Философия: наука или форма духовной деятельности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1

Философия: наука или форма духовной деятельности человека

 

Философия – общественная наука, изучающая взгляды людей на общечеловеческие проблемы на разных этапах развития человечества.

Вопрос: какие проблемы Вы можете отнести к общечеловеческим? Почему?

Философия зародилась в Древней Греции, если иметь в виду европейское пространство. Впервые понятие «философия» ввёл Пифагор в 6 веке до н. э. Буквально это означает «любовь к мудрости». В основе философии лежит мифология.

Вопрос: какие проблемы человечества пытались отразить мифологические взгляды?

Существуют две точки зрения на предмет философии.

  1. Философия является самостоятельной наукой, поскольку имеет собственный предмет изучения, который отличается от предметов других наук.
  2. Философия является одной из форм духовной деятельности человека, поскольку не имеет самостоятельного предмета изучения. Здесь предметом изучения можно считать точку зрения любого человека. Философское знание субъективно, а, значит, не может быть научным и нет смысла его изучать.

Предметом философии являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления.

Объект изучения философии – человек.

Основные группы проблем философии.

  1. Онтология: проблема бытия.
  2. Гносеологические связи отражают процесс познания и его сущность.
  3. Антропология содержит знания о человеке.
  4. Праксиология. Изучение практической деятельности человека.
  5. Аксиология: изучающие системы ценностей человека.

Кроме того, философские проблемы классифицируют на реальные и мнимые, вечные и преходящие (примеры).

Функции (значение) философии.

  1. Онтологическая отвечает за формирование у человека представлений о мире.
  2. Гносеологическая отвечает за методы познания, систему воспитания, уровень образованности человека.
  3. Антропологическая отвечает за представления о человеке, о человеческом достоинстве и уровне его знаний.
  4. Методологическая помогает разработать методы любой практической деятельности.
  5. Аксиологическая отвечает за ценностную ориентацию человека в мире.

Основное значение философии заключается в формировании у человека определённого мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре компонента.

  1. Познавательный компонент базируется на обобщённых знаниях (повседневных, профессиональных, научных).
  2. Ценностно-нормативный компонент включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д.
  3. Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоционально-волевое освоение ценностных установок, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с этими ценностями.
  4. Практический компонент проектирует и стимулирует определённый тип поведения.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно-практический уровень складывается стихийно и основывается на здравом смысле и повседневном опыте.

Теоретический уровень мировоззрения представлен различными науками, в том числе, философией.

Существуют два способа познания – рационалистический и эмпирический (опытный, чувственный).

 

 

Лекция 2

Античная философия

Лекция 3

Философия Платона.

Бытие множественно и представляет собой идеи (эйдосы). Идеи первичны, и от них происходит чувственно воспринимаемый мир. Для объяснения многообразия чувственного мира ввёл понятие «материи» (первичный материал, из чего состоят все чувственно существующие вещи). Чтобы объяснить связь между множеством существующих бытий Платон вводит понятие единого. По мнению Платона Космос возникает в результате творения демиургом из первоначального хаоса. Космос обладает мировой душой, с которой в тесной взаимосвязи находятся души небесных тел, человека и животных.

Теория познания. Душа бессмертна. До вселения в человеческое тело душа странствует по поднебесной сфере и набирается впечатлений и знаний. Таким образом, процесс познания основывается на припоминании полученных впечатлений.

Философия Аристотеля.

«Метафизика». «О государстве».

Аристотель впервые разделил науки на теоретические, практические и творческие.

Впервые сформулировал понятие «энергии». Воплощение энергии – энтелахия (достигаемый результат, конечная цель движения, завершение процесса).

Сформулировал учение о перводвигателе. Если движение вечно, значит, должно существовать то, что приводит тела в движение. Сам перводвигатель статичен. Он есть чистая форма, цель.

Душа является формой, разумна и присуща лишь человеческому существу. Разум не зависит от тела и бессмертен, находится в тесной связи с вселенским разумом.

