Вторая половина 18 – первая половина 19 века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Немецкая классическая философия – это крупное и влиятельное течение философской мысли. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан метод диалектического познания и преобразования действительности.

Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804). Научная деятельность Канта делится на два периода: докритический и критический. Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта. Одной из основных проблем философии является возможность достоверно научного знания. Достоверным знанием он называет объективное знание, то есть всеобщее и необходимое. Сформулировал концепцию «вещей в себе», которая основывается на невозможности человека познать истинную природу окружающих его предметов.

Важную роль в его учении занимали проблемы морали. Все поступки человека Кант делил на моральные и легальные. Моральный поступок – это поступок, совершённый вопреки естественной склонности человека, то есть направленный против него самого. Категория долга тесно вязана с понятием свободы, а совесть является показателем человечности.

Моральные законы Канта.

1. Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства («золотое правило» морали, категорический императив Канта).

2. Человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством.

Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга.

Высшим понятием философии Фихте стало понятие «Я», которое соединило в себе данные органов чувств со всем тем, что существует в человеческом разуме. Высшая цель человека – достижение единства со своей свободой, с высшим «Я».

Основным достижением философии Шеллинга стала его «теория тождества», которая основывалась на тождестве природы и духа, бытия и мышления. Эта теория, по Шеллингу, является принципом всеобщего развития бытия.

Пытался объяснить природу зла. По его мнению, из всех видимых тварей ко злу способен только человек. Основа зла заключается в свободе воли человека и реализуется посредством человека.

Познанием является откровение тайн божественной сути. История предстаёт в виде самооткровения Бога, проявляющегося в начале в мифах, затем – в религиях, и, наконец, в философских доктринах.

Система и метод Г. Гегеля

Основные законы диалектики

В основе философии лежит учение о тождестве субъекта и объекта. Путь к этому представляет феноменологию духа, то есть процесс «социализации личности». Гегель называл свою философию «абсолютным идеализмом».

Гегель разработал диалектический метод рассмотрения всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости их развития. Сформулировал три закона диалектики.

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  2. Закон взаимопроникновения противоположностей.
  3. Закон отрицания отрицания.

                                                          

 

 

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Природа существует вечно и не зависимо от Бога, ни от какой-либо философии. Натурализм носит антропологический характер, поэтому в центре философии должен находится человек как высшее существо природы.

Субъект – это реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств.

Критерием истины научных суждений является согласие с ними большинства людей.

 

Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса

Вторая половина 19 века

Философия Маркса имеет социальную ориентацию. Материалистический подход был распространён на область общественных явлений. Одно из важнейших открытий Маркса и Энгельса – материалистическое понимание истории. Оно заключается в том, что, исходя из материалистического производства средств для жизни, можно объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе – и политическое устройство общества, право, мораль, религию и другие духовные явления.

На основе материалистической концепции Маркс и Энгельс сформулировали учение об идеологии, которое имеет социально-классовую сущность. Идеология – это плод социально-классового расслоения.

Основные идеи учения.

  1. В основе исторического развития находится экономический фактор.
  2. Весь исторический процесс представляется последовательной сменой общественно-экономических формаций (первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунизм).
  3. Отрицается роль отдельных личностей в истории и утверждается решающая роль народных масс.
  4. Двигателем истории является классовая борьба.

Работы: «Капитал», «Манифест коммунистической партии».

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 221.