Предмет философии Античная философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы философии

-2-БД-з, 2-К-З

Предмет философии Античная философия

Философия эпохи Возрождения и Просвещения

Философия Нового времени. Философские учения о познании.

Глобальные проблемы современности

Лекция 1

1. Понятие философии- дословно -«любовь к мудрости»)— форма познания мира, формирующая мировоззрение

2. Основные вопросы философии:

· Можно ли познать мир?

· Что есть истина?

· Что первично? Материя или сознание

История становления философии

·      Древнегреческая философия

·      Древнеиндийская философия

·      Древнекитайская философия

·      Мировая философия в IV—XVI вв.

·      Философия Нового времени

·      Континентальная философия

·      Аналитическая философия

5..Характерные черты философии:

· понятийность-это способность осознавать соответствия между идеей и действием, способность обобщать

· Логичность -последовательное и правильное понимание предмета

· Дискурсивность – разумность, рассудочность в выводах

6.Функции философии:

– мировоззренческая функция

– методологическая функция

– прогностическая функция

– критическая

– аксиологическая функция

– социальная функция

Основные разделы философии

Аксиология - исследующая категорию «ценность»

Логика -наука о формах, методах и законах познания

Онтология – учение о бытии

Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека

Социальная философия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

История философии- раздел философии, изучающий исторические типы философии

Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания

Метафизика-раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы (способ мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга)

Диалектика - учение о закономерностях развития, которое видит в противоречиях движущие силы развития бытия.

Этапы развития философии

Античная философия— философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н. э. до VI в. н. э. главные проблемы — 1. ««Космос», его строение); 2. сущность человека); 3. мораль и свобода человека, проблема познания  Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя Представители: Сократ, Аристотель, Платон, Фалес,Анаксимен, Анаксимандр
Средневековая европейская христианская философия— занимает большой период времени — с I до XV в. Сакрализация философии философия выступала как «служанка богословия», Основные проблемы «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как сочетаются свобода воли человека и Божественное предопределение?» Основные этапы средневековой философии — патристика и схоластика. Обычно этап патристики (от слова «патер» — «отец», имеются в виду труды «отцов Церкви») термин «схоластика» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. Представитель - Фома Аквинский
Философия Ренессанса (Возрождения) светское знание антропоцентризм. своеобразный скептицизм.  первые утопии, рисующие идеальное государство теизм и пантеизм Мартин Лютер, Эразм Роттердамский, Макиавелли
Философия Нового времени охватывает период XVI— XVIII вв. Эмпиризм - Фрэнсис Бэкон Рационализм - Рэне Декарт Дуализм -существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); Деизм — юог есть, но единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей
Немецкая классическая философия Матерализм –Карл Маркс, Энгельс, Антропологический материализм Фейербаха Идеализм – кант, Гегель, Фихте ,Шеллинг  
постклассаческая европейская философия XIX—XX вв. иррационализм ,позитивизм, экзистенционализм  

 

          

Практическое задание

Тема 1. Предмет философии Основные части философии и ее роль в обществе. Практическая часть. Выполните практические задания по теме «Философия. Предмет философии»

Дополните схему

Разделы философии

метафизика диалектика История философии Философская антропология ---------- аксиология

 

Составьте схему из терминов

Естественные науки, социальные, гуманитарные, Виды наук, наука, признаки научного знания, философия , история, Литература, обществознание, разделы, онтология, антропология, метафизика, диалектика

9.

Античная философия

Как возник мир?

 

ФАЛЕС из г. Милета (6 век до н. э.)

считает таким первоначалом воду;

АНАКСИМЕН

–воздух;

АНАКСИМАНДР

За первооснову бытия он принял

апейрон– неопределенную и беспредельную субстанцию.

 

ГЕРАКЛИТ

считал первоосновой всего огонь.

считал, что «Все течет, все изменяется»

ФАЛЕС

Все из воды

ПИФАГОР

ищет первоначало не в конкретном веществе, а в числах. "Все есть число".

 

ДЕМОКРИТ

впервые выдвигает идею о том, что все состоит из атомов

Есть только атомы и пустота. Атомы невозможно

Увидеть- настолько они малы

ПЛАТОН

мир подразделяется на истинный и обычный.

Истинный мир Платон ищет за пределами

реального (обычного) мира.

