Е. Г. Алпатова, Д. О. Бортников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Е. Г. Алпатова, Д. О. Бортников

Программа клинико-психологического тренинга для подростков

Методическое пособие

Санкт-Петербург

2017



ББК 88.8

УДК 159.9

 

 

Алпатова Е. Г., Бортников Д. О.

 

Программа клинико-психологического тренинга для подростков. Санкт-Петербург, 2017. – 42с.

 

 

Методическое пособие включает краткую характеристику программы клинико-психологического тренинга, включающей профориентацию, развитие саморегуляции и самостоятельный выбор референтной группы.

 

 

© Алпатова Е. Г., Бортникова Д. О., текст, 2017

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 44
ПРОГРАММА КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 55
ЛИТЕРАТУРА 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 221
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 335



ВВЕДЕНИЕ

По результатам исследований, проведенных среди подростков Санкт-Петербурга, у 68,5% из них наблюдаются нарушения социального поведения, у 14,6% — противоправное поведение и формирование зависимости (алкоголизация, наркотизация, компьютерная зависимость соответственно у 11,1%, 4,2%, 6,3%). Основными факторами риска при этом выступают нарушенные отношения со сверстниками (68,7%), чувство одиночества и отчужденности (от 13,2% до 50%), а также формирование нездоровой среды, не противодействующей и не осуждающей употребление слабоалкогольных напитков (50%), «легких» наркотиков (22,8%), вступление в ранние сексуальные отношения (51,4%) (А. Н. Алехин, Е. Е. Малкова, 2012).

В одной из областей Санкт-Петербурга в 2008 году подростки группы риска составляли 40% от общей массы молодежи, а в 2009 эта цифра выросла до 80% (Е. Г. Бортникова, 2011).

В пубертатном периоде наблюдаются изменения в разных областях. Если обратиться к вопросу нейропсихологических особенностей подростков, то переходный период это момент, когда реципрокность лобных отделов и подкорковых структур имеет перевес в сторону последних (Ю. В. Микадзе, 2008). Наряду с этим, подростки часто попадают в группы, которые на деле оказываются асоциальными или антисоциальными. Причем, в таких группах оказываются подростки внушаемые, со сниженным уровнем самоконтроля (А. Е. Личко, 1983).

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому качественно изменяется мышление, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Примерно с 13 лет начинают резко возрастать мыслительные способности школьников (Соловьева О.В., 2003). Дети начинают мыслить отвлеченно, у них появляется желание иметь свою точку зрения (Н.П. Локалова, 2003). Переходный возраст характеризуется, достижением мышлением фазы формальных операций по Ж. Пиаже, что вызывает у подростка и юноши особое тяготение к общим теориям, формулам.

Таким образом, программа тренинга для подростков должна быть построена с точки зрения нейропсихологического статуса ребенка в период пубертата.

Одной из основных причин приведенных тревожных данных, приведенных в начале, является влияние референтной группы на подростка (Змановская Е. В., 2008). Наряду с этим, подростки часто попадают в группы, которые на деле оказываются асоциальными или антисоциальными. Причем, в таких группах оказываются подростки внушаемые, со сниженным уровнем самоконтроля (А. Е. Личко, 1983).

Кроме того, в подростковом возрасте изменяется деятельность щитовидной железы, что провоцирует появление бурных аффектов, подъем энергии и следующий за ними спад, усталость. Эндокринная система связана с нервной, что приводит к одновременному подъему возбуждения, умственному переутомлению, повышенной раздражительности, расстройствам сна и пр. Вследствие гормонального взрыва у подростков нарушается баланс возбудительного и тормозного процессов при нарастании возбуждения и ослаблении всех видов внутреннего торможения и при нарушении подвижности процессов (приводящем часто к патологической подвижности либо к патологической инертности). Что, соответственно, ведет к эмоциональной лабильности или к ригидности аффекта. Ускоряется обмен веществ. Растут сердце и легкие, увеличивается их объем. Появляются боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого – частые головные боли и повышенная утомляемость (Т. В. Алейникова, 2002; В. Казанская, 2008).

В связи с особенностями подросткового возраста предлагается в программе клинико-психологического тренинга сделать акцент на усилении влияния третьего болка мозга. Что будет оказывать положительное воздействие на самоконтроль, программирование своих действий, соответственно это приведет к тому, что внешнее влияние на подростка со стороны его референтной группы присутствия будет снижено. В то же время увеличится способность подростка к планомерному достижению цели. Наряду с этим переход на другую стадию мышления дает возможность отойти от влияния референтной группы присутствия и перейти к оказанию влияния референтной группой воображаемой, то есть ментальной, (техника сказки – это обсуждение абстрактное, позволит развивать и усиливать эффект, тем более, если он связан непосредственно с темой референтности и самопознания.) И немаловажным является обучение подростков стабилизации своего эмоционального состояния, с этой целью в программу включены элементы арт-терапии.

Арт-терапия

Подросткам предлагается раскрашивать симметричные узоры. После окончания этой работы рисунки выносятся на обсуждение. Сам подросток должен сказать, какое у него настроение, как оно отразилось на рисунке. Другие должны высказать свое мнение о том, какие эмоции вызывает у них данный рисунок. В самом конце на последнем занятии каждому выдаются его рисунки и по ним подросток должен рассказать, как изменялось его отношение к себе, к окружающим, к своему будущему. Каждый такой рассказ должен быть закреплен оптимистичными, подбадривающими, словами. Или предложением планирования на будущее, например, предлагаю тебе встретиться ос мной еще раз и проработать какие-то, волнующие вопросы, индивидуально или в другой группе. 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Алехин А.Н. , Малкова Е.Е. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема.// Вестник Герценовского университета.,2012, №2. С.192, 196.
  2. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. - Ростов-на-Дону., 2002. С. 46-48, 50, 60, 103, 120.
  3. Е. Г. Бортникова Психологические мотивы агрессивного поведения в молодежной среде // Сборник трудов I Всероссийской научно-практической конференции. Актуальные проблемы психологии XXI века. СПб., 2011. С.235-237.
  4. Змановская Е. В. Девиантология. – М., 2008.
  5. В. Казанская Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное: Питер; Спб.; 2008 http://www.litres.ru
  6. Личко А.Е. Эти трудные подростки. Л., 1983. С. 36-54.
  7. Локалова Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков.// Вопросы психологии. - М., 2003, №6. С. 42.
  8. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с:
  9. Соловьева О.В. Закономерности познавательных способностей школьников.// Вопросы психологии. - М., 2003, №3. С. 22-34.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Занятие 1

1. Провести составление «Кодекса общения в группе».

Кодекс общения в группе должен включать небольшое число пунктов, чтобы подросток мог их легко запомнить, кроме того, необходимо, чтобы правила находились у всех перед глазами:

· Уважение друг к другу. Допускается только конструктивная критика.

· Активное участие.

· Неразглашение, конфиденциальность.

Все правила должны быть разъяснены членам группы и поняты ими однозначно.

Время: 7 минут

2. Разминка.

Упражнение «Атомы и молекулы».

Цель: Создание дружеской атмосферы и снятие эмоционального напряжения в группе.

Оснащение: не требуется.

Инструкция: По моей команде «Атомы» вы будете ходить по комнате и стараться ни к кому не прикасаться. По моей команде «Молекулы», вы должны схватить кого-нибудь из проходящих рядом или присоединиться к какой-нибудь группе.

Обсуждение: Обсудить с подростками, понравилось ли им упражнение, и что было проще присоединяться или ходить отдельно.

Время: 3 минут

3. Основная часть. Потребности и профориентация

1. Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Призрак детской площадки или четыре загадочных министра».

Цель: Вызвать у подростков интерес к обсуждению жизненных потребностей.

Оснащение: см Приложение 2.

Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки. Какие основные потребности перечислены в этой сказке? Какая из этих потребностей вам ближе? Каким образом вы могли бы добиться желаемого?  

Обсуждение: Высказываться и отвечать на вопросы предлагается всем.  

Время:  20 минут

2. Упражнение «Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер».

Цель: Выявить психологические особенности личности в аспекте профориентации.

Оснащение: «Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер».

Инструкция: Посмотрите на пять фигур, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее название под номером один. Проранжируйте оставшиеся четыре фигуры?

Обсуждение: Подросткам предлагается прослушать интерпретацию их выбора. Обсудить выбор и характеристику каждого участника группы.

Время: 20 минут.

3. Упражнение «Выбор профессии».

Цель: Выбрать одну или несколько профессий для каждого участника группы.

Оснащение: доска, фломастер.

Инструкция: Упражнение проводится в три этапа. Первый этап в форме мозгового штурма. Участникам предлагается назвать как можно больше профессий. На втором этапе названные профессии классифицируются в соответствии с психогеометрическим тестом С. Деллингер. То есть профессии разбиваются на 4 группы для круга, квадрата, треугольника и зигзага. На третьем этапе участники выбирают для себя из названных профессий те, которые соответствуют их желаниям и на группе рассказывают, почему они сделали именно такой выбор

Обсуждение: Подросткам предлагается по очереди рассказать на группе, какие же они предпочитают профессии, для удовлетворения потребности, и как эта профессия сочетается с особенностями личности участника.

