Тема 3.2. История зарубежной юридической науки периода древности и средневековья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Этапы развития научного знания. Этапы развития юридического знания.

2. Юридические знания на Востоке.

3.История европейской юридической науки. Становление идей о происхождении государства и права (Платон, Аристотель).

4. Роль римских юристов в развитии юриспруденции.

5.Теологический тип познания права и государства. Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства.

6.Значение учения Н. Макиавелли в развитии юриспруденции.

7.Юриспруденция в эпоху становления капитализма. Естественноправовой тип познания права. Учение Г. Гроция о роли международного права. Теория естественного права.

8.Вклад И.Канта и Г. Гегеля в развитие юриспруденции.

9.Историческая школа права. Сущность позитивизма и его роль в развитии науки.

 

Тема 3.3. История российской юридической науки

1. Становление российского юридического образования и науки

2. Юридическая наука в Российской Империи

3. Юридическая наука в СССР

4. Состояние юридической науки в период с 1991 по 1996 гг.

5. Юридическая наука 1997-2013 годов. Либертарно-юридический тип познания права и государства.

6. Современный этап развития юридического образования и науки в Российской Федерации. Перспективы развития юридической науки на Юге России.

Раздел 4. Актуальные проблемы теории права.

 

Тема 4.1. Проблемы современного правового регулирования.

  1. Понятие закона. Закон как юридическая категория. Сущность и форма закона. Закон как нормативно-правовой акт. Основные виды правовых законов. Особенности основного (конституция), конституционного, органического и обыкновенного законов.
  2. Нормы законов в системе норм права. Верховенство права. Закон как источник права, основа системы права и законодательства.

 

Тема 4.2. Взаимодействие права и государства

  1. Государственная власть и право.
  2. Право как властная воля
  3. Взаимовлияние права и государственной власти

 

Максимальный балл – 3 баллов.

К ритерии оценки

3 БАЛЛА Исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание вопроса, умение использовать факты для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение терминологией; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы.
2 баллА Ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание вопроса, умение анализировать факты; умение излагать материал последовательно и грамотно, достаточное владение терминологией. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, фактический материал может быть представлен не слишком подробно.
1 балл Ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения; нет полноценных обобщений и выводов; допущены грубые фактические и терминологические ошибки;
0 баллов Ответ обнаруживает незнание материала, неумение анализировать факты, не владение терминологией; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи;

___________________Иванников И.А.


 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права


Тесты

по дисциплине Философия права

В современном гуманитарном, в том числе и юридическом образовании тестирование используется в качестве наиболее эффективной формы контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим темам учебного курса. Несомненно, тестирование способствует формированию профессионального мышления будущих юристов, повышению понятийной культуры, развитию когнитивных способностей специалистов. Предлагаемые задания предназначены для усвоения основных положений общей теории права и государства, для закрепления знаний, полученных в процессе лекционного курса, семинарской и самостоятстельной работы с основной и дополнительной литературой.

Проведение тестирования по теории права целесообразно и в традиционной, и в дистанционной системах обучения. В традиционной системе обучения тестирование, как правило, не включено в учебный план, поэтому его проведение зависит от преподавателя, который может использовать тесты для оперативного и рубежного контроля обучающиеся по программе магистратуры во время аудиторных занятий, на консультациях, а также с применением обучающих информационных технологий (компьютерных программ).

В дистанционной системе, в условиях заочной формы получения высшего образования, тестирование может оказать существенную помощь как преподавателю для организации промежуточного или итогового контроля знаний обучающиеся по программе магистратуры, так и самим обучающимся, которые могут использовать предлагаемые вопросы для самоконтроля. Последнее позволяет реально оценить свои знания по курсу перед экзаменом или зачетом и тем самым обратить внимание на имеющиеся пробелы в усвоении учебного материала.

