В практике управления качеством продукции используется ряд методов.
Рассмотрим основные методы более подробно:
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции [2 с. 67].
Основными целями стандартизации являются:
- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологический безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений содействие соблюдению требований технических регламентов;
- повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновений чрезвычайных ситуаций природного и технического характера;
- обеспечение научно-технического прогресса;
- повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
- обеспечение рационального использования ресурсов и взаимозаменяемости продукции;
- обеспечение технической и информационной совместимости и сопоставимости результатов исследований и измерений технических экономико-статистических данных [2 с. 69].
К характеристике стандартизации необходимо подходить не только как к виду деятельности. Стандартизация – одновременно и комплекс методов и приемов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его в качестве норм и правил.
В зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения документа стандарты различают по категориям:
- международный стандарт – стандарт, принятый какой-либо международной организацией по стандартизации (например, общепризнанными правительственными организациями в области стандартизации являются - ИСО (ISO) и МЭК (IEC)), статус данных стандартов – рекомендательный, добровольный;
- региональный международный стандарт – стандарт, принятый международной межправительственной региональной организацией по стандартизации, статус стандартов (для стран, входящих региональные объединения) – обязательный;
- ГОСТ – государственные стандарты бывшего СССР, действующие в качестве межгосударственных стандартов для стран – бывших республик СССР, применяются без переоформления по постановлениям национальных комитетов по стандартизации;
- ГОСТ Р – стандарты, применяемые Госстандартом РФ или Госстроем РФ, устанавливаемые на организационно-методические и общетехнические объекты, продукцию, работы, услуги, имеющее межотраслевое, общенародное хозяйственное значение;
- ОСТ – отраслевые стандарты, устанавливаются на аналогичные с ГОСТ Р объекты, однако имеющие сугубо отраслевое значение;
- СТО – стандарты научно-технических, инженерных общественных объединений, объектами которых являются новые оригинальные виды продукции услуг, методы испытаний, технологии, новые принципы организации и управление производством;
- СТП – стандарты предприятий, организаций, разрабатываемые самим предприятием, объектами которых могут быть детали, узлы и агрегаты изготовляемых изделий, нормы и правила в области организации и управления производством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчета, технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастка и инструмент [8 с. 143].
Сертификация – это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативными требованиями, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям».
Сертификация является основным средством в условиях рыночной экономики позволяющим гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации. С позиции государственных интересов, такой инструмент, как сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и услуг и гарантию безопасности их для потребителя, а с другой – не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата [2 с.97].
Подтверждение соответствия продукции и оказываемых услуг установленным требованиям является одной из составляющих механизма оценки из безопасности. В отличие от других способов оценки, подтверждение соответствия продукции применяется еще до того, как сертифицируемая продукция поступит на рынок.
Для проведения сертификации конкретной продукции и подтверждения ее соответствия определенным требованиям, установленным в нормативной документации, необходимо наличие разрешительных документов и предоставления неоспоримых доказательств ее безопасности [8, стр.133].
Любая система управления качеством основана на применении прогрессивных методов управления качеством, которые применимы к определенным стадиям жизненного цикла товара:
- статистическое регулирование технологических процессов, осуществляемое для технологического обеспечения требуемого уровня качества продукции;
- статистический приемочный контроль, по результатам которого принимается решение принять или отклонить продукцию;
- семь инструментов качества (метод расслоения, графический метод – диаграмма разброса, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма Исикавы, гистограммы, контрольные карты, контрольные листки), которые просты в использовании и могут применяться при осуществлении контроля качества на рабочем месте;
- создание кружков качества, которые формируются на предприятиях из числа работников, занимающихся на добровольных началах проблемами управления качеством [17 с.36].
Сведем прогрессивные методы управления качеством продукции в таблицу 2, применительно к жизненному циклу товара:
Матрица применения методов управления качеством
Таблица 2.
Методы управления качеством | Стадии жизненного цикла продукции | ||||
маркетинг | проектирование | Технологическая подготовка | производство | реализация | |
статистическое регулирование технологических процессов | + | ||||
статистический приемочный контроль | + | + | + | ||
Продолжение таблицы 2 | |||||
семь инструментов качества | + | + | + | + | + |
создание кружков качества | + | + | + | + | + |
Таким образом, в данном параграфе курсовой работы были рассмотрены основные методы управления качеством продукции, такие как стандартизация, сертификация, статистическое регулирование, статистический приемочный контроль, семь инструментов качества и создание кружков качества. Данные методы активно используются на современных предприятиях. В следующем параграфе курсовой работы рассмотрим методы управления качеством непосредственно на предприятии на примере ООО «Омега».
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА
ООО «Омега»
Дата: 2019-12-22, просмотров: 230.