Эволюция управ. мысли. Школы менеджмента. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

М как наука яв-ся сам-ой обл знаний т.е имеет свой предмет ис-й свои методы принципы проблемы. М яв-ся професс деят цель кот- обеспечить достижение всех целей орг и в этой деят нужны науч подходы рекомендации кот форм-ся наукой У. М как наука ис-ет управ процессы в орг и опр-ет пути повышения эф-ти деят орг с учетом совр достижений. Осн принципом этой науки яв-ся систем и ситуац подходы предпосылками появ-я науки У можно считать пром революцию кот началась в сер 18 в.

Школа науч У основоположником науки У яв-ся Тейлор(издание книги»принципы науч У» в 1911). Ещё в 1881 г в США была откр первая школа У и Вартон первый разработал курс У .кроме Тейлора основоположником яв-ся Гилбретт, Форд, Эмерсон. Тейлор амер инженер работал в тяж сферах деят т.к. горно добывающих сталелитейных в своих исл-й он ставил цель повышение произ-ти труда и повышения эф-ти пр-в. Проводил разл науч ис-я, используя замеры, хронометраж, эксперименты, анализ и применение этих науч выборов д/ис-я орг труда обусловил название этой школы. Кроме он разработал науч принципы орг труда на пр-е. В рез-те ис-ий Тейлор сформулировал след принципы труда раб-х на пр-ве: 1. науч подход к кажд эл-ту работы; 2. специализация работы он положил начало конвееру – НРТ;3.раб-х нужно отбирать при приеме на раб-ты. 4. сотр-во м/у адм-цей и раб-ми он предложил организовать детсады, банки и др. 5. справедливое распред ответ-ти м/у адм и раб-ми. Б вклад он внес в сов-е оплаты труд. Он впервые заговорил о нармировании труда и св заработка с выполнением норм. Форд в конце 20-н30г внедрил принципы Тейлора в сборке авто.

Классическая школа. Автором яв-ся француз Файоль кот б 30 лет был управ-щим фран горно добыв компанией. В отличии от Тейлора он стал искать пути повышения пр-ва. Только на эту проблему он взглянул не сверху а снизу т.е с вопросов орг У труда. Он разраб 14 универсал принципов У деят кот сегодня актуальны(принцип разделения труда, единоначалие). Кроме Файоль выделил в деят компании 6 гр операций(тех, ком,фин, страх, учёт, администр). эти админ управ действия он разделил на виды У деят: план-е, орг, мативация, контроль, координация – функции У.

Школа чел отнош. Отличит черта в том что центр внимания переноситься с вопросов орг труда на чел Ф. автором считается Паркер Фоллетт, Мэлон, Вестерн. Было признано что произв-ть труда зависит не только от физ Ф, но и от взаимоотнош сп-ти, общения . Мэйоль рекомендовал людям правильно подбир персонал важно чтобы они могли контакт-ть и стать лидером. С этой школой появл школа поведенческих наук. Авторы пришли к выводам что нужно изучать индивид возм-ти, сп-ти чела, создать усл чтобы эти возм-ти были направлены на общ цели орг. Позже идеи этих школ были развиты учёными психологами Маелоу, Герцберг. Колич школа 60-е годы св-на с появ-ем ЭВМ, ЭММ. Авторы рекомендовали применять теор вероят, ст-ку, игры моделир-е, чтобы разраб решение многовариантным методом.

Процессный подход Файоль в наст время У рассм как процесс(СХЕМА). На ней отражены осн или общ фун-ии У, установлено что у.деят цикличная, стрелки изображают связывание фун-йй. К ним относ 2 комуникации и У решения. Обмен инф присут-ет во всех ф-ях. В реал-ции всех ф-ий обязат-но применяется руковод.

Систем подход основан на теории с-м кот яв-сь в начале 20 века и в 60-х г стало примен-ся в М. сегодня это 1 из важн принц и подход У. с-ма – некот целостность кот состоит из взаимосв-х Эл-в. Кажд Эл-т имеет своё пред-е, ф-и, люб измен Эл-та обяз отразиться на с-ме в целом. Одни с-мы входят в др с-мы ком службы, входит в б с-му У. с-мы делятся на виды естеств, искус, по специфике, сист бывают эк, соц, полит, тех, и т.д. по степени связей СП со средой бывают открытые, закрытые исходя из этого сист подход означает что люб руковод-ль должен рассматривать орг как сов-ть Эл-в. Принимая любое управ реш, нужно проанализ-ть, подумать как оно отраз-ся на всей орг в целом(основатель друкер).

