Тема 5. Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития истории и философии науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Цель лекции: критический анализ основных концепций неклассического и постнеклассического этапов развития науки.

       План:

1.    Эпистемология неокантианства: баденская и марбургская школы.

2.    Позитивистская традиция в философии науки.

3.    Постмодернизм и наука.

                   Основные понятия: эпистемология неокантианства, социогуманитарное знание, позитивизм, постмодернизм.

 

       Эпистемология неокантианства: баденская и марбургская школы. Неокантианство – направление в немецкой философии второй половины XIX - начала XX веков. Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны» (1865) в условиях кризиса философии и моды на материализм.

В неокантианстве различают Баденскую школу (Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла и Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук.

       Баденская школа неокантианства связана с именами Вильгельма Виндельбанда (1948–1915 гг.) и Генриха Риккерта (1863–1939 гг.). Разрабатывала в основном вопросы, связанные с методологией гуманитарных наук.

       Идеи Г. Риккерта и В. Виндельбанда оказали большое влияние на формирование понимающей социологии М. Вебера, на развитие современной американской социологической мысли, на общую эволюцию методологии исторических наук.

       Знаменитую марбургскую неокантианскую школу, которая на целые десятилетия стала центром притяжения для философов разных стран, создал профессор Марбургского университета Герман Коген. Ключевой тезис Марбургской школы гласил, что все последние открытия в науке и сам характер современной научно-исследовательской деятельности неопровержимо свидетельствуют об активной конструктивной роли человеческого разума во всех сферах жизнедеятельности. Разум, которым наделен человек, не отражает мир, а, наоборот, творит его. Он вносит связь и порядок в дотоле бессвязное и хаотичное бытие. Без его созидательной упорядочивающей деятельности мир превращается в ничто, в темное и немое небытие. Разум – это имманентный человеку свет, который, подобно прожектору, высвечивает вещи и процессы в окружающем мире, придает им логику и смысл. «Только само мышление, – писал основатель марбургской школы Герман Коген, – может породить то, что может быть обозначено как бытие».

       Историческое и актуально-эвристическое значение неокантианства заключается в том, что оно внесло существенный вклад в современную эпистемологию, философию науки, методологию социогуманитарного знания, философию языка, философию мифа, философию культуры.

Позитивистская традиция в философии науки. Позитивизм – (от лат. positivus – положительный) – философское направление XIX-XX вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений. В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении философской мысли.

Родоначальником позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857 гг.), который в своих программных трудах «Курс позитивной философии» и «Дух позитивной философии» сформулировал основные положения позитивизма. Идеологическое кредо первой формы позитивизма – прогресс и порядок.

Эти черты сохранились во втором позитивизме, который приобрел широкую популярность в научных кругах в конце XIX - начале XX вв. Лидером позитивизма в этот период становятся австрийский физик и философ Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус, придавшие позитивизму новую форму, получившую название «махизм», или «эмпириокритицизм». Отличие данной стадии от предшествующей в том, что основная задача философии – не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания.

Третий всплеск интереса к позитивизму проявился в начале XX века, когда сформировался и быстро завоевал широкую популярность неопозитивизм, или логический позитивизм. Его отличительная особенность состоит в том, что при сохранении основных установок позитивистской философии он широко использует аппарат математической логики для формулировки и решения философских проблем. Наиболее известные представители логического позитивизма: Бертран Рассел (1872–1970 гг.) – английский философ, логик, математик, который считал, что к любой философской проблеме необходимо подходить с позиций ее анализа средствами математической логики и Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.) – автор «Логико-философского трактата» и другие.

На смену методологии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм. Постпозитивистский этап в развитии методологии научного познания представлен трудами таких философов, как Карл Поппер (1902–1994 гг.), Томас Кун (1922–1996 гг.), Имре Лакатос (1922–1974 гг.) и другие. Многообразие концепций философии науки, разработанных в рамках постпозитивизма, вызвало много новых проблем. Результатом этого стало осознание безнадежности создания общепризнанной теории, описывающей строение и развитие науки. Данное обстоятельство повлияло на завершение очередного этапа в философии позитивизма – постпозитивизма.

На сегодняшний день постпозитивизм во многом утратил свое былое значение. Это связано с тем, что создание общепризнанной теории развития науки зашло в тупик. Наличие дискуссий, содержащих в рамках самого постпозитивизма множество противоречивых точек зрения, еще раз показало плюралистический характер философского знания.

       Постмодернизм и наука. С 70-х годов ХХ века неклассическая наука, сложившаяся на рубеже Х1Х-ХХ веков, сменяется постнеклассической наукой. Рождается новый тип знания, принципиально отличный от того, который принято называть классической наукой, или наукой Нового времени. Он характеризуется повышением субъективности, гуманистичности, самокритичности, пересмотром таких его классических характеристик, как объективность и истинность.

       В классическом типе научности критерии научного познания таковы, что внимание исследователя сосредотачивается на характеристике объекта при элиминации всего того, что связано с субъектом. Неклассическая рациональность учитывает соотнесенность характеристик объекта и средств познания, используемых субъектом. Постнеклассический тип соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с целевыми установками познающего субъекта.

       Проблема корреляции постмодернизма и современной науки была поставлена Ж.-Ф. Лиотаром (1979). Сегодня совершенно очевидно существование параллелей между постнеклассической наукой с ее неопределенностью, неполнотой, неверифицируемостью и принципиальными методологическими установками постмодернизма. «Модерный» мир, в том числе и социальный, организовывали категории детерминизма, универсальности, определенности и направленности развития. Постмодернистская социальная теория использует категории неопределенности, нелинейности, многовариантности. В ней происходит примирение с сущностно плюралистической природой мира и ее неизбежным следствием – амбивалентностью и случайностью человеческого существования.

       Синергетика дает своего рода «естественнонаучную» легитимацию идеям постмодернизма. Их резонанс способствует утверждению нового мировоззрения, новой методологии познания, ускоряя распад классических стадиально-линейных моделей истории, выработке новых подходов к ней как принципиально открытому, вариабельному, альтернативному процессу, необходимо предполагающему «выбор».

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 555.