Лекция 3 Философия Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ф.Бэкон. Р.Декарт,Дидро, Руссо.

Эпоха нового времени- 17 век. Особенности

А.Происходят изменения и в социальной сфере – феодальные княжества превращаются в централизованные буржуазные государства,

Б. в этом веке были использованы великие географические открытия века XVI. Бурно развивается наука и техника, прежде всего математика (геометрия)

В. открытия: телескоп, логарифмы, электричество, Левенгук – через микроскоп обнаружил существование инфузорий; Ньютон открыл закон всемирного тяготения.

Рационализм и эмпиризм в теории познания.

рационализм эмпиризм
Рационализм-(от лат. rationalis — разумный) —философское направление считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания Эмпиризм – это философское направление, представители которого считали, что чувственный опыт может быть единственным источником познания.
Р.Декарт Т. Гоббс и Дж. Локк

Основные идеи философов

Ф.Бэкон · Человечество, по мнению Бэкона, должно подчинить себе природу и господствовать над ней. · развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. · метод познания природы– не отвлечённые логические умозаключения, а эмпиризм, опыт.
Р.Декарт «Я мыслю, следовательно, существую» Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. Бог – совершеннейшее существо
Дидро Постепенность процессов развития природы Божественного откровения нет – все знания получаем за счет собственных познавательных возможностей Вселенная бесконечна а значит полное абсолютное познание ее невозможно
Руссо Назад к природе! Культура ведет к деградации человека Разум заменяет сердечность Руссо отстаивает достоинство самых бедных слоев НАСЕЛЕНИЯ    

 

Знаменитая теория четырех идолов Ф.Бэкона

Идол рынка, площади Идол, связанный с употреблением языка. Бэкон считает, что в языке, который мы употребляем, отражаются старые представления, устаревшие концепции. К тому же, в естественном языке одно и то же слово может обозначать разные предметы. Отсюда вытекает взаимонепонимание.
2 Идол пещеры. Используется образ платоновской пещеры. Идол, связанный с воспитанием, образованием, социальным положением. Каждый человек смотрит со своей точки зрения, из своей пещерки на мир. В качестве преодоления Бэкон предлагает выделить то, что является общим в восприятии различных людей
Идол театра - идол авторитетов, когда какой-либо вопрос решается ссылкой на авторитетов. Сюда же относятся и ходячие мнения - анонимные авторитеты. В качестве средства против этого идола Бэкон рекомендует критическое отношение и пересмотр этих позиций.
Идол рода. Мы все обладаем общими, родовыми характеристиками. Может быть, в силу этого мы одинаково искаженно воспринимаем мир, например, мы все не видим инфракрасного излучения.

Философия просвещения

1. демократизм (необходимость приобщения к культуре и знанию широких слоев общества);

2.рационализм (культ науки. Sapere audi – имей мужество мыслить самостоятельно! – таков призыв просвещения);

3.прогресс человечества.

4.Лозунг Просвещения – культура для народа. Главная задача – воспитание и образование, приобщение к знанию всех.

Практическая часть

Практическая часть

Задание 1. прочитайте текст, ответьте на вопросы.

«Новый органон» Ф. Бэкона

Второй частью «Великого возрождения наук» является работа Бэкона «Новый Органон» (1620). «Органоном» в истории философии именуется общий свод трудов Аристотеля по логике. В аристотелевском учении логика выполняла роль главного метода. Как показывает заглавие «Нового органона», Бэкон хочет противопоставить старой методологии Аристотеля новую.

Он формулирует в этой своей книге противоположный аристотелевскому метод познания природы. Основа этого метода – не отвлечённые логические умозаключения, а эмпиризм, опыт. Ценность опыта признавалась уже в античности. В Средние века на неё обращали внимание Альберт Великий, а также земляк и однофамилец Фрэнсиса Бэкона, философ Роджер Бэкон. Но предшественники Фрэнсиса Бэкона использовали опыт случайный, а он призывает в «Новом Органоне» заменить его планомерным экспериментом, методическим исследованием. Развитие знания, согласно Бэкону, должно базироваться не на случайных открытиях, а идти как заранее обдуманный процесс. Главную цель своей философии он и видит в том, чтобы сформулировать правильный метод изобретений. «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге».

