Действенно-гуманистический смысл жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутверждению личности, всестороннему развитию ее внутренних задатков и талантов, чувств и разума. Одновременно это и самопознание, ответ на вопрос, что может, на что способен тот или иной человек. Движение здесь об богатства возможностей к богатству действительности.

Действенно-гуманистический вариант смысла жизни, как видим, выводит нас на природу человека, т. е. на его фундаментальные или базовые потребности. Необходимость их удовлетворения постоянно толкает людей на все более полное обустройство жизни, страны, земли, на гуманизацию общественных отношений, на совершенствование, реальное демократическое преобразование многообразных социальных институтов.

Действенно-гуманистический смысл жизни выигрышно отличается от других его вариантов или форм своей целостностью, своим динамизмом и оптимизмом. Вместе с тем у него немало и ахиллесовых пят. Во-первых, никто пока не открыл эффективных путей и средств для его массовой реализации. Он все еще удел немногих. Для остальных же он оказывается довольно смутным идеалом. Во-вторых, даже эта очень, казалось бы, оптимистическая концепция не снимает трагизма, связанного с конечностью или смертностью каждого отдельного человека, а, возможно, и человечества в целом.

На этом обзор основных точек зрения на проблему смысла жизни будем считать законченным. Он, как представляется, позволяет понять, что никакого такого смысла у жизни самой по себе нет. Смысл вносится в жизнь самим человеком. Это - его главный выбор, главная цель, которую он определяет для себя, своей жизни. Она затем как нравственный закон определяет его линию поведения, его образ жизни. Смысл - это от мысли, т.е. с мыслью, жить с мыслью - очень фундаментальной, глубокой, пронизывающей все наши бытийные устремления и надежды. Потребность в смысле жизни есть потребность в целостности жизненного опыта (и мира) человека, в приведении его к какому-то ценностному единству.

Смысл жизни живет постоянным осмыслением, рефлексией над тем, как и чем мы живем. Механизм действия смысла жизни можно сравнить с кантовской свободной причинностью, "причинностью из свободы". И, добавим, из будущего, "причинностью из будущего". Главная цель жизни всегда впереди, во всяком случае пока мы живы, живем. В то же время она постоянно реализуется в настоящим и уходит в прошлое. Вопрос "зачем живу?" рано или поздно становится вопросом "зачем жил?". Но идет смысл жизни всегда как бы из будущего.

Важно, определившись со смыслом жизни, следовать ему во всей своей повседневной "текучке", в сотнях и тысячах мелких дел. А это, разумеется, нелегко. Иногда любить человечество легче, чем того или иного конкретного человека. Повседневное следование смыслу жизни является одновременно и его обоснованием.

Из данного обстоятельства следует один очень важный вывод. В случае пробуксовки с обоснованием смысл жизни может быть уточнен, изменен, а то и заменен. "Причинность из свободы" позволяет человеку начинать все сначала, при условии, разумеется, личного мужества, силы воли. Тут желательно, можно и должно творить. Ни один путь в принципе не заказан. Что ж, дерзайте, творите, думайте, сомневайтесь.

Вопросы для самопроверки к главе 5

1. Что означает сам термин "природа" в понятии "природа человека"?

2. Что понимал под природой человека К. Маркс?

3. Почему самореализацию можно назвать потребностью роста?

4. Как связана природа человека с прогрессом и его критериями?

***

5. Как понимали справедливость Платон и Аристотель?

6. Почему нельзя отказываться от института наследства?

7. Какие основные формулы справедливости встречаются в литературе (и в жизни, конечно)?

8. Какой принцип справедливости является наиболее адекватным современному демократическому обществу?

***

9. Связан ли и как смысл жизни с ее целостностью?

10. Что такое гедонизм в проблеме смысла жизни?

11. Подходит ли аскеза современному человеку?

12. Стоики - фаталисты?

13. Страдает ли внутренним противоречием кантовский категорический императив?

14. Застрахован ли от критики религиозный смысл жизни?

15. Какие преимущества у действенно-гуманистического образа жизни?

Дополнительная литература

1. Бубер М. Я и Ты. - М., 1993.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

3. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - ЛГУ, 1990.

4. Крылова А.С. Восхождение к личности. - Ижевск, 1993.

5. Фрумкин К.Г. Антропофобия: К философии личности. - М., 1993.

6. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: Естественнонауч. и гуманит. аспекты: Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 1994.

***

7. Алексеева Т.А. Справедливость: Морально-политическая философия Д. Роулса. - М., 1992.