Высшим назначением человека является интеллектуальная жизнь и выработка нравственных позиций. Центральное понятие этики – добродетель. Человек является «политическим животным», то есть не может жить вне государства. Наиболее приемлемой формой правления является демократия, основанная на справедливости. Справедливость мыслится только для равных.

 

 

Лекция 4

Лекция 5

Лекция 6

Лекция 7

Схоластика и мистика

Схоластика – школьная философия, то есть философия, развивавшаяся в школах и университетах и обслуживавшая, главным образом, потребности преподавания теологии.

Представители: Северин Боэций, И. С. Эриугена, Ансельм Кентерберийский.

Основная идея: все истины Откровения доступны рациональному доказательству. Понятие бытия содержится в понятии «Бог» и не существует реально.

Средневековая мистика – соединение мистического душевного порыва с ориентацией на строгую системность.

Центром направления стала богословская школа при монастыре Св. Виктора в Париже. Основатель – Гильом из Шампо.

Представители: Пьер Абеляр (рациональная форма истин Откровения), Бернар Клервосский (мистическая теология), Бонавентур (движение к Богу посредством веры), Иоахим Флорский.

В середине 12 века большое распространение получил спор об универсалиях (общих понятиях). Спорящие стороны:

1. Реалисты (И. С. Эриугена, Фома Аквинат). Общее существует в неразрывной связи с единичным. Универсалии существуют трояким образом: в божественном разуме, как сущность вещей и в человеческом разуме.

2. Номиналисты (И. Росцеллин). Универсалии существуют только в человеческом разуме. Отрицали наличие общего в конкретной вещи.

3. концептуалисты (П. Абеляр). Пытались примирить обе стороны.

Шартрская школа.

Основана в 10 веке монахом Фульбером. Занимались изучением трудов анатомистов. Делились на два направления: рационалисты (в основе – логика Аристотеля) и натуралисты (в основе – метафизика Платона).

Представители: Бернар из Шартра, Жильбер Порретанский, Теодорик из Шартра, Гильом из Конша.

 

Лекция 8

Лекция 9

Моральные законы Канта.

1. Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства («золотое правило» морали, категорический императив Канта).

2. Человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством.

Система и метод Г. Гегеля

Основные законы диалектики

В основе философии лежит учение о тождестве субъекта и объекта. Путь к этому представляет феноменологию духа, то есть процесс «социализации личности». Гегель называл свою философию «абсолютным идеализмом».

Гегель разработал диалектический метод рассмотрения всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости их развития. Сформулировал три закона диалектики.

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  2. Закон взаимопроникновения противоположностей.
  3. Закон отрицания отрицания.

                                                          

 

 

Вторая половина 19 века

Философия Маркса имеет социальную ориентацию. Материалистический подход был распространён на область общественных явлений. Одно из важнейших открытий Маркса и Энгельса – материалистическое понимание истории. Оно заключается в том, что, исходя из материалистического производства средств для жизни, можно объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе – и политическое устройство общества, право, мораль, религию и другие духовные явления.

На основе материалистической концепции Маркс и Энгельс сформулировали учение об идеологии, которое имеет социально-классовую сущность. Идеология – это плод социально-классового расслоения.

Основные идеи учения.

  1. В основе исторического развития находится экономический фактор.
  2. Весь исторический процесс представляется последовательной сменой общественно-экономических формаций (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунизм).
  3. Отрицается роль отдельных личностей в истории и утверждается решающая роль народных масс.
  4. Двигателем истории является классовая борьба.

Работы: «Капитал», «Манифест коммунистической партии».

 

Вторая половина 19 века

Основатель «философии пессимизма». Миром правит «воля к жизни», которая у Шопенгауера носит биологический характер. Она заставляет человека изо всех сил цепляться за жизнь, хотя эта жизнь и не приносит ему радости. В частности, она заставляет человека познавать окружающий мир лишь для того, чтобы лучше к нему приспособиться, чтобы выжить.

Воля к жизни сильнее разума. Более того, разум сам является продуктом воли к жизни.

Жизнь предстаёт полосой сплошных страданий и разочарований. Человек постоянно чего-то желает, но его желания, как правило, не удовлетворяются, что и вызывает страдания и разочарование. Философ делает вывод, что земное счастье – иллюзия, а жизнь – это вечный обман.