Ответьте на вопросы и запишите ответы в тетрадь.

1.Кто написал первый труд в истории Философии «Органон»

2.На чем основан метод Бэкона в познании природы?

3.Кто в эпоху средних веков признавал ценность опыта?

4.Бэкон призывает заменить случайный опыт на другой. Какой?

5. какова главная цель философии Бэкона?

Задание 2. Что имеет ввиду Ф.Бэкон «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге». Приведите три примера

Задание 3. Рене Декарт.

Вставьте слова в текст. (слова : биолог, химик, ошибки, тяготение, тел, корней, математик, антропология,)

Несмотря на многие___1___, неоспоримы заслуги Декарта для физиологической и психологической ___2___-но еще большая и более прочная слава принадлежит ему как ____3____. Он был творцом аналитической геометрии, изобрел метод неопределенных коэффициентов, впервые понял настоящее значение отрицательных __4____уравнений. В своих философско-космогонических опытах Декарт хотел, подобно Демокриту и его атомистическим последователям, объяснить движение небесных __5___, а, следовательно, и силу ____6___, вихревыми течениями эфира, наполняющего вселенную

 

Задание 4. Руссо. Общественный договор.

Составьте используя текст 5 неверных суждений про теорию общественного договора и укажите – в чем вы допустили ошибки.

Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития.

В естественном состояние, по Руссо нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали «ужаснейшие смуты... несправедливые захваты богатых, разбои бедных». Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже вернуть назад, ни отказаться от злостных приобретений, им сделанных». Выход из таких условиях, предложили богатые. Выход состоял в том, чтобы заключить соглашение о создании государства и законов, которыми будут подчиняться все. Созданные путем договора государство и законы « наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства...». «С тех пор весь человеческий род был обречен на труд, рабство и нищету».

Задание 5. Составьте схему-кластер по тексту «Философия Дидро»

Дени Дидро идеи кратко Признавал объективное существование материй. Материя – это вечное явление, которому присуще постоянное движение. Такой категории как абсолютный покой в природе нет. Время и пространство он считал объективными формами бытия материи. Сама она складывается из молекул, внутреннего источника движения. Любые изменения в природе подчиняются закону причинности. Поскольку природные явления имеют между собой неразрывную связь, то грани живая-неживая материя нет: они взаимно превращаются друг в друга. Философ Дени Дидро отстаивал диалектическое понимание мира. Оно состояло в том, что эволюция живых существ обусловлена условиями существования и изменением видов. Он считал, что некоторые формы находятся в состоянии постоянного изменения. Различал скрытую и инертные формы чувствительности неорганической природы и деятельную чувствительность органической природы. Дидро считал, что источником познания человека являются ощущения, возникающие в результате влияния явлений природы, предметов на органы чувств. Он был атеистом. Поэтому отрицал существование Бога, критикуя философский идеализм, догматы о свободе воли и бессмертии души. В основе человеческого нравственного поведения видел стремление к счастью. Проповедовал сочетание общественных и личных интересов. Рассматривая политическую организацию общества, Дидро указывал, что она возникает из законодательства и общественных идей. Только просвещенный государь может разумно обустроить общество. Дени Дидро является крупным теоретиком литературы и эстетики, а также автором художественных произведений. В них автор отстаивал реалистическое направление.

 

Задание 6.Соотнесите по столбцам

Дидро Руссо Бэкон Декарт
       

 

Математик, общественный договор, Назад к природе, отрицание частной собственности, новый органон, опыт-в основе познания, творец аналитической геометрии, в основе материи-молекулы, закон причинности(причинно-следственная связь)

7.Перенесите схему в тетрадь

Дополните

Распространение деизма связано с именами _________________

В гносеологии эпохи просвещения распространяется _____

Верно ли суждение?

А.Религиозный атеизм связан с именем Ньютона

Б.Широкое распространение деизма в трудах Монтескье и Руссо

В.Философия истории эпохи просвещения связывает прогресс с развитием разума

Г.Концепция географического детерминизма связана с трудами Монтескье

Дата: 2018-11-18, просмотров: 670.