Особенно важно использовать тестирование в рамках рейтинговой технологии юридического обучения, когда семестровый курс делится на несколько (2-3) модулей и итоговая оценка знаний обучающиеся по программе магистратуры выводится на основе результатов текущего рейтинг-контроля. Тестирование имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, при его использовании существенно экономится учебное время лекционно-семинарских занятий. Во-вторых, данным способом можно опросить достаточно большое количество обучающиеся по программе магистратуры за ограниченный временной интервал. В-третьих, данная форма контроля, как правило, дает достаточно надежный результат, поскольку опрос проводится по большому числу вопросов и «элемент угадывания» не имеет существенного значения. Немаловажно и то, что все тестируемые находятся в равных условиях, а механизм проверки заданий практически исключает «предвзятость» проверяющего. Все это дает данную форму контроля убедительной не только для преподавателя, но и для самих обучающиеся по программе магистратуры.

В предлагаемом практикуме тестовые задания разбиты на две части (теория государства и теория права), внутри которых темы объединены в модули.

 

Вариант № 1.

 

1. . Причину образования государства, как одного из человеческих сообществ, Марк Туллий Цицерон видит в/ во:

а) Божественном велении;

б) инстинкте самосохранения;

в) врождённой склонности людей жить вместе;

г) свой вариант__________________________________________________;

 

 

2. К мыслителям Средневековья относятся (несколько вариантов ответа):

а) Аврелий Августин;

б) Марсилий Падуанский;

в) Барух Спиноза;

г) Аквинат;

д) Данте;

е) Жан-Жак Руссо;

ж) Ян Гус;

з) Кристина де Пизан;

и) Пол Агригентский;

 

 

3. Известно, что Фома Аквинский полагал, что (ненужное зачеркнуть)

Продукт естественного исторического развития общества

, СУЩНОСТЬ которого заключается в

 ЭТО
государство

 

Результат Божественной воли

 

4. По мнению Цицерона, к управлению государством должны привлекаться:

а) народная община;

б) только знатные и богатые граждане Рима;

в) нищие;

г) самые справедливые, мудрые и образованные люди;

 

 

5. Закон, по Сократу,-это:

а) выражение воли большинства слабых посредственностей;

б) выражение справедливости, не противоречащее природе, но вытекающее из неё;

в) воплощение несправедливости;

г) свой вариант________________________________________________;

 

Неправильные
Правильные
 
Несовершенные
Совершенную
6. Согласно учению Платона, жившего в _______________________(укажите век и страну), все формы правления можно разделить на

 

1.__________________; 2.__________________; 3.__________________;
1._______________; 2._______________; 3._______________;

 

 

7. Аристотель является сторонником следующей теории происхождения государства: ___________________________________________;

 

 

8. Аристотель выделяет три части государственного устройства-это:

 

 

9. Законодательная власть , согласно учению М. Падуанского, принадлежит:

а) монарху;

б) народу;

в) населению;

г) церкви;

 

10. К римским юристам относятся:

* Марк Туллий;

* Полибий;

* Папиниан;

* Модестин;

* Гай;

* Павел;

* Ульпиан;

* Сенека;

* Горий;

 

 

11. В своём политическом учении Августин разделял весь человеческий

 

РАЗРЯДЫ
род, когда- либо живущий на земле, на

 

 

12. Греховный порядок земного мира, согласно учению Аврелия Августина, продлится до момента:

а) смены всех правителей одновременно;

б) установления всемирной монархии;

в) второго пришествия Христа и судного дня;

г) установления всемирной республики;

 

 

13. Науки в период Средневековья, в том числе юриспруденция, как правило:

а) служат прикладными отраслями богословия;

б) получают начало своего развития;

в) не развиваются;

г) имеют мощный авторитет у богословов;

 

14. Фома Аквинский разделяет следующие ЭЛЕМЕНТЫ гос. власти:

 

 

 

15. Марсилий Падуанский настаивал на том, что источником всякой власти является______________, разделяя власть на:

 

 


16. На труды какого известного мыслителя ссылается Данте______________ в своей работе «Монархия»?

а) Цицерон;

б) Полибий;

в) Платон;

г) Аристотель;

д) Аврелий Августин;

 

17. Что такое манихейство?

