Как показывает опыт преподавания применения лекционно-зачетной системы при изучении ряда тем курса математики позволяет учителю излагать учебный материал крупными порциями и на этой основе высвободить время для повторения, обобщения и систематизации теории и решения задач.
Кроме того, такая организация занятий обеспечивает усиление практической и прикладной направленности преподавания и приобщение учащихся к активной работе с учебной литературой, повышения уровня их подготовки. Применительно к процессу обучения математики возможна следующая структура лекционно-зачетной системы: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-консультации, урок-зачет.
Уроки-лекции: как правило, это уроки, на котором излагается значительная часть теоретического материала данной темы. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д.
Лекционная форма проведения урока целесообразна в следующих случаях:
1) тема является мало связанной с ранее изученным материалом, то есть является практически новой для учащихся.
2) при подачи информации крупными блоками в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;
3) при рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;
4) когда объем теоретического материала велик, а задач к нему недостаточно;
5) при выполнении определенного вида заданий по одному или нескольким разделам, темам;
6) для обобщения и систематизации знаний по данной теме, так и по темам, изучаемым в различных главах, классах, связанных общей идеей;
7) применение математического аппарата к решению прикладных задач.
Тип лекции, ее структура определяется темой и целью урока. Лекция строится на сочетании этапов урока: организации, постановки цели и актуализации базовых знаний, сообщение материала учителем и усвоение его учащимися, постановка домашнего задания. Одна из особенностей школьной лекции заключается в том, что учитель непрерывно следит за процессом усвоения материала непосредственно на уроке, организовывает диалог с учащимися, элементы первичного контроля и дает оценку усвоения учащимися содержания лекции, возможен вызов учащихся к доске - привлечение учащихся к объяснению отдельных этапов. Лекционная форма занятий требует от учителя четкой организации учебной деятельности школьников, привлечение их внимания к содержанию лекции. С целью интенсификации учебного процесса на уроках желательно использовать технические средства обучения, различные таблицы, образцы решений, схемы, таблицы, подручный материал.
В отличии от вузовской практики лекционных форм эта работа проходит при активной роли учащихся.
Во-первых, они не пассивно воспринимают повествование учителя, а разбирают вместе с ним излагаемый материал, могут задать вопрос, попросить повторить непонятное.
Во-вторых, учитель в случае необходимости может организовать самостоятельную работу учащихся, предоставляя им возможность разобрать тот или иной вопрос по учебнику.
В-третьих, провести первичный контроль с целью получения информации об усвоении.
Урок-лекция
Тема урока: Случайные события.
Цель урока:
1) познакомить учащихся с понятием случайного события;
2) развить интерес к теории вероятностей, математики;
3) способствовать развитию логического мышления, воображения.
Оборудование: доска, мел, монетка, кубик, набор задач.
Структура урока.
Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.