Время:  20 минут.

Занятие 2

Разминка

Упражнение: «Босс сказал».

Цель: Создание дружеской атмосферы и снятие эмоционального напряжения в группе.

 Оснащение: Не требуется.

Инструкция: Я буду давать команды, а вы будете их выполнять, но только тогда, когда я перед командой буду говорить «Босс сказал».

Примеры команд: Босс сказал, поднять правую руку. Посмотреть вверх. Подпрыгнуть на одной ноге и пр.

Время: 5 минут

3. Основная часть. Внутриличностные конфликты.

1. Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Три брата».

Цель: Сформировать у подростков понятие внутриличностного конфликта.

Оснащение: см Приложение 2.

Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки. Какие эмоции испытывали три брата в сказке? Почему они превратились в животных? Как им удалось снова стать людьми? Обсуждение: То, что происходило с тремя братьями, является внутриличностным конфликтом. Первый – конфликт борьбы и бегства, преодоление страха. Второй – выбор между рискованным поведением и поведением осторожным. Какой из них вам кажется сложнее всего решить?     

Время:  10 минут

2. Упражнение «Психодрама».

Цель: Разрешить внутриличностые конфликты подростков.

Оснащение: не требуется.

Инструкция: Подросткам предлагается вспомнить реальную ситуацию, соответствующую одному из конфликтов. Выбрать исполнителей ролей. Выберите участников для своей психодрамы: 1. Внутриличностный конфликт «между двух зол». Выбираются исполнители ролей «двух зол». 2. Внутриличностный конфликт избегания-приближения, «и хочется, и колется», то есть  риска и благоразумия. Роли Риск и Благоразумие. 3. Внутриличностный конфликт приближение – приближение, конфликт двух потребностей, то есть «буриданов осел». Выбираются две основные потребности, важные на сегодняшний день для подростка и выбираются исполнители этих ролей. Для каждого подростка необходимо проиграть все три варианта внутриличностных конфликтов. Двойники по инструкции протагониста выполняют действия, соответствующие воспоминаниям. После чего встают с двух сторон от протагониста, берут его за руки и тянут в разные стороны. Протагонист  выбирает одну из сторон. Затем происходит обмен впечатлениями. Кто, что чувствовал. В конце каждый из двойников говорит, что он не исполнитель роли и называет свое имя.  Таким образом, подростки разбиваются на подгруппы, в которых проигрываются различные ситуации.

Обсуждение: Подросткам предлагается обсудить, понравилось ли им упражнение? Что нового они узнали о себе? Было ли это полезно? Удалось ли вам разрешить какой-нибудь из ваших конфликтов?

Время:  50 минут.

Упражнения на выработку навыка самоконтроля:

Инструкция: Повторяйте, пожалуйста, в полголоса то, что я буду говорить, и выполняйте упражнения.

1.Доминантная кисть и предплечье: максимально сожмите кулак. Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются.

2. Доминантное плечо: максимально надавите локтем на подлокотник, вызовите напряжение в мышце плеча. Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу руку. Представьте, что вы погружаете руку в теплую воду. Ваша рука полностью расслаблена, мышцы мягкие, рука теплая.

3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.

4. Недоминантное плечо: см. выше.

5. Мышцы верхней трети лица: поднимите брови как можно выше. Опустите брови и почувствуйте, как расслабились мышцы лба. Лоб разглаживается, вы ощущаете, на лбу приятный холодок, словно его касается дуновение ветра. Вы чувствуете, как мышцы вашего лба полностью расслабились.

6. Мышцы средней трети лица: сведите как можно сильнее глаза к носу и максимально наморщите нос. Мышцы глаз и носа постепенно расслабляются. Нос разглаживается. Глаза расслабляются и прикрываются. Дышится легко и свободно. Глаза закрыты, мышцы глаз полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

7. Мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите углы рта назад. Теперь почувствуйте, как мышцы вашей нижней челюсти постепенно расслабляются, это приятное ощущение. Мышцы расслабляются, рот слегка приоткрывается. Мышцы нижней челюсти полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

8. Мышцы шеи: наклоняйте подбородок к груди и в то же самое время препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи. Почувствуйте, как приятно расслабляются мышцы шеи, голова слегка наклоняется. Мышцы шеи расслабились. Дышится легко и свободно.

9. Грудь, мышцы надплечий и спины: максимально соедините лопатки книзу и к середине. А теперь почувствуйте приятное ощущение при расслаблении мышц груди и спины. Грудь и спина постепенно расслабляются. Дышится легко и свободно. Свежий воздух наполняет вашу грудь. В груди ощущается приятное тепло. Дышится легко и свободно. Мышцы спины расслабляются. Спины касается приятное тепло. Мышцы груди и спины полностью расслаблены.

10. Мышцы живота: напрягите максимально все мышцы брюшного пресса, как будто вас сейчас ударят в живот. Мышцы живота постепенно расслабляются. Вы чувствуете как по животу разливается приятное тепло. Живот становится мягким. Мышцы живота полностью расслабились.

11. Доминантное бедро: максимально напрягите передние и задние мышцы бедра. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются.

12. Доминантная голень: максимально подтяните на себя ступню и разогните большой палец ступни. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются.

13. Доминантная ступня: согните ступню кнутри, одновременно согните пальцы ступни. Почувствуйте, как постепенно мышцы ноги расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу ногу. Представьте, что вы погружаете ногу в теплую воду. Ваша нога полностью расслаблена, мышцы мягкие, нога теплая.

14. Недоминантное бедро: см. выше.

15. Недоминантная голень: см. выше.

16. Недоминантная ступня: см. выше.

Время: 15 минут

Упражнение 2: «Арт-терапия» см. Занятие 1.

Время: 15 минут

Занятие 3

Напоминание правил группы

Разминка

Упражнение: «Доброе пожелание»

Цель: снятие эмоционального напряжения и налаживание дружеской атмосферы в группе.

Оснащение: мяч

Инструкция: Мы будем перекидывать друг другу мяч и тот, кому вы мяч кинули должен пожелать вам что-нибудь хорошее, как на День рождения.

Время: 5 минут

3. Основная часть. Самостоятельность.

1.Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Похищенные дети».

Цель: Сформировать у подростков понятие самостоятельности.

Оснащение: см Приложение 2.

Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки. Кто из героев сказки вам больше всего запомнился? За счет чего детям удуалось вернуться домой?

Обсуждение: Что, по вашему мнению, означает самостоятельность? Предполагает ли это ответственность за свои поступки?    

Время:  15 минут

2.Упражнение «Планирование».

Цель: Выработка навыков планирования своей деятельности.

Оснащение: ручки, карандаши, стерательные резинки, бумага для записей, секундомеры.

Инструкция: Основная цель – это завершить, как можно быстрее свою работу. Вам нужно выполнить все предложенные действия в любой последовательности. Но вначале вы должны написать план, в котором эти действия будут распределены поочередно. Для выполнения каждого действия вы должны поставить время и постараться справиться за это время. Обязательно придерживайтесь своего плана.

Действия:

1.Выполнить восемь видов физических упражнений по 5 раз каждое.

2.Собрать подписи у всех участников группы, но, не отвлекая их от своих дел.

3.Собрать половину группы и рассказать им анекдот или смешную историю.

4.Позвонить домой.

5.Решить пример в столбик 987:49.

6.Найти спрятанные в тексте имена.

Пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).

1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!

2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

4. Ковал я железо ярким днем.

Обсуждение: Подросткам предлагается сравнить заявленное время с реальным. Всем ли удалось выполнить действия за отведенное время? Как нужно правильно строить план действий? Высказать свое мнение предлагается всем участникам группы.

Время: 30 минут.

3.Упражнение «Дорожная карта».

Цель: Выработка навыков планирования своей деятельности.

Оснащение: ручки, карандаши, стерательные резинки, бумага для записей.

Инструкция: Вспомните, пожалуйста, то, что мы делали на предыдущих занятиях. Мы выбирали подходящую профессию, решали, какая основная потребность нам ближе, какие, психологические характеристики соответствуют нам. Просьба высказаться всем участникам. А теперь, пожалуйста, напишите план своих действий по достижению выбранной вами потребности с помощью наиболее подходящей для вас профессии. Обсуждение: Подросткам предлагается зачитать их планы. Далее предлагается сделать план достижения цели подробнее, задавая подросткам вопросы: как ты планируешь этого достичь? Что тебе понадобится? Сколько времени на это уйдет? Затем подростки снова записывают свои планы, но более подробно. Далее производится еще одно обсуждение. Теперь у участников группы есть дорожные карты по достижению предпочитаемой потребности. В последующем, на каждом занятии участники рассказывают, что из сформированного плана удалось выполнить.

