Основные направления исследования малых групп в истории со-циальной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в ка-ких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной. Но это до-статочно емкая и самостоятельная задача, решить которую здесь можно лишь в общих чертах. Целесообразно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследо-вательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики».

 

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Дискуссия, которая постоянно возникает в литературе по поводу ограниченностей социометрического метода, требует краткого напоминания сути концепции. Морено исходил из идеи о том, что в обще-стве можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (которая для Морено означала «пространственное» размещение индивидов в различ-ных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе со-циальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением ока-зывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психоло-гическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в перестраива-нии макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

 

Хотя наивность предложенной схемы очевидна, ее методическое при-ложение оказалось достаточно популярным. На основании применения этой методики (хотя не обязательно в рамках изложенной теоретической концеп-ции) возникло целое направление исследований малых групп, особенно в прикладных областях. При этом чисто научная перспектива изучения малых групп попадала в довольно ограниченные рамки.

 

Главным просчетом предложенного подхода явилось своеобразное санкционирование смещения интереса. Фокус исследований малых групп в рамках данного направления сужался до минимума: предполагалось иссле-дование лишь структуры психологических, т.е. межличностных отношений, непосредственных эмоциональных контактов между людьми. Такая про-грамма неправомерна не потому, что эмоциональные контакты не значимы в групповой жизни, а потому, что они абсолютизированы, потеснив все остальные возможные «сечения» отношений в группе. Социометрическая методика практически стала рассматриваться как основной (а зачастую и


единственный) метод исследования малых групп. И хотя методика сама себе действительно дает определенные возможности для изучения психологиче-ских отношений в малых группах, она не может быть неправомерно широко истолкована, как обеспечивающая полный анализ малых групп. Аспект дея-тельности малых групп в ней не просто не представлен, но умолчание о нем носит принципиальный характер: рождается представление о достаточности исследования только пласта собственно эмоциональных отношений. Введе-ние «деловых» критериев социометрического выбора мало поправляет дело, так как не обеспечивает включения отношений деятельности в контекст ис-следования. Поэтому, указывая недостатки социометрической методики, в первую очередь необходимо говорить о недопустимости ее рассмотрения как общего метода изучения малых групп.

 

Применительно к другой, более конкретной задаче, — изучению эмо-циональных отношений в малой группе, — методика, предложенная Море-но, как известно, широко используется (Волков, 1970). Это не значит, что и в этой сфере она бесспорна, поскольку до сих пор не совсем ясно, что же, соб-ственно, измеряет социометрический тест в современном его виде? Интуи-тивно предполагается, что измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые индивид дает членам группы, но это само по себе требует более глубокой интерпретации. Неоднократно отмечалась и другая слабость методики, значимая при исследовании именно эмоциональных контактов: отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбора. Таким образом социометри-ческое направление как направление исследования малых групп оказалось крайне односторонним, чрезвычайно уязвимым по своим теоретическим предпосылкам.

 

Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в уже упоминавшихся экспериментах Э. Мэйо. Суть их состояла в следующем. Компания Вестерн Электрик столкну-лась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Дли-тельные исследования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетвори-тельному объяснению причин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, кото-рый и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность ра-бочего помещения. Эксперименты в Хоторне в общей сложности длились с 1924 по 1936 г., в них четко обозначены различные этапы, но здесь воспро-изведена лишь основная схема эксперимента. В выделенных Мэйо экспери-ментальной и контрольной группах были введены различные условия труда:

 

в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе но-вый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контрольной группе — при неиз-менной освещенности — производительность труда также возросла. На тре-тьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения осве-щенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе.

 

Эти неожиданные результаты заставили Мэйо модифицировать экс-перимент и провести еще несколько добавочных исследований: теперь изме-нялась уже не только освещенность, но значительно более широкий круг


условий труда (помещение шести работниц в отдельную комнату, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов, двух выход-ных в неделю и т.д.). При введении всех этих новшеств производительность труда повышалась, но, когда по условиям эксперимента, нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уровне более высо-ком, чем первоначальный.

 

Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт участия работниц в экс-перименте: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему включению в производ-ственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Мэйо истолковал это как про-явление особого чувства социабильности — потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отно-шений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внима-ние к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производственного процесса, Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще

 

С неформальной структуры в бригадах, но и о значении последней, в част-ности, о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании. Не случайно впоследствии именно на основании ре-комендаций, полученных в Хоторнском эксперименте, возникла особая док-трина «человеческих отношений», превратившаяся в официальную про-грамму управления и преподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса.

 

Что же касается теоретического значения открытий Мэйо, то оно со-стоит в получении нового факта — существования в малой группе двух ти-пов структур, открывшего широкую перспективу для исследований. После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании ма-лых групп, связанное преимущественно с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотносительного значения каждого из них в системе управления группой.

 

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «пси-хологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Американский период деятельности Левина после эмиграции из фашистской Германии начался с создания в Массачусетсском технологиче-ском институте специального Центра изучения групповой динамики (позже был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор). Направление исследований в этом центре опиралось на созданную Левиным «теорию поля». Центральная идея теории поля, что законы социального по-ведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, была развита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анали-за психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название «груп-повой динамики». Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функцио-


нирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение инди-видуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.

 

Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают соци-альным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность груп-повой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесе-ния групповых решений. Этот перечень можно было бы продолжить, так как практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления.

 

Как и все психологическое наследие К. Левина, «групповая динами-ка» оказала большое влияние на последующее развитие социально-психологической мысли. Нет сомнения в том, что в рамках этого направле-ния были высказаны чрезвычайно важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны весьма оригинальные методики, сохраняющие свое значение до сих пор. С другой стороны, теоретический контекст — конструкции теории поля — является в значительной мере устаревшим. В большей степени, чем в случае какой-либо другой области социальной психологии, отбрасывание теоретической концепции Левина сочетается с полным или почти полным принятием со-зданных им методик. Они «работают» и в других теоретических рамках. Од-нако не решена еще полностью задача выявления степени их допустимого принятия в русле новой теоретической схемы, чего требует уважение к име-ни Левина и к его заслугам в психологии вообще и в социальной психологии в частности.

 

Можно подвести некоторые итоги тому, как ставился вопрос о малых группах в истории социальной психологии. Хотя три рассмотренных направления несоизмеримы (трудно сопоставлять значение теоретических посылок Морено и результатов левиновских исследований), каждое из них задало определенную линию в изучении малых групп. Но ни одно из них не предложило решений, которые бы позволили подойти к анализу малых групп с точки зрения специфического содержания групповой деятельности, нигде не была подчеркнута специфика малых групп как элементов обще-ственной структуры (это относится даже к исследованиям Мэйо, в которых в принципе было предложено соотносить результаты процессов, происходя-щих в группе, с более широким внегрупповым контекстом). В исследованиях малых групп можно обнаружить и совершенно иные теоретические подходы (например, традиция изучения групповых процессов в рамках психоаналити-ческой ориентации или изучение групп с точки зрения интеракционизма), но ни в одном из них также не задан в качестве основополагающего принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений.

 

Поэтому, хотя и в разной степени, все перечисленные подходы не дают целостной программы исследования реальных малых групп, функцио-нирующих в определенном типе общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.

 

Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических


исследованиях. Л., 1970.

 

Кричевскчй Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы, М., 1991. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межлич-

 

ностных отношений // Психологическая теория коллектива. М., 1979.

 

Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. М., 1974.

 





Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.