498.

Фемистокл (ок. 525 – ок. 460 до н.э.) – древнегреческий государственный деятель и полководец периода греко-персидских войн, представитель радикально-демократического течения в Афинах. – 327.

Филипсон (Philippson), Людвиг (1811 – 1889) – раввин из Магдебурга, боролся за равноправие евреев. – 96.

Финке (Vincke), Людвиг (1774 – 1844) – прусский государственный деятель. – 326.

Фихте (Fichte), Иоганн Готлиб (1762 – 1814) – представитель классической немецкой философии, субъективный идеалист. – 81, 88, 240.

Фоше (Fauchet), Клод (1744 – 1793) – французский аббат, деятель Французской буржуазной революции конца XVIII в., примыкал к жирондистам. – 176.

Франке (Francke), Август Герман (1663 – 1727) – немецкий теолог и педагог, основатель сиротского дома в Галле. – 225.

Франциск I (1494 – 1547) – французский король (1515 – 1547). – 248, 309.

Фридрих-Вильгельм IV (1795 – 1861) – прусский король (1840 – 1861). – 304, 313, 338.

Фурье (Fourier), Шарль (1772 – 1837) – великий французский социалист-утопист. – 184, 232, 389, 435, 455, 458, 463, 481 – 485, 488 – 489.

Фьеве (Fiévée), Жозеф (1767 – 1839) – французский писатель и журналист консервативного направления. – 320.

 

X

 

Херинг (Häring), Вильгельм (литературный псевдоним – Виллибальд Алексис) (1798 – 1871) – немецкий писатель, автор многих исторических романов, в том числе романа «Кабанис». – 309.

Хинрикс (Hinrichs), Герман Фридрих Вильгельм (1794 – 1861) – немецкий профессор философии, правый гегельянец. – 95, 96, 309.

Хобсон (Hobson), Джошуа – английский журналист, чартист. – 189, 434.

Холиок (Holyoake), Джордж Джекоб (1817 – 1906) – английский публицист и деятель кооперативного движения, реформист, в 30 – 40-х гг. примыкал к оуэнистам и чартистам. – 434.

Хуроа (Churoa) – см. Рохау , Август Людвиг.

 

Ц

 

Цезарь (Гай Юлий Цезарь) (ок. 100 – 44 до н.э.) – знаменитый римский полководец и государственный деятель. – 418.

Цыхлинский (Zychlinski), Франц (1816 – 1900) – прусский офицер, младогегельянец, сотрудничал в периодических изданиях Б. Бауэра под псевдонимом Шелига. – 78, 99, 103, 110, 128 – 134, 139, 149, 168 – 169, 200 – 201, 215, 222, 243 – 245, 250, 259, 269, 290, 316 – 317, 319, 340, 343, 359, 371 – 373, 397, 421 – 422.

 

Ч

 

Чайлд (Child), Джозая (1630 – 1699) – английский экономист-меркантилист, банкир и купец. – 175.

 

Ш

 

Шевалье (Chevalier), Мишель (1806 – 1879) – французский инженер, экономист и публицист, в 30-х гг. – сенсимонист, позже – фритредер. – 277, 362, 473, 479 – 480.

Шекспир (Shakespeare), Вильям (1564 – 1616) – великий английский писатель. – 88, 207.

Шелига (Szeliga) – см. Цыхлинский , Франц.

Шеллинг (Schelling), Фридрих Вильгельм (1775 – 1854) – представитель классической немецкой философии, объективный идеалист; позднее представитель мистической «философии откровения». – 170, 463.

Шербюлье (Cherbuliez), Антуан Элизе (1797 – 1869) – швейцарский экономист, последователь Сисмонди, соединявший теорию Сисмонди с элементами теории Рикардо. – 69.

Шиллер (Schiller), Фридрих (1759 – 1805) – великий немецкий писатель. – 492 – 494.

Шлегель (Schlegel), Август Вильгельм (1767 – 1845) – немецкий поэт, переводчик, критик, историк литературы, один из представителей романтизма. – 380.

Шлоссер (Schlosser), Фридрих Христоф (1776 – 1861) – немецкий историк, либерал. – 309.

Штейн (Stein), Карл, барон (1757 – 1831) – прусский государственный деятель, в 1804 – 1808 гг. занимал ряд высших должностей, один из инициаторов проведения умеренных буржуазных реформ, имевших целью укрепление прусского государства. – 326.

Штейн (Stein), Лоренц (1815 – 1890) – немецкий юрист, государствовед, историк, вульгарный экономист. – 187, 326, 430, 458, 464 – 475, 477 – 481, 497, 499, 504.

Штехели (Stehely) – владелец кондитерской в Берлине, где в 40-х гг. XIX в. собирались радикально настроенные литераторы. – 298.

Штирнер (Stirner), Макс (литературный псевдоним Каспара Шмидта) (1806 – 1856) – немецкий философ, младогегельянец, один из идеологов буржуазного индивидуализма и анархизма. – 5, 7, 9, 13 – 14, 39 – 42, 45, 59, 65, 78, 80, 82 – 85, 88 – 89, 96 – 99, 101 – 111, 113 – 171, 173 – 179, 181 – 206, 208 – 211, 213 – 215, 217 – 244, 246 – 302, 304, 306 – 322, 325 – 327, 329 – 364, 366 – 382, 384, 387 – 390, 392 – 404, 406 – 408, 410 – 429, 437 – 441.

Штраус (Strauß), Давид Фридрих (1808 – 1874) – немецкий философ и публицист, один из видных младогегельянцев. – 11, 13, 153.

 

Э

 

Эвальд (Ewald), Иоганн Людвиг (1747 – 1822) – немецкий теолог и моралист. – 102.

Эдмондс (Edmonds), Томас Роу (1803 – 1889) – английский экономист, социалист-утопист, использовавший теорию Рикардо для социалистических выводов. – 434.

Эдуард VI (1537 – 1553) – английский король (1547 – 1553). – 181.

Эйкин (Aikin), Джон (1747 – 1822) – английский врач, историк и радикальный публицист. – 55.

Эйххорн (Eichhorn), Иоганн Альбрехт Фридрих (1779 – 1856) – прусский государственный деятель, министр по делам культа, просвещения и медицины (1840 – 1848). – 341.

Элькерс (Oelckers), Теодор (1816 – 1869) – немецкий писатель демократического направления. – 430.

Энгельс (Engels), Фридрих (1820 – 1895) (биографические данные). – 93 – 94, 96 – 97.

Энке (Encke), Иоганн Франц (1791 – 1865) – немецкий астроном. – 367.

Эпикур (ок. 341 – ок. 270 до н.э.) – выдающийся древнегреческий философ-материалист, атеист. – 119 – 121.

 

Ю

 

Юм (Hume), Давид (1711 – 1776) – английский философ, субъективный идеалист, агностик; историк и экономист. – 386.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.