Таким образом, человек должен выйти из-под власти воли, подавить в себе всякие желания.

Шопенгауер стоял на позициях крайнего индивидуализма. Свободным человек может быть только в одиночестве, так как общественные требования и нормы подавляют свободу человека. «…Лишь в одиночестве бываем мы свободны».

Негативно относился к идее патриотизма, поскольку за национальной идеей видел влияние толпы. «…самый дешёвый вид гордости – гордость национальная…». «Вообще за национальным характером, так как в нём отражается толпа, никогда нельзя по советси признать много хорошего».

 

 

Философия жизни

Академическая «философия жизни» (Г. Зиммель, В. Дильтей).

Жизнь рассматривается как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. То есть действительность – это то, что содержится в опыте самой жизни. «Жизненный опыт» выступает объектом познания. Он иррационален. Сама жизнь – это поток, изменение, творчество.

«Творческая эволюция» А. Бергсона (1859 – 1941).

В своём познании Бергсон опирался на естествознание. Центральное понятие его учения – жизненный порыв. Жизнь – непрерывное творческое становление. Мир предстаёт как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Он находится в состоянии непрерывного становления.

«Философия воли» Ф. Ницше (1844 – 1900).

Понятие Воли заимствовал у Шопенгауэра, но придавал ему социально-нравственный оттенок. «Жизнь стремится к максимуму чувства власти». «Воля к власти» - наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления. «Что хорошо? – Всё, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека». «Что дурно? – Всё, что вытекает из слабости. Способствует ли познание как рациональная деятельность повышению воли к власти? – Нет, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя активность рассуждениями. Общепринятая мораль также подрывает волю к власти, проповедуя любовь к ближнему».

«Воля к власти» - основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. В связи с этим неприязненно относился к демократии, ибо в условиях демократии масса составляет оппозицию праву сильного.

Из права сильного Ницше выводит все основания морали. В частности, иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека и, поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Её смысл заключается в возрождении «морали господ». В её основе находятся три принципа:

  1. «Ценность жизни» есть единственная и безусловная ценность.
  2. Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти».
  3. Сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

Всем этим требованиям удовлетворяет сверхчеловек. Сверхчеловек – центральное и противоречивое понятие в этике Ницше. Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу – это снисходительные, нежные, гордые и дружелюбные люди. По отношению к чужим они немногим лучше необузданных зверей.

Сверхчеловек Ницше – это гармоничный человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Сверхчеловека ещё нет – его необходимо вырастить. В этом и состоит цель человечества. Обычные люди нашего времени – это исходный материала, «навоз» для моделирования сверхчеловека. Сверхчеловек занимает место Бога. Бога нет – мы его убили.

 

Русская философия

Философская мысль начинает зарождаться в России в 11 веке под влиянием христианства. Одно из первых философских религиозных произведений – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. В нём развивается богословско-историческая концепция, обосновывающая включённость «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света.

Наибольшего развития философская мысль в России достигла в 19 веке, что нашло своё отражение в соперничестве двух тенденций о путях развития России.

Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин): идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности; решающая роль православия для развития мировой цивилизации. Одно из ключевых понятий славянофильства – понятие соборности, которая проявляется на основе духовной общности народа. Монархия есть лучшая форма правления для России. Другим важным понятием славянофильства стало понятие общинности. Общинное устройство русской жизни является одним из важных признаков русского народа, определяющих особый путь развития русского народа.

Западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) основывались на необходимости включения России в общемировое развитие, акцентируя внимание на Западной модели.

Отдельное место в этом споре занимает П. Я. Чаадаев («Философическое письмо»).

Советский период

В этот период философская мысль сводилась к популяризации основных положений марксизма-ленинизма. «Марксоцентризм» и «лениноцентризм» определяли границы дозволенного. Верным и нравственным считалось только то, что служило интересам построения коммунизма.

С 20 съезда КПСС начинается некоторое оживление творческой мысли в философии, но она остаётся зажатой в рамках марксистско-ленинской идеологии. История философии рассматривалась исключительно как история борьбы материализма с идеализмом.

