Основные категории и понятия в области управления качеством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством продукции на ООО «Омега»

Обобщение и анализ работы предприятия ООО «Омега», проведенный в предыдущих параграфах данной курсовой работы, позволили выявить наряду с положительными сторонами и ряд недостатков, выделенный в предыдущем параграфе данной курсовой работы, исходя из которых можно предложить некоторое рекомендации по повышению уровня качества.

Направленность совершенствования действующей системы управления качеством продукции должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных строительных заказчиков. При этом необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных положений в системе управления качеством продукции:

- приоритеты в системе управления качеством продукции должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. Руководство ООО «Омега» должно доходчиво на основе экономического обоснования довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объемы производства – только на втором и настоять на выполнении этого подхода;

- повсеместно и постоянно подкреплять выше указанный подход проведением новой инвестиционной и инновационной политики, переходя от традиционного увеличения объемов производства к реконструкции, перевооружению и обновлению основных фондов и самой продукции, обеспечивающих существенное повышение качества продукции;

- ООО «Омега» обязательно должно иметь и осуществлять рациональную систему сбора, учета, обработки, анализа и хранения в течение определенного срока информационных данных о качестве своей продукции;

- для обеспечения требуемого качества каждого вида продукции на предприятии должна функционировать отдельная система управления качества продукции;

- улучшение материально – технического снабжения должно осуществляться умением, найти нужных поставщиков, повышением заинтересованности каждого поставщика и установлением с ними тесных контактов многопланового характера;

- управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться применительно ко всем стадиям жизненного цикла продукции;

- система управления качеством продукции может считаться эффективной тогда, когда выпускаемая продукция удовлетворяет требованиям потребителя и наличие эффективной системы управления качеством продукции признается потребителем;

- привлечение в группы качества значительно более широкого круга трудящихся и повышение их активности и эффективности работы;

- достижение ООО «Омега» уровня 6 σ в управлении качеством продукции;

- использование профессионалов в области управления качеством продукции при проведении всех работ по совершенствованию системы управления качества продукции.

Необходимо усовершенствование системы менеджмента качества на ООО «Омега».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате рассмотрения темы была достигнута цель курсовой работы и решены поставленные задачи, исходя из которых можно сделать следующие выводы:

1. Качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития, как человека, так и всего общества.

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был ясно выделен объект управления и определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс. Такими категориями являются:

- объект управления;

- цель управления;

- субъект управления;

- методы и средства управления.

Значение управления качеством продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки.

Если не уделять серьезного внимания управлению качеством, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

2. При анализе уровня качества на ООО «Омега», было выявлено, что данное предприятие использует такой метод оценки качества продукции как «Шесть сигм», в соответствии с которым уровень качества ООО «Омега» соответствует уровню 3σ. Повысить уровень качества можно с помощью технологических (установка нового оборудования, модернизация и наладка оборудования, изменения в технологии производства, использование оснастки и приспособления, изменение режимов работы, исходного сырья и т.д.), организационных (изменения в структуру организации, системы оплаты работников, уровня их подготовки, расстановки работников и т.д.), психологических (работа по совместимости работников, усталость от монотонной работы, эргономические мероприятия и т.д.) мер.

3. В ходе анализа качества продукции ООО «Омега» была выявлена необходимость управлять качеством продукции с помощью следующих мер:

- улучшать качество выпускаемой продукции во имя потребителя;

- собирать, анализировать и использовать информацию о качестве продукции для рационального управления качеством;

- улучшение матерально-технического снабжения цехов по производству продукции;

- применять методы управления качеством продукции на протяжении всего жизненного цикла продукции;

- достижение уровня качества продукции 6 σ.

Таким образом комплексная система управления качеством продукции, разрабатываемая и внедряемая на предприятии ООО «Омега» обеспечивает взаимосвязь технических, экономических, социальных, организационных и идеологических мероприятий. Управление качеством осуществляется на основе использования всех рычагов его стимулирования путем установления четких критериев эффективности деятельности подразделений предприятия. Оно представляет собой очередную, более высокую ступень организации работ по качеству. Эта ступень характеризуется переходом от решений, принимаемых на основе интуиции и практического опыта отдельных руководителей, к научным, формализованным методам управления на основе учета причино-следственных связей формирования качества выпускаемой продукции.

Направленность совершенствования действующей системы управления качеством продукции должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных заказчиков.

ГЛОССАРИЙ

 

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. (ГОСТ 15467-79)

Качество – способность совокупности собственных характеристик продукции, системы или процесса удовлетворять требования потребителей и других заинтересованных сторон (МС ИСО 9000-2000)

 Управление качеством – методы и деятельность, используемые для достижения уровня качества, удовлетворяющего требованиям стандартов, проектно-конструкторским, контрактным рыночным условиям.

Показатели качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество

Контроль качества - проверка соответствия количественных и качественных характеристик свойств продукции установленным техническим требованиям.

Организация контроля качества – система административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-технической документации.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования , направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции.

Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях в пользу и при участии всех заинтересованных сторон для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Сертификация – это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативными требованиями, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям».

 «Шесть Сигм» - это целевой показа­тель, соответствующий уровню максимально возможного совершенства в удовлетво­рении требований потребителей.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басовский, Л.Е. Управление качеством : Учебник /Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2004. -212с.