 

АРИСТОТЕЛЬ

Критиковал Платона

Считал материю вечной

 сама по себе материя пассивна. Она содержит лишь возможность

возникновения вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность статуи.

 

проблема

Основы государства

Платон

«Идеальное государство» ПЛАТОНА является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих безопасность и философов – правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством.

Аристотель

Аристотель выделяет такие формы государственного правления, как

монархия,

аристократия

полития.

 

     

Практическая часть

Практическая часть.

Выполните тест.

1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается». а) Анаксимен; б) Эмпедокл; в) Фалес; г) Платон; 5. Онтология Демокрита строится на принципе: а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов; б) первоэлементом мира является апейрон; в) любая вещь мира есть соединение материи и формы; г) первоэлементом мира является число; д) познание мира невозможно.
2. Об учении этого философа позднейший автор писал: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». а) Платон; б) Аристотель; в) Демокрит; г) Парменид; д) Гераклит. 6. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»: а) Протагор; б) Сократ; в) Ксенофан; г) Эпикур; д) Демокрит.
3. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть: а) диалектических мыслей Гераклита; б) метафизической концепции Парменида; в) релятивизма софистов; г) логики Аристотеля; д) критической позиции скептиков. 7. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...» а) знать все и невозможно; б) знания увеличивают скорбь; в) знать что-то вовсе и не нужно; г) попытаюсь узнать; д) другие не знают и этого.
4. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»: а) Пифагор; б) Платон; в) Сократ; г) Аристотель; д) Демокрит. 8. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала: 1. вода; а) Демокрит; 2. апейрон; б) Анаксимандр; 3. огонь; в) Пифагор; 4. число; г) Фалес; 5. атомы; д) Гераклит.

Вставьте слова в текст

 

Принято считать, что Платон является одним из основателей _______1_________в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и _____2_______. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге ___3_____ «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории _____4______. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного ____5___, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.

Слова: бытие, Платон, идеалистическое направление, Материалистическое направление, Сократ, время, познание.

Прочитайте текст.

 Аристо́тель— древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 годах до н. э. основал Лицей, или перипатетическую школу). Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.

 

Верно ли суждение?

Аристотель – средневековый философ

Аристотель – учитель Сократа

Аристотель – ученик Платона

Аристотель – воспитатель Александра Македонского

Аристотель основоположник логики

1. Выберете изречение Аристотеля, которое вам нравится больше всего и аргументируйте его (Я согласен так как…)

Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

Наслаждение общением – главный признак дружбы.

 

Вставьте слова в текст

Слова на выбор: судьба, воля, природа, разум, благодать, творец, субъект, талант, задатки, самосознание, самостоятельность, непринужденность, антропоцентрическое, религиозное

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как ____а_____.В эпоху Возрождения индивид приобретает большую ___б____, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое ___в____ человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и ___г___ становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится ____д___ самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной ___е____ для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и ___ж___, он оказывается и неограниченным господином над ____з____.

 

Верно ли суждение?

А.В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца.

Б. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты.

В.В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека.

Г. Выше всего в эту эпоху ставится ценность религии

Д.В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению Библии

 

3. Н.Макиавелли, М.Лютер, Э. Роттердамский.

Составьте схему-кластер по тексту «Философия Макиавелли»

Гуманисты были настроены, как мы видим, романтично и считали, что возрождение античного знания, античной философии, возвращение интереса к человеку позволит решить многочисленные проблемы того времени. Однако жизнь текла своим чередом, и гуманисты видели крушение своих идеалов. Это порождало более прагматические подходы к философии. Таким прагматиком эпохи Возрождения является Никколо Макиавелли (1469–1527).

Интереса к философии и религии Макиавелли не испытывал, но, будучи человеком своего времени, он вынужден был обращаться к этим вопросам. Свое отношение к Богу он сформулировал следующим образом: Бог есть не тот Бог, Которого в виде некоего высшего существа представляют себе христиане, а некоторая фортуна, судьба, направляющая мир в соответствии со своими законами.

Общество возникает вполне естественно из стремления людей к самосохранению. Люди объединяются — и возникает общество. Для управления обществом люди выбирают начальников. Таким образом, появляется власть, которая назначает для охраны общества армию, полицию и др. Причиной возникновения общества не является некое высшее религиозное или нравственное начало.

