Упражнения на выработку навыка самоконтроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнение 1: Выполнение мышечной релаксации, слушая речь психотерапевта.

Цель: Обучение мышечному расслаблению

Оснащение: Обстановка, в которой подросток мог бы удобно лечь или сесть

Инструкция:

1. Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак.

2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в плече.

3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.

4. Недоминантное плечо: см. выше.

5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше.

6. Мышцы средней трети лица: сведите как можно сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос.

7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад.

8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди и в то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи.

9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально соедините лопатки книзу и к середине.

10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот.

11. Доминантное бедро: максимально мышцы бедра.

12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и отогните большой палец ступни.

13. Доминантная ступня: согните ступню кнутри, одновременно согните пальцы ступни.

14. Недоминантное бедро: см. выше.

15. Недоминантная голень: см. выше.

16. Недоминантная ступня: см. выше.

Обсуждение: Понравилось ли вам упражнение, легко ли было расслабить свои мышцы?

Время: 15 минут

Упражнение 2: «Арт-терапия».

Цель: Стабилизация эмоционального фона.

 Оснащение: См Приложение 3

Инструкция: Выберите, пожалуйста, одну из фигур, какая вам больше нравится. Раскрасьте ее цветными ручками или карандашами. Подпишите, пожалуйста, выбранные картинки и сдайте их после окончания занятия.

Обсуждение: Понравилось ли вам раскрашивать фигуры? Почему вы предпочли именно эти цвета в своем рисунке? Каким было ваше настроение до того, как вы начали рисовать? Какое оно теперь?  

Время: 15 минут

Занятие 2

Вспомнить кодекс поведения в группе.

Разминка

Упражнение: «Босс сказал».

Цель: Создание дружеской атмосферы и снятие эмоционального напряжения в группе.

 Оснащение: Не требуется.

Инструкция: Я буду давать команды, а вы будете их выполнять, но только тогда, когда я перед командой буду говорить «Босс сказал».

Примеры команд: Босс сказал, поднять правую руку. Посмотреть вверх. Подпрыгнуть на одной ноге и пр.

Время: 5 минут

3. Основная часть. Внутриличностные конфликты.

1. Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Три брата».

Цель: Сформировать у подростков понятие внутриличностного конфликта.

Оснащение: см Приложение 2.

Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки. Какие эмоции испытывали три брата в сказке? Почему они превратились в животных? Как им удалось снова стать людьми? Обсуждение: То, что происходило с тремя братьями, является внутриличностным конфликтом. Первый – конфликт борьбы и бегства, преодоление страха. Второй – выбор между рискованным поведением и поведением осторожным. Какой из них вам кажется сложнее всего решить?     

Время:  10 минут

2. Упражнение «Психодрама».

Цель: Разрешить внутриличностые конфликты подростков.

Оснащение: не требуется.

Инструкция: Подросткам предлагается вспомнить реальную ситуацию, соответствующую одному из конфликтов. Выбрать исполнителей ролей. Выберите участников для своей психодрамы: 1. Внутриличностный конфликт «между двух зол». Выбираются исполнители ролей «двух зол». 2. Внутриличностный конфликт избегания-приближения, «и хочется, и колется», то есть  риска и благоразумия. Роли Риск и Благоразумие. 3. Внутриличностный конфликт приближение – приближение, конфликт двух потребностей, то есть «буриданов осел». Выбираются две основные потребности, важные на сегодняшний день для подростка и выбираются исполнители этих ролей. Для каждого подростка необходимо проиграть все три варианта внутриличностных конфликтов. Двойники по инструкции протагониста выполняют действия, соответствующие воспоминаниям. После чего встают с двух сторон от протагониста, берут его за руки и тянут в разные стороны. Протагонист  выбирает одну из сторон. Затем происходит обмен впечатлениями. Кто, что чувствовал. В конце каждый из двойников говорит, что он не исполнитель роли и называет свое имя.  Таким образом, подростки разбиваются на подгруппы, в которых проигрываются различные ситуации.

Обсуждение: Подросткам предлагается обсудить, понравилось ли им упражнение? Что нового они узнали о себе? Было ли это полезно? Удалось ли вам разрешить какой-нибудь из ваших конфликтов?

Время:  50 минут.

Упражнения на выработку навыка самоконтроля:

Инструкция: Повторяйте, пожалуйста, в полголоса то, что я буду говорить, и выполняйте упражнения.

1.Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак. Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются.

2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в мышце плеча. Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу руку. Представьте, что вы погружаете руку в теплую воду. Ваша рука полностью расслаблена, мышцы мягкие, рука теплая.

3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.

4. Недоминантное плечо: см. выше.

5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше. Опустите брови и почувствуйте, как расслабились мышцы лба. Лоб разглаживается, вы ощущаете, на лбу приятный холодок, словно его касается дуновение ветра. Вы чувствуете, как мышцы вашего лба полностью расслабились.

