ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

Модуль философии права

Направление подготовки:

40.04.01 «Юриспруденция»

Направленность программы:

 

 

Уровень образования:

магистратура

Форма обучения:

Очная/очно-заочная/заочная

 

Ростов-на-Дону, 2017

Программа составлена с учетом Образовательного стандарта высшего образования Южного федерального университета по направлению 40.04.01 Юриспруденция (квалификация – магистр), утвержденного Ученым советом ЮФУ 28 апреля 2017 года и приказом ЮФУ №166-ОД от 16 июня 2017 г.

 

Составители:

______________________ д.ю.н., проф. Иванников И.А., к.ю.н. доц. Кравцов Н.А.

подпись                                                                           ФИО

 «4» июля 2017 г.

 

Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ЮФУ «4» июля 2016 г., протокол № 11.

 

 

Заведующий кафедрой:

______________________          д.ю.н., проф. Любашиц В.Я.

подпись                                                                           ФИО

 

 

Программа обновлена м одобренва на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ЮФУ «4» июля 2016 г., протокол № 11.

 

Заведующий кафедрой:

______________________          д.ю.н., проф. Любашиц В.Я.

подпись                                                                           ФИО

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

Целью освоения учебного модуля «Модуль философии права»  является формирование у обучающихся в магистратуре комплекса углубленных знаний о процессе становления права, его сущности, соотношении права и власти, права и морали, права и справедливости, права и закона, права и свободы и об основных тенденциях и перспективах развития права. Знания подобного рода позволяют формировать исследовательские науки в различных отраслях права и занимать метапозицию относительно быстро меняющегося законодательства. Модуль по истории политических и правовых учений предлагает обучающемуся хронологическую линейке взглядов и подходов к пониманию права и политики. Модуль по теории права формирует представление об актуальных подходах к пониманию права в современной российской юриспруденции

Задачи.       

ü Выявить генезис и историю развития права, в том числе его сущность и различные теории понимания права;

ü Познать основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории, основания философско-правового осмысления правовой реальности, принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культуры;

ü Усвоить основные учения о праве и государстве;

ü Изучить исторические этапы становления и развития юридической науки;

ü Освоить общенаучные методы изучения права.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебный модуль «Модуль философии права» относится к числу базовых дисциплин блока 1 ОП магистратуры по направлению 40.04.01 «Юриспруденция».

 Данный модуль изучается на первом году обучения в первом семестре одновременно с такими дисциплинами как: «Сравнительное правоведение» и др.

Последующие дисциплины – дисциплины профессионального модуля

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной

Универсальные (УК)

 способностью осуществлять научный поиск, анализ информации, продуцировать эффективные решения и представлять результаты научно-исследовательской работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (УК-1);

 

Знания: - общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права; сущности государства и права; - основных философско-правовых категорий
Умения:  - Использовать информационно-коммуникационных технологий в изучении модуля
Навыки: - применять полученные знание при анализе правовых концепций понимания права; - выявить особенности права - соотносить действующее право с политикой, справедливостью и свободой.

способностью к саморазвитию и самореализации на основе принципов непрерывного самообразования (УК-4).

 

Знания: - типы познания права и государства; - общие положения о методологии и основных методах социального и правового познания; - основные понятия о методах исследования, о предмете методологии права; - виды методов познания права;
Умения: - дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах;
Навыки: - применять полученные знание при анализе правовых концепций понимания права; - выявить особенности права - соотносить действующее право с политикой, справедливостью и свободой.

осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием высоким уровнем правовой культуры и профессионального правосознания (ОПК-2);

 

Знания: - понимать категории «право», «справедливость», «свобода»;
Умения: способность разрабатывать нормативные правовые акты, способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Навыки: владеть навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологий, приемами методологий правовой науки.

готовность к выполнению задач профессиональной деятельности, способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);

Знания: - понятия норм и источников права, общую теорию правоотношений; систему права и систему законодательства, механизмы и формы правового регулирования и реализации права
Умения: владеть средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации
Навыки: владеть навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологам, приемами методологий правовой науки.

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

 

Знания:  общие закономерности правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности -
Умения: воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины;
Навыки: владеть навыками правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших правовых понятий, приемами методологий правовой науки


IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины (очная форма) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,

 в том числе 1 зачетная единица , 36 часов на экзамен

Форма отчетности: ЭКЗАМЕН

4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
1  Раздел 1. Философия права   4 12 Опрос, написание рефератов, тестирование
2 Тема 1.1. Предмет, основные философско – правовые закономерности и философско – правовые категории философии права   2 4   10  
3   Тема 1.2. Возникновение и сущность права     4   10  
4 Тема 1.3. Основы правовой культуры   2 2   10  
5 Тема 1.4. Познание и ценности     2   10  
  6   Раздел 2. История политических и правовых учений.   4 12 Опрос, написание рефератов, тестирование
7 Тема 2.1. Основные этапы становления и развития истории политических и правовых учений   2 2   10  
  Тема 2.2. Немецкая философия права конца XVIII-XIX веков     4   10  
  Тема 2.3. Русская правовая мысль конца XVIII-XIX веков   2 4   10  
  Тема 2.4. Русская правовая мысль XX – начала XXI в.в.     2   10  
  Раздел 3. История и методология юридической науки   2 14 Опрос, написание рефератов, тестирование
  Тема 3.1. Юридические типы научного познания     6   10  
  Тема 3.2. История зарубежной юридической науки периода древности и средневековья     6   10  
  Тема 3.3. История российской юридической науки   2 2   10  
  Раздел 4. Актуальные проблемы теории права   2 14 10 Опрос, написание рефератов, тестирование
    Тема 4.1. Проблемы современного правового регулирования.   2 8   4  
  Тема 4.2. Взаимодействие права и государства     6   6  

Итого часов

  12 52 1 16  

Трудоемкость дисциплины (очно-заочная форма) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,

 в том числе 1 зачетная единица , 36 часов на экзамен

Форма отчетности: ЭКЗАМЕН

4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
1  Раздел 1. Философия права   4 12     Опрос, написание рефератов, тестирование
2 Тема 1.1. Предмет, основные философско – правовые закономерности и философско – правовые категории философии права   2 4   10  
3   Тема 1.2. Возникновение и сущность права   2     10  
4 Тема 1.3. Основы правовой культуры     4   10  
5 Тема 1.4. Познание и ценности     4   10  
  6   Раздел 2. История политических и правовых учений.   2 12     Опрос, написание рефератов, тестирование
7 Тема 2.1. Основные этапы становления и развития истории политических и правовых учений     4   10  
  Тема 2.2. Немецкая философия права конца XVIII-XIX веков     4   10  
  Тема 2.3. Русская правовая мысль конца XVIII-XIX веков     4   10  
  Тема 2.4. Русская правовая мысль XX – начала XXI в.в.   2     10  
  Раздел 3. История и методология юридической науки   2 8     Опрос, написание рефератов, тестирование
  Тема 3.1. Юридические типы научного познания     4   10  
  Тема 3.2. История зарубежной юридической науки периода древности и средневековья   2     10  
  Тема 3.3. История российской юридической науки     4   10  
  Раздел 4. Актуальные проблемы теории права   2 2   16 Опрос, написание рефератов, тестирование
    Тема 4.1. Проблемы современного правового регулирования.     2   10  
  Тема 4.2. Взаимодействие права и государства   2     6  

