ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация и методика исследования

Для проведения экспериментального исследования формирования связной речи у детей в сюжетно-ролевой игре я пригласила 14 детей с заключением общее недоразвитие речи (II-III ур.р.р.), посещающих я/с №2 г.Кобрина.

Для проведения эксперимента использовались методы:

· пересказ;

· наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери».

В основу проведения эксперимента были положены следующие параметры измерения уровня развития связной речи:

· выявление состояния монологической речи;

· выявление умения детей вступать в диалог.

Пересказ я проводила индивидуально с каждым испытуемым. Первоначально я объясняла задание, затем внимательно выслушивала детей и фиксировала результаты пересказа. /2.2/

Наблюдение проводила одновременно за всеми детьми в сюжетно-ролевой игре, организованной с помощью воспитателя, в течение 20 мин. Данные наблюдения заносила в таблицу, затем обрабатывала и получила некоторый результат. /2.2/

 Список испытуемых детей средней группы с ОНР (2-3 ур.рр.):

1. Ксения А.

2. Варя Е.

3. Таня С.

4. Рома В.

5. Полина Б.

6. Ангелина Г.

7. Варя Х.

8. Лера К.

9. Данута К.

10 Аня А.

11 Маша Т.

12 Аня Ф.

13 Вадим М.

13 Семен Х.

 

Пересказ рассказа И.Д.Сытина «Котик»

 

Пересказ направлен на определение уровня развития монологической речи. Для пересказа взяла рассказ И.Д.Сытина «Котик». Каждому ребенку дала инструкцию: «Сейчас я прочитаю рассказ «Котик». Внимательно слушай и постарайся его запомнить, а затем расскажешь мне».

  

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Пересказ оценивается по следующим параметрам: 1-самостоятель-ность, 2-точность и последовательность, 3-грамматически правильная передача содержания текста, 4-выразительность и эмоциональность речи.

 

 Максимальный балл за каждый показатель – 5; за пересказ – 20.

 

Низкий уровень: от 1 до 7 баллов

Средний уровень: от 8 до 16 баллов

Высокий уровень: от 17 до 20 баллов

 

При низком уровне ребенок не проявляет самостоятельности, пересказ ведет педагог, ребенок только вставляет отдельные слова, фразы, отвечает на вопросы.

При среднем уровне ребенок пересказывает рассказ, но допускает неточности, грамматические ошибки.

При высоком уровне ребенок проявляет самостоятельность при пересказе, речь связна и выразительна, без грамматических ошибок.

 

Наблюдение за речевой активностью детей в сюжетно-ролевой игре

«Дочки-матери»

 

Наблюдение использовала для исследования диалогической речи ребенка. Для этого составили план-схему наблюдение. (Приложение.)

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Речевая активность ребенка оценивается по следующим параметрам: 1-ребенок вступает в диалог со сверстниками или взрослыми, 2-рассказывает о предполагаемых действиях, игровом материале, использует развернутые высказывания, ролевую речь, 3- стремится к взаимодействию с детьми, инициатор игр.

 

Максимальный балл – 3; за все параметры – 9.

 

Низкий уровень: от 1 до 3 баллов

Средний уровень: от 4 до 6 баллов

Высокий уровень: от 7 до 9 баллов 

 

При низком уровне ребенок в основном играет в одиночку не замечает детей, находясь рядом с ними, не реагирует на их обращения, иногда во взаимодействии с партнерам использует предметные действия, мимику.

При среднем уровне ребенок в процессе игры чаще взаимодействует со взрослыми, чем со сверстниками, делает отдельные высказывания, задает вопросы по поводу выполняемых действий.

При высоком уровне ребенок в ходе игры рассказывает о предполагаемых действиях, стремится к общению с детьми, выступает инициатором игры, использует развернутые высказывания, ролевую речь.

Таким образом, с помощью используемых методов, направленных на исследование уровня формирования связной речи, можно сделать вывод о том, какие показатели развития связной речи страдают у детей.

 

Интерпретация полученных результатов

Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.