Время: 15 минут

Занятие 4

1. Напоминание правил группы

Разминка

Упражнение: «Комплимент»

Цель: снятие эмоционального напряжения и налаживание дружеской атмосферы в группе.

Оснащение: мяч

Инструкция: Мы будем перекидывать друг другу мяч и говорить комплименты. Вы говорите комплимент тому, кому вы кинули мяч.

Время: 5 минут

Рассказ о том, что удалось выполнить из сформированного на предыдущем занятии плана, что нужно изменить в плане?

3. Основная часть. Референтная группа и ее влияние.

1. Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Инопланетянин».

Цель: Сформировать у подростков понимание возможного негативного влияния референтной группы присутствия.

Оснащение: см Приложение 2.

Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки.

Обсуждение: Какие эмоции вы испытывали? Выступали ли вы сами когда-нибудь против коллектива? Каков был этот опыт? Как бы вы поступили на месте героев сказки? 

Время:  10 минут

2.Упражнение «Я умею сказать «Нет!»

Цель: Выработать у подростков навык самоконтроля.

Оснащение: не требуется.

Инструкция: Вспомните, пожалуйста, ситуацию, когда вы должны были сказать нет, но не сделали этого по каким-то причинам. Мы сейчас проиграем эти ситуации, но концовка будет иной, в конце вы все-таки скажите «Нет!» или откажитесь выполнить чью-то просьбу. Чтобы легче было отказать кому-то, ведь отказ всегда привносит неприятные эмоции в разговор и может ухудшить отношения, можно сделать это путем нескольких шагов:

1.Не скрывайте своих чувств, если предложение вам не нравится. Это даст возможность оппоненту сразу понять, что вы против. Скажите, что это вас раздражает или злит.

2.Ответьте отказом, снова упомянув о своих чувствах, например, нет, мне это неприятно.

3.Сделайте паузу, выслушайте, не перебивая вашего оппонента.

4.Снова ответьте отказом, если не передумали, но с учетом слов партнера.

Проиграйте ситуацию отказа для каждого из участников.

Обсуждение: Подросткам предлагается обсудить, понравилось ли им упражнение? Что нового они узнали о себе? Было ли это полезно?

Время: 50 минут.

 Выработка навыков самоконтроля

Упражнение: Усложнение аутогенной формулы при помощи тренера до исходного уровня.

Инструкция:  

1.Доминантная кисть и предплечье: Почувствуйте, как постепенно мышцы руки расслабляются. Мышцы кисти и предплечья становятся мягкими

2. Доминантное плечо: Почувствуйте, как постепенно мышцы плеча расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу руку. Представьте, что вы погружаете руку в теплую воду. Ваша рука полностью расслаблена, мышцы мягкие, рука теплая.

3. Недоминантная кисть и предплечье: см. выше.

4. Недоминантное плечо: см. выше.

5. Мышцы верхней трети лица: почувствуйте, как расслабились мышцы лба. Лоб разглаживается, вы ощущаете, на лбу приятный холодок, словно его касается дуновение ветра. Вы чувствуете, как мышцы вашего лба полностью расслабились.

6. Мышцы средней трети лица: Мышцы глаз и носа постепенно расслабляются. Нос разглаживается. Глаза расслабляются и прикрываются. Дышится легко и свободно. Глаза закрыты, мышцы глаз полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

7. Мышцы нижней трети лица: Почувствуйте, как мышцы вашей нижней челюсти постепенно расслабляются, это приятное ощущение. Мышцы расслабляются, рот слегка приоткрывается. Мышцы нижней челюсти полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

8. Мышцы шеи: Почувствуйте, как приятно расслабляются мышцы шеи, голова слегка наклоняется. Мышцы шеи расслабились. Дышится легко и свободно.

9. Грудь, мышцы надплечий и спины: Почувствуйте приятное ощущение при расслаблении мышц груди и спины. Грудь и спина постепенно расслабляются. Дышится легко и свободно. Свежий воздух наполняет вашу грудь. В груди ощущается приятное тепло. Мышцы спины расслабляются. Спины касается приятное тепло. Мышцы груди и спины полностью расслаблены. Дышится легко и свободно.

10. Мышцы живота: Мышцы живота постепенно расслабляются. Вы чувствуете, как по животу разливается приятное тепло. Живот становится мягким. Мышцы живота полностью расслабились.

11. Доминантное бедро: Почувствуйте, как постепенно мышцы бедра расслабляются.

12. Доминантная голень: Постепенно мышцы голени расслабляются.

13. Доминантная ступня: Постепенно мышцы ступни расслабляются. Приятное тепло наполняет вашу ногу. Представьте, что вы погружаете ногу в теплую воду. Ваша нога полностью расслаблена, мышцы мягкие, нога теплая.

14. Недоминантное бедро: см. выше.

15. Недоминантная голень: см. выше.

16. Недоминантная ступня: см. выше.

Время: 15 минут

Упражнение 2: «Арт-терапия» см. Занятие 1.

Время: 15 минут

Занятие 5

1. Напоминание правил группы

2. Разминка

Упражнение: «Подарок»

Цель: снятие эмоционального напряжения и налаживание дружеской атмосферы в группе.

Оснащение: мяч

Инструкция: Мы будем перекидывать друг другу мяч и говорить, какой подарок и почему вы бы хотели подарить этому человеку.

Время: 5 минут.

Рассказ о том, что удалось выполнить из сформированного на предыдущем занятии плана, что нужно изменить в плане?

Занятие 6

1. Напоминание правил группы

Разминка

Упражнение: «Жмурки»

Цель: снятие эмоционального напряжения и налаживание дружеской атмосферы в группе.

Оснащение: не требуется

Инструкция: Двое водящих с закрытыми глазами пытаются поймать кого-нибудь и, не открывая глаз, назвать его имя.

 Время: 5 минут

Рассказ о том, что удалось выполнить из сформированного на предыдущем занятии плана, что нужно изменить в плане?

3.Основная часть. Манипуляция.

1.Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Волшебный фонарик».

Цель: Сформировать у подростков понимание сущности манипулятивного поведения.

Оснащение: см Приложение 2.

Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку. После этого выскажите свое мнение о героях сказки.

Обсуждение: Какие эмоции вы испытывали по отношению к героям сказки? Как бы вы поступили на месте главных героев? Кто из персонажей сказки осуществлял манипулятивные действия? В чем это заключалось? Какова была цель героя, проводившего манипуляции? Целью всех манипуляторов является достижение корыстных целей. Все манипуляторы стремятся вызвать у человека чувства, и через эти чувства воздействовать на человека.

 Время:  15 минут

2.Упражнение «Тест Розенцвейга».

Цель: Выработка навыка выявлять манипулятивное поведение.

Оснащение: стимульный материла к тесту фрустрационных реакций Розенцвейга.

Инструкция: Выберете из предложенных картинок те, которые, по вашему мнению, содержат в себе манипулятивное поведение?

Обсуждение: Как бы вы отреагировали на это поведение?

Время: 15 минут.

3.Упражнение «Манипуляция».

Цель: Выработка навыка противодействовать манипулятивному поведению.

Оснащение: не требуется

Инструкция: Вспомните, пожалуйста, ситуацию из своей жизни, в которой содержатся элементы манипуляций. Выберете двойников. Проиграйте эти ситуации, но уже с учетом ваших знаний о сущности манипуляции. Обсуждение: Понравилось ли вам упражнение? Что нового вы о себе узнали? Считаете ли вы, что теперь вы можете противостоять манипулятивному поведению?

Время: 30 минут.

Занятие 7 (заключительное)

Напоминание правил группы

Разминка

Упражнение:  Проход по карнизу.

Цель: улучшение внутригруппового взаимодействия, налаживание атмосферы дружелюбия и взаимной поддержки.

Оснащение: Два отрезка широкой тесьмы длиной по 6 метров каждый. Секундомер.

Инструкция: Группа делится на две подгруппы. Один с секундомером. Расстилаются два отрезка тесьмы параллельно друг другу. Вдоль тесьмы на полу участники встают друг за другом и тот, кто последний должен пройти по тесьме как по карнизу и не оступиться. Остальные члены группы должны поддерживать его и помогать. Побеждает та команда, в которой все участники быстрее прошли до конца тесьмы (карниза), и никто не оступился.

Обсуждение: Понравилось ли вам упражнение?

Время: 5 минут.  

Рассказ о том, что удалось выполнить из сформированного на предыдущем занятии плана, что нужно изменить в плане?

3. Основная часть. Ложь.

1.Упражнение «Правдивая история».

Цель: Сформировать у подростков навык выявления вербальных и невербальных признаков ложного высказывания.

Оснащение: не требуется.

Инструкция: Я перечислю вам признаки лжи, которые мы обсудим, чтобы всем было понятно, о чем идет речь. Вот эти признаки:

Вербальные признаки

1. лгун начинает издалека;

2. лгун делает большие паузы в разговоре;

3. лгун говорит медленнее, чем обычно;

4. лгун держит в разговоре повышенные тона;

5. лгун совершает речевые ошибки.

