Тема 7. Наука как профессия. Идеалы и нормы науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Цель лекции: выявление особенностей науки как профессии, анализ идеалов и норм научного сообщества, а также состояния и перспектив развития науки в Казахстане.

       План:

1.    Наука как профессия и особый вид деятельности.

2.    Нормы и ценности научного сообщества.

3.    Приоритетные направления науки в Республике Казахстан. 

Основные понятия: профессия, призвание, вид деятельности, нормы, ценности, научный этос, приоритеты в развитии науки.

       Наука как профессия и особый вид деятельности. Наука превращается в сложный социальный институт к концу XIX века, когда ученые начинают систематически получать жалованье за свою работу. Происходит признание экономической значимости научной деятельности. Войти в научный дискурс может теперь далеко не каждый, для этого субъект должен обладать рядом социально установленных качеств (высшее образование, кандидатская степень, публикации и т. д.).

       Наука вырабатывает свой собственный этос – совокупность правил, соблюдение которых необходимо для каждого отдельного ученого, если он хочет остаться членом научного сообщества.

       Макс Вебер в статье «Наука как призвание и профессия» отмечает, что «в настоящее время отношение к научному производству как профессии обусловлено прежде всего тем, что наука вступила в такую стадию специализации, какой не знала прежде... отдельный индивид может создать в области науки нечто завершенное только при условии строжайшей специализации». Ученый-профессионал выступает как поставщик специализированных знаний и ответствен лишь за их достоверность и обоснованность. Ученый в качестве профессионала должен сознавать границы своей компетентности; моральные, эстетические, философские, религиозные предпочтения и оценки ученого считаются его личным делом и в науку сегодня не входят.

       Превратившись в профессию, наука стала техникой овладения внешними условиями мира и жизни. Она отвечает на вопрос: что надо сделать, чтобы результат был максимально эффективным, но вопросы о смысле деятельности человека и мира в целом не рассматривает.

       Нормы и ценности научного сообщества. Этос – комплекс норм и ценностей, воспроизводящихся от поколения к поколению и являющиеся обязательными для человека науки. Этос очерчивает круг допустимого возможного поведения в рамках науки как социального института. Научный этос связан с организацией отношений в научном сообществе, он конституирует, интегрирует и (важно) обеспечивает автономию научного сообщества. Общество не может и не должно вмешиваться в дела ученых, но ученые не могут и не должны вмешиваться в вопросы морали, богословия, политики и т. д. Сами участники научного сообщества делают вывод об адекватности их исследований и результатов по отношению к реальности, а не люди со стороны. Так научный этос развивался со времён первых научных сообществ (начало XVII века).

       Впервые научный этос описал Роберт Мертон в работе «Нормативная структура науки» (1942). Исходя из того, что истина есть главная ценность науки, он выделил следующие нормы:

- универсализм – убеждение в том, что изучаемое наукой явление происходит повсюду одинаково и истинность научных суждений должна оцениваться независимо от пола, расы, возраста и т. д.;

- коллективизм – научное знание свободно становится общим достоянием;

- незаинтересованность – первичным стимулом действий учёного является бескорыстный поиск истины; признание, вознаграждение есть следствия, а не цель;

- организованный скептицизм – каждый учёный несёт ответственность за то, что сделано им и его коллегами, и то, чтобы его оценки стали достоянием общественности. Нельзя слепо верить авторитету предшественников. С одно стороны уважение необходимо, но и скептическая оценка тоже должна иметь место.

       В этосе имеется механизм контроля за соблюдением норм. В научном этосе главная позитивная санкция – признание коллег, а негативная – игнорирование. По Мертону: если исследователь соблюдает правила, то он настоящий ученый.

       Приоритетные направления науки в Республике Казахстан.    Наименование тем (специализированных направлений) научных исследований в рамках приоритетов развития науки:

1.    Рациональное использование природных ресурсов, переработка сырья и продукции

- прикладные научные исследования:

•     технологии и методы восполнения минерально-сырьевой базы и водных ресурсов;

•     технологии разработки полезных ископаемых;

•     технологии переработки сырья и продукции;

•     технологии получения новых материалов;

•     проблемы экологии и рационального природопользования;

•     теоретические основы получения многофункциональных материалов и покрытий с заданным комплексом свойств.

- фундаментальные научные исследования:

•     теоретические основы комплексной переработки углеводородного сырья и рационального природопользования;

•     фундаментальные научные исследования в области переработки сырья и продукции;

•     рациональное природопользование и обеспечение равновесного экологического состояния окружающей среды Казахстана;

•     фундаментальные проблемы материаловедения.

2. Энергетика и машиностроение

- прикладные научные исследования:

•     возобновляемые и альтернативные источники энергии и энергетическое использование промышленных и бытовых отходов;

•     тепло- и электроэнергетика и энергоэффективные технологии;

•     ядерная и водородная энергетика;

•     влияние энергетического сектора на окружающую среду;

•     энергетическое и автомобильное машиностроение;

•     сельскохозяйственное и пищевое машиностроение;

•     нефтегазовое машиностроение;

•     горнорудное и металлургическое машиностроение;

•     машиностроение, автоматизация и робототехника.

- фундаментальные научные исследования:

•     фундаментальные научные исследования в области энергетики и машиностроения.

3. Информационные и телекоммуникационные технологии

- прикладные научные исследования:

•     информационные технологии;

•     телекоммуникационные системы и технологии;

•     интеллектуальные системы и технологии;

•     программно-технические комплексы и системы;

•     геоинформационные системы и технологии;

•     интеллектуальные робототехнические системы;

•     современные информационные технологии в научном и образовательном процессах.

- фундаментальные научные исследования:

•     фундаментальные научные исследования в области информационных и телекоммуникационных технологий:

•     теоретические основы математического моделирования технологических процессов.

4. Науки о жизни

- прикладные научные исследования:

•     новые технологии для решения проблем старения и продления жизни человека;

•     молекулярные, биохимические и клеточные основы живых систем;

•     научные основы повышения продуктивности и устойчивости растений и животных;

•     новые биопрепараты для медицины, сельского хозяйства;

•     развитие биомедицины и генной инженерии.

- фундаментальные научные исследования:

•     фундаментальные исследования в области химии и биологии.

5. Интеллектуальный потенциал страны

- фундаментальные исследования в области социально-экономических и гуманитарных наук:

•     исследование социально-экономических условий развития наукоемких конкурентоспособных производств (экономик);

•     исследования в области реализации социальной и экономической политики государства в современных условиях;

•     актуальные проблемы социальных и общественно-гуманитарных наук и междисциплинарные исследования.

- фундаментальные исследования в естественно-научной сфере:

•     фундаментальные исследования в области математики, механики, физики.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 418.