Снятие классических оппозиций во фрактальной логике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самоподобие фрактала снимает оппозиции внутреннего и внешнего, части и целого, единичного и общего, о которых мы говорили в первой части работы. Это хорошо видно на примере древнеегипетского храма, который представляет собой модель мира. Рассмотрим, как самоподобие выражается на логическом уровне. Это позволит связать фрактал с рассуждениями второй части работы об элементах и множествах. Итак, самоподобие в логике – это самопредикативность, или саморефернтность. Мы можем прояснить ее смысл на примере описания классической причинности, выраженной субъект-предикатным языком логических форм, и причинности магической, используемой в заклинаниях.

Причинность в сознании современного человека связана с течением времени и разворачивается линейно. Алгоритмически это может быть выражено так:

1) i:=1;

2) := ;

3) := ;

4)  → ;

5) i:= i+1;

6) Goto 3,

где  – это причина, – следствие; , , , , … – какие-то конкретные события в мире. Запишем несколько циклов алгоритма:

1) i:=1; := ; := ;  → ; i:=2;

2)         := ;  → ; i:=3;

3)              := ;  → ; i:=4.

Следствие становится причиной на каждом витке цикла, и само влечет следствие. Операция присвоения устанавливает соответствие между метапеременной и тем значением, которое в нее попадает. Это соответствие и есть отождествление. Разница между свойствами и предметами в классической логике обеспечивает невозможность отождествления субъекта и объекта, соотносящихся лишь на уровне принадлежности к одному классу, признаку, предикату. Более того, такому отождествлению препятствует то, что причинно-следственный ряд связан внешним метаязыковым правилом подстановки значений–необратимостью времени: закон причинности один, но в истории ни одно явление не повторяется.

В мифе нет линейного необратимого времени, нет метауровня и принципа организации, внешнего по отношению к явлениям. Вместо внешней организации мы предложим термин «самоорганизация» для описания причинности в мифологическом мышлении. Он лучше всего подходит на роль альтернативы внешнему организующему закону.

Опишем, как будет представлено заклинание остановки крови в ее обобщенной формулировке «заболей болезнь» в классической логике: когда болеет тело человека, болезнь воспринимается как его состояние, предикат. В словосочетании это состояние само должно впасть в какое-то состояние. Пусть Р = «болезнь», S – тело, тогда заклинание «заболей болезнь» примет логическую форму (P(P))(S). Она содержит ошибку, так как включает самопредикативность, которая в логике запрещена. Если же расставить скобки верно, то получим P(P(S)), «заболей больной»,–противоположный смысл. Одним из выходов было бы введение предиката второго порядка: Р1 – «болезнь тела», и Р2 – «болезнь болезни». Но тогда, сказав что это разные предикаты, мы бы потеряли суть заклинания, его «бумеранговость». То есть самопредикативность – это и есть его суть.

Хотя можно легко заметить, что «подгонка» мифологических реалий под логическое описание на первом же шаге привела к «сбою» понимания: Болезнь воспринимается как состояние человека современным сознанием, но в мифе – она есть конкретное реальное воплощение одушевленной силы. В заклинании любая болезнь сопричастна силе Болезни, которая, с одной стороны, всегда одна и та же, с другой – имеет волю, на которую и пытается повлиять магическое действо. Ее сущность постоянна, хотя она может иметь разные обличия, через отождествление с ней причина и следствие оказываются не зависимыми от внешней сетки времени, и легко могут меняться местами. Вместо универсального закона – потоки волевых сил. Если односторонний закон отвечает на вопрос «как?», то магия всегда под собой подразумевает двустороннее отношение с «кто». В законе причина и следствие – это метаязыковые переменные, под которые подпадают различные индивидные константы. В магической «партиципации» причина и следствие отождествляются в одном генеалогически более сильном явлении, а потому как проявления одного и того же – обратимы.

В классической логике мы постоянно имеем дело с иерархией уровней типов, самореферентность же – источник всех парадоксов и проблем («Парадокс – это самореферентное суждение, суждение о суждении»). Фрактал же – «самореферентная рекуррентная процедура»[119], то есть такая процедура, которая делает возможной непротиворечиво работать с самореференцией, на которой строится операция магического отождествления.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 217.