6. высказывания могут отличаться, неопределенностью, уклончивостью.

7. Другая крайность их суждений – безосновательность, т. е. ни на чем не основанные заявления и утверждения.

8. Речь лгущего непрофессионала может содержать пробелы в изложении как свидетельство того, что он опасается сообщить нечто такое, что не соответствовало бы ранее высказанным им ложным утверждениям, и тем самым разоблачила бы его.

9. Присущи оговорки, ошибки.

Невербальные признаки

1. расширение зрачков

2. частое помаргивание 

3. Фальшивую улыбку характеризуют относительная пассивность круговых мышц глаза, в результате чего щеки почти не приподнимаются и отсутствуют характерные морщинки у внешних уголков глаз («гусиные лапки»).

4. Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметрична, с большим смещением влево у правшей.

5. Кроме того, она возникает либо раньше, либо позже, чем того требует ситуация. Фальшивая улыбка отличается и продолжительностью: ее кульминационный период длится дольше обычного (от одной до четырех секунд).

6. Период ее развертывания и свертывания, наоборот, короче, и поэтому она появляется и исчезает как бы внезапно.

7. Искренность непроизвольно проявляется в гармоническом единстве жеста и интонации голоса.

8. у лгуна расширены зрачки глаз;

9. лгун мигает реже, чем обычно, как в пословице: «соврет,

глазом не сморгнет»;

10. лгун реже и менее активно делает движения головой;

11. лгун отрывисто разговаривает.

12. лгун избегает вашего взгляда;

13. Лгун чаще, чем обычно, вертится, меняет позу;

14. лгун реже улыбается;

Теперь разбейтесь на тройки или пары и по очереди расскажите друг другу одну правдивую, а другую неправдивую истории. А ваши слушатели должны будут определить, какая история ложная.

Обсуждение: Скажите, пожалуйста, трудно ли вам было выполнять задание? Какие признаки лжи вы запомнили?

 Время:  25 минут

2.Упражнение «Чтение и обсуждение сказки: Проворонили».

Цель: Сформировать у подростков навык выявления вербальных и невербальных признаков ложного высказывания.

Оснащение: см Приложение 2.

Инструкция: Послушайте, пожалуйста, сказку.

Обсуждение: Скажите, пожалуйста, какие признаки вербального и невербального поведения ложного высказывания вы заметили у героев сказки? Время:  10 минут

3. Упражнение «Таможня».

Цель: Выработка навыка выявления невербальных признаков лжи.

Оснащение: не требуется.

Инструкция: Выберете трех человек, которые будут таможенниками. Остальные должны посовещаться и отдать «контрабанду» одному из участников. Таможенники путем опроса всех участников должны выявить, у кого «контрабанда». Затем ролями можно будет поменяться.

Обсуждение: Понравилась ли вам игра? Чью роль сложнее было сыграть?  

Время: 25 минут.

Три брата

Однажды три маленьких мальчика очень похожих друг на друга шли на площадку играть. Это были три брата близнеца. Все их знали в округе, потому что редко можно встретить тройняшек, да еще все мальчики, вдобавок абсолютно рыжие. Мальчишек звали Ваня, Вася и Федя.

Дойдя до площадки, они вместо того, чтобы играть все вместе разбежались в разные стороны. Сделали они это специально – хотели подшутить над детьми и взрослыми. Им нравилось видеть изумление на лицах других, когда люди замечали, что только что вот был очень рыжий мальчик на горке, и вот он же опять на карусели, и тут же под скамейкой играет с кем-то в прятки.

Только в этот раз все вышло совсем не так. На площадке отдыхал старый волшебник. Трое близнецов решили, что именно его они будут удивлять и, окружая старичка с трех сторон, стали появляться в разных местах и показывать ему язык.

Стрый волшебник был раздражительным, и ему совсем не понравилась эта детская игра в розыгрыши. Он решил проучить мальчишек. Для начала он отвернулся, как будто его совсем не интересует розыгрыш, а наоборот – такие шутки наводят на него скуку. Тогда братьям тоже стало скучно.

Мальчишки оставили старика в покое и уже хотели заняться своими делами, как вдруг мимо Феди пробежал кто-то неизвестный, но очень маленький и мохнатый, похожий на мышь. Это было так неожиданно, что Федя от испуга запрыгнул на качели и стал оглядывать землю вокруг - не выскочит ли снова эта мышь. А вдруг она Федю укусит?! Феде с каждой минутой становилось все неприятнее и страшнее. Он боялся спуститься с качелей и так и сидел на них, поджав ноги.

Федя не почувствовал, как с ним что-то стало происходить. Он только заметил, как качели стали очень большими, и его братья были слишком большими, и деревья, и площадка вдруг стала ему казаться просто огромной.

Вася не обратил внимания на то, что с его братом что-то происходит, он смотрел на странную кошку, которая заглядывала за угол ближайшего дома, а потом в ужасе отбегала и пряталась на дереве. «Вот интересно, что это кошку так интересует и пугает там за углом?» Вася решил пойти посмотреть, но, дойдя до угла дома, он не смог заглянуть туда, а почувствовал, что все вокруг очень изменилось и главным образом сама кошка. Она стала большущей и начала нападать на Васю. Она шипела и выгибала дугой спину, а глаза ее сверкали!

А что же Ваня? А с Ваней происходили очень непонятные вещи. Он не смотрел на своих братьев, а любовался щенком, которого другие дети дразнили, две девочки-сестрички звали щенка каждая в свою сторону. Одна подманивала его косточкой, другая конфеткой. А щенок метался из стороны в сторону и никак не мог решить, куда ему бежать и что первым съесть. Ваня вспомнил, что у него в кармане тоже есть конфета. Сунул руку и достал из одного кармана конфетку, а из другого шоколадку и стал решать, что же ему больше хочется съесть: конфету или шоколадку. Он уже почти решил, но вдруг и сам не зная почему, выронил из рук и то, и другое. Все вокруг него стало расти и увеличиваться, а сам он попытался позвать своих братьев. Но позвать никого ему не удалось. Вместо крика «Вася! Федя!» у него получилось только «гав-гав».

Ваня обернулся к качелям, а на них увидел вместо Феди мышонка, который таращил на него глазки-бусинки. Ваня посмотрел в ту сторону, куда убежал Вася, и увидел двух кошек шипящих друг на друга. Ване захотелось броситься на кошек, он бросился и очень удачно – обе кошки теперь были на дереве и больше не шипели друг на друга, а сидели смирно.

Волшебник превратил братьев-озорников в трех животных: в мышь, кошку и собаку.

Когда Федя понял, что теперь он мышь, а его братья кошка и собака, то ему стало совсем страшно, ведь теперь не пойдешь домой к маме, она просто не узнает их. А придется сидеть тихо как мышь на этой качели, пока кто-нибудь не придет и не поможет или не съест какая-нибудь кошка.

Вася, сидя на дереве, размышлял о том, что здесь пожалуй безопаснее, внизу все-таки Ваня в виде собаки. А Ваня внизу бегал за своим хвостом – дети есть дети.

Наступил вечер. Братья по-прежнему оставались зверями, но теперь они уже всерьез забеспокоились о своем положении. Первым выход нашел Федя – он набрался храбрости и спрыгнул с качели, и в тот же миг снова стал рыжим мальчиком Федей. Васе пришлось сложнее – он, спрыгнув с дерева, не стал мальчиком, а наоборот вспомнил, что там за углом дома было что-то очень интересное. Васю так и манило туда желание полюбопытствовать, но поборов это желание мальчик сделал хвост трубой и пошел в другую сторону, и сразу оказался мальчиком Васей, стоящим на четвереньках посреди улицы. Но никто не обратил на это внимание потому, что мало ли что может прийти в голову мальчишке, да еще такому рыжему. Ваня же к вечеру проголодался основательно, он вспомнил про шоколадку и конфету, брошенные на песок. Он побежал к тому месту, где обронил их, и не раздумывая, съел шоколадку. Доедал Ваня ее уже стоя на ногах в образе мальчика Вани.

Волшебник уже давно ушел с площадки. Он вовсе не хотел, чтобы мальчики навсегда остались животными, он только хотел их проучить.

Похищенные дети

На детской площадке летом всегда было много ребят, которые играли в прятки, в пятнашки, строили замки из песка, приносили из дома разные игрушки, часто играли в футбол.

Среди них был мальчик, который, если бы только захотел, мог играть лучше всех. Он дольше всех мог набивать мяч и легко попадал в ворота с другого конца поля. Была у него еще одна особенность – он был молчуном. Родители Молчуна говорили, что он мог пересказывать целые фильмы, но с другими людьми мальчик никогда не общался.

Дети на площадке привыкли к тому, что Молчун просто наблюдает за другими и часто не обращали на него внимания, поэтому никто не заметил, как, однажды Молчун пропал.

Родители мальчика были страшно расстроены, вся полиция города сбилась с ног в поисках молчаливого ребенка. Но так ничего и не удалось обнаружить. На площадке, кроме следов от детских ног и игрушечных машинок и куличиков ничего не нашли. 