 

Позитивизм

Основателем позитивизма считается французский социолог Огюст Конт (1789 – 1857). Он продолжал традиции эмпиризма (чувственного познания). Эволюция человеческой культуры проходит три стадии: религиозная (процесс познания происходит под влиянием религиозных принципов), метафизическая (выводы делаются на основе умопостигаемых идей и сущностей) и научная (позитивная), то есть основанная на основе эмпирической проверки теоретических данных. Такое мышление утверждается в исследовании природы и изучении общества. Позитивизм Конта отражал факт превращения науки в господствующую отрасль культуры.

 

Неопозитивизм

Главным предметом философского исследования становится логический анализ языка как средства передачи информации. Основная задача философии – проверка научной осмысленности предложений и их истинности через сравнение с фактами опыта. Однако свести теоретический уровень исследований к эмпирическому не удалось. Опытная проверка возможна только в естественных науках. В политике и истории возрастает опасность рационализации. Таким образом, история как наука не имеет смысла.

Представители: Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Карл Поппер.

 

Эволюционизм

Основатель эволюционизма - Герберт Спенсер (1820 – 1903). Видел прогресс в развитии природы. Эволюционизм – это учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научную основу эволюционизма составила теория Ч. Дарвина. Человечество в своём состоянии проходит два состояния: воинственное и промышленное. Такие взгляды вели к пассивности людей, что в свою очередь вело к нигилизму, то есть отрицанию всего и вся. С. Кьеркегор назвал это состояние «отчаянием» и «смертельной болезнью эпохи».

 

Психоанализ

Основатель психоанализа – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Отражает сомнение в том, что человеческое поведение полностью определяется и контролируется сознанием. Психоанализ обращается к подсознанию, которое и влияет на поступки человека и, таким образом, отвергает постулат о свободе воли. В частности, самоубийство Фрейд объяснял подсознательной тягой к разрушению и смерти. Воле к разрушению и смерти противостоит воля к жизни.

Основными рычагами воздействия подсознания на поведение человека являются его первичные желания (инстинкты), которые, в случае их неудовлетворения, могут заменяться другими, находящимися на более высоком уровне (духовные потребности). Этот процесс получил название – сублимация по Фрейду. Если этого не происходит, то могут возникать психические заболевания.

По мнению Фрейда, наиболее ярко подсознание проявляется в снах, и, если научиться разгадывать сны, можно выявить механизмы воздействия подсознания на поведение конкретного человека. С этой целью им была разработана техника толкования сновидений.

Последователем Фрейда был Карл Юнг, который считал подсознательным психическим началом иерархию архетипов (универсальных бессознательных образов, властвующих над человеком). Коллективное бессознательное также проявляется во сне. На почве осознания подсознательных желаний возможно разрешение внутренних конфликтов.

Другим последователем Фрейда был Эрих Фромм, который развил представление о двух моделях поведения индивида. Путь «приобретательства» ведёт к созданию потребительского общества. Другой путь основывается на совершенствовании заложенных в человеке способностей.

Другая диллема представляла собой путь человечества к единству. Первый путь предполагал тоталитарное общество с его ложным единством; другой путь – истинное единение людей через любовь.

 

Прагматизм

Возник во второй половине 20 века в США. Основателем прагматизма считается У. Джемс. Основная цель философии – определить принципы поведения человека, которые помогут добиться ему успеха в жизни. В этом отношении главное – деятельность. Разум представляется инструментом добывания успеха, а научные теории – орудиями, помогающие в этом деле. Функция интеллекта заключается в том, чтобы создавать наиболее эффективные и выгодные отношения с другими людьми. «Мир – это то, что мы из него делаем». Этичным считается всё, что способствует успеху в делах.

Другими представителями прагматизма были: Джон Дьюи, Дейл Карнеги.

 

Современная философия (вторая половина 20 – начало 21 века)

Экзистенциализм

Возник во второй половине 20 века и представляет собой одно из течений философии иррационализма.

