Пересказ рассказа И.Д.Сытина «Котик»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Низкий уровень: от 1 до 7 баллов

Средний уровень: от 8 до 16 баллов

Высокий уровень: от 17 до 20 баллов

 

Ф.И. ребенка Общий балл Уровень выполнения задания
1 Ксения А. 7 Низкий
2 Варя Е. 6 Низкий
3 Таня С. 7 Низкий
4 Рома В. 11 Средний
5 Ангелина Г. 12 Средний
6 Полина Б. 11 Средний
7 Варя Х. 12 Средний
8 Лера К. 8 Средний
9 Данута К. 6 Низкий
10 Аня А. 13 Средний
11 Маша Т. 5 Низкий
12 Аня Ф. 7 Низкий
13 Вадим М. 10 Средний
14 Семен Х. 12 Средний

 

Таким образом, низкий уровень пересказа наблюдается у 6 человек (42% детей от общего количества в группе), средний уровень пересказа наблюдается у 8 человек (58%), высокий уровень пересказа у ребят не выявлен (0%). Исходя из полученных данных, можно сказать, что общее недоразвитие речи некоторым образом влияет на развитие монологической речи у детей, что обусловлено сложностью речевого на-рушения.

 

Наблюдение за речевой активностью детей в сюжетно-ролевой игре

«Дочки-матери»

 

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Низкий уровень: от 1 до 3 баллов

Средний уровень: от 4 до 6 баллов

Высокий уровень: от 7 до 9 баллов 

 

Ф.И. ребенка Общий балл Уровень выполнения задания
1 Ксения А. 6 баллов Средний
2 Варя Е. 3 балла Низкий
3 Таня С. 3 балла Низкий
4 Рома В. 6 баллов Средний
5 Ангелина Г. 6 баллов Средний
6 Полина Б. 5 баллов Средний
7 Варя Х. 9 баллов Высокий
8 Лера К. 5 баллов Средний
9 Данута К. 3 балла Низкий
10 Аня А. 6 баллов Средний
11 Маша Т. 3 балла Низкий
12 Аня Ф. 6 баллов Средний
13 Вадим М. 5 баллов Средний
14 Семен Х. 5 баллов Средний

 

Таким образом, низкий уровень речевой активности в игре наблюдается у 4 девочек (30% детей от их общего количества), средний уровень речевой активности в игре наблюдается у 9 человек (65%) и высокий уровень наблюдается у 1 ребенка (5%). Исходя из полученных данных, можно сказать, что общее недоразвитие речи влияет и на формирование диалогической речи у детей. Мы видим, что с низким уровнем связной речи у детей в игре больше, чем по результатам пересказа. Следовательно, мы можем сравнить полученные данные двух методов и сделать вывод о том, какой вид связной речи страдает больше у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДОВ НА ИССЛЕДОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ф.И. ребенка Монологическая речь Диалогическая речь Пострадавшее звено
1 Ксения А. Низкий Средний Монолог. речь
2 Варя Е. Низкий Низкий Оба вида
3 Таня С. Низкий Низкий Оба вида
4 Рома В. Средний Средний -
5 Ангелина Г. Средний Средний -
6 Полина Б. Средний Средний -
7 Варя Х. Средний Высокий Монолог. речь
8 Лера К. Средний Средний -
9 Данута К. Низкий Низкий Оба вида
10 Аня А. Средний Средний -
11 Маша Т. Низкий Низкий Оба вида
12 Аня Ф. Низкий Средний Монолог. речь
13 Вадим М. Средний Средний -
14 Семен Х. Средний Средний -

 

По результатам проведенного исследования мы получаем следующие диаграммы:

 

ДИАГРАМА I

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (в %)

 


Низкий уровень пересказа: 42%

Средний уровень пересказа: 58%

Высокий уровень пересказа: 0%

 


ДИАГРАМА II

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ (в %)

 

 


Низкий уровень речевой активности в сюжетно-ролевой игре: 30%

Средний уровень речевой активности в сюжетно-ролевой игре: 65%

Низкий уровень речевой активности в сюжетно-ролевой игре: 5%

 


ДИАГРАМА III

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРАВНЕНИИ (в %)

 

 


 

 

Страдает монологическая речь: 50%

Страдает диалогическая речь: 28%

Нейтральная позиция: 50%

 

Таким образом, можно отметить, что у детей среднего возраста с общим недоразвитием речи сложнее формируется монологическая речь (50%), чем диалогическая (28%), что в свою очередь объясняется речевыми нарушениями детей. Нейтральная позиция составляет 50%.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР. Мы увидели, как важна эта функция как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта и прежде всего для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. В силу важности и значимости овладения ребенком навыков связной речи необходимо всячески помогать его формированию. Овладеть связной речью дошкольники могут только в ходе систематического обучения под руководством педагога.