А через несколько дней пропали еще двое детей. Сначала исчез мальчик Егор, который всем очень нравился, потому что был очень добрым, он любил зверюшек, никогда не обижал маленьких. Но общаться с ним было трудно, Егор всегда говорил так, словно у него во рту каша.

Он пропал, когда играл в прятки, спрятался Егор тщательно, и уже никто не мог его найти.

Потом исчез Никита, который часто витал в облаках, и мог случайно уйти с площадки, задумавшись или замечтавшись. 

Из-за этих происшествий всем было страшно и тревожно. Родители велели своим детям не убегать, а лучше посидеть рядом и почитать книжку или построить замок из песка. Двое мальчиков так и сидели около своих родителей и рисовали. У одного из них очень хорошо получалось рисовать войнушку, а другой не очень хорошо рисовал и был сосредоточен на том, чтобы тщательнее разукрасить свои руки и мамину сумку новыми фломастерами. Некоторые мальчишки все-таки ушли от взрослых и играли в пятнашки. И вот, к концу дня снова пропали двое детей. И это были те, кто тихо сидел неподалеку от своих родителей.

После всех этих страшных происшествий дети, выходя на улицу, стали собираться вместе и не отходили друг от друга. А родители теперь дежурили на детской площадке неотлучно и зорко следили, чтобы еще кто-нибудь случайно не исчез. Но как бы внимательны не были взрослые, никто из них не заметил, откуда вдруг появился Молчун.

Когда он оказался на площадке, все бросились к нему и стали расспрашивать о том, куда же все пропали? Но Молчун ничего не сказал, а только взял свою радостную маму за руку и направился домой.

На следующее утро на детской площадке нашли спящего Егора, того, который исчез, когда все играли в прятки. Егор изо всех сил старался рассказать, что случилось, но никто ничего не понял, Егор, как всегда, говорил так, будто у него во рту была целая шоколадка.

Тогда его попросили отвести всех туда, откуда он пришел, но Егор и здесь ничем не мог помочь, он показал жестом, что ему завязали глаза. Ясно было только то, что остальные мальчики там же, и что они играют в свои любимые игры. Это немного успокоило родителей.

Да двое мальчиков вернулись, но трое оставались неизвестно где. Родители были в отчаянии, они бродили по округе и все время расспрашивали прохожих, не видел ли кто троих мальчиков.

От страха больше никто не ходил на детскую площадку и вообще на улицу. Но и это не помогло. Один мальчик Юра исчез прямо из дома, никто не мог сказать, когда именно это произошло, потому что родители Юры никогда не могли его дозваться, всегда-всегда им приходилось по нескольку раз звать Юру. Вот и в этот раз Юра не отзывался, и его мама перестала его окликать, а решила посмотреть, чем сын занят, но не смогла найти его в квартире.

Стало ясно, что где бы не находились дети, на улице или дома, они все равно могут быть похищены. Тогда родители с детьми снова вернулись на детскую площадку, и несколько дней ничего страшного не происходило.

Однажды трое самых непослушных мальчишек носились в футбол. Один мог бегать без устали несколько часов, но при этом был такой невнимательный, что часто забивал гол в свои ворота, его приятели прозвали Автогол. Другой мальчик всем был хорош, но родители никак не могли заставить его делать уроки и часто называли его Лентяем. Третий мальчишка был самый непослушный, уже давно никто не пытался с ним справиться, этот Безобразник всегда был первым во всех безобразиях.

В то время как трое хулиганов играли, родители слушали мальчика, который называл себя Пиратом, он вдохновенно рассказывал о морских баталиях и при этом все время наступал на свои вечно развязанные шнурки. Вдруг Пират замолчал и все посмотрели туда, куда он указывал, и увидели, как что-то надвигается на детскую площадку.

 Когда это «что-то» подобралось ближе, то стало видно несколько игрушечных вертолетиков, летящих впереди, множество моделек –машин, неуклюже вышагивающих плюшевых медведей, марширующих в нарядных платьях кукол Барби, ползущих на четвереньках пупсов, и множество других игрушек. Вся эта процессия устремилась на детскую площадку. Поскольку, все были заняты тем, что любовались игрушечным шествием, никто не заметил, что всех четверых мальчишек с площадки похитили!

 Взрослые не могли найти себе места, они ничего не ели и засыпали только на рассвете. Так продолжалось несколько дней. Но вот настало прекрасное утро, когда родители боялись поверить своим глазам, обнаружив детей дома, спокойно спящих в своих кроватках.

Дети рассказали, что похитителями были игрушки из детского магазина, закрытого на ремонт. Всех мальчишек заперли в одной комнате и ничего не объяснили, только приносили им еду и питье. Не волнуйтесь, родители, – кормили детей хорошо и питательно. Игрушки приходили на детскую площадку и увозили на игрушечных самосвалах детей в магазин. Только один мальчик, который пропал из дома, не был похищен на самом деле. Этот мальчик Юра догадался, куда деваются все дети, и убежал из дома, чтобы найти их. Он пришел в магазин, но игрушки уже не выпустили его обратно. 

Когда дети в игрушечно магазине переиграли во все возможные игры и несколько раз подрались друг с другом, то им стало скучно, они тосковали по своим родителям и поэтому решили убежать. Но это удалось только одному Молчуну, ведь он был самым ловким из всех. Молчун сбежал через маленькое окошко под самым потолком. Он вскарабкался по полкам с игрушками и прыгнул с верхней полки на окно, а оттуда выбрался на улицу.

Егор тоже попытался вылезти через это окошечко, но упал на механического слона и сломал его. Хорошо, что сам не ушибся. Егор был очень расстроен в основном тем, что повредил игрушку, ему было очень жалко этого слоника. Егор поднял его, погладил и пожалел, а потом попросил других мальчиков помочь ему починить слоника. Но так как говорил Егор очень плохо, то никто ничего не понял, и пришлось мальчику самому чинить игрушку. Слонику было очень приятно, что о нем так заботятся, и он захотел выпустить Егора. И вот ночью, когда все уснули, слоник вывез на себе спящего Егора на площадку.

Но остальным выбираться тоже было надо!

Дети привыкли, что все-все делают за них другие – родители, воспитатели, учителя, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. А тут им пришлось самим как-то все придумывать и делать. Сначала они пытались добраться до окна под потолком, но ведь Егор уже упал оттуда! Как быть? Решили тренировать ловкость! Мальчишки стали делать зарядку и лазить по полкам с игрушками. Другие придумали построить лестницу и принялись за дело. Сначала рисовали и соображали, как лучше ее строить, а потом собирали «стройматериалы» из кубиков и конструктора. Но лестница не могла выдержать даже одного ребенка, а ловкость за такой короткий срок не натренировать. Но дети не сдавались. Некоторые из них решили вести переговоры с игрушками. Они старались выспросить у слоников и зайчиков, что надо сделать, чтобы выбраться отсюда, но игрушки не разговаривали и даже не двигались, словом притворялись игрушечными. Но однажды ночью, когда мальчики улеглись спать на самодельных кроватях, игрушки развезли детей по домам.

Когда страсти немного улеглись, родители стали замечать, что их дети очень переменились и, причем к лучшему! Лентяя больше не требовалось заставлять делать уроки. Мальчишка по прозвищу Автогол хоть и продолжал носиться быстрее и дольше всех, но на ходу легко выучил стихотворение и таблицу умножения. Мальчик Юра, тот самый, которого все время было не дозваться, стал откликаться на свое имя. Самый главный Безобразник был неузнаваем, он, конечно, не стал отличником, но двоек за поведение уже не появлялось в его дневнике. Мальчик – левша, написал целый рассказ об этом происшествии и решил, что когда вырастет, то обязательно станет писателем. Пират научился завязывать шнурки и стал хорошо учиться. Другой мальчик решил стать художником и рисовал теперь не только войнушку, но и счастливых человечков. А еще один мальчик очень скучал по игре в футбол, и после возвращения домой так много тренировался на площадке, что стал играть лучше всех, и его пригласили в сборную района.

Родители начали покупать для детей подарки и устраивать для них праздники. Снова открыли игрушечный магазин, и мальчик Егор попросил свою маму купить ему сломанного слоника, и с тех пор больше с ним не расставался, он решил стать ветеринаром и лечить больных зверюшек.

Но так и осталось загадкой, зачем все-таки игрушкам понадобилось похищать детей. Слоник, конечно, рассказал Егору правду. Дело было в том, что многие мальчишки очень плохо себя вели, и родители перестали покупать для них игрушки. Тогда магазин, который теперь никому не был нужен, решили закрыть. Игрушки очень испугались, вдруг все они уже никогда и никому не понадобятся! Вот и решили, переловить всех детей и заставить их стать хорошими. Но как сделать детей послушными, игрушки не знали. А дети за время, проведенное в закрытом магазине, многое научились делать сами и чуть-чуть повзрослели, поэтому и стали послушными.