Основные черты

  1. Обращённость к отдельной личности.
  2. Восстановление роли индивидуальности в общественном развитии.
  3. Главное внимание уделяется основным состояниям человека: страх, тоска, отчаяние, любовь, свобода и т. д.
  4. Утверждение абсурдности существования человека.

Представители: А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.

 

Структурализм

Цель философии – раскрыть универсальные структуры социальной реальности и человеческого мышления. Основывается на исследовании мифологического мышления, поскольку мифологическое и научное мышление подчинены одной логике.

Представители: К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. П. Фуко.

 

Критический рационализм

В основе – анализ проблем научного познания. Отрицается мировоззренческая роль философии. Любое научное познание гипотетично. Отрицается принцип объективности истины, а взамен утверждается принцип плюрализма (множественности) истин.

Представители: К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

 

Герменевтика

Связана с идеями интерпретации и понимания. Это представляет собой способ истолкования определённой культурно-исторической ситуации и человеческого бытия. Отрицается объективное научное познание. Внимание уделяется косвенным свидетельствам сознания (речь). Предметом философского знания является мир человека, познаваемый через область человеческого общения.

Представители: Э. Бэтти, Г.-Г. Годамер, М. Ландманн.

 

Феноменология

Феноменология – это учение о бытии сознания.

Обращает внимание на «человеческий фактор» как ключ к тому, что реально существует. Одной из характерных черт феноменологического метода является отказ от любых непрояснённых предпосылок. Любое общественное явление необходимо рассматривать с учётом того, как его воспринимают люди и каким смыслом они его наделяют. Основателем феноменологии считается Эдмунд Гуссерль.

 

Постмодернизм

Является культурой постиндустриального информационного общества. Опирается на принципы плюрализма и релятивизма (принцип относительности). Отказывается от категории бытия, которая уступает место языку. Скептически относится к понятию истины и отвергает сциентизм (система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире). Выражает разочарование в рационализме, а также в выработанных на его основе идеалах и ценностях.

 

Мышление и язык

Язык – это инструмент для выражения наших мыслей. Слова и предложения нейтральны по отношению к тому содержанию, которое они выражают.

Выделяют следующие связующие моменты между мышлением и языком.

  1. Образ мышления один – языков много.
  2. Мышление развивается быстрее языка.
  3. Язык выступает в качестве основы культуры.
  4. Язык и мышление находятся в противоречивых отношениях. «Мысль изречённая есть ложь». Ф. Тютчев

Учение о познании

Существовало два подхода к познавательному процессу.

  1. Эмпирический. В основе познания находятся ощущения.
  2. Рационалистический, то есть познание на основе логических рассуждений.

И. Кант попытался объединить эти два начала, положив в основу чистую способность воображения. Основная цель любого познавательного процесса – это стремление постичь истину.

Истина – это соответствие наших понятий, высказываний, теорий окружающему миру. Однако каждый видит мир по-разному, поэтому истина – это результат индивидуального прорыва к миру.

 

Философия религии

Философия и религия всегда находились в тесной связи, не смотря на существенные различия. В частности, их объединяет стремление раскрыть перед человеком смысл абстрактных понятий (любовь, счастье, смысл жизни, свобода и т. д.). Однако религия подходит к решению данных проблем с помощью веры, а философия – с помощью разума. Религия предлагает человечеству готовые ответы на вопросы, во всяком случае, в их общем понимании. В то время как философия предполагает размышление, сомнения. Как только человек начинает сомневаться, он из религии переходит в философию. Религиозные точки зрения на фундаментальные проблемы человечества носят догматический, ортодоксальный характер, то есть они авторитарны и не приемлют возражений, иных точек зрения. Философия предполагает плюрализм, то есть множественность мнений.

Философское знание субъективно: каждый человек имеет право высказывать и иметь собственную точку зрения на то или иное явление, если он может аргументировать её. Религиозные догмы объективны – они существуют не зависимо от внутреннего мира человека. Любое отклонение от религиозных норм в истории церкви воспринималось как ересь.