а) синкретическое религиозное учение;

б) учение Св. Манихея, являющегося одним из величайших мыслителей эпохи Средневековья;

в) учение, согласно которому мир- воплощение зла, детище дьявола;

г) свой вариант__________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________;

 

18. Никколо Макиавелли- автор работы:

а) «Сумма теологии»;

б) «О граде Божием»;

   в) «Государь»;

г) «Богословско- политический трактат»;

 

 

19. Эразм Роттердамский лучшей формой правления признаёт____________________, деля её на следующие виды:

 

 

 

20. Жан Боден принципиально отрицал:

а) охлократию;

б) тиранию;

в) демократию;

г) монархию;

д) олигархию;

 

Контрольный тест по дисциплине

 

Вариант № 2.

 

1. В политической философии Цицерон выделяет два вида форм правления. Перечислите их.

 

 


ПРОСТАЯ
ЛУЧШАЯ:

 

 

2. Фома Аквинский жил в:

а) X вв.;

б) V вв.;

в) XIII вв.;

г) XV вв.;

 

 

3. Наказание, по Августину,:

а) является произволом служителей государства;

б) содержится в вине и вытекает из неё;

в) не имеет никакого смысла в Земном граде;

 

4. Цель позитивного (человеческого) закона, согласно Фоме Аквинскому, заключается в:

а) поиске истины;

б) самосохранении;

в) принуждении людей избегать зла и достигать добродетели под   воздействием силы и страха;

г) свой вариант________________________________________________;

 

 

5. Крайняя демократия, умеренная олигархия, тирания, аристократия. Укажите политические симпатии и антипатии Сократа.

 

 

 

                                                                                                          

 

 

 

 


6. Заполните пробелы в логической цепочке смены государственных устройств, согласно политическому учению Платона, используя предложенные термины: тирания, тимократия, демократия, аристократия, олигархия.

     

По сути, правильным государственным устройством можно назвать _____________________. Если строгость в соблюдении его устоев перестанет соблюдаться, то оно переродится в правление честолюбцев, то есть____________________. В таких государствах ценятся почести, военные заслуги, а также любовь к богатству, поэтому вскоре в почёте окажутся богатые люди, способные пройти установленный государством имущественный ценз, что приведёт к установлению_____________________. Рано или поздно притеснённые этой несправедливостью бедняки поднимут восстание, что приведёт к уравниванию в правах и устройству_____________________. Кстати, этот строй Платон воспринимает как царство посредственности, наглости и демагогии. Люди станут ленивыми, распущенными, порядок исчезнет, государству будет находиться под угрозой анархии, но найдётся один человек, способный завоевать доверие и симпатии людей. Как только он окажется у власти, его облик изменится, он станет предавать друзей, кровь начнёт литься рекой, поскольку именно так и бывает при_____________________.

 

 

7. Что такое полития (поставьте ударение в слове «полития»)? Кто является её автором?

Полития- это ____________________________________________________;

Идея принадлежит________________________________________________;

 

 

8. К теоретическим разработкам Аристотеля в области права относятся:

а) различение объективной и субъективной стороны правонарушения;

б) классификация видов и степеней вины;

в) учение о степени тяжести преступлений и отягчающих вину обстоятельствах;

г) формулирование понятия пробелов в законодательстве и общей формулы их преодоления;

д) учение о коллизии законов;

е) учение о толковании законов;

 

9. Марк Туллий Цицерон много рассуждает о качествах истинного государственного деятеля и идеального гражданина. Заполните таблицу, используя цифру «1» для обозначения качеств государственного деятеля, цифру «2»- для гражданина.

Качества Цифра
Быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым  
Содействовать прочности и долговечности государства  
Видеть и предугадывать пути и повороты в государственных делах  
Трудиться для общего блага  
Не совершать не справедливости, не нарушать право чужой собственности  
Следовать добродетелям: познание истины, величие духа, справедливость, благопристойность  
Оказывать помощь потерпевшим несправедливость  
 Быть сведущим в учениях о государстве и владеть основами права  

 

 

10. В чём заключается деятельность римских юристов по решению правовых вопросов? Перечислите недостающие полномочия.

Сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок

 

 


11. Система законов у Аврелия Августина:

 

 

 

 


 

 

 

 

 


12. Средневековое мировоззрение опирается на:

а) натурфилософию;

б) антропоцентризм и гуманизм;

в) христианскую религию;

г) свой вариант ответа:____________________________________________;

 

 

13. Какая из приведённых ниже категорий, по трактованию Данте__________________, является главным врагом справедливости?