 Мораль возникает на более поздней стадии и представляет собой то, что полезно для общества целиком — и, следовательно, для каждого члена общества.

Христианство создавалось также для духовного единства народа, но христианство — религия несовершенная, поскольку основана на культе не тех человеческих качеств, которые нужны обществу.

 

Сопоставьте

 

1Секуляризация А система мира, представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля.
2гелиоцентризм Б означает этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни.
3гуманизм В утверждение, что философия должна быть отделена от религии
4теизм Г религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность
5пантеизм Д отрицание сущностного различия между Богом и миром, т.е. утверждение их полного единства в бытии, лежащем в основании мирового целого.

 

Основные идеи философов

Ф.Бэкон · Человечество, по мнению Бэкона, должно подчинить себе природу и господствовать над ней. · развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. · метод познания природы– не отвлечённые логические умозаключения, а эмпиризм, опыт.
Р.Декарт «Я мыслю, следовательно, существую» Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. Бог – совершеннейшее существо
Дидро Постепенность процессов развития природы Божественного откровения нет – все знания получаем за счет собственных познавательных возможностей Вселенная бесконечна а значит полное абсолютное познание ее невозможно
Руссо Назад к природе! Культура ведет к деградации человека Разум заменяет сердечность Руссо отстаивает достоинство самых бедных слоев НАСЕЛЕНИЯ    

 

Философия просвещения

1. демократизм (необходимость приобщения к культуре и знанию широких слоев общества);

2.рационализм (культ науки. Sapere audi – имей мужество мыслить самостоятельно! – таков призыв просвещения);

3.прогресс человечества.

4.Лозунг Просвещения – культура для народа. Главная задача – воспитание и образование, приобщение к знанию всех.

Практическая часть

Практическая часть

Задание 1. прочитайте текст, ответьте на вопросы.

«Новый органон» Ф. Бэкона

Второй частью «Великого возрождения наук» является работа Бэкона «Новый Органон» (1620). «Органоном» в истории философии именуется общий свод трудов Аристотеля по логике. В аристотелевском учении логика выполняла роль главного метода. Как показывает заглавие «Нового органона», Бэкон хочет противопоставить старой методологии Аристотеля новую.

Он формулирует в этой своей книге противоположный аристотелевскому метод познания природы. Основа этого метода – не отвлечённые логические умозаключения, а эмпиризм, опыт. Ценность опыта признавалась уже в античности. В Средние века на неё обращали внимание Альберт Великий, а также земляк и однофамилец Фрэнсиса Бэкона, философ Роджер Бэкон. Но предшественники Фрэнсиса Бэкона использовали опыт случайный, а он призывает в «Новом Органоне» заменить его планомерным экспериментом, методическим исследованием. Развитие знания, согласно Бэкону, должно базироваться не на случайных открытиях, а идти как заранее обдуманный процесс. Главную цель своей философии он и видит в том, чтобы сформулировать правильный метод изобретений. «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге».

Ответьте на вопросы и запишите ответы в тетрадь.

1.Кто написал первый труд в истории Философии «Органон»

2.На чем основан метод Бэкона в познании природы?

3.Кто в эпоху средних веков признавал ценность опыта?

4.Бэкон призывает заменить случайный опыт на другой. Какой?

5. какова главная цель философии Бэкона?

Задание 2. Что имеет ввиду Ф.Бэкон «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге». Приведите три примера

Задание 3. Рене Декарт.

Вставьте слова в текст. (слова : биолог, химик, ошибки, тяготение, тел, корней, математик, антропология,)

Несмотря на многие___1___, неоспоримы заслуги Декарта для физиологической и психологической ___2___-но еще большая и более прочная слава принадлежит ему как ____3____. Он был творцом аналитической геометрии, изобрел метод неопределенных коэффициентов, впервые понял настоящее значение отрицательных __4____уравнений. В своих философско-космогонических опытах Декарт хотел, подобно Демокриту и его атомистическим последователям, объяснить движение небесных __5___, а, следовательно, и силу ____6___, вихревыми течениями эфира, наполняющего вселенную

 

Задание 4. Руссо. Общественный договор.

Составьте используя текст 5 неверных суждений про теорию общественного договора и укажите – в чем вы допустили ошибки.

Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития.

В естественном состояние, по Руссо нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали «ужаснейшие смуты... несправедливые захваты богатых, разбои бедных». Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже вернуть назад, ни отказаться от злостных приобретений, им сделанных». Выход из таких условиях, предложили богатые. Выход состоял в том, чтобы заключить соглашение о создании государства и законов, которыми будут подчиняться все. Созданные путем договора государство и законы « наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства...». «С тех пор весь человеческий род был обречен на труд, рабство и нищету».

Задание 5. Составьте схему-кластер по тексту «Философия Дидро»

Дени Дидро идеи кратко Признавал объективное существование материй. Материя – это вечное явление, которому присуще постоянное движение. Такой категории как абсолютный покой в природе нет. Время и пространство он считал объективными формами бытия материи. Сама она складывается из молекул, внутреннего источника движения. Любые изменения в природе подчиняются закону причинности. Поскольку природные явления имеют между собой неразрывную связь, то грани живая-неживая материя нет: они взаимно превращаются друг в друга. Философ Дени Дидро отстаивал диалектическое понимание мира. Оно состояло в том, что эволюция живых существ обусловлена условиями существования и изменением видов. Он считал, что некоторые формы находятся в состоянии постоянного изменения. Различал скрытую и инертные формы чувствительности неорганической природы и деятельную чувствительность органической природы. Дидро считал, что источником познания человека являются ощущения, возникающие в результате влияния явлений природы, предметов на органы чувств. Он был атеистом. Поэтому отрицал существование Бога, критикуя философский идеализм, догматы о свободе воли и бессмертии души. В основе человеческого нравственного поведения видел стремление к счастью. Проповедовал сочетание общественных и личных интересов. Рассматривая политическую организацию общества, Дидро указывал, что она возникает из законодательства и общественных идей. Только просвещенный государь может разумно обустроить общество. Дени Дидро является крупным теоретиком литературы и эстетики, а также автором художественных произведений. В них автор отстаивал реалистическое направление.

 

Задание 6.Соотнесите по столбцам

Дидро Руссо Бэкон Декарт
       

 

Математик, общественный договор, Назад к природе, отрицание частной собственности, новый органон, опыт-в основе познания, творец аналитической геометрии, в основе материи-молекулы, закон причинности(причинно-следственная связь)

7.Перенесите схему в тетрадь

Дополните

Распространение деизма связано с именами _________________

В гносеологии эпохи просвещения распространяется _____

Верно ли суждение?

А.Религиозный атеизм связан с именем Ньютона

Б.Широкое распространение деизма в трудах Монтескье и Руссо

В.Философия истории эпохи просвещения связывает прогресс с развитием разума

Г.Концепция географического детерминизма связана с трудами Монтескье

Понятие познания

Теории познания

познаваем ли мир?

2.1 Агностицизм (недоступный познанию) 2.2Скептицизм (критикующий) 2.3 гностицизм
Мир нельзя познатьтак как: - - -   сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер Мир можно познать  

Структура познания

Формы познания

  1. Чувственное
  Эмпиризм – ПРИЗНАНИЕ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ЗНАНИЙ – ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА
1Ощущение (отражение отдельных свойств) (горячий.Острый)    
  1. Восприятие (целостный образ предмета, осмысленность, константность) кружка, стол
   
  1. Представление (обобщенный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании при отсутствии связи с предметом) – включается память и воображение
   
· Непосредственность   · Наглядность и предметность   · Воспроизведение внешних сторон и свойств
2. Рациональное     РАЦИОНАЛИЗМ – ПРИЗНАНИЕ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ - РАЗУМА
  1. Понятие – мысль, УТВЕРЖДАЮЩАЯ – «кружка»
 
  1. Суждение – мысль утверждающая или отрицающая
  Например «кружка тяжелая»
  1. Умозаключение (вывод – связь нескольких суждений)
 
ИНДУКТИВНОЕ ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ   ДЕДУКТИВНОЕ   ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ ПО АНАЛОГИИ  

 

  • Абстрактность и обобщенность
 
  • В основе – внутренние закономерности и отношения

5.Уровни познания

  • Эмпирический
  • теоретический

 

Основы философии

-2-БД-з, 2-К-З

Предмет философии Античная философия

Дата: 2018-11-18, просмотров: 368.