Итого часов

  10 34 136  

Трудоемкость дисциплины (заочная форма) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,

 в том числе на экзамен 9 час. на экзамен

Форма отчетности: ЭКЗАМЕН

4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
1 Раздел 1. Философия права   2 2   60 Опрос, знание основных идей Л.Н. Толстого в работе «Письмо студенту о праве».
2 Тема 1.1. Предмет, основные философско – правовые закономерности и философско – правовые категории философии права     2   20  
3   Тема 1.2. Возникновение и сущность права         20  
4 Тема 1.3. Основы правовой культуры         10  
5 Тема 1.4. Познание и ценности     2   10  
  6   Раздел 2. История политических и правовых учений.     4   50 Опрос, написание рефератов, тестирование
7 Тема 2.1. Основные этапы становления и развития истории политических и правовых учений     2   10  
  Тема 2.2. Немецкая философия права конца XVIII-XIX веков     2   20  
  Тема 2.3. Русская правовая мысль конца XVIII-XIX веков         10  
  Тема 2.4. Русская правовая мысль XX – начала XXI в.в.         10  
  Раздел 3. История и методология юридической науки   2 6   70 Опрос, дискуссия о проблемах юридической науки и образования в Российской Федерации
  Тема 3.1. Юридические типы научного познания     2   10  
  Тема 3.2. История зарубежной юридической науки периода древности и средневековья   2 2   10  
  Тема 3.3. История российской юридической науки     2   20  
  Раздел 4. Актуальные проблемы теории права     2   10 Опрос, написание реферата научной статьи из перечня статей по выбору, тестирование
    Тема 4.1. Проблемы современного правового регулирования.         10  
  Тема 4.2. Взаимодействие права и государства     2   19  

Итого часов

  4 14 1 8 9  

4.2 План самостоятельной работы обучающихся по дисциплине очная форма обучения

Семестр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
1 Раздел 1. Философия права Темы: 1. Основные научные направления в философии права а) философия естественного права; б) позитивистская философия права.                                                                              Реферирование   20 Участие в дискуссии по письму Л.Н. Толстого студенту о праве, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
2 Раздел 2. История политических и правовых учений Темы: Политические и правовые учения Средних веков: Аврелий Августин, Иоан Златоуст, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский. Написание реферата по работе М. Вебера «Политика как призвание и профессия»   26 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
3 Раздел 3. История и методология юридической науки Темы: 1.Теологический тип познания права и государства. Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства. 2.Значение учения Н. Макиавелли в развитии юриспруденции.   Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     34 Участие в дискуссии по работе М. Вебера «Наука как призвание и профессия». Участие в дискуссии по проблемам юридической науки и образования в Российской Федерации   Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
4 Раздел 4. Актуальные проблемы теории права Темы:
  1. Государственная власть и право.
  2. Право как властная воля
  3. Взаимовлияние права и государственной власти
Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     36 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

116    

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

116    

4.2 План самостоятельной работы обучающихся по дисциплине очно-заочная форма обучения

Семестр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
1 Раздел 1. Философия права Темы: 1. Основные научные направления в философии права а) философия естественного права; б) позитивистская философия права.                                                                              Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     30 Участие в дискуссии по письму Л.Н. Толстого студенту о праве, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
2 Раздел 2. История политических и правовых учений Темы: Политические и правовые учения Средних веков: Аврелий Августин, Иоан Златоуст, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский. Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     40 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
3 Раздел 3. История и методология юридической науки Темы: 1.Теологический тип познания права и государства. Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства. 2.Значение учения Н. Макиавелли в развитии юриспруденции.   Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     30 Участие в дискуссии по работе М. Вебера «Наука как призвание и профессия». Участие в дискуссии по проблемам юридической науки и образования в Российской Федерации   Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
4 Раздел 4. Актуальные проблемы теории права Темы:
  1. Государственная власть и право.
  2. Право как властная воля
  3. Взаимовлияние права и государственной власти
Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     36 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

136    

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

136    

4.2 План самостоятельной работы обучающихся по дисциплине заочная форма обучения

Семестр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
1 Раздел 1. Философия права Темы: 1. Основные научные направления в философии права а) философия естественного права; б) позитивистская философия права.                                                                              Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     50 Участие в дискуссии по письму Л.Н. Толстого студенту о праве, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
2 Раздел 2. История политических и правовых учений Темы: Политические и правовые учения Средних веков: Аврелий Августин, Иоан Златоуст, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский. Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     50 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
3 Раздел 3. История и методология юридической науки Темы: 1.Теологический тип познания права и государства. Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства. 2.Значение учения Н. Макиавелли в развитии юриспруденции.   Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     50 Участие в дискуссии по работе М. Вебера «Наука как призвание и профессия». Участие в дискуссии по проблемам юридической науки и образования в Российской Федерации   Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
4 Раздел 4. Актуальные проблемы теории права Темы:
  1. Государственная власть и право.
  2. Право как властная воля
  3. Взаимовлияние права и государственной власти
Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     39 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

189    

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

189    


4.3.Содержание дисциплины






Раздел 1. Философия права

Тема 1.4. Правовые ценности

1. Учение о благе и ценностях.

2. Правовые ценности: история и современность.

3. Право и свобода.

4. Право и справедливость.

5. Право и мораль. Право и религия. 

6. Государственно-правовые ценности Европейского союза и России.

V.   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе изложения лекционного материала по всем темам изучаемой дисциплины применяются информационно - коммуникационные технологии. Основными формами проведения занятий являются лекции и семинарские занятия. При проведении лекций активно используется презентационная форма подачи материала.

Семинарские занятия призваны дополнить и углубить знания студентов, полученные на лекциях, при изучении рекомендуемой учебной и научной литературы. Во время занятий проводятся обсуждение научных трудов известных ученых, комментирование, обсуждение важнейших проблем, представление самостоятельно подготовленных рефератов по предложенным или самостоятельно выбранным темам.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных форм проведения занятий (тесты, подготовка рефератов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

VIII. МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Учебно-лабораторное оборудование

не требуется

8.2. Программные средства

Имеется лицензионное ПО Windows 10 и Microsoft Offiсe 2016 (договор № 201.05-16 от 27.06.2016 г.)

8.3. Технические и электронные средства

Ауд. 407 - Оборудование для проведения видеоконференций Polycom; Проектор Panasonic PT-D7700 – 1 шт; Моторизированный экран – 1ед. ПО- лицензия для Policom HDX 9000; MS Windows 7; MS Windows 8.1., Kaspersky Internet Security, Microsoft Office 2007;

Ауд. 401,404,405  - Проектор Epson EB95– 1ед. Моторизированный экран – 1ед.  ПК DELL Optiplex 755- 1 шт. ПО - MS Windows 10 Edu 64-bit; MS Office 2016

Ауд. 218, 220, 221 - Проектор Epson EB95– 1ед. Интерактивная доска Interwrite Learning 1077- 1ед. ПК DELL Optiplex 755- 1 шт. ПО – MS Windows 10 Edu 64-bit; MS Office 2016

IX. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В начале освоения дисциплины рекомендуется ознакомиться с настоящей рабочей программой. Изучение каждого модуля целесообразно осуществлять посредством предварительного ознакомления с содержанием темы по учебной программе курса, прослушивания и конспектирования лекции, а также изучения рекомендуемой литературы по теме. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий.

Важную роль для формирования компетенций по результатам изучения дисциплины играет знакомство с современной терминологией. Желательно составление тезауруса по изучаемым темам модулей.  

При подготовке к семинарским занятиям следует ориентироваться на задания преподавателя и содержание прилагаемого к настоящей программе фонда оценочных средств по дисциплине. Непосредственную подготовку студентов к занятию надо начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать: конспектирование (составление тезисов) лекций; работу со справочной и методической литературой; работу с нормативными правовыми актами; выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях; участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины; участие в собеседованиях, дискуссиях, конференциях; участие в тестировании и др. Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из: − повторение лекционного материала;− подготовки к семинарам (практическим занятиям);− изучения учебной и научной литературы; − подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);− подготовки рефератов, и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя (например, составление кратких обзоров изменений законодательства); - выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.- проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, тестов, написания рефератов по отдельным вопросам изучаемой темы.



X.   УЧЕБНАЯ КАРТА МОДУЛЯ

«Модуль философии права»

Текущий контроль

Рубежный контроль

(при наличии)

Раздел 1. Философия права

10 баллов

5 баллов   1 Опрос 3 балл -1 вопрос

9 баллов

    2 Реферат

10 баллов

    3 Тестирование (1 вопрос- 1 баллов) 5 баллов     Раздел 2. История политических и правовых учений

10 баллов

5 баллов   1 Опрос 3 балла -1 вопрос

9 баллов

    2 Реферат

10 баллов

    3 Тестирование (1 вопрос- 1 баллов)

 

5 баллов     Раздел 3. История и методология юридической науки  

10 баллов

5 баллов   1 Опрос 3 балла -1 вопрос

9 баллов

    2 Реферат работе М. Вебера «Наука как призвание и профессия».

10 баллов

    3 Тестирование (1 вопрос- 1 баллов)

10 баллов

5 баллов     Раздел 4. Актуальные проблемы теории права  

10 баллов

5 баллов   1 Опрос 1 вопрос – 3 балла

9 баллов

    2 Реферат

10 баллов

    3 Тестирование (1 вопрос- 1 балл)

 

5 баллов     Всего

40

20     Бонусные баллы до 10

Научная активность (подготовка доклада к заседанию научного кружка «Государсвовед» до 5 баллов.

Участие в работе научных конференций – до 5 баллов.

Публикация статьи – до 10 баллов.

  Промежуточная аттестация в форме экзамена 40 баллов  

 

           

___________________________И.А.. Иванников,

___________________________ Н.А. Кравцов

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

юридический факультет

 

    УТВЕРЖДАЮ Руководитель образовательной программы ______________ / Серегин А.В.              4 июля 2017 г.  
 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

40.04.01 «Юриспруденция»

 

Направленность (профиль) программы:

«Правовая политика и юридическая практика»

 

Уровень образования:

 

Магистратура

 

Форма обучения:

очно-заочная

 

  Фонд оценочных средств разработан   д.ю.н., проф. Иванников И.А., к.ю.н., доц. Кравцов Н.А.
    Рекомендован к утверждению на заседании кафедры
  Теории и истории государства и права юридического факультета
  от 1 сентября 2017 г. протокол № 1 Зав. кафедрой _______ д.ю.н., проф. Любашиц В.Я..

 

 

Ростов-на-Дону 2017


 


Раздел 1

 

 способностью осуществлять научный поиск, анализ информации, продуцировать эффективные решения и представлять результаты научно-исследовательской работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (УК-1);

 

Знания: - общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права; сущности понятия государстве и праве; - основных философско-правовых категорий

1.Опрос

2.Написание реферата знание основных идей Л.Н. Толстого в работе «Письмо студенту о праве».

3.Тестирование

Умения:  - Использовать информационно-коммуникационных технологий в изучении модуля Навыки: - применять полученные знание при анализе правовых концепций понимания права; - выявить особенности права - соотносить действующее право с политикой, справедливостью и свободой.  

способностью к саморазвитию и самореализации на основе принципов непрерывного самообразования (УК-4).

 

Знания: - типы познания права и государства; - общие положения о методологии и основных методах социального и правового познания; - основные понятия о методах исследования, о предмете методологии права; - виды методов познания права; Умения: - дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах;   Навыки: - применять полученные знание при анализе правовых концепций понимания права; - выявить особенности права - соотносить действующее право с политикой, справедливостью и свободой.  

2.

Раздел 2

 

осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием высоким уровнем правовой культуры и профессионального правосознания (ОПК-2);

 

Знания: - понимать категории «право», «справедливость», «свобода»;

1. Опрос

2. Написание реферата

3. Тестирование

Умения: способность разрабатывать нормативные правовые акты, способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности   Навыки: владеть навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологий, приемами методологий правовой науки.  

Раздел 3

готовность к выполнению задач профессиональной деятельности, способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);

Знания: - понятия норм и источников права, общую теорию правоотношений; систему права и систему законодательства, механизмы и формы правового регулирования и реализации права Умения: владеть средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации   Навыки: владеть навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологам, приемами методологий правовой науки.  

Раздел 4

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

 

Знания: - общие закономерности правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности - Умения: воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины; Навыки: владеть навыками правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших правовых понятий, приемами методологий правовой науки

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права



Опрос

по дисциплине Модуль философии права

 

-это оценочное средство используемое в ходе аудиторной и самостоятельной работы с обучающимися.

Вопросы (в ходе аудиторной работы /самостоятельной работы)

Раздел 1. Философия права

К ритерии оценки

3 БАЛЛА Исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание вопроса, умение использовать факты для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение терминологией; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы.
2 баллА Ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание вопроса, умение анализировать факты; умение излагать материал последовательно и грамотно, достаточное владение терминологией. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, фактический материал может быть представлен не слишком подробно.
1 балл Ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения; нет полноценных обобщений и выводов; допущены грубые фактические и терминологические ошибки;
0 баллов Ответ обнаруживает незнание материала, неумение анализировать факты, не владение терминологией; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи;

___________________Иванников И.А.


 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права


Тесты

по дисциплине Философия права

В современном гуманитарном, в том числе и юридическом образовании тестирование используется в качестве наиболее эффективной формы контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим темам учебного курса. Несомненно, тестирование способствует формированию профессионального мышления будущих юристов, повышению понятийной культуры, развитию когнитивных способностей специалистов. Предлагаемые задания предназначены для усвоения основных положений общей теории права и государства, для закрепления знаний, полученных в процессе лекционного курса, семинарской и самостоятстельной работы с основной и дополнительной литературой.

Проведение тестирования по теории права целесообразно и в традиционной, и в дистанционной системах обучения. В традиционной системе обучения тестирование, как правило, не включено в учебный план, поэтому его проведение зависит от преподавателя, который может использовать тесты для оперативного и рубежного контроля обучающиеся по программе магистратуры во время аудиторных занятий, на консультациях, а также с применением обучающих информационных технологий (компьютерных программ).

В дистанционной системе, в условиях заочной формы получения высшего образования, тестирование может оказать существенную помощь как преподавателю для организации промежуточного или итогового контроля знаний обучающиеся по программе магистратуры, так и самим обучающимся, которые могут использовать предлагаемые вопросы для самоконтроля. Последнее позволяет реально оценить свои знания по курсу перед экзаменом или зачетом и тем самым обратить внимание на имеющиеся пробелы в усвоении учебного материала.

Особенно важно использовать тестирование в рамках рейтинговой технологии юридического обучения, когда семестровый курс делится на несколько (2-3) модулей и итоговая оценка знаний обучающиеся по программе магистратуры выводится на основе результатов текущего рейтинг-контроля. Тестирование имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, при его использовании существенно экономится учебное время лекционно-семинарских занятий. Во-вторых, данным способом можно опросить достаточно большое количество обучающиеся по программе магистратуры за ограниченный временной интервал. В-третьих, данная форма контроля, как правило, дает достаточно надежный результат, поскольку опрос проводится по большому числу вопросов и «элемент угадывания» не имеет существенного значения. Немаловажно и то, что все тестируемые находятся в равных условиях, а механизм проверки заданий практически исключает «предвзятость» проверяющего. Все это дает данную форму контроля убедительной не только для преподавателя, но и для самих обучающиеся по программе магистратуры.

В предлагаемом практикуме тестовые задания разбиты на две части (теория государства и теория права), внутри которых темы объединены в модули.

 

Вариант № 1.

 

1. . Причину образования государства, как одного из человеческих сообществ, Марк Туллий Цицерон видит в/ во:

а) Божественном велении;

б) инстинкте самосохранения;

в) врождённой склонности людей жить вместе;

г) свой вариант__________________________________________________;

 

 

2. К мыслителям Средневековья относятся (несколько вариантов ответа):

а) Аврелий Августин;

б) Марсилий Падуанский;

в) Барух Спиноза;

г) Аквинат;

д) Данте;

е) Жан-Жак Руссо;

ж) Ян Гус;

з) Кристина де Пизан;

и) Пол Агригентский;

 

 

3. Известно, что Фома Аквинский полагал, что (ненужное зачеркнуть)

Продукт естественного исторического развития общества

, СУЩНОСТЬ которого заключается в

 ЭТО
государство

 

Результат Божественной воли

 

4. По мнению Цицерона, к управлению государством должны привлекаться:

а) народная община;

б) только знатные и богатые граждане Рима;

в) нищие;

г) самые справедливые, мудрые и образованные люди;

 

 

5. Закон, по Сократу,-это:

а) выражение воли большинства слабых посредственностей;

б) выражение справедливости, не противоречащее природе, но вытекающее из неё;

в) воплощение несправедливости;

г) свой вариант________________________________________________;

 

Неправильные
Правильные
 
Несовершенные
Совершенную
6. Согласно учению Платона, жившего в _______________________(укажите век и страну), все формы правления можно разделить на

 

1.__________________; 2.__________________; 3.__________________;
1._______________; 2._______________; 3._______________;

 

 

7. Аристотель является сторонником следующей теории происхождения государства: ___________________________________________;

 

 

8. Аристотель выделяет три части государственного устройства-это:

 

 

9. Законодательная власть , согласно учению М. Падуанского, принадлежит:

а) монарху;

б) народу;

в) населению;

г) церкви;

 

10. К римским юристам относятся:

* Марк Туллий;

* Полибий;

* Папиниан;

* Модестин;

* Гай;

* Павел;

* Ульпиан;

* Сенека;

* Горий;

 

 

11. В своём политическом учении Августин разделял весь человеческий

 

РАЗРЯДЫ
род, когда- либо живущий на земле, на

 

 

12. Греховный порядок земного мира, согласно учению Аврелия Августина, продлится до момента:

а) смены всех правителей одновременно;

б) установления всемирной монархии;

в) второго пришествия Христа и судного дня;

г) установления всемирной республики;

 

 

13. Науки в период Средневековья, в том числе юриспруденция, как правило:

а) служат прикладными отраслями богословия;

б) получают начало своего развития;

в) не развиваются;

г) имеют мощный авторитет у богословов;

 

14. Фома Аквинский разделяет следующие ЭЛЕМЕНТЫ гос. власти:

 

 

 

15. Марсилий Падуанский настаивал на том, что источником всякой власти является______________, разделяя власть на:

 

 


16. На труды какого известного мыслителя ссылается Данте______________ в своей работе «Монархия»?

а) Цицерон;

б) Полибий;

в) Платон;

г) Аристотель;

д) Аврелий Августин;

 

17. Что такое манихейство?

а) синкретическое религиозное учение;

б) учение Св. Манихея, являющегося одним из величайших мыслителей эпохи Средневековья;

в) учение, согласно которому мир- воплощение зла, детище дьявола;

г) свой вариант__________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________;

 

18. Никколо Макиавелли- автор работы:

а) «Сумма теологии»;

б) «О граде Божием»;

   в) «Государь»;

г) «Богословско- политический трактат»;

 

 

19. Эразм Роттердамский лучшей формой правления признаёт____________________, деля её на следующие виды:

 

 

 

20. Жан Боден принципиально отрицал:

а) охлократию;

б) тиранию;

в) демократию;

г) монархию;

д) олигархию;

 

Контрольный тест по дисциплине

 

Вариант № 2.

 

1. В политической философии Цицерон выделяет два вида форм правления. Перечислите их.

 

 


ПРОСТАЯ
ЛУЧШАЯ:

 

 

2. Фома Аквинский жил в:

а) X вв.;

б) V вв.;

в) XIII вв.;

г) XV вв.;

 

 

3. Наказание, по Августину,:

а) является произволом служителей государства;

б) содержится в вине и вытекает из неё;

в) не имеет никакого смысла в Земном граде;

 

4. Цель позитивного (человеческого) закона, согласно Фоме Аквинскому, заключается в:

а) поиске истины;

б) самосохранении;

в) принуждении людей избегать зла и достигать добродетели под   воздействием силы и страха;

г) свой вариант________________________________________________;

 

 

5. Крайняя демократия, умеренная олигархия, тирания, аристократия. Укажите политические симпатии и антипатии Сократа.

 

 

 

                                                                                                          

 

 

 

 


6. Заполните пробелы в логической цепочке смены государственных устройств, согласно политическому учению Платона, используя предложенные термины: тирания, тимократия, демократия, аристократия, олигархия.

     

По сути, правильным государственным устройством можно назвать _____________________. Если строгость в соблюдении его устоев перестанет соблюдаться, то оно переродится в правление честолюбцев, то есть____________________. В таких государствах ценятся почести, военные заслуги, а также любовь к богатству, поэтому вскоре в почёте окажутся богатые люди, способные пройти установленный государством имущественный ценз, что приведёт к установлению_____________________. Рано или поздно притеснённые этой несправедливостью бедняки поднимут восстание, что приведёт к уравниванию в правах и устройству_____________________. Кстати, этот строй Платон воспринимает как царство посредственности, наглости и демагогии. Люди станут ленивыми, распущенными, порядок исчезнет, государству будет находиться под угрозой анархии, но найдётся один человек, способный завоевать доверие и симпатии людей. Как только он окажется у власти, его облик изменится, он станет предавать друзей, кровь начнёт литься рекой, поскольку именно так и бывает при_____________________.

 

 

7. Что такое полития (поставьте ударение в слове «полития»)? Кто является её автором?

Полития- это ____________________________________________________;

Идея принадлежит________________________________________________;

 

 

8. К теоретическим разработкам Аристотеля в области права относятся:

а) различение объективной и субъективной стороны правонарушения;

б) классификация видов и степеней вины;

в) учение о степени тяжести преступлений и отягчающих вину обстоятельствах;

г) формулирование понятия пробелов в законодательстве и общей формулы их преодоления;

д) учение о коллизии законов;

е) учение о толковании законов;

 

9. Марк Туллий Цицерон много рассуждает о качествах истинного государственного деятеля и идеального гражданина. Заполните таблицу, используя цифру «1» для обозначения качеств государственного деятеля, цифру «2»- для гражданина.

Качества Цифра
Быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым  
Содействовать прочности и долговечности государства  
Видеть и предугадывать пути и повороты в государственных делах  
Трудиться для общего блага  
Не совершать не справедливости, не нарушать право чужой собственности  
Следовать добродетелям: познание истины, величие духа, справедливость, благопристойность  
Оказывать помощь потерпевшим несправедливость  
 Быть сведущим в учениях о государстве и владеть основами права  

 

 

10. В чём заключается деятельность римских юристов по решению правовых вопросов? Перечислите недостающие полномочия.

Сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок

 

 


11. Система законов у Аврелия Августина:

 

 

 

 


 

 

 

 

 


12. Средневековое мировоззрение опирается на:

а) натурфилософию;

б) антропоцентризм и гуманизм;

в) христианскую религию;

г) свой вариант ответа:____________________________________________;

 

 

13. Какая из приведённых ниже категорий, по трактованию Данте__________________, является главным врагом справедливости?

а) глупость;

б) жадность;

в) алчность;

г) бедность;

д) нравственная испорченность;

 

 

14. В чём Аврелий Августин видит причину греховности земной жизни:

а) в господстве человека над человеком;

б) в алчности «власть имущих»;

в) в похоти;

г) в праздном образе жизни;

 

 

15. В своём учении о государстве Марсилий Падуанский выделяет следующие ветви власти:

 

 

 


 

 

 

16. Иерархия законов по Аквинскому (заполните схему, используя предложенную ниже систему категорий):

* Право народа;

* Позитивный (человеческий) закон;

* Вечный закон;

* Право граждан;

* Божественный закон

* Естественный закон;

 

 

 

 


 

Конкретизирует

 

 

17. Что такое манихейство?

а) синкретическое религиозное учение;

б) учение Св. Манихея, являющегося одним из величайших мыслителей эпохи Средневековья;

в) представление о том, что мир- воплощение зла, детище дьявола;

г) свой вариант__________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________;

 

18. Никколо Макиавелли жил в ______ в. в__________________________.

 

19. Известно, что Эразм Роттердамский провозглашал равенство всех граждан перед законом. Однако для одной из категорий населения он устанавливает привилегию. Этой категорией является:

а) священнослужители;

б) состоятельные граждане;

в) чиновники;

г) бедняки;

 

20. Жан Боден выделял следующие виды монархических государств:


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права










Реферат

по дисциплине Модуль философии права

Методические рекомендации

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. 

Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата:

• не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,

• дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.

 

Структура реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

3) введение;

4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.

Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

 

Темы рефератов

 

1. Реферирование статьи Жданова Г.В. «Очерк теоретических и методологических аспектов философии права в России» в журнале «Вопросы философии». 2012. № 3.

2. Реферирование статьи Бугай Д.В. «Правовое мышление в архаической Греции» в журнале «Вопросы философии». 2012. № 1.

3. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . I –IV).

4. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . V –VII).

5. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . VIII –XI).

6. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . XII –XVI).

7. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . XVII –XVIII).

8. Реферирование монографии И.А. Ильина «О сущности правосознания» (Гл . XIX –XXII).

9. Реферирование раздела книги В.С. Нерсесянца «Юриспруденция» . М. 1998 (Введение, гл I).

10. Реферирование гл. XXI «Сила и справедливость в праве» в учебнике: И. А. Иванников «Теория государства и права». М.: «Юрлитинформ». 2011.

11. Реферирование гл. XXII «Правовая культура» в учебнике: И,А. Иванников «Теория государства и права». М.: «Юрлитинформ». 2011.

12. Реферирование статьи Н.И. Матузова В плену правового идеализма» (Журнал «История. Право. Политика. 2012. №2.).

13. Реферирование статьи Потапов Д.В. ««Право народов» Джона Ролза и концепцис справедливости в международных отношениях» в журнале «Вопросы философии». 2010. № 9.

14. Реферирование статьи Малахов В.С. «Национальное государство, национальная культура и культура и культурный суверенитет» в журнале «Вопросы философии». 2011. № 9.

15. Реферирование статьи Б.О. Бикса «О философии в американском праве: аналитическая философия права».// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2. С. 221-218.

16. Фролова Е.А. Теория естественного права (Предметный аспект). // Государство и право. 2015. № 4.

17. Ударцев С.Ф., Темирбеков Ж. Р. Концепции “Rule of Law” (“верховенство права”) и “Rechtsstaat” (“правовое государство”): сравнительный анализ // Государство и право. 2015. № 5.

18. Добрынин М.Н. К вопросу о политико-правовой модернизации в государстве: правовая онтология и размышления автора по прочтении монографии проф. В.Д. Зорькина «Цивилизация права и развитие России».// Государство и право. 2015. № 8.

19. Иванников И.А. Право как форма выражения силы// Гуманитарий Юга России. 2016. № 1. С. 68-76.

20. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика. //Государство и право. 2016. № 4. С.32-44

 



Вопросы к экзамену

по дисциплине Модуль философии права

 

1. Предмет философии права. Основные философско – правовые закономерности и философско – правовые категории.

2. Основные этапы становления и развития философии права. Теория правового государства и философия права.

3. Философско-правовые взгляды античности (Платон, Аристотель, Цицерон, римские юристы).

4. Философско-правовые взгляды Средневековья (Иоанн Златоуст, Аврелий Августин, Ф.Аквинский).

5. Философско-правовые взгляды сторонников естественного права XVI - XVII вв.(Жан Боден, Г. Гроций).

6. Философия естественного права XVII века (С.Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа).

7. Философско-правовые взгляды Ш. Л. Монтескье

8.  Философско-правовые взгляды Ж. Ж. Руссо.

9. Философия права И.Канта.

10. Философия права Г. Гегеля.

11. Философия права исторической школы. Г. Гуго.

12. Идейные истоки и проблематика философии права в России XIX века. (М.А. Бакунин, К.Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, Н.М. Коркунов)

13. Проблематика философии права в России начала XX  века. (П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, А.С. Ященко, Б.А. Кистяковский).

14. Основные идеи Л.Н. Толстого в работе «Письмо студенту о праве»

15. Философия права русского зарубежья (И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, Е.В. Спекторский). Учение о правосознании И.А. Ильина. Аксиомы правосознания. Христианская философия права Е.В. Спекторского.

16. Идейные истоки и проблематика юридической науки в Германии в начале ХХ века (до 1933 г.). Философия права К. Шмитта.

17. Возрождение естественного права. ( Г. Радбрух)

18. Право и мораль.

19. Теория справедливости Дж. Ролза

20. Соотношение права и силы.

21. Соотношение социальной и юридической справедливости.

22. Соотношение права и власти

23. Либертарно – юридическая теория права. Право как триединство формального равенства, свободы и справедливости. Сущность и основные признаки современного права.

24. Философские проблемы общей теории государства.

25. Соотношение национального и международного права.

26. Основания философско – правового осмысления правовой реальности

27. Соотношение права и закона. 

28. Аналитическая философия права США в начале ХХI века ( Б. Бикс).  

29. Проблемы ценностного измерения государства и права.

30. Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая

31. Политические воззрения древнегреческих софистов

32. Политические идеалы Платона

33. Политическое учение Аристотеля в трактате «Политика»

34. Концепция двух градов Августина Аврелия

35. Политическое учение Фомы Аквинского

36. Политическое учение Николло Макиавелли. «Рассуждение о первой Декаде Тита Ливия», «Государь»

37. Учение о государстве Жана Бодена

38. Политическое учение Гуго Гроция

39. Политическое учение Томаса Гоббса

40. Учение о государстве Джона Локка

41. Учение о государстве и концепция разделения властей Шарля Луи де Монтескье

42. Политическое учение Ж.-Ж. Руссо

43. Учение об обществе и государстве Христиана Вольфа

44. Политическое учение Иммануила Канта в работах «Метафизика нравов» и «К вечному миру»

45. Утилитаристская концепция Иеремии Бентама

46. Французские либералы XIX в. Бенджамен Констан и Алексис де Токвиль

47. Социалисты-утописты первой половины XIX в.

48. Политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса, и В.И. Ленина

49. Русский либерализм. Б.Н. Чичерин и С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов и М.М. Ковалевский

50. Концепция солидаризма (синдикалистского федерализма) Леона Дюги

51.Предмет общей теории права.

52.Логический метод исследования права.

53.Синергетика права.

54.Преемственность права.

55.Принцип состязательности в юридическом процессе России.

56.Право и государство: проблемы взаимодействия.

57.Правовое регулирование организации и функционирования государственной власти в России.

58.Право и экономика: проблемы взаимодействия.

59.Правовые средства осуществления функции охраны собственности в России.

60.Противоречия в праве.

61.Причинная связь в праве.

62.Понятие и система функций права.

63.Правовые и корпоративные нормы в государстве Россия.

64.Правовые и религиозные нормы в Российской Федерации.

65.Правосознание как явление социальной культуры.

66. Понятие юридической науки и проблемы её периодизация.

67. Объект, предмет и субъект познания. Понятие и основные характеристики научного познания. Типы познания государства и права. Теологический тип (Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства). Материалистическое познание государства и права.

68. Правовые исследования: понятие, структура, стадии и виды.

69. Основные методы исследования в юридической науке. Юридическая наукометрия.

70. Этапы развития научного знания. Этапы развития юридического знания.

71. Юридические знания на Востоке.

72. Роль римских юристов в развитии юриспруденции.

73. Теологический тип познания права и государства. Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства.

74. Юриспруденция в эпоху становления капитализма. Естественноправовой тип познания права. Учение Г. Гроция о роли международного права. Теория естественного права.

75. Становление российского юридического образования и науки

76. Юридическая наука в Российской Империи

77. Юридическая наука в СССР

78. Состояние юридической науки в период с 1991 по 1996 гг.

79. Юридическая наука 1997-2013 годов. Либертарно-юридический тип познания права и государства.

80. Современный этап развития юридического образования и науки в Российской Федерации. Перспективы развития юридической науки на Юге России.

 

 

Темы рефератов по истории и методологии юридической науки для 4 вопроса экзаменационного билета:

1. Реферирование главы 3 «Методология научных исследований» в монографии Сабитова Р.А. «Основы научных исследований». – Челябинск. 2002. 

2. Сатолина М.Н. Современные тенденции развития теории права.// Государство и право. 2014. № 6. с.90-97.

3. Перспективы российской науки как социального и культурного института. // Вопросы философии. 2014. № 8. С. 3-43.

4. Реферирование гл. X. «Понятие, структура и виды правовых исследований» в учебнике: Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013. – с. 218 – 240.

5. Реферирование гл. XI. «Стадии правовых исследований» в учебнике: Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013. – с. 218 – 240.

6. Реферирование гл. XII. «Понятие и виды новизны юридических исследований» в учебнике: Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013. – с. 240 – 274.

7. Реферирование гл. XIII. «Основные процедуры правовых исследований» в учебнике: Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013. – с. 240 – 274.

8. Реферирование монографии Н.Н. Тарасова «Методологические проблемы юридической науки». – Екатеринбург. 2001. (3 гл. «Проблемы предмета правоведения»).

9. Реферирование монографии Сабитова Р.А. «Основы научных исследований». – Челябинск. 2002. (4 гл. «Подготовительный этап научно – исследовательской работы»).

10. Реферирование монографии Н.Н. Тарасова «Методологические проблемы юридической науки». – Екатеринбург. 2001. (4 гл. «Метод и методологический подход в правоведении»).

11. Реферирование главы «Государственно – правовое прогнозирование» в учебнике: И, А. Иванников «Теория государства и права». Ростов-на-Дону.: 2016.

12. Реферирование статьи: Марченко М.Н. «Место и роль социологии права в системе общественных и юридических наук» в журнале «Вестник Московского университета. Серия 11. Право». 2013. № 1. С. 3-20.

13. Жуков В.Н. Субъективная социология права в России. // Государство и право. 2014. № 8. С. 15-22.

14. Герменевтический метод в правовых исследованиях. Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013

15. Феноменологический метод в правовых исследованиях. Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013

16. Синергетический метод в правовых исследованиях. Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013

17. Диалектический метод в правовых исследованиях. Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013

18. Чиркин В.Е. Формационно-цивилизационный подход в сравнительном правоведении. Государство и право. 2015. № 4.

19. Фролова Е.А. Теория естественного права (Предметный аспект). // Государство и право. 2015. № 4.

20. Ударцев С.Ф., Темирбеков Ж. Р. Концепции “Rule of Law” (“верховенство права”) и “Rechtsstaat” (“правовое государство”): сравнительный анализ // Государство и право. 2015. № 5.

21. Добрынин М.Н. К вопросу о политико-правовой модернизации в государстве: правовая онтология и размышления автора по прочтении монографии проф. В.Д. Зорькина «Цивилизация права и развитие России».// Государство и право. 2015. № 8.

22. Курбанов Р.А. Евразийское право: процесс формирования. Государство и право. 2015. № 9.С. 65-72.

Синицын С.А. Цивилистическая школа права.//Журнал Российского права. 2015. № 9.

 



Пример экзаменационного билета

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

 

По «Модуль философии права»

Структурное подразделение

юридический факультет

 

 

1 Предмет философии права. Основные философско – правовые закономерности и философско – правовые категории

2 Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая

3 Правосознание как явление социальной культуры

4 Юридическая наука в СССР (реферат)

 

Составитель И.А.Иванников,Н.А.Кравцов (подпись)

 

Заведующий кафедрой

 

______________В.Я. Любашиц

(подпись)

«____»__________________20 г.

 



К ритерии оценки экзамена

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

Модуль философии права

Направление подготовки:

40.04.01 «Юриспруденция»

Направленность программы:

 

 

Уровень образования:

магистратура

Форма обучения:

Очная/очно-заочная/заочная

 

Ростов-на-Дону, 2017

Программа составлена с учетом Образовательного стандарта высшего образования Южного федерального университета по направлению 40.04.01 Юриспруденция (квалификация – магистр), утвержденного Ученым советом ЮФУ 28 апреля 2017 года и приказом ЮФУ №166-ОД от 16 июня 2017 г.

 

Составители:

______________________ д.ю.н., проф. Иванников И.А., к.ю.н. доц. Кравцов Н.А.

подпись                                                                           ФИО

 «4» июля 2017 г.

 

Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ЮФУ «4» июля 2016 г., протокол № 11.

 

 

Заведующий кафедрой:

______________________          д.ю.н., проф. Любашиц В.Я.

подпись                                                                           ФИО

 

 

Программа обновлена м одобренва на заседании кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ЮФУ «4» июля 2016 г., протокол № 11.

 

Заведующий кафедрой:

______________________          д.ю.н., проф. Любашиц В.Я.

подпись                                                                           ФИО

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

Целью освоения учебного модуля «Модуль философии права»  является формирование у обучающихся в магистратуре комплекса углубленных знаний о процессе становления права, его сущности, соотношении права и власти, права и морали, права и справедливости, права и закона, права и свободы и об основных тенденциях и перспективах развития права. Знания подобного рода позволяют формировать исследовательские науки в различных отраслях права и занимать метапозицию относительно быстро меняющегося законодательства. Модуль по истории политических и правовых учений предлагает обучающемуся хронологическую линейке взглядов и подходов к пониманию права и политики. Модуль по теории права формирует представление об актуальных подходах к пониманию права в современной российской юриспруденции

Задачи.       

ü Выявить генезис и историю развития права, в том числе его сущность и различные теории понимания права;

ü Познать основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории, основания философско-правового осмысления правовой реальности, принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культуры;

ü Усвоить основные учения о праве и государстве;

ü Изучить исторические этапы становления и развития юридической науки;

ü Освоить общенаучные методы изучения права.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебный модуль «Модуль философии права» относится к числу базовых дисциплин блока 1 ОП магистратуры по направлению 40.04.01 «Юриспруденция».

 Данный модуль изучается на первом году обучения в первом семестре одновременно с такими дисциплинами как: «Сравнительное правоведение» и др.

Последующие дисциплины – дисциплины профессионального модуля

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной

Универсальные (УК)

 способностью осуществлять научный поиск, анализ информации, продуцировать эффективные решения и представлять результаты научно-исследовательской работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (УК-1);

 

Знания: - общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права; сущности государства и права; - основных философско-правовых категорий
Умения:  - Использовать информационно-коммуникационных технологий в изучении модуля
Навыки: - применять полученные знание при анализе правовых концепций понимания права; - выявить особенности права - соотносить действующее право с политикой, справедливостью и свободой.

способностью к саморазвитию и самореализации на основе принципов непрерывного самообразования (УК-4).

 

Знания: - типы познания права и государства; - общие положения о методологии и основных методах социального и правового познания; - основные понятия о методах исследования, о предмете методологии права; - виды методов познания права;
Умения: - дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах;
Навыки: - применять полученные знание при анализе правовых концепций понимания права; - выявить особенности права - соотносить действующее право с политикой, справедливостью и свободой.

осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием высоким уровнем правовой культуры и профессионального правосознания (ОПК-2);

 

Знания: - понимать категории «право», «справедливость», «свобода»;
Умения: способность разрабатывать нормативные правовые акты, способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Навыки: владеть навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологий, приемами методологий правовой науки.

готовность к выполнению задач профессиональной деятельности, способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);

Знания: - понятия норм и источников права, общую теорию правоотношений; систему права и систему законодательства, механизмы и формы правового регулирования и реализации права
Умения: владеть средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации
Навыки: владеть навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологам, приемами методологий правовой науки.

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

 

Знания:  общие закономерности правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности -
Умения: воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины;
Навыки: владеть навыками правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших правовых понятий, приемами методологий правовой науки


IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины (очная форма) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,

 в том числе 1 зачетная единица , 36 часов на экзамен

Форма отчетности: ЭКЗАМЕН

4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
1  Раздел 1. Философия права   4 12 Опрос, написание рефератов, тестирование
2 Тема 1.1. Предмет, основные философско – правовые закономерности и философско – правовые категории философии права   2 4   10  
3   Тема 1.2. Возникновение и сущность права     4   10  
4 Тема 1.3. Основы правовой культуры   2 2   10  
5 Тема 1.4. Познание и ценности     2   10  
  6   Раздел 2. История политических и правовых учений.   4 12 Опрос, написание рефератов, тестирование
7 Тема 2.1. Основные этапы становления и развития истории политических и правовых учений   2 2   10  
  Тема 2.2. Немецкая философия права конца XVIII-XIX веков     4   10  
  Тема 2.3. Русская правовая мысль конца XVIII-XIX веков   2 4   10  
  Тема 2.4. Русская правовая мысль XX – начала XXI в.в.     2   10  
  Раздел 3. История и методология юридической науки   2 14 Опрос, написание рефератов, тестирование
  Тема 3.1. Юридические типы научного познания     6   10  
  Тема 3.2. История зарубежной юридической науки периода древности и средневековья     6   10  
  Тема 3.3. История российской юридической науки   2 2   10  
  Раздел 4. Актуальные проблемы теории права   2 14 10 Опрос, написание рефератов, тестирование
    Тема 4.1. Проблемы современного правового регулирования.   2 8   4  
  Тема 4.2. Взаимодействие права и государства     6   6  

Итого часов

  12 52 1 16  

Трудоемкость дисциплины (очно-заочная форма) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,

 в том числе 1 зачетная единица , 36 часов на экзамен

Форма отчетности: ЭКЗАМЕН

4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
1  Раздел 1. Философия права   4 12     Опрос, написание рефератов, тестирование
2 Тема 1.1. Предмет, основные философско – правовые закономерности и философско – правовые категории философии права   2 4   10  
3   Тема 1.2. Возникновение и сущность права   2     10  
4 Тема 1.3. Основы правовой культуры     4   10  
5 Тема 1.4. Познание и ценности     4   10  
  6   Раздел 2. История политических и правовых учений.   2 12     Опрос, написание рефератов, тестирование
7 Тема 2.1. Основные этапы становления и развития истории политических и правовых учений     4   10  
  Тема 2.2. Немецкая философия права конца XVIII-XIX веков     4   10  
  Тема 2.3. Русская правовая мысль конца XVIII-XIX веков     4   10  
  Тема 2.4. Русская правовая мысль XX – начала XXI в.в.   2     10  
  Раздел 3. История и методология юридической науки   2 8     Опрос, написание рефератов, тестирование
  Тема 3.1. Юридические типы научного познания     4   10  
  Тема 3.2. История зарубежной юридической науки периода древности и средневековья   2     10  
  Тема 3.3. История российской юридической науки     4   10  
  Раздел 4. Актуальные проблемы теории права   2 2   16 Опрос, написание рефератов, тестирование
    Тема 4.1. Проблемы современного правового регулирования.     2   10  
  Тема 4.2. Взаимодействие права и государства   2     6  

Итого часов

  10 34 136  

Трудоемкость дисциплины (заочная форма) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,

 в том числе на экзамен 9 час. на экзамен

Форма отчетности: ЭКЗАМЕН

4.1 Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Контактная работа преподавателя с обучающимися

Самостоятельная работа

Лекции Семинарские (практические занятия) Лабораторные занятия
1 Раздел 1. Философия права   2 2   60 Опрос, знание основных идей Л.Н. Толстого в работе «Письмо студенту о праве».
2 Тема 1.1. Предмет, основные философско – правовые закономерности и философско – правовые категории философии права     2   20  
3   Тема 1.2. Возникновение и сущность права         20  
4 Тема 1.3. Основы правовой культуры         10  
5 Тема 1.4. Познание и ценности     2   10  
  6   Раздел 2. История политических и правовых учений.     4   50 Опрос, написание рефератов, тестирование
7 Тема 2.1. Основные этапы становления и развития истории политических и правовых учений     2   10  
  Тема 2.2. Немецкая философия права конца XVIII-XIX веков     2   20  
  Тема 2.3. Русская правовая мысль конца XVIII-XIX веков         10  
  Тема 2.4. Русская правовая мысль XX – начала XXI в.в.         10  
  Раздел 3. История и методология юридической науки   2 6   70 Опрос, дискуссия о проблемах юридической науки и образования в Российской Федерации
  Тема 3.1. Юридические типы научного познания     2   10  
  Тема 3.2. История зарубежной юридической науки периода древности и средневековья   2 2   10  
  Тема 3.3. История российской юридической науки     2   20  
  Раздел 4. Актуальные проблемы теории права     2   10 Опрос, написание реферата научной статьи из перечня статей по выбору, тестирование
    Тема 4.1. Проблемы современного правового регулирования.         10  
  Тема 4.2. Взаимодействие права и государства     2   19  

Итого часов

  4 14 1 8 9  

4.2 План самостоятельной работы обучающихся по дисциплине очная форма обучения

Семестр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
1 Раздел 1. Философия права Темы: 1. Основные научные направления в философии права а) философия естественного права; б) позитивистская философия права.                                                                              Реферирование   20 Участие в дискуссии по письму Л.Н. Толстого студенту о праве, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
2 Раздел 2. История политических и правовых учений Темы: Политические и правовые учения Средних веков: Аврелий Августин, Иоан Златоуст, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский. Написание реферата по работе М. Вебера «Политика как призвание и профессия»   26 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
3 Раздел 3. История и методология юридической науки Темы: 1.Теологический тип познания права и государства. Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства. 2.Значение учения Н. Макиавелли в развитии юриспруденции.   Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     34 Участие в дискуссии по работе М. Вебера «Наука как призвание и профессия». Участие в дискуссии по проблемам юридической науки и образования в Российской Федерации   Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
4 Раздел 4. Актуальные проблемы теории права Темы:
  1. Государственная власть и право.
  2. Право как властная воля
  3. Взаимовлияние права и государственной власти
Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     36 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

116    

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

116    

4.2 План самостоятельной работы обучающихся по дисциплине очно-заочная форма обучения

Семестр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
1 Раздел 1. Философия права Темы: 1. Основные научные направления в философии права а) философия естественного права; б) позитивистская философия права.                                                                              Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     30 Участие в дискуссии по письму Л.Н. Толстого студенту о праве, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
2 Раздел 2. История политических и правовых учений Темы: Политические и правовые учения Средних веков: Аврелий Августин, Иоан Златоуст, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский. Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     40 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
3 Раздел 3. История и методология юридической науки Темы: 1.Теологический тип познания права и государства. Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства. 2.Значение учения Н. Макиавелли в развитии юриспруденции.   Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     30 Участие в дискуссии по работе М. Вебера «Наука как призвание и профессия». Участие в дискуссии по проблемам юридической науки и образования в Российской Федерации   Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
4 Раздел 4. Актуальные проблемы теории права Темы:
  1. Государственная власть и право.
  2. Право как властная воля
  3. Взаимовлияние права и государственной власти
Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     36 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

136    

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

136    

4.2 План самостоятельной работы обучающихся по дисциплине заочная форма обучения

Семестр

Название раздела, темы

Самостоятельная работа обучающихся

Оценочное средство

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы Сроки выполнения Затраты времени (час.)
1 Раздел 1. Философия права Темы: 1. Основные научные направления в философии права а) философия естественного права; б) позитивистская философия права.                                                                              Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     50 Участие в дискуссии по письму Л.Н. Толстого студенту о праве, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
2 Раздел 2. История политических и правовых учений Темы: Политические и правовые учения Средних веков: Аврелий Августин, Иоан Златоуст, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский. Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     50 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
3 Раздел 3. История и методология юридической науки Темы: 1.Теологический тип познания права и государства. Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства. 2.Значение учения Н. Макиавелли в развитии юриспруденции.   Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     50 Участие в дискуссии по работе М. Вебера «Наука как призвание и профессия». Участие в дискуссии по проблемам юридической науки и образования в Российской Федерации   Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  
4 Раздел 4. Актуальные проблемы теории права Темы:
  1. Государственная власть и право.
  2. Право как властная воля
  3. Взаимовлияние права и государственной власти
Подготовка к семинарским занятиям, изучение рекомендованной литературы, подготовка рефератов     39 Участие в дискуссии, выступление Иванников, Иван Андреевич. История и методология юридической науки [Текст]: учебник для магистрантов / И. А. Иванников - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 144 с. РПД,ФОС  

Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)

189    

Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)

189    


4.3.Содержание дисциплины






Раздел 1. Философия права

Дата: 2018-11-18, просмотров: 222.