Символизм в новеллистке Эдгара Алана По
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Символизм в новеллистке Эдгара Алана По

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. Варианты интерпретации понятия «символ» в философско-научном контексте………………………………………………………………………………………….4

1.1. Исторические интерпретации понятия «символ»……………………………...4

1.2. Научное осмысление символа в ХХ веке………………………………………6

1.3. Критерии распознавания символа в тексте…………………………………….8

 

ГЛАВА 2. Природа символа в творчестве Эдгара Алана По………………………..11

2.1.  Биографический аспект в становлении идеостиля Эдгара По…………………11

2.2.  Творчество Эдгара По в контексте романтизма………………………………...13

2.3.  Самобытность и значение творчества Эдгара По……………………………….15

2.4. Символизм в поэтическом и прозаическом текстах писателя………………….16

 

ГЛАВА 3. Типы символа в новеллах Эдгара Аллана По…………………………….18

3.1. Символика в фантастических новеллах………………………………………….18

3.2. Психологические новеллы и новеллы «убийц»…………………………………22

3.3. Символика и детективный жанр………………………………………………….24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………26

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………...28

 

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Эдгара Аллана По (1809 – 1849) – одно из самых сложных явлений американской литературы, во многом и сейчас еще не осознанное до конца, несмотря на обилие исследований (особенно начиная со второй половины ХХ века).

Исследователей до сих пор поражает многообразие его творчества, глубина прозрений, которые стали понятны только в ХХ веке, новаторство в тематике и форме, причем все это наблюдалось сразу, с ранней юности, как будто писателем была прожита не одна кроткая жизнь, а много жизней всего его поколения.

Поэтому актуальность нашей работы заключается в том, что творчество Эдгара По до сих пор не осмысленно до конца и требует дальнейшего исследования.

Новизной работы можно считать сочетание методов исследования. Которые в совокупности своей дают новый взгляд на интерпретацию природы символа в произведениях Эдгара По. Также мы разграничиваем произведения в зависимости от степени абстрактности/ конкретности символов.

Объектом исследования является новеллистка Эдгара По, а его предметом – символика в новеллах Эдгара По.

Отсюда – проблема работы: в чем своеобразие символизма в новеллах Эдгара По?

Из нее логично вытекает и цель исследования: определить своеобразие символизма в новеллах Эдгара По.

Задачи, помогающие раскрыть данную цель, следующие:

1) Рассмотреть объем понятия «символ» и определить критерии распознавания символа в тексте.

2) Выявить особенности идеостиля Эдгара По и рассмотреть сходства и различия в символике поэтических и прозаических произведений автора.

3) Определить роль символов в новеллистке Эдгара По.

4) Выявить значение его творчества для последующего развития мировой и русской литературы.

Методология исследования: биографический метод, описательный, герменевтический, типологический, историко-литературный, структурно-семиотический

Общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения.

Структура курсовой работы: Введение, три главы, Заключение и Библиография.

 

ГЛАВА 1. Варианты интерпретации

Понятия «символ» в философско-научном контексте

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. В процессе развития культуры и науки понятие «символ» переосмысливается и дополняется, приобретает все новые трактовки: символ как архетип, как знак, как образ и т.д. Особенно важно в контексте нашего исследования понимание символа через призму романтического художественного мышления, так как произведения Эдгара По часто причисляются именно к данному типу мышления.

В качестве базисного определения в нашей работе мы опираемся на следующее: «Символ – это понятийная система, свернутая (или редуцированная) до одного элемента, обладающего статусом реального объекта» [22, c. 90]. При этом в исследовании учитывается и иной опыт определения символа.

Критерии определения символа в тексте часто туманны и неопределенны, как и само понятие. Однако мы опираемся на такие качества символа, как неравноположенность его по отношению к другим тропам, связь с определенной системой, парадигмальный способ построения в тексте, взаимоэквивалентность.

Так же отметим, что существуют авторская символика (построение системы символов в творчестве писателя или в определенном произведении) и общекультурная символика, имеющая давнюю историю.

2. Самобытность, неповторимость творческого наследия Эдгара По во многом определила его трагическая судьба. Трагизм, тоска, скорбь порождают тяготение писателя к художественной системе романтизма. Он принадлежит к поздним романтикам, что во многом определяет усложнение образа персонажа, где противопоставления ведутся уже не только на уровне «человек – толпа», но и на уровне внутренних психологических оппозиций.

При соблюдении всех формальных требований романтизма, Эдгар По все-таки часто не укладывается в его рамки, предвосхищая в своем творчестве искания символистов, футуристов, реалистов.

В своей творческой лаборатории писатель разрабатывает новые жанры, формы, образы, что влияет на последующее развитие мировой литературы (фантастической, психологической, символической, массовой).

В то же время именно символ играет большую роль во всех произведениях автора, как поэтических, так и прозаических. Отличие символа в поэзии – его идейная заданность, непрекословная обращенность к трансцендентному миру. Символизм прозы По более материален, нацелен на распознавание иррационального в этом мире.

3. В новеллах Эдгара По символизм неоднороден и выражается с разной степенью абстрактности. Так, если в большинстве фантастических произведений символы являются общекультурными и весьма абстрактными, в психологических новеллах, не утрачивая своей общекультурности, выражают неустойчивость расстроенного сознания, то в детективных новеллах степень абстрактности минимальна, а символы приобретают статус авторских и приближенных к конкретике.