Я провела исследование монологической и диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя два метода (пересказ и наблюдение). Цель: выявить наиболее страдающую форму связной речи (монологическую, диалогическую).

Обработав полученные результаты, я обнаружила, что наибольшую трудность составляет формирование монологической речи (50% из группы детей), что объясняется сложностью речевого нарушения, которое сказывается не только на развитии связной речи, но и на усвоении всех языковых средств (звуковой культуры, лексики, грамматического строя).

Диалогическая речь у детей среднего дошкольного возраста с ОНР страдает значительно меньше (28%), чем монологическая, что связано с ее реактивным характером (диалог не требует развернутых предложений и дополняется мимикой, жестами, интонацией, ситуацией).

Нейтральную позицию занимают 50% детей, имеющие средний уровень развития монологической и диалогической речи.

Развитие речи невозможно без развития психических процессов: мышления, памяти, восприятия, воображения. Задержка в развитии психических процессов приводит к задержке речевого развития.   

Необходимо более углубленно изучать каждого ребенка для раннего выявления возможного нарушения. Необходимо уделять огромное внимание формированию связной речи (диалогической и монологической). Они являются важнейшей составляющей успешного обучения в школе, формирования личности в целом.

Необходимо проводить консультативную работу с родителями, расширять их знания о формировании и развитии речи детей, в т.ч. связной, ее значении для полноценного развития ребенка.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: кн. Для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2. Арушанова А.Г. Обучение родному языку и развитие речевого общения детей // - Как помочь ребенку войти в современный мир? Сб./ Под ред. Т.В.Антоновой. – М., 1995. – с.53.

3.  Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев, 1984.

4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие/ В.К.Воробьева. – М.:АСТ:Астрель: Транзиткнига, 2006.

5. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ О.С.Ушакова, А.Г.Арушано-ва, А.И.Максаков, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина. Под ред. О.С.Ушаковой. – М.:Изд-во «Совершенство». 2001.

6. Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Г.А.Любина. – Мн.: Науч.-метод. Центр учеб. КН. И средств обучения, 2002.

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1972.

8. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. М.,2000.

9. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989.

10 Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников //Логопод . 2006. №3.

    11 Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями.// Дефектология. -   

             1985, №5.

12  Программа для специальных дошкольных учреждений:

Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи/ Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз – Мн.: Нац. Институт образования. 2007.

13 Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи. – Мн.: Аверсэв, 2005.

14 Пятница Т.В. Социализация дошкольника через игру. – Мозырь: «Белый Ветер»,2004.

15 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.

16 Смолянко М.В. Коррекционная работа в дошкольных учреждени-ях/ М.В.Смолянко, Р.М.Лукина, Е.В.Вагуро, Н.М. Григорьева. – Мн.: Мастацкая лiтаратура, 2000.

17  Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.

18 Старжынская Н.С. Развiццё маулення дашкольнiкау. – Мн.: НМЦэнтр, 1998.

19 Старжинская Н.С. Учим детей рассказывать/ Н.С.Старжинская, Д.Н.Дубинина, Е.С.Белько. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2003.

20 Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А.В.Запорожца. М., 1976.

21 Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ О.С.Ушакова, Е.М,Струнина, Л.Г.Шадрина, Л.А.Колунова, Н.В.Соловьева, Е.В.Савушкина. – М.: Сфера, 2001.

22 Ушакова О.С. Страничка для родителей: речевые умения// - Карапуз/ Под ред. О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2002.

23 Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: для детей от 3 до 6 лет/ Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

24 Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 197

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОТОКОЛ ПО МЕТОДУ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Рассказ И.Д.Сытина «Котик»

Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и маслом. И стал котик толст, как Шарик.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.