Формирование рациональной системы управления предприятием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 «Структура управления предприятием», или «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категории и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также форма распределения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в её состав органами управления и работающими в них людьми [8,с.68].

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то, или иное количество специалистов, выполняющих определённые функциональные обязанности.

Существуют два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации [4,с.235-257].

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней [13,с.458-467].

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации, и её структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений).

Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия [13,с.458-467].

Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации [13,с.458-467].

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих её ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период.

Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

1 Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2 Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3 Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5 Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления [9,с.239,345-456].

Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредотачиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля.

Построение формальной структуры управления, в которой чётко определены роли, связи, полномочия и уровни, становятся императивом [9,с.239,345-456].

На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, (концерна, ассоциации и т.п.) происходит перераспределение управленческих функций (часть функций централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть [11,с.170].

Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровне. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников.

Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности [12,с.245].

2 АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ на ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»

2.1 Общая характеристика предприятия

В 1965-м году в новом корпусе технологической оснастки Мценского завода вторичных цветных металлов начал работать экспериментальный
участок, где была отлита первая колодка ручного тормоза для автомобиля "ЗИЛ-1ЗО". С этого участка, с этой детали и начался Мценский.
завод алюминиевого литья, отделившийся в 1966 году от завода «Вторцветмет». Он должен был обеспечивать цветным литьем Московский завод имени Лихачева.

Тогда, в 1966-м году, завод представлял собой несколько ещё недостроенных, но уже частично действующих небольших цехов. За первые полгода его существования
было освоено всего пять наименований деталей.
Коллектив  завода тогда насчитывал всего 900 человек.

В этом же году началось интенсивное строительство, возведено
здание автотранспортного цеха.

В 1967-м голу была сдана первая очередь корпуса кокильного
литья. Через год - вторая, в 1971-м году - третья.

Это было интересное и неспокойное время. Быстрыми темпами шло
строительство производственных корпусов, люди трудились, не покладая
рук, с энтузиазмом проводились субботники и воскресники.

В январе 1968-гo года  M3AЛ выпустил тысячу головок блока. Росли заводские корпуса, цеха оснащались новым отечественным и зарубежным
оборудованием.

3а первую пятилетку с1966 по 1971 г.г. своего существования завод набрал мощность на выпуск 20 тысяч тонн  алюминиевого литья в год. К этому времени предприятие работало бесперебойно.

Коллектив завода возглавлял первый директор — Д.Е. Корнаков

Численность предприятия в 1971-м году насчитывала 3305 человек.

Через пять лет после пуска завода началась реконструкция его цехов. Неообходимо было резко увеличить объём выпускаемой продукции. Приобреталось современное оборудование, монтировались поточные линии по отливке деталей.

Были приобре
тены и установлены кокильные станки итальянской фирмы "Фата", а также
 новые кокильные станки отечественного производства

В стержневом цехе были смонтированы автоматы японской фирмы «Нан
ива» для изготовления стержней в горячих ящиках. В термообрубном
проведена полная реконструкция производства с целью создания направленных грузопотоков. В результате выпуск продукции превысил объём, предусмотренный
проектом, более чем на пять тысяч тонн литья в год.

В 1975-76 г.г. цех литья под давлением из временных площадей был переведён в новое здание, оснащённое  современным оборудованием и машинами.

В конце семидесятых  годов были сданы мощности для нового вида литья: завод начал освоение выпуска продукции из серого чугуна стали. МЗАЛ был мощным развитым предприятием одним
из крупнейших в Орловской области. Завод выпускал более 200 наименований
деталей для автомобилей, которые поставлялись на головной
завод имени Лихачёва, на другие предприятия. Началась поставка изделий на экспорт – в 33 страны мира поставлялись запасные части к автомобилям «ЗиЛ». В цехах трудилось более семи тысяч рабочих, служащих, ИТР.

В 1980-86 г.г. дальнейшее развитие производства, расширение завода, поставка на головной завод отливок по основному техпроцессу для выпуска 50 автомобилей с дизельным двигателем. Освоено 25 наименований новой номенклатуры отливок. Внедрена в производство новая конструкция отливок V-образной головки. Техническое перевооружение в цехах цветного литья установка карусельной машины для отливки головка блока и трубы впускной. В цехе чугунного литья сдана в эксплуатацию одноэлектродная плавильная печь. Ведётся большая работа по совершенствованию соцкультбыта, в цехах строятся восстановительные центры (бассейн, сауна, процедурные кабинеты). Стал внедряться хозрасчёт в бригадах.

В 1987 году в инструментальном производстве внедрена технология восстановления пресс-форм при помощи порошковых металлов, возрастает стойкость оснастки. Строительство газоочистных сооружений в цехе чугунного литья. Сдана в эксплуатацию теплица на подсобном хозяйстве.

В 1988 году происходит рост выпуска товаров народного потребления. Сооружается плазменная печь в цехе чугунного литья. Строительный цех завода строит городские объекты – роддом, очистные сооружения.

В 1989 году увеличивается выпуск товаров народного потребления, перевооружение станкового парка. Открытие подросткового клуба «Современник».

На протяжении девяностых годов завод вел большое жилищное, социально-культурное строительство.

На северо-восточной окраине Мценска вырос целый микрорайон, большая
часть домов которого была построена МЗАЛом. Была создана, оздорови
тельная база, пионерлагерь в районе усадьбе Фета зимой превращался
в пансионат для отдыха работников МЗАЛа. Завод содержал на свои
средства пять детских садов, подростковые клубы, имелась сильная
футбольная команда.

B конце 1999 -начале 2000-х годов на заводе происходили сложные
процессы реорганизации, перестройки. Поменялась форма собственности,
предприятие стало акционерным обществом,  1 декабря 2000 года на базе МЗАЛa был создан Мценский литейный завод. В июне 2001 года он вошёл в состав управляющей компании «Мценский алюминий».

На ОАО «Мценский литейный завод» действует линейно-функциональная организационная структура управления.

Организационная структура управления ОАО «МЛЗ» представлена в Приложении А.

Линейно-функциональная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления [8,с.62].

Эти штабы могут:

-ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);

- находиться в нескольких уровнях управления;

- образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.

Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.

Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:

- возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников;

- точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров);

- способствует стандартизации, формализации и программированию процесса;

Недостатки:

- затрудняет горизонтальное согласование;

- с трудом реагирует на изменение.

 

 

 


Рисунок 2 – Линейно- функциональная структура

 


























Дата: 2019-12-22, просмотров: 240.