Программа клинико-психологического тренинга для подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методическое пособие

Санкт-Петербург

2017



ББК 88.8

УДК 159.9

 

 

Алпатова Е. Г., Бортников Д. О.

 

Программа клинико-психологического тренинга для подростков. Санкт-Петербург, 2017. – 42с.

 

 

Методическое пособие включает краткую характеристику программы клинико-психологического тренинга, включающей профориентацию, развитие саморегуляции и самостоятельный выбор референтной группы.

 

 

© Алпатова Е. Г., Бортникова Д. О., текст, 2017

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 44
ПРОГРАММА КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 55
ЛИТЕРАТУРА 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 221
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 335



ВВЕДЕНИЕ

По результатам исследований, проведенных среди подростков Санкт-Петербурга, у 68,5% из них наблюдаются нарушения социального поведения, у 14,6% — противоправное поведение и формирование зависимости (алкоголизация, наркотизация, компьютерная зависимость соответственно у 11,1%, 4,2%, 6,3%). Основными факторами риска при этом выступают нарушенные отношения со сверстниками (68,7%), чувство одиночества и отчужденности (от 13,2% до 50%), а также формирование нездоровой среды, не противодействующей и не осуждающей употребление слабоалкогольных напитков (50%), «легких» наркотиков (22,8%), вступление в ранние сексуальные отношения (51,4%) (А. Н. Алехин, Е. Е. Малкова, 2012).

В одной из областей Санкт-Петербурга в 2008 году подростки группы риска составляли 40% от общей массы молодежи, а в 2009 эта цифра выросла до 80% (Е. Г. Бортникова, 2011).

В пубертатном периоде наблюдаются изменения в разных областях. Если обратиться к вопросу нейропсихологических особенностей подростков, то переходный период это момент, когда реципрокность лобных отделов и подкорковых структур имеет перевес в сторону последних (Ю. В. Микадзе, 2008). Наряду с этим, подростки часто попадают в группы, которые на деле оказываются асоциальными или антисоциальными. Причем, в таких группах оказываются подростки внушаемые, со сниженным уровнем самоконтроля (А. Е. Личко, 1983).

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому качественно изменяется мышление, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Примерно с 13 лет начинают резко возрастать мыслительные способности школьников (Соловьева О.В., 2003). Дети начинают мыслить отвлеченно, у них появляется желание иметь свою точку зрения (Н.П. Локалова, 2003). Переходный возраст характеризуется, достижением мышлением фазы формальных операций по Ж. Пиаже, что вызывает у подростка и юноши особое тяготение к общим теориям, формулам.

Таким образом, программа тренинга для подростков должна быть построена с точки зрения нейропсихологического статуса ребенка в период пубертата.

Одной из основных причин приведенных тревожных данных, приведенных в начале, является влияние референтной группы на подростка (Змановская Е. В., 2008). Наряду с этим, подростки часто попадают в группы, которые на деле оказываются асоциальными или антисоциальными. Причем, в таких группах оказываются подростки внушаемые, со сниженным уровнем самоконтроля (А. Е. Личко, 1983).

Кроме того, в подростковом возрасте изменяется деятельность щитовидной железы, что провоцирует появление бурных аффектов, подъем энергии и следующий за ними спад, усталость. Эндокринная система связана с нервной, что приводит к одновременному подъему возбуждения, умственному переутомлению, повышенной раздражительности, расстройствам сна и пр. Вследствие гормонального взрыва у подростков нарушается баланс возбудительного и тормозного процессов при нарастании возбуждения и ослаблении всех видов внутреннего торможения и при нарушении подвижности процессов (приводящем часто к патологической подвижности либо к патологической инертности). Что, соответственно, ведет к эмоциональной лабильности или к ригидности аффекта. Ускоряется обмен веществ. Растут сердце и легкие, увеличивается их объем. Появляются боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого – частые головные боли и повышенная утомляемость (Т. В. Алейникова, 2002; В. Казанская, 2008).

В связи с особенностями подросткового возраста предлагается в программе клинико-психологического тренинга сделать акцент на усилении влияния третьего болка мозга. Что будет оказывать положительное воздействие на самоконтроль, программирование своих действий, соответственно это приведет к тому, что внешнее влияние на подростка со стороны его референтной группы присутствия будет снижено. В то же время увеличится способность подростка к планомерному достижению цели. Наряду с этим переход на другую стадию мышления дает возможность отойти от влияния референтной группы присутствия и перейти к оказанию влияния референтной группой воображаемой, то есть ментальной, (техника сказки – это обсуждение абстрактное, позволит развивать и усиливать эффект, тем более, если он связан непосредственно с темой референтности и самопознания.) И немаловажным является обучение подростков стабилизации своего эмоционального состояния, с этой целью в программу включены элементы арт-терапии.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 207.