8. Печенев В.А. Истина и справедливость: Размыщления о нравственно-философских аспектах проблемы. - М., 1989.

9. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. - М., 1983.

***

10. Карпов М.М. Смысл жизни человека / Отв. ред. В.П. Макаренко. - Ростов н/Д, 1994.

11. Смысл жизни: Антология / Общ. ред. и сост. Н.К. Гаврющина. - М., 1994.

12. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX века. - Санкт-Петербург, 1995.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсолют — духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность.

Абстракт — нечто выделенное, наделенное самостоятельностью и вложенное, как общее, в предмет исследования.

Агент — действующий или познающий субъект.

Алгоритм совокупность последовательных действий, направленных на решение данной задачи.

Альтернатива — одно из двух, как правило противоположных, решений; один из многих вариантов.

Анахронизм — пережиток старины, устарелый взгляд или обычай.

Апологетика — восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки.

Архетип — глубинная порождающая структура, предельное основание.

Аскеза — воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ.

Атрофия — притупление какого-либо чувства, свойства; увядание какой-либо структуры.

Благо — добро как благополучие.

Вкус — чувство-понимание красивого, истинного, доброго.

Генезис — происхождение, возникновение.

Герменевтика — традиция и способы истолкования текстов.

Глобальный — имеющий дело с миром как целым.

Гносеология — учение о знании, теория познания.

Декаданс — кризисные, упадочные явления в искусстве конца 19 — начала 20 века.

Дискурс — логически и методически последовательное рассуждение.

Дихотомия — последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них.

Идеальный тип — теоретическая конструкция, представляющая изучаемый предмет в его логической непротиворечивости и рациональной правильности, — словом, в абстрактно чистом виде.

Инвариантный — независимый от преобразований, остающийся неизменным.

Индифферентность — равнодушие, безучастность.

Институционализация — организационное закрепление и подтверждение той или иной активности человека.

Интериоризация — “овнутрение”, перевод во внутренний план, внутренний мир человека; формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Интерпретация — истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь.

Интерсубъективность — доступность и открытость двум и более субъектам

Интровертность — направленность личности на явления своего внутреннего, собственного мира.

Интуиция — непосредственное усмотрение истины без предварительного анализа и доказательства.

Инфантилизм — отсталость развития, “детскость”; сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.

Классический — идущий из античности, традиционно-образцовый.

Контекст — законченное в содержательном отношении многообразие, определяющее значение входящих в него элементов.

Концепция — основная мысль, системно к тому же представленная.

Корректность — правильность, точность.

Космополитизм — “человек — гражданин мира”.

Критерий — мерило оценки.

Культура — высокий уровень развития чего-нибудь.

Логос — слово, закон, нечто, лежащее в основании.

Маргинальность — положение вне структуры или системы, обочина общественной жизни.

Ментальный — умственный, мысленный, психический, душевный.

Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека в нем.

Нарциссизм — самолюбование, замкнутость на себя, свои потребности и интересы.

Нирвана — блаженное состояние отрешенности от жизни.

Обскурантизм — враждебное отношение к просвещению и науке.

Оппортунизм — соглашательство, приспособленчество.

Парадигма — образец, или схема, задающая способ видения того или иного предмета; идеальная теория, определяющая способ объяснения изучаемых явлений.

Паранаучный — ненаучный, околонаучный, мнимонаучный.

Парафилософия — то, что вокруг или около философии, что не входит в философию из-за сомнительности (или инаковости) своего содержания.

Перманентный — постоянный, непрерывно продолжающийся.

Пиетизм — набожность; строгое соблюдение каких-то правил.

Постмодернизм — мировоззренческо-методологическая установка, резко рвущая с традицией (Разумом, Истиной, Целым).

Постулат — положение, принимаемое без доказательства.

Предикат — логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, т. е. о субъекте.

Предмет — объект (реальное положение вещей) как он видится субъекту познания (предстает в свете той или иной науки).

Презумпция — предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.

Престиж — авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо.

Прецедент — случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

Проблема — вопрос, на который можно ответить, только прибавив что-то новое к уже имеющемуся, наличному знанию.

Проспективный — устремленный или направленный в будущее.

Рациональное — разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное.

Реактивность — совокупность ответных действий на влияние или раздражение внешней среды.

Редукция — сведение сложного к простому.

Ретроспектива — обращение к прошлому.

Рефлексия — самоанализ, мысль о мысли, самоотчетное рассуждение.

Ригоризм — чрезмерная строгость в соблюдении каких-либо принципов.