6. Мышцы средней трети лица: сведите как можно сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос. Мышцы глаз и носа постепенно расслабляются. Нос разглаживается. Глаза расслабляются и прикрываются. Дышится легко и свободно. Глаза закрыты, мышцы глаз полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад. Теперь почувствуйте, как мышцы вашей нижней челюсти постепенно расслабляются, это приятное ощущение. Мышцы расслабляются, рот слегка приоткрывается. Мышцы нижней челюсти полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди и в то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи. Почувствуйте, как приятно расслабляются мышцы шеи, голова слегка наклоняется. Мышцы шеи расслабились. Дышится легко и свободно.

9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально соедините лопатки книзу и к середине. А теперь почувствуйте приятное ощущение при расслаблении мышц груди и спины. Грудь и спина постепенно расслабляются. Дышится легко и свободно. Свежий воздух наполняет вашу грудь. В груди ощущается приятное тепло. Дышится легко и свободно. Мышцы спины расслабляются. Спины касается приятное тепло. Мышцы груди и спины полностью расслаблены.

10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот. Мышцы живота постепенно расслабляются. Вы чувствуете как по животу разливается приятное тепло. Живот становится мягким. Мышцы живота полностью расслабились.

11. Доминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются.

12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются.

13. Доминантная ступня: согните ступню кнутри, одновременно согните пальцы ступни. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу ногу. Представьте, что вы погружаете ногу в теплую воду. Ваша нога полностью расслаблена, мышцы мягкие, нога теплая.

14. Недоминантное бедро: см. выше.

15. Недоминантная голень: см. выше.

16. Недоминантная ступня: см. выше.

Время: 15 минут

Упражнение 2: «Арт-терапия» см. Занятие 1.

Время: 15 минут

Занятие 3

Напоминание правил группы

Разминка

Упражнение: «Доброе пожелание»

Цель: снятие эмоционального напряжения и налаживание дружеской атмосферы в группе.

Оснащение: мяч

Инструкция: Мы будем перекидывать друг другу мяч и тот, кому вы мяч кинули должен пожелать вам что-нибудь хорошее, как на День рождения.

Время: 5 минут

3. Основная часть. Самостоятельность.

1.Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Похищенные дети».

Цель: Сформировать у подростков понятие самостоятельности.

Оснащение: см Приложение 2.

Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки. Кто из героев сказки вам больше всего запомнился? За счет чего детям удуалось вернуться домой?

Обсуждение: Что, по вашему мнению, означает самостоятельность? Предполагает ли это ответственность за свои поступки?    

Время:  15 минут

2.Упражнение «Планирование».

Цель: Выработка навыков планирования своей деятельности.

Оснащение: ручки, карандаши, стерательные резинки, бумага для записей, секундомеры.

Инструкция: Основная цель – это завершить, как можно быстрее свою работу. Вам нужно выполнить все предложенные действия в любой последовательности. Но вначале вы должны написать план, в котором эти действия будут распределены поочередно. Для выполнения каждого действия вы должны поставить время и постараться справиться за это время. Обязательно придерживайтесь своего плана.

Действия:

1.Выполнить восемь видов физических упражнений по 5 раз каждое.

2.Собрать подписи у всех участников группы, но, не отвлекая их от своих дел.

3.Собрать половину группы и рассказать им анекдот или смешную историю.

4.Позвонить домой.

5.Решить пример в столбик 987:49.

6.Найти спрятанные в тексте имена.

Пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).

1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!

2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

4. Ковал я железо ярким днем.

Обсуждение: Подросткам предлагается сравнить заявленное время с реальным. Всем ли удалось выполнить действия за отведенное время? Как нужно правильно строить план действий? Высказать свое мнение предлагается всем участникам группы.

Время: 30 минут.

3.Упражнение «Дорожная карта».

Цель: Выработка навыков планирования своей деятельности.

Оснащение: ручки, карандаши, стерательные резинки, бумага для записей.

Инструкция: Вспомните, пожалуйста, то, что мы делали на предыдущих занятиях. Мы выбирали подходящую профессию, решали, какая основная потребность нам ближе, какие, психологические характеристики соответствуют нам. Просьба высказаться всем участникам. А теперь, пожалуйста, напишите план своих действий по достижению выбранной вами потребности с помощью наиболее подходящей для вас профессии. Обсуждение: Подросткам предлагается зачитать их планы. Далее предлагается сделать план достижения цели подробнее, задавая подросткам вопросы: как ты планируешь этого достичь? Что тебе понадобится? Сколько времени на это уйдет? Затем подростки снова записывают свои планы, но более подробно. Далее производится еще одно обсуждение. Теперь у участников группы есть дорожные карты по достижению предпочитаемой потребности. В последующем, на каждом занятии участники рассказывают, что из сформированного плана удалось выполнить.

Время: 15 минут

Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.