Тема 6. Структура и уровни научного познания. Методология науки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Цель лекции: выявление структуры научного знания, анализ методологии научного познания. 

       План:

1.    Научное знание как сложная развивающая система.

2.    Многообразие методов научного исследования.

3.    Современная методология научного познания.

                   Основные понятия: классификация наук, философские методы, общенаучные методы, частные методы, методики научного исследования.

 

       Научное знание как развивающаяся система имеет сложную структуру. Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика. Эта идея была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый ре-зультат». Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение: миф – преднаука – классическая наука – неклассическая – постнеклассическая.

       Наука как развивающаяся система, включает в себя ряд частных наук, которые в свою очередь подразделяются на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук.

       По предмету и методам познания выделяют науки о природе – естествознание (механика, физика, химия, геология, биология), науки об обществе – обществознание (социальные, гуманитарные науки) и науки о познании, мышлении (логика, гносеология, эпистемология, когнитология и др.). Отдельную группу состав-ляют технические науки. Своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению.

       Структура научного знания может быть представлена как единство двух его основных уровней – эмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимно переходят друг в друга. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому, что характерно для эмпиризма и схоластического теоретизирования.

       С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания выделяются следующие компоненты:

- субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, в конечном счете – общество в целом;

- объект (предмет, предметная область) – то, что изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении;

- система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов;

- свой специфический язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

       Многообразие методов научного исследования. Одна из важных особенностей научного познания состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины – методологии. При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектический метод.

2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. И своеобразие, и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез – на заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

3. Частные, или специальные, методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.

4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.

       Современная методология научного познания. В качестве парадигмальной теории современной науки выступает синергетика, изучающая процессы самоорганизации и поведение открытых неравновесных систем. Окончательно уходят в прошлое классические представления о равновесности, однородности и устойчивости как характерных особенностях мироустройства. Мир предстаёт как лишенный гарантий стабильности, появляется новое видение мира, в котором особая роль придаётся элементам случайности, неустойчивости и необратимости. Объектами научного исследования становятся сложные системы, характеризующиеся открытостью (способностью системы к обмену веществом и энергией с окружающей средой), нелинейностью (наличием в системе множества путей ее эволюции), когерентностью (согласованностью взаимодействия элементов) и самоорганизацией (присутствием процессов самоструктурирования, саморегуляции и самовоспроизведения).

       Вместе с синергетическим видением мира в современную науку входят такие понятия как хаос, бифуркация, диссипативные структуры, аттракторы, фракталы. Новая научная парадигма основана на утверждении нелинейности в качестве фундаментального концепта, который проявляется в идеях многовариантности и альтернативности путей эволюции, понимании конструктивной роли нестабильности и случайности. Базовыми идеями, на которые опирается синергетика, являются представления о становлении порядка через хаос, бифуркационных изменениях, необратимости времени и неустойчивости сложных систем.

       Синергетика представляет собой междисциплинарную область знания, которая направлена на выявление общих закономерностей процессов самоорганизации. Следует отметить то, что принцип самоорганизации рассматривается как универсальный закон для неживой природы, биологических и социальных процессов. Явление самоорганизации признаётся изначальным свойством движущейся материи, что представляет нам ещё одно исходное допущение неклассической науки.

       Синергетика дала основание для совершенно нового понимания взаимоотношения научного и вненаучного (религиозного, философского, мифологического, обыденного) мышления. Те представления о времени и пространстве, о роли случайности, о хаосе, характерные для архаического мышления, которые прежде рассматривались классической наукой как антинаучные, не имеющие отношения к познанию реальности, получают в синергетике своеобразную реабилитацию. И.Пригожин и И.Стенгерс делают попытку соединить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам и восточную традицию с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 383.