Сенсуализм — философское учение, признающее единственным источником познания ощущения.

Силлогизм — умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).

Синергия — сотрудничество, содружества, эффект согласованных, солидарных действий.

Софийное — мудрое, относящееся к мудрости.

Социальный статус — положение человека в системе общественных отношений, определяющее его права и обязанности.

Спецификация — детализация, перечисление специфических особенностей чего-либо

Спонтанный — самопроизвольный, вызванный внутренними причинами.

Стратификация — разделение или расчленение общества на отдельные слои или группы.

Сублимация — трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

Субординация — система подчинения низшего высшему, младших старшим.

Сущность — внутреннее и наиболее глубокое содержание предмета.

Табу — запрет , налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово.

Теория — система идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества и мышления.

Толерантность — терпимость, уважение другой позиции, иного мнения.

Утилитаризм — узкий практицизм, стремление извлекать из всего выгоду или пользу.

Феноменология — наука о смыслах, о том, что фактически дано человеку, когда он воспринимает (познает) мир.

Филоидеология — любовь к идеологии, т. е. абсолютизация места и роли идеологии в жизни людей.

Эволюция — постепенное и непрерывное изменение или развитие.

Эвристика — то, что стимулирует активный поиск решений.

Эгалитаризм — равенство, всеобщая уравнительность

Экзистенциальное — относящееся к жизни, ее основаниям и целям.

Экстенсивный — направленный в сторону количественного увеличения, расширения, распространения.

Экстравертность — направленность личности на мир внешних объектов, на других людей, на социальное окружение.

Элита — лучшие, наиболее видные представители какой-либо части общества.

Эпатировать — поражать, удивлять скандальными выходками и суждениями.

Эпистемологический фундаментализм — уверенность в возможности укоренить изучаемое многообразие в ту или иную стабильную и прочную основу.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет философии: общие контуры проблемы.

2. Происхождение философии: от мифа к логосу.

3. Философия как учение о всеобщем.

4. Целостность философского знания: мир в целом и мир как целое.

5. Проблемно-альтернативный характер философского знания.

6. Критицизм и рефлексия в философии.

7. Философия и наука: единство и различие.

8. Философская и религиозная вера.

9. Западно-восточный спор в философии

10. Морально-политическое учение Конфуция.

11. Философская система даосизма.

12. Веданта как ортодоксальная школа древнеиндийской философии.

13. Материализм и атеизм чарваков.

14. Древнегреческая натурфилософия: из чего все сделано.

15. Сократ как олицетворение философии.

16. Миф и пещере и диалектика идей Платона.

17. Учение Аристотеля о четырех причинах.

18. Философия эпикуреизма: избавить людей от страха смерти.

19. Философия стоиков: позднеантичный идеал мудреца.

20. Общество и история в учении Августина.

21. Христианская философия Фомы Аквинского.

22. Гуманизм эпохи Возрождения.

23. Никколо Макиавелли: диалектика целей и средств.

24. Ф. Бэкон: философское обоснование опытных наук.

25. Бэконовская критика Идолов.

26. Р. Декарт: “мыслю — следовательно, существую”.

27. “Критическая философия” И. Канта: что и как познает человек.

28. Кантовский категорический императив: первенство нравственного долга.

29. Тождество мышления и бытия как исходный пункт философской системы Гегеля.

30. К. Маркс: материалистическое понимание истории.

31. Традиции и особенности русской философии.

32. Русская философия: западники и славянофилы.

33. Философские взгляды Вл. Соловьева.

34. Н. Бердяев: философия творчества и свободы.

35. Особенности аналитического стиля философствования.

36. Понятие феномена в феноменологии.

37. Понятие постмодернизма.

38. Философский смысл проблемы бытия.

39. Философское понятие материи.

40. Взаимосвязь материи, пространства и времени.

41. Происхождение сознания и его социальная сущность.

42. Идеальность и творческий характер сознания.

43. Феномен бессознательного.

44. Соотношение языка и мышления.

45. Сенсуализм и рационализм в истории и теории познания.

46. Истина: диалектика объективного и субъективного.

47. Абсолютное, относительное и конкретное в истине.

48. Критерии истины.

49. Специфика социально-гуманитарного познания.

50. Природа человека: многообразие интерпретаций.

51. Базовые потребности человека: сущность и структура.

52. Философский подход к проблеме смысла жизни.

53. Гедонизм и аскетизм в проблеме смысла жизни.

54. Религиозный смысл жизни.

55. Чему учит и что может философия.

 

+++

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 410.