Инопланетянин

Однажды на детской площадке появился необычный ребенок, он ни с кем не играл, а только подходил к разным детям и предлагал посмотреть, как он умеет делать фокусы.

До чего же странный был этот ребенок! Поэтому одни дети убегали от него, а другие наоборот – пытались его прогнать.

Этот странный ребенок был одет в черный плащ, подвязанный двумя поясами, один из которых был каменный, а другой ледяной и искрящийся на солнце.

У этого малыша было три головы, две из них все время спали, а одна никогда не спала и постоянно крутилась. Возле ног ребенка ползало странное животное, все черное с несколькими яркими пятнами, трудно было определить, где у животного голова, а где ноги. Оно больше напоминало тень, стелящуюся по земле.

Трое самых смелых мальчишек Сеня, Вася и Миша долго приглядывались к новичку, а потом решили обстрелять его из рогатки. Сеня с Васей быстро начали полить по нему мелкими камешками, а Миша не хотел стрелять. Ему было немного жаль этого необычного ребенка, ведь никто не хотел с ним дружить. Но так как и Сеня, и Вася были его друзьями и тянули его за собой, то Миша тоже стал стрелять из рогатки. Резвясь, но опасаясь подходить близко, мальчишки прокричали:

- Ты инопланетянин?

 - Да, - тихо ответил странный мальчик и внезапно оказался у них за спиной. От неожиданности Сеня и Вася бросились наутек, а Миша, остолбенев от страха, не мог двинуться с места.

Инопланетянин сказал ему:

- Не бойся меня.

- Я и не боюсь, - тихо ответил Миша.

- Я действительно инопланетянин, а это мой друг, - сказал он, указывая на похожее на тень существо у своих ног - он для меня, как для вас людей собаки. Хочешь посмотреть, что я умею делать? – спросил Инопланетянин.

- Угу, - кивнул Миша.

Инопланетянин снял капюшон, под которым оказались странные волосы. Часть из них розового цвета была внутри его прозрачной головы, а часть крутилась снаружи, не касаясь головы, и была фиолетового цвета. Розовые иногда спутывались и становились красными, Мишу это рассмешило:

- Похоже, ты забыл расчесаться сегодня? – хихикал он.

- Это не волосы, а мои мысли. Фиолетовые уже обдуманы, розовые – это те, что я думаю сейчас, правда, как ты заметил, они иногда путаются, и приходится их разбирать. Кстати, я еще не сказал тебе самое главное, ты тоже моя спутанная мысль. Сеня и Вася хотели запутать тебя, и заставить плохо обойтись со мной – обстрелять из рогатки. Но теперь все в порядке. Ты можешь залезать назад.

Миша внимательно слушал и не верил ничему, что слышит. Но вдруг почувствовал, как его непреодолимо тянет куда-то под землю, он закрыл глаза, а когда снова открыл, то увидел вокруг свою детскую площадку, своих друзей и маму.

Инопланетянин улыбнулся, наблюдая за Мишей в своей голове, и улетел в космос.

Жители волшебного города

 Жил-был мальчик по имени Тим. Его папа мастерил разные необычные вещи. Например, волшебные часы, если остановить их, то время замирало, это было очень полезно, для тех, кому нравится опаздывать. Или еще домики для больших семей, комнат в этих домиках великое множество, а с виду домик совсем маленький. Иногда он делал качели и горки для детских площадок. Несколько лет назад папа сделал горку, на которую не надо забираться по лестнице, достаточно один раз скатиться и ты оказывался снова наверху горки. Правда, было некоторое неудобство – с горки никак нельзя было спуститься, некоторых детей так и не сняли, до сих пор катаются.

Как-то раз Тим гулял по детской площадке, сделанной его папой, и от скуки искал у себя в кармане джинсов что-нибудь интересное, нашел сухарик. Рассматривая его и пробуя на зуб, Тим в задумчивости сел на небольшую карусель. Эту карусель его папа недавно собрал, но еще не отладил. «Откуда мог взяться такой твердый сухарь, прямо камень?», - подумал Тим. Сделав несколько вращений, карусель постепенно остановилась. Тим встал и огляделся, но ничего не мог узнать! Вокруг были незнакомые высокие дома, а сам он стоял на чужой детской площадке.

Сначала Тим очень удивился, а потом испугался. «Ой, как же я сюда попал? Как мне вернуться домой к маме и папе?» Но ответа не было. Он походил вокруг домов, и понял, что никогда еще не бывал в этом месте.

 

Родители Тима, конечно же, его искали, и по соседям и по друзьям и знакомым, на всех соседних детских площадках. Но, конечно, нигде не могли его найти.

 

 Время шло к обеду, и Тим проголодался, он вспомнил про свой сухарик, который лежал у него в кармане. Ему стало так жалко себя, что он заплакал, слезы стали капать на сухарик, а тот зашевелился в руке и сказал:

- Если ты будешь мочить меня, то я потеряю свои волшебные свойства!

Тим при первых же словах сухарика от неожиданности уронил его, и свое недовольство сухарик высказывал уже лежа на песке. Немного повздыхав, сухарь сказал:

- Ну-с к делу. Ты спрашивал, как ты сюда попал, это очень просто, посмотри направо, что ты видишь?

Справа Тим увидел большое здание с надписью «Кондитерская фабрика».

-Это не простая кондитерская фабрика, она волшебная, мой рецепт родом отсюда.

- Ну и что? - спросил Тим.

- А то, что, когда ты сел на карусель, то сказал «Откуда взялся этот сухарь?», вот ты и оказался здесь, - терпеливо объяснил сухарик.

- Все понятно, - с облегчением вздохнул Тим, - тогда мне надо только сесть на эту карусель и сказать свой адрес.

В это время к площадке подъехал лимузин, из него вышла высокая женщина, одетая в черное, а за ней мужчина весь в красном и почему-то с зелеными волосами.

- Здесь, - сказала женщина в черном и махнула кому-то рукой.

Сразу подъехал бульдозер и снес всю детскую площадку, вместе с волшебной каруселью. За бульдозером шел грузовик с рабочими. Они быстро на этом месте построили небольшой домик, а все строения детской площадки свалили в кучу, причем волшебная карусель оказалась в самом низу, и Тим не смог бы ее достать, чтобы отправиться на ней домой. Он так расстроился, что чуть не заплакал.

Высокая женщина увидела это, и, проходя мимо, сунула золотую монету в руку Тима. А Ярко-красный человек с зелеными волосами подскочил к мальчику и попытался отнять у него монету. Заметив возню у себя за спиной, женщина взглянула в лицо ярко-красному, и от этого взгляда у него опалились брови и ресницы. Ярко-красный бросился в машину и через некоторое время все уехали. 

Мальчик поднял сухарь с земли и спросил:

- Как же мне теперь вернуться домой?

- Тебе нужно пойти к главному пузану этого города.

- А может быть мне попросить кого-нибудь отвезти меня домой?

- В этом городе все делается только с разрешения главного пузана, - ответил сухарик, - но к пузану не так-то легко попасть, надо знать дорогу, а она очень трудная. Надо найти пузана, показать ему монету, сказать ему волшебные слова, а дальше,… а дальше увидишь, что будет. Волшебные слова я скажу тебе на ухо. Искать главного пузана лучше всего на базаре.

На базарной площади сухарик указал подходящего человека. Тим показал этому человеку монету, а когда тот захотел отнять ее, Тим сказал волшебные слова.

- Жадина-говядина!

Пузан стал раздуваться, его красные глазки забегали, и он тоненько запищал:

- Это не я, это, это, это…, - визжал пузан оглядываясь по сторонам, - это вот он, - и пузан вцепился в другого человека, который от страха стал раздуваться и завопил:

- Нет, это не я, это он, - и теперь уже вдвоем пузаны погнались за третьим.

Потом втроем за четвертым и так далее. Когда их выстроилась длинная цепь, конца которой не было видно, сухарик закричал Тиму:

-Не зевай! Прыгай на пузо первому пузану!

Конечно, Тим растерялся, как же он мог прыгнуть на пузо к незнакомому дяденьке? Как будто все не по-настоящему! Но приходилось верить говорящему сухарику!

Тим вскочил на первое пузо и растерялся от того, что произошло дальше...

 

Все время пока Тим сидел на карусели такой грустный, он не знал, что за ним кто-то наблюдает, причем очень внимательно.

Это был художник-чудак, его картины нигде не выставлялись, нигде не продавались, потому что это был очень стеснительный художник. Он нарисовал Тима с сухариком на карусели. Картина вышла замечательной, но художник беспокоился, вдруг она никому не понравится, но показать ее ему все-таки хотелось. Тогда он залез на крышу своего дома и пустил листок с картиной по ветру. Ветер подхватил этот листок и унес высоко и далеко.

Рисунок летел, летел и приземлился прямо перед мамой Тима. Мама побежала с этим листком к папе. Папа решил так: ветер принес сюда рисунок недавно, значит, чтобы нам найти Тима, мы должны идти против ветра. Он выяснил, каким был ветер накануне, и они отправились в путь. На рисунке было ясно видно, какие дома стоят вокруг детской площадки, и поэтому легко можно было узнать местность. Родители шли целый день. Им удалось найти дома и обломки детской площадки. Но как дальше искать Тима они не знали.