Ситуац подход 70г. ситуация-сов-ть обстоятельств, усл, Ф кот побуждают менеджера принимать опр реш. Суть этого подхода в том что принимая люб управ реш менеджер должен разбираться в ситуации, выбрать те действия кот подходят оптимально, а чаще всего это значит что нужны профе знания, науч рекомендации, аналит-е СП-ти в завис от сложности ?.

 

33. стратег. план-е как функция менеджмента, его необходимость и сущность. Этапы процесса план-ния.

В рез усложнения управ деят в ней происходит процесс диверсификации, т.е появ-ся разл типы М-та, типы профес У.

Стратег М-т – понятие в 70г 20в амер профессор И. Ансофф предложил все управ ф-и поделить на 3 гр: оператив, администр, стратег. Седня ч/б выжить в буд-м все ? св-ые с перспективам бизнеса отошли к компетенции рук-ва. Стала необх-ть отделить текущ проблемы от стратег направления. Стратег проблемы скрыть очень сложно, нужен глубокий анализ ситуации, нужны опр методики и профс-зм. Все это обусловило появ-е стратег М-та.

Стратег У – с-ма целенаправленных действий компаний д/обеспечения конкурентосп-ти в буд. Это такое У орг кот-е позволяет фирме выжить в долгоср перспективе. Основано такое У на инновац деят, на Мг, на эф исп-и чел ресурсов и быстрой реакции потр-ля.

Проблемы стратег У: не все фирмы седня решают проблемы стратег У т.к 1-несовершенное законод-во, 2-текучка, 3-стратег У дорогостоящее мероприятие, 4-усиливается ст-ть ошибок рук-лей.

Стратег план-е – разраб-ка стратег целей и путей их достижения, кот-е наз-ся стратегиями.

Стратег план-е – инструмент топ-менеджеров, кот-е решают ? эф исп-я фин ср-в и в процессе план-я пытаются найти ответ на ? куда мы хотим прийти в бизнесе ч/з 5 лет и как мы туда пойдем. Этапы: видение высшего рук-ва = анализ среды = разработка стратег цели в соотв-и с миссией = разработка и выбор стратегии (этапы стратег У.) = реал-ция стратегии = контроль и оценка реал-ции = видение высшего рук-ва.

К стратег план-ю относиться 1-3 этапа. Видение высшего рук-ва – перспективный взгляд топ-менеджмента, соб-в на будущее орг направления развития – картина того о том можно мечтать, то сост-ие бизнеса кот-ое можно создать при благоприятных усл-ия. Ни в каких док-тах оно не отражается. 1) анализ среды – занимает особое место и от объективности анализа зависит успех фирмы. Цель анализа внешней среды – выявить угрозы и возмо-ти, внутр-ей среды - выявить сильные и слабые стороны. Чтобы вести такой анализ соотве-щим службам нужно иметь соот-ую инфу. Инфа берется из офиц источников, из периодической печати научных статей, с помощью методов кабинетных исследований, метод полевых исследований. Эта инфа д.б полной, достоверной, актуальной и др. Д/оюощения добытой инфы исп-ют метод SWOT – состав-ся по отдельности эти стороны затем заполняют матрицу СВОТ – записывают 2-3 пункта. 2)стратег цель – отличается от др целей тем что она долгоср, соотв-ет миссии компании м в конечном итоге ее реал-ция усилит конкурентосп-ть орг, обеспечит высокие теипы роста, повысит кач-во прод, к-ру обс-я и др. 3)разработка стратегии. Стратегия – с-ма мероприятий направленных на достижение стратег цели. Документально она может отражаться в программе, проекте. F влияющие на развитие стратегии: состояние отрасли, позиция фирмы в отрасли, стратегия должна соотв-ть миссии, учит-ся интересы соб-ка высшего рук-ва, финансы, квал-ция персонала, обяз-ва фирмы по предыдущим стратегиям, вр F. Принципы разработки стратегии: нужно разработать такую стратегию, которая усилит позицию фирмы надолго; стратегия должна быть последовательной, четкой, гибкой; ну нужно отталкивать конкурентов, если в организации мало финансов и не будет сильного конкурентного преимущества; атаковать слабого конкурента выгоднее, чем сильного.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 231.