2.  Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация: Учеб.пособие для вузов/ Б.А. Бузов. – М.: ИЦ Академия, 2006. -176с.

3.  Бурчакова М.А. Управление качеством: учеб пособие. /М.А. Бурчакова, М.Ф Мизинцева. - М.: Изд-во РУДН, 2004.-200с.

4. Вачугов Дмитрий, Березкина Татьяна, Кислякова Наталья «Основы менеджмента» (http://www.classs.ru/library1/staff/vachugov/)

5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. (http://www.aup.ru/books/m77/)

6. Е.Л.ДрачеваА Л.И.Юликов «Менеджмент» (http://bibliotekar.ru/biznes-29/index.htm)

7. А.И.Орлов Менеджмент Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003. (http://www.aup.ru/books/m151/ )

8. Кузнецова Н.В. Управление качеством: учебно-методологический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организации». – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 266с.

9. Мазур, И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец-ти «Упр. качеством»:4-е изд. стер. – Москва: Омега – Л, 2007. – 400с.

10. Мельников В.П. Управление качеством: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Под ред. В.П.Мельникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352с.

11.  Миронов, М.Г. Управление качеством: учеб. пособие / М.Г. Миронов. – М: Проспект, 2007. -288с.

12. Мишин, В.М. Управление качеством: учебник для вузов /В.М. Мишин. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007г.- 464с.

13. Менеджмент организации: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. (http://www.aup.ru/books/m98/)

14. Пономарев Сергей «Управление качеством продукции». – (http://www.class.ru/library1/staff/ponomarev/)

15. Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2007. – 144 с.

16. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие.Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с. (http://www.aup.ru/books/m93/)

17. Управление качеством продукции: Учебное пособие. –Волгоград: Издательство Волгоградского университета, 2001-100с.

18. Управление качеством. Из материалов библиотеки А.В. Бандурина. – (http://www.cfin.ru/management/iso900/gm/index.shtm/)

19. Устав ООО «Омега»

20. Экономический толковый  словарь (http://econom.studentport.org/)

 

 

Основные категории и понятия в области управления качеством

Для полного раскрытия темы и подробного изучения основных категорий и понятий в области управления качеством для начала рассмотрим понятие качества.

Качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития, как человека, так и всего общества. В среде ученых и специалистов по вопросам качества существует достаточно большое количество определений данной категории. Рассмотрим некоторые из них:

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79) [8 с.12].

Качество – способность совокупности собственных характеристик продукции, системы или процесса удовлетворять требования потребителей и других заинтересованных сторон (МС ИСО 9000-2000) [8 с.12].

Таким образом, мы рассмотрели понятия «качество» и «качество продукции», и, в дальнейшем будем оперировать понятием «качество» приведенным МС ИСО 9000-2000 и понятием «качество продукции» приведенным ГОСТ 15467-79.

Исходя из предложенных выше понятий «качества» и «качества продукции», определим понятие «управление качеством продукции»:

Управление качеством продукции – это методы и деятельность, используемые для достижения уровня качества удовлетворяющего требованиям стандартов, проектно-конструкторским, контрактным рыночным ценам [20].

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был ясно выделен объект управления и определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс. В отношении управления качеством продукции следует выделить следующие категории:

1. Объект управления - качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

2. Цель управления - уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, требований безопасности и экологичности продукции.

3. Субъект управления - управляющие органы всех уровней и лица, обеспечивающие достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

4. Методы и средства управления - способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции:

- экономические методы, обеспечивающие создание условий, побуждающих коллективы предприятий изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы.

- методы материального стимулирования, предусматривающие поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции и взыскание за причиненный ущерб от ее некачественности.

- организационно-распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей.

- воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и т.п [17 с.26].

Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания - один из самых творческих моментов, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.

Помимо методов управления качеством продукции существуют формы управлении качеством продукции, которые формировались в процессе эволюции науки управления, и, последующая форма включает в себя предыдущую, измененную по причине эволюционных преобразований [17 с. 69].

Первой формой управления качеством продукции было индивидуальное управление, которое заключалось в том, что один работник (или небольшая группа) решал все вопросы создания, изготовления и контроля качества. Он нес всю ответственность за качество, ни с кем ее не разделяя. Данная форма управления качеством продукции характерна для индивидуальной и мелкокорпоративной трудовой деятельности [17 с. 70].

Следующей по эволюции формой управления качеством является цеховое управление, для которой характерно разделение функций и ответственности за качество как между отдельными рабочими, так и руководителями цеха, мастеров. Мастер определяет общие требования к качеству продукции, последовательность работ выдвигает требования к работе каждого и является ответственным за качество выполняемых операций. Данная форма управления качеством продукции используется современными предприятиями [17 с. 71].

Значение управления качеством продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки.

Если не уделять серьезного внимания управлению качеством, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов [14 с. 143].

Таким образом, в данном параграфе курсовой работы мы рассмотрели некоторые определения понятия «качества» и «качества продукции», вывели определение «управление качеством» и рассмотрели категории, метолы и формы управления качеством продукции.

Для рассмотрения качества с позиции потребителя необходимо рассмотреть показатели качества продукции методы их оценки, чем мы займемся в следующем параграфе курсовой работы.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 247.