 

А что же делал Тим? Он, кажется, собирался прыгнуть на пузо кому-то… А Тим на пузе у пузана так высоко подпрыгнул, что долетел до второго этажа и приземлился на пузо следующего пузана, теперь он подпрыгнул и увидел крыши домов, следующий прыжок – и он видел под собой часть города. С каждым прыжком ему все больше нравилось взлетать вверх. Но приземляться было страшновато потому, что происходило все очень быстро. Тим беспокоился - удастся ли ему опуститься на следующего пузана или он просто упадет на асфальт и разобьется!

«Как же их много, этих пузанов», - думал Тим, наверное, целых двадцать два. Он взлетал уже так высоко, что внизу ему был виден весь город и большой замок в центре города. Высокие башни замка, терялись в облаках. На последнем прыжке Тим увидел под собой одну из этих башен. Сухарик крикнул ему, приземляться на нее, что Тим сделал и притом очень ловко.

Башня была узкая, на ней мог поместиться только один человек. Внизу виднелись облака. И складывалось впечатление, что башенка отломалась от замка и плывет где-то по небу.

- Вот мы и в замке главного пузана, - торжественно объявил сухарик, - надо спускаться.

Так как наверху, где они находились, был ужасный холод, вся лесенка покрылась льдом. Получилась горка, которая шла до половины башни, а дальше начинались ступеньки. По такой крутой горке да еще со ступеньками было очень опасно катиться. Но другого выхода не было.

Ехать с горки было очень весело. Но внизу его ждала не только лестница! На ней стояла огромная собака с открытой пастью. И Тим на полном ходу влетел собаке в пасть!

 

 А в это время Художник, что нарисовал Тима, смотрел из окна на людей, крутившихся во дворе, и вдруг узнал свой рисунок у них в руках. Художнику очень захотелось узнать, что эти люди думают о его работе. Он спустился вниз и стал, как бы невзначай прогуливаться вокруг них, но никак не мог найти предлог, чтобы заговорить. Родители увидели Художника и сами спросили, не видел ли он мальчика с этой картинки.

- Видел, он приехал на этой карусели.

- Ну, конечно на карусели!- радостно воскликнул папа, и еще радостнее продолжил - карусель- то моя не закончена была, а работает!

Мама укоризненно посмотрела на папу, и тот сделался серьезен,

- Куда он мог уйти отсюда?

- Он пошел в сторону леса, - сказал художник, хотя он четко помнил, что мальчик пошел в сторону базара. Он так сделал из вредности, разочарованный тем, что никто ничего не говорил на счет его картины.

Родители решили разделиться, папа пошел искать Тима на базар или в лес, а мама осталась ждать около груды строений, которая раньше была детской площадкой.

 

А в это время, попав в пасть к собаке, Тим проворно вывернулся и пустился бежать вниз по лестнице, потом по коридорам направо, налево, уже не обращая внимания куда и мимо чего бежит, но каждый раз оглядываясь, он видел страшную собачью пасть.

В конце концов, Тим обессилил, упал и уснул. А пес, сначала спасший Тима от удара об лестницу, наблюдал за его беготней по кругу, потом спокойно подошел к нему, взял зубами за рубашку и отнес на свою широкую пуховую кровать.

Проснувшись, Тим сначала увидел собаку, но не успел забраться по занавеске наверх потому, что пес заговорил с ним как человек, только голос собаки был тоненький, как у щенка. А это и был щенок дога, а их щенки довольно крупные. Мальчик и пес познакомились.

Оказалось, что щенок очень любит играть в шашки и в шахматы, главный пузан отнял у щенка и то, и другое, чтобы щенок не отвлекался, а охранял замок пузана.

Тим нарисовал на бумаге клетки, а из белого и черного хлеба сделал шашки. Они сыграли, а потом щенок проводил Тима к главному пузану.

Главный пузан был огромным с очень маленькими и очень бегающими глазками. Тим рассказал ему свою историю. А главный пузан спросил, что Тим умеет делать. Тим ответил, что он еще очень маленький и мало что умеет. Тогда пузан потерял к нему интерес и отмахнулся от Тима, сказав, что кто-нибудь отвезет его домой.

Тим стал ждать, когда кто-нибудь отвезет его, ждал он у щенка в комнате и играл с ним в шашки, в шахматы он еще не умел.

Вечером начался бал у главного пузана. Там было много взрослых в красивых маскарадных костюмах. Тим ходил и рассматривал людей, чтобы понять, кто может его отвезти домой. Он не знал, что пузан даже и думать забыл, помогать Тиму.

Случайно Тим подвернулся под ноги одной очень яркой и красивой женщине-птице, которая разговаривала с главным пузаном.

Пузан хвастался строительством нового моста, видневшимся из окна:

- Посмотрите, дорогая моя госпожа Радужная птица, - говорил он, - мост огромный, а его строительство не стоило мне ни одной монеты.

Радужная птица с видимой скукой слушала пузана и тот, чтобы развлечь ее позвал своего слугу, который управлял строительством моста, и начал на него ругаться.

Тим тоже глянул в окно, чтобы увидеть этот чудо-мост, и его поразило, что мост был живой. Присмотревшись, Тим увидел живых людей, которые крепко держались друг за друга, и из них получался целый мост.

Пузан тем временем злобно ругал слугу, и тот, склонив голову с зелеными волосами, пытался оправдаться тем, что он поручил добычу новых людей для моста своему помощнику, а тот не справился.

Радужная птица, желая прекратить этот спор, а вернее желая снова обратить на себя все внимание гостей и главного пузана, вдруг обнаружила недалеко от себя Тима и воскликнула:

- Ах, какой прелестный ребенок! Господин главный пузан, откуда он взялся?

Пузан рассказал историю Тима своим гостям, а Радужная птица расплакалась от сочувствия, и ее хрустальные слезы, переливаясь всеми цветами радуги, со звоном разбивались об пол.

Пузан, увидев это, сказал:

- Если хотите, то я отдам вам этого малыша, и вы сами сможете доставить его домой.

-Ах, конечно, конечно. Об этом я и сама хотела вас попросить, господин Главный Пузан!

 - Какая она милая, добрая и чувствительная натура, - воскликнули все гости.

Радужная птица просияла, наполнив весь зал золотистым светом. Она была очень довольна, что все о ней такого мнения и, что сам Главный Пузан теперь смотрит на нее с таким восхищением.

Бал шел всю ночь, Радужная птица улетела последней и чуть не забыла взять с собой Тима, но пузан напомнил ей о мальчике, и птице ничего не оставалось, как взять ребенка в свои руки и лететь с ним к себе домой.

Они были в небе весь день, а когда долетели до самой чащи леса, Радужная птица опустилась вниз и влетела на всем ходу в узкую нору. Внутри она бросила Тима на землю, а сама принялась что-то есть из консервной банки, и притом грозно чавкала. Тим тоже был очень голоден. Он попросил ее очень вежливо:

- Госпожа Радужная птица, дайте и мне, пожалуйста, немножко покушать.

- Отстань от меня, противный мальчишка! - зарычала она и грозно на него посмотрела. Тим больше не решался просить у нее еду. Но через некоторое время спросил, можно ли ему попить. Она сказала, что он может попить воды отсюда, и указала пальцем на небольшую мутную лужу.

- Дорогая госпожа Радужная птица, скажите, пожалуйста, после того как вы отдохнете, вы отвезете меня домой?

- Еще чего?!

Тогда Тим понял, что его обманули, он горько заплакал, а птица свернулась клубком и громко захрапела.

Вдруг Тим заметил, что в углу норы светятся два глаза и слышится шипение, от страха он постарался забиться подальше в нору и даже немного ее углубил.

 

 А в это время папа малыша отправился в темный лес. Он шел и звал Тима по имени. Папа услышал сзади тонкий человеческий голосок и от неожиданности подскочил. Он обернулся и увидел огромную собаку, которая спрашивала у него:

- Вы папа Тима?

Папа очень удивился говорящей собаке, но так как сам был волшебником, решил поговорить с ней. А пес оказался нашим знакомым щенком из пузанова дворца. Щенка послали отнести радужной птице приглашение на седьмой на этой неделе бал.

Щенок рассказал все, что знал про Тима, затем предложил папе сесть к нему на спину, и они вдвоем быстро помчались к норе Радужной птицы. 

 

А в это время в норе…

 –Кто ты? - прошипел кто-то, чьи глаза светились в темноте.

- Я Тим, я потерялся, а радужная птица сказала, что отнесет меня домой.

- Хи-хи-хи,- противно захихикало в углу, - она тебя никуда не повезет.

- Я это уже знаю, - вздохнул Тим, - а ты кто? - спросил мальчик, внимательно рассматривая серый грязный комок.