Случается и так, что в новелле явный общекультурный символ достигает такой степени конкретики, что теряет свой статус символа и превращается лишь в факт действительности («Разговор с мумией»).

Символы в новеллах По отсылают нас к разным системам, в зависимости от замысла автора. Здесь просвечиваются и религиозная система, и философская, и система суеверий и, наконец, система, конструируемая в пределах авторского текста.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аверинцев С.С. Символ в искусстве // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т. — М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. — Т. 7. — 1972.

2. Бальмонт К.Д.. Гений открытия. - СПб.: ООО "Издательство "Кристалл"", 1999.

3. Бальмонт К.Д. Поэзия как волшебство//Бальмонт К.Д. Стозвучные песни: Избр. Стихи и проза. Ярославль, 1990.

4. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии//Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. - Л., 1991.

5. Блок А. Собр.соч.: В 8 т. М., 1962. Т. 5.

6. Брюсов В. Ключи тайн//Брюсов В. Собрание сочинений: В 7т., Т. 6, М., 1975.

7. Гадамер Г.-Х. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

8. Готье Т., Бодлер Ш. Искусственный рай. М, 1997.

9. Давыдова О.С. Рождение символа: от «Алой» к «Голубой розе». http://iai.rsuh.ru/print.html?id=51140

10. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. – М.: Флинта-Наука, 2002.

11. Ковалев Ю. Э.А.По. Новеллист и поэт. Л., 1984. 

12. Квятковский А. Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия. 1966 г.

13. Литературная энциклопедия терминов и понятий // Т.Н.Красавченко. - М.: НПК "Интелвак", 2003.    

14. Лосев А.Ф. проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1976,

15. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. - М., 1999.

16. Львов-Рогачевский В. Символ // Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1.

17. Машбиц-Веров И. Символ // Словарь литературоведческих терминов. С. 348-349.

18. По Э.А. Избранный произведения в двух томах. Том 2. – М., «Художественная литература», 1972.

19. По Э.А. Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе: Пер. с англ. / Э.А. По. - М.: НФ "Пушкинская библиотека", "Издательство ACT", 2003.

20. Созина Е.К. Теория символа и практика художественного анализа: Учебное пособие по спецкурсу.- Екатеринбург, 1998.

21. Ушакова Т. А. Символ и аллегория в поэзии Н. Гумилева // http://www.gumilev.ru/main.phtml?cid=5000147

22. Фарино, Ежи. Введение в литературоведение. Учеб. Пособие. – СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

23. Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М.,1992.

24. Юнг К.Г. К вопросу о подсознании//Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М., 1997.

Символизм в новеллистке Эдгара Алана По

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. Варианты интерпретации понятия «символ» в философско-научном контексте………………………………………………………………………………………….4

1.1. Исторические интерпретации понятия «символ»……………………………...4

1.2. Научное осмысление символа в ХХ веке………………………………………6

1.3. Критерии распознавания символа в тексте…………………………………….8

 

ГЛАВА 2. Природа символа в творчестве Эдгара Алана По………………………..11

2.1.  Биографический аспект в становлении идеостиля Эдгара По…………………11

2.2.  Творчество Эдгара По в контексте романтизма………………………………...13

2.3.  Самобытность и значение творчества Эдгара По……………………………….15

2.4. Символизм в поэтическом и прозаическом текстах писателя………………….16

 

ГЛАВА 3. Типы символа в новеллах Эдгара Аллана По…………………………….18

3.1. Символика в фантастических новеллах………………………………………….18

3.2. Психологические новеллы и новеллы «убийц»…………………………………22

3.3. Символика и детективный жанр………………………………………………….24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………26

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………...28

 

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Эдгара Аллана По (1809 – 1849) – одно из самых сложных явлений американской литературы, во многом и сейчас еще не осознанное до конца, несмотря на обилие исследований (особенно начиная со второй половины ХХ века).

Исследователей до сих пор поражает многообразие его творчества, глубина прозрений, которые стали понятны только в ХХ веке, новаторство в тематике и форме, причем все это наблюдалось сразу, с ранней юности, как будто писателем была прожита не одна кроткая жизнь, а много жизней всего его поколения.

Поэтому актуальность нашей работы заключается в том, что творчество Эдгара По до сих пор не осмысленно до конца и требует дальнейшего исследования.

Новизной работы можно считать сочетание методов исследования. Которые в совокупности своей дают новый взгляд на интерпретацию природы символа в произведениях Эдгара По. Также мы разграничиваем произведения в зависимости от степени абстрактности/ конкретности символов.

Объектом исследования является новеллистка Эдгара По, а его предметом – символика в новеллах Эдгара По.

Отсюда – проблема работы: в чем своеобразие символизма в новеллах Эдгара По?

Из нее логично вытекает и цель исследования: определить своеобразие символизма в новеллах Эдгара По.

Задачи, помогающие раскрыть данную цель, следующие:

1) Рассмотреть объем понятия «символ» и определить критерии распознавания символа в тексте.

2) Выявить особенности идеостиля Эдгара По и рассмотреть сходства и различия в символике поэтических и прозаических произведений автора.

3) Определить роль символов в новеллистке Эдгара По.

4) Выявить значение его творчества для последующего развития мировой и русской литературы.

Методология исследования: биографический метод, описательный, герменевтический, типологический, историко-литературный, структурно-семиотический

Общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения.

Структура курсовой работы: Введение, три главы, Заключение и Библиография.

 

ГЛАВА 1. Варианты интерпретации

Дата: 2019-12-10, просмотров: 252.