Однако, как философия, так и религия, не прибегают к помощи практического опыта, поскольку являются сферой исключительно духовной деятельности человека. Религия признаёт духовный опыт, то есть процесс познания окружающего мира через преломление его в сознании, душе человека, через возникающие чувства, эмоции. Философия допускает опыт в естественных науках, таких, как физика, химия, география и т. д.

Тем не менее, основным способом познания в религии выступает вера. Существует несколько трактовок понятия «вера».

  1. Возможность сверхчувственного опыта, который проявляет себя в восприятии произведений искусства, природы и т. д. Эстетический и нравственный опыт связан с опытом религиозным.
  2. Своеобразное духовное состояние, в котором человек согласен признавать за истину нечто такое, что само по себе неочевидно, для чего нельзя привести убедительных оснований и поэтому возможно сомнение и отрицание того, во что веришь.
  3. У фанатиков вера отождествляется с полным послушанием.
  4. Непосредственная достоверность. Подлинная вера основана на откровении.
  5. Вера не является ни идеей, ни системой идей. Это жизнь и источник жизни.
  6. Вера лежит в основе любого знания.

 

 

Человек и общество

Человек воспринимает всё общество и вообще окружающий мир, преломляя это через собственное «Я». Основная линия взаимоотношений человека и окружающего его мира определяется по линии: «Я» - «Ты» - «Мы».

Одним из наиболее древних объединений людей является этнос. Этнос - это объединение людей, лежащее на границе природы и общества; это жизнь людей в определённых условиях, которые определяют физиономию этноса и в тоже время определяется социальными и культурными законами.

Самой мелкой частью общества и его основной ячейкой является семья, которая представляет собой как бы мини-модель общества. В общем и целом семья отражает атмосферу и настроения, царящие в обществе. Семья менялась на протяжении всего процесса развития человечества. В настоящее время наблюдается тенденция разрушения крепких семейных отношений.

Государство возникает, как принято считать, с зарождением частной собственности и необходимостью её защиты. Главной целью государства считается защита своих подданных. Первое государство возникло в Древнем Египте. За это время сменилось несколько форм организации государственной власти. Оптимальной считается демократия. В мировой истории и демократии, и монархии тяготели к установлению тирании, к подавлению прав и свобод человека. Во избежание этой тенденции был предложен принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная).

По своей сути власть делится на: традиционную, харизматическую и бюрократическую.

Социальная структура

Социальная структура отражает социальное расслоение, или социальное неравенство. Это явление существовало в обществе всегда и лишь изменялось с изменением политических и экономических условий.

Гражданское общество – это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений. В развитых гражданских обществах существуют различные «альтернативные» объединения, которые преследуют цель ограничить зависимость человека от государства.

Утопии

Стремления найти идеальный тип государства вызвали к жизни различные проекты нового идеального государства. Поскольку они не могли быть реализованы, их назвали утопиями. Основными «литературными» утопиями можно считать миф Платона об идеальном государстве, «Паноптикум, или руководство народом в целях его блага» И. Бентама, «1984» Дж. Оруэлла. Исторический опыт представлен попыткой построить коммунизм в СССР, Третьим рейхом А. Гитлера.

Лекция 1

Философия: наука или форма духовной деятельности человека

 

Философия – общественная наука, изучающая взгляды людей на общечеловеческие проблемы на разных этапах развития человечества.

Вопрос: какие проблемы Вы можете отнести к общечеловеческим? Почему?

Философия зародилась в Древней Греции, если иметь в виду европейское пространство. Впервые понятие «философия» ввёл Пифагор в 6 веке до н. э. Буквально это означает «любовь к мудрости». В основе философии лежит мифология.

Вопрос: какие проблемы человечества пытались отразить мифологические взгляды?

Существуют две точки зрения на предмет философии.

  1. Философия является самостоятельной наукой, поскольку имеет собственный предмет изучения, который отличается от предметов других наук.
  2. Философия является одной из форм духовной деятельности человека, поскольку не имеет самостоятельного предмета изучения. Здесь предметом изучения можно считать точку зрения любого человека. Философское знание субъективно, а, значит, не может быть научным и нет смысла его изучать.

Предметом философии являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления.

Объект изучения философии – человек.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 247.