- Я здесь живу, я птенец, - гордо ответили из темноты.

- Только не говори, что ты сын Радужной птицы, - с сомнением глядя на темное существо, совершенно непохожее на радужную красавицу, сказал Тим.

- Нет, конечно, - ответил этот кто-то

- Конечно, - отозвался Тим.

- Я ее дочь.

 Тим долго беседовал с птичкой и узнал, что она считает себя совсем некрасивой, поэтому боится выйти из норы и попробовать полетать.

Вдруг они услышали громкий лай возле норы. Радужная птица проснулась и вылетела наружу. Щенок передал ей приглашение на бал, птица сразу же и улетела. Во дворце Радужная птица всем хвасталась, как она отвезла мальчика домой, и как долго благодарили ее родители Тима.

 

 Тим вылез из норы вслед за птицей, увидел своего папу и щенка и так обрадовался, что ему показалось, что это был самый счастливый момент в его жизни.

А маленькая птичка, услышав такие радостные голоса, высунулась из норы, чтобы посмотреть, как это так можно радоваться? Она с замиранием сердца, наблюдала счастье всех троих.

Тим обернулся к пещере и при свете разглядел птичку, у нее были сияющие синие глаза и желтый пух, весь покрытый мерцающими блестками. Птичка оказалась такой хорошенькой, что Тим ей сразу сказал об этом.

- Очень приятно, спасибо - ответила она, и попросила - можно я провожу вас до города?

И они пошли все вместе, сначала птичка останавливалась и все рассматривала, ведь сидя всю жизнь в норе мало что увидишь! Но потом птичка заметила, что Тим хотел скорее вернуться в город. Тогда она подхватила всех троих сразу, взмыла в синее небо, и в мгновение они оказались в городе.

Чтобы передохнуть, птичка опустилась на главную площадь, где в это время было большое собрание. На спустившихся с неба никто не обратил внимания, все смотрели на ярко-красного человека с зелеными волосами. А он рассказывал людям, что если они пойдут строить мост, то им дадут новый дом и еду, и красивую одежду. Люди на площади слушали и тихо переговаривались между собой. Одна женщина говорила, что вот это дело хорошее, что надо своего сына отправить на строительство этого моста. А другой мужчина ей отвечал, что он больше не будет работать дровосеком, а лучше пойдет строить мост и обеспечит себя на всю жизнь, а после строительства моста сделается писателем.

Тим сразу узнал этого человека с зелеными волосами, слугу пузана, и вспомнил про этот странный мост. Он рассказал своему папе, что этот ярко-красный человек обманщик, что мост строят из людей, и что никому из них не дадут того, что обещают, а главный пузан жадина и ему жалко денег на настоящий мост, а людей не жалко. Тогда его папа – волшебник перенес этот мост на площадь и все увидели обман.

Мост стал распадаться, а люди из него бросились ловить ярко-красного человека, но он был таким ловким, что успел убежать в темный лес.

 

А наши друзья пришли на детскую площадку, где их ждала мама, сидя на волшебной карусели. Она сама вытащила карусель из-под груды других обломков и починила ее. Да, мамы они такие, они все могут.

Радость ее от встречи с сыном была такой сильной, что долго, долго она не переставала обнимать и целовать своего маленького мальчика. Все сели на волшебную карусель и отправились домой. И щенок, и маленькая птичка жили у них долго и счастливо.

 

Волшебный фонарик

На детской площадке появился мальчик, которого раньше здесь никто не встречал. Мальчика звали Сережа. Он заинтересовал других детей, сказав, что у него есть волшебный фонарик.

Дети попросили объяснить, в чем волшебная сила фонарика, Сережа отвечал, что это будет видно только в темноте. Но до вечера был еще целый день, поэтому, когда стало темнеть, дети уже успели забыть и про мальчика Сережу, и про его волшебный фонарик. И все были очень удивлены появлением посередине детской площадки большой грузовой машины.

Дети ходили вокруг грузовика и рассматривали его, а потом заметили, что мальчик Сережа светит на этот большой грузовик своим фонариком. Как только Сережа выключил свет, грузовик сразу превратился в игрушечную пластмассовую машинку. Все так и ахнули.

А Сережа посветил на модельку легковой машины, и она превратилась в настоящий автомобиль марки «Волга». 

- Кто хочет покататься? - спросил Сережа.

Кататься, конечно, хотели все, кроме одного мальчика, который стоял в стороне и просто наблюдал за всеми. Его звали Женя.

А Сережа продолжал:

- Тот, кто хочет покататься на этой Волге, должен отдать мне все свои игрушки!

Дети бросились отдавать Сереже игрушки, а Женя, подойдя ближе сказал, что отдаст только одну из своих машинок.

- Этого мне слишком мало, - ответил Сережа, - я не буду тебя катать.

 - Остальные игрушки, - говорил Женя, - не только мои, но и моего младшего брата. А эту машинку мне подарили родители на День Рождения, поэтому она только моя. Но и ее я тебе не отдам!

 - Почему это? – удивился Сережа.

- Потому, - сказал Женя - Я не верю, что эта Волга вообще может ездить, а сам ты, скорее всего, не умеешь водить машину, как же ты собираешься всех катать?

- Я умею водить! – разозлился Сережа.

- Нет, не умеешь, - стоял на своем Женя, - если бы ты умел, то подумал бы о том, что машина не поедет без бензина.

- Слушай, пацан, - сказал Сережа и подошел к Жене так близко, что никто не мог услышать, о чем они говорили – хочешь, я поделюсь с тобой игрушками, которые мне отдают другие дети? Только уходи отсюда и не мешай мне всех обманывать.

- Мне не нужны чужие игрушки, я не хочу никого обманывать и обижать! – отвечал Женя.

Терпение Сережи кончилось, и он закричал:

- Ах, так!

Он направил луч света от своего фонарика на семейство плюшевых мишуток, и они стали настоящими дикими медведями, которые рычали и топтались в луче света.

 Все дети в ужасе убежали с площадки, забыв и о своих игрушках, и о своем желании кататься на машине. Остались только Женя и Сережа, который спросил:

- А ты почему не убегаешь? – спросил Сережа.

- Но ведь и ты не убегаешь, - заметил Женя, - эти медведи не совсем настоящие, так же как и «Волга». Я думаю, что они на нас не нападают потому, что не могут выйти из луча света, если попытаются, то снова станут игрушками.

 - Ладно, - сказал Сережа, - ты мне нравишься. Ты не попрошайка, как другие, не боишься и не веришь мне. Я подарю тебе мой фонарик и буду с тобой дружить.

- Извини, Сережа, но я не могу с тобой дружить, - ответил Женя.

- Почему? - удивился Сережа.

 - Потому, что я всегда буду ждать от тебя какого-нибудь подвоха, - ответил Женя.

Проворонили

К сожалению, бывает так, что подружки ссорятся между собой. Ева, Алиса и Настя поссорились потому, что не могли поделить на равные части яблоко. Надувшись и разобидевшись, девочки играли в песочнице каждая в своем углу. Насте первой наскучило играть одной, и она, глядя по сторонам, думала, как помириться с подружками. Невдалеке вороны клевали что-то в траве. Вдруг Настины глаза округлились от удивления, и она закричала:

- Смотрите, смотрите. Там двухголовая ворона!

 Но кричала Настя так громко, что спугнула птиц, и они поднялись в воздух.

Теперь ничего нельзя было как следует рассмотреть, и окружающие вернулись к свои делам.

-Двухголовая ворона? Ты просто обманываешь нарочно, чтобы… чтобы…, - но Ева никак не могла придумать причину, поэтому она сказала, - Это была не двухголовая, а белая ворона, - сказала она.

- Ты ничего не видела, ты же сидела в другом углу песочницы и ничего не могла видеть, - ответила Настя.

- Нет, я все равно все видела, - упрямилась Ева.

- Я думаю, - сказала Алиса, - что Вы обманываете обе. Мне сегодня мама дала с собой сухарики, я кормила кошек, то есть птиц. Их слетелось очень много, а когда птичек целая стая, то разглядеть что-то очень трудно, - Алиса улыбнулась и почесала нос.

- Я не видела у тебя никаких сухариков, - сказала Ева.

Девочки еще долго спорили, а двухголовая ворона, которая двумя клювами успевала склевать в два раза больше крошек, летела и думала: «А все-таки одна голова хорошо, а две лучше».


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

 

 

 


[1] Этапы развития речи:

· Повторение звуков за взрослыми «а, о, у»

· Звукосочетания та-та-та

· Упрощенные слова

· Увеличение словарного запаса

· Фразовая речь

· Увеличение словарного запаса

· Четкость звукопроизношения

· Сопровождение речью всех действий

· Большое количество вопросов

· Игры по предварительному замыслу, речь как контролирующий орган

· Рисование как подготовительная стадия письменной речи

· Словотворчество

· Пересказ

· Общение с ровесниками при помощи речи.

· Переход от внешнего речевого контроля к внутреннему

 



Е. Г. Алпатова, Д. О. Бортников

Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.