а) глупость;

б) жадность;

в) алчность;

г) бедность;

д) нравственная испорченность;

 

 

14. В чём Аврелий Августин видит причину греховности земной жизни:

а) в господстве человека над человеком;

б) в алчности «власть имущих»;

в) в похоти;

г) в праздном образе жизни;

 

 

15. В своём учении о государстве Марсилий Падуанский выделяет следующие ветви власти:

 

 

 


 

 

 

16. Иерархия законов по Аквинскому (заполните схему, используя предложенную ниже систему категорий):

* Право народа;

* Позитивный (человеческий) закон;

* Вечный закон;

* Право граждан;

* Божественный закон

* Естественный закон;

 

 

 

 


 

Конкретизирует

 

 

17. Что такое манихейство?

а) синкретическое религиозное учение;

б) учение Св. Манихея, являющегося одним из величайших мыслителей эпохи Средневековья;

в) представление о том, что мир- воплощение зла, детище дьявола;

г) свой вариант__________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________;

 

18. Никколо Макиавелли жил в ______ в. в__________________________.

 

19. Известно, что Эразм Роттердамский провозглашал равенство всех граждан перед законом. Однако для одной из категорий населения он устанавливает привилегию. Этой категорией является:

а) священнослужители;

б) состоятельные граждане;

в) чиновники;

г) бедняки;

 

20. Жан Боден выделял следующие виды монархических государств:


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права










Реферат

по дисциплине Модуль философии права

Методические рекомендации

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. 

Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата:

• не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,

• дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.

 

Структура реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

3) введение;

4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.

Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

 

Темы рефератов

 

1. Реферирование статьи Жданова Г.В. «Очерк теоретических и методологических аспектов философии права в России» в журнале «Вопросы философии». 2012. № 3.

2. Реферирование статьи Бугай Д.В. «Правовое мышление в архаической Греции» в журнале «Вопросы философии». 2012. № 1.

3. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . I –IV).

4. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . V –VII).

5. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . VIII –XI).

6. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . XII –XVI).

7. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . XVII –XVIII).

8. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . XIX –XXII).

9. Реферирование раздела книги В.С. Нерсесянца «Юриспруденция» . М. 1998 (Введение, гл I).

10. Реферирование гл. XXI «Сила и справедливость в праве» в учебнике: И. А. Иванников «Теория государства и права». М.: «Юрлитинформ». 2011.

11. Реферирование гл. XXII «Правовая культура» в учебнике: И,А. Иванников «Теория государства и права». М.: «Юрлитинформ». 2011.

12. Реферирование статьи Н.И. Матузова В плену правового идеализма» (Журнал «История. Право. Политика. 2012. №2.).

13. Реферирование статьи Потапов Д.В. ««Право народов» Джона Ролза и концепцис справедливости в международных отношениях» в журнале «Вопросы философии». 2010. № 9.

14. Реферирование статьи Малахов В.С. «Национальное государство, национальная культура и культура и культурный суверенитет» в журнале «Вопросы философии». 2011. № 9.

15. Реферирование статьи Б.О. Бикса «О философии в американском праве: аналитическая философия права».// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2. С. 221-218.

16. Фролова Е.А. Теория естественного права (Предметный аспект). // Государство и право. 2015. № 4.

17. Ударцев С.Ф., Темирбеков Ж. Р. Концепции “Rule of Law” (“верховенство права”) и “Rechtsstaat” (“правовое государство”): сравнительный анализ // Государство и право. 2015. № 5.

18. Добрынин М.Н. К вопросу о политико-правовой модернизации в государстве: правовая онтология и размышления автора по прочтении монографии проф. В.Д. Зорькина «Цивилизация права и развитие России».// Государство и право. 2015. № 8.

19. Иванников И.А. Право как форма выражения силы// Гуманитарий Юга России. 2016. № 1. С. 68-76.

20. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика. //Государство и право. 2016. № 4. С.32-44

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 326.