Сильные личности на конвейере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Идеальный лидер существует только в теории», – писал Фридрих II, король Пруссии, в своей работе ''Основные принципы войны''. «Главная квалификация генерала заключена в его чистой голове, которая правильно воспринимает ситуацию, не поддается ослеплению и не парализуется хорошими или плохими новостями», – указывал Наполеон. Именно эти афоризмы великих полководцев с немецкой педантичностью были взяты на вооружение пропагандистами Рейха в качестве критериев оценки.

''Ключевой вопрос современности состоит в том, чтобы уяснить себе, можно ли создать вождя или им все же нужно родиться?» – писал военный психолог Теобальд фон Шефер (1876-?). В процессе своих теоретических разработок он сам же приходил к выводу, что тренировок на плацу или при штабе явно недостаточно, ибо способности к вождизму являются врожденными. Для иллюстрации своих умозаключений автор вновь обращался к саркастической ремарке Фридриха Второго: «Мул, который протащил принца Евгения сквозь десять успешных кампаний, никогда не был хорошим тактиком. К стыду всего человечества я вынужден заявить, что большинство профессоров, не способствовавших прогрессу, также являются мулами''. В духе классической парадигмы гербартианства великий немецкий полководец Хельмут Мольтке (1800-1891) также любил повторять боевой призыв: «Цель ясна, задачи поставлены, теперь всеми силами вперед».

Еще основоположник расовой теории Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882) в своей базовой работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1855) сделал важнейшее психологическое открытие, имеющее прикладной расовый характер: «Только у белой расы можно встретить силу воли, основанную на здравости суждений. Энергичная натура стремится к цели, потому что четко понимает свою выгоду или необходимость. В мирных делах это качество выражается в такой же степени, как и в делах ратных. Если белая раса, в чем нет никаких сомнений, более мужественная, чем остальные, то она проявляет такие же качества и в труде, и в искусстве, и в науке. Ее мужество не связано с возбуждением нервной системы, как это имеет место у других народов, которые не имели или утратили это качество. Превосходство арийцев не связано с исключительным развитием моральных качеств – оно заложено в принципах, из которых вытекают эти качества».

Эти соображения расовой психологии были прекрасно усвоены впоследствии немецкими разработчиками теории вождизма и оформлены в качестве основного расового критерия, на базе которого и осуществлялся отбор вождей всех уровней для нужд нового Рейха. Систематическая структура качеств для их отбора была оформлена следующим образом:

1. Позитивная воля. На политическом жаргоне национал-социализма это было ключевым понятием и означало способность к волевому ответу на приказания вышестоящего прирожденного вождя. Этот принцип «активного послушания» нашел свое воплощение как основная модель психофизиологии вождизма во всем национал-социалистическом движении. Достаточно вспомнить хотя бы даже десятки советских художественных фильмов о Великой Отечественной войне, где немцев традиционно представляли как вышколенных дураков, испытывающих трепет благоговения перед любым вышестоящим начальством и стремглав бросавшихся исполнять любые приказания. Естественно, это была неумелая пародия на важнейший аспект реальных психологических исследований феномена вождизма, в соответствии с принципами которого на основе сложнейших и разнообразных тестов выбирались личности, способные к индивидуальному лидерству. Подлинного прирожденного вождя оценивали на способность преодолевать поражения, точно так же и лидеров более низких ступеней иерархии подбирали по принципу ''позитивной воли'', в соответствии с которым оценивали их способность к качественному, силовому и инициативному развитию воли прирожденного вождя. Качество воли и ее индивидуальная специфика, таким образом, являлись универсальным мерилом любого активного члена движения, независимо от его ранга. Профессора психологии Нарцисс Ах (1871-1946) и Рихард Крейпе (1885-?) впервые создали уникальную систему тестов оценки «позитивной воли». Кроме того, Н. Ах развил целое метафизико-психологическое учение – «теорию новой воли».

2. Решительность. Под этим понятием профессор Ах понимал динамическую способность к достижению цели в совокупности с творческими подходами. Активность в принятии решения вместе с нетрадиционностью принципов его принятия - это, по мнению немецких психологов, и составляло неотъемлемую часть психофизического облика любого вождя. Натиск и творчество - вот что такое вождь. Именно природная ловкость объединяет такие характеристики, как реалистичность, темп и способность к самоорганизации, через синтетическое развитие которых создаются параметры человека нового типа.

3. Оперативное мышление. Это понятие обосновал и развил Эрих К. Цилиан (1902-?). В данном случае понималось, что умственные способности неразрывно связаны с полным комплексом психофизических характеристик всего организма в целом. Следовательно, способность планирования лидером собственного поведения должна оцениваться на основе прочих врожденных параметров.

4. Умственная эластичность. Это умение выживать наиболее подходящим способом в любой ситуации во имя достижения главной цели. Ганс Нюбер (1898-?) говорил, что «современные вожди должны, в частности, быть наделены умственной эластичностью, так как политические и дипломатические процессы требуют постоянного оперативