Философия Артура Шопенгауера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вторая половина 19 века

Основатель «философии пессимизма». Миром правит «воля к жизни», которая у Шопенгауера носит биологический характер. Она заставляет человека изо всех сил цепляться за жизнь, хотя эта жизнь и не приносит ему радости. В частности, она заставляет человека познавать окружающий мир лишь для того, чтобы лучше к нему приспособиться, чтобы выжить.

Воля к жизни сильнее разума. Более того, разум сам является продуктом воли к жизни.

Жизнь предстаёт полосой сплошных страданий и разочарований. Человек постоянно чего-то желает, но его желания, как правило, не удовлетворяются, что и вызывает страдания и разочарование. Философ делает вывод, что земное счастье – иллюзия, а жизнь – это вечный обман.

Таким образом, человек должен выйти из-под власти воли, подавить в себе всякие желания.

Шопенгауер стоял на позициях крайнего индивидуализма. Свободным человек может быть только в одиночестве, так как общественные требования и нормы подавляют свободу человека. «…Лишь в одиночестве бываем мы свободны».

Негативно относился к идее патриотизма, поскольку за национальной идеей видел влияние толпы. «…самый дешёвый вид гордости – гордость национальная…». «Вообще за национальным характером, так как в нём отражается толпа, никогда нельзя по советси признать много хорошего».

 

 

Философия жизни

Вторая половина 19 – начало 20 века

«Философия жизни» - это культурно-логическое течение в философии. Объектом познания является сфера культуры, исходя из той роли, которую культура играет в жизни человека. В связи с этим понятие «жизнь» призвано заменить понятие «бытие». Бытие – это статичное состояние, а жизнь – это движение, становление. Её познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания, интуиции, веры, любви и т. д. В «философии жизни» выделяют три школы: академическая «философия жизни», «творческая эволюция» и «философия воли».

Академическая «философия жизни» (Г. Зиммель, В. Дильтей).

Жизнь рассматривается как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. То есть действительность – это то, что содержится в опыте самой жизни. «Жизненный опыт» выступает объектом познания. Он иррационален. Сама жизнь – это поток, изменение, творчество.

«Творческая эволюция» А. Бергсона (1859 – 1941).

В своём познании Бергсон опирался на естествознание. Центральное понятие его учения – жизненный порыв. Жизнь – непрерывное творческое становление. Мир предстаёт как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Он находится в состоянии непрерывного становления.

«Философия воли» Ф. Ницше (1844 – 1900).

Понятие Воли заимствовал у Шопенгауэра, но придавал ему социально-нравственный оттенок. «Жизнь стремится к максимуму чувства власти». «Воля к власти» - наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления. «Что хорошо? – Всё, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека». «Что дурно? – Всё, что вытекает из слабости. Способствует ли познание как рациональная деятельность повышению воли к власти? – Нет, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя активность рассуждениями. Общепринятая мораль также подрывает волю к власти, проповедуя любовь к ближнему».

«Воля к власти» - основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. В связи с этим неприязненно относился к демократии, ибо в условиях демократии масса составляет оппозицию праву сильного.

Из права сильного Ницше выводит все основания морали. В частности, иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека и, поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Её смысл заключается в возрождении «морали господ». В её основе находятся три принципа:

  1. «Ценность жизни» есть единственная и безусловная ценность.
  2. Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти».
  3. Сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

Всем этим требованиям удовлетворяет сверхчеловек. Сверхчеловек – центральное и противоречивое понятие в этике Ницше. Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу – это снисходительные, нежные, гордые и дружелюбные люди. По отношению к чужим они немногим лучше необузданных зверей.

Сверхчеловек Ницше – это гармоничный человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Сверхчеловека ещё нет – его необходимо вырастить. В этом и состоит цель человечества. Обычные люди нашего времени – это исходный материала, «навоз» для моделирования сверхчеловека. Сверхчеловек занимает место Бога. Бога нет – мы его убили.

 

Русская философия

Философская мысль начинает зарождаться в России в 11 веке под влиянием христианства. Одно из первых философских религиозных произведений – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. В нём развивается богословско-историческая концепция, обосновывающая включённость «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света.

Наибольшего развития философская мысль в России достигла в 19 веке, что нашло своё отражение в соперничестве двух тенденций о путях развития России.

Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин): идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности; решающая роль православия для развития мировой цивилизации. Одно из ключевых понятий славянофильства – понятие соборности, которая проявляется на основе духовной общности народа. Монархия есть лучшая форма правления для России. Другим важным понятием славянофильства стало понятие общинности. Общинное устройство русской жизни является одним из важных признаков русского народа, определяющих особый путь развития русского народа.

Западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) основывались на необходимости включения России в общемировое развитие, акцентируя внимание на Западной модели.

Отдельное место в этом споре занимает П. Я. Чаадаев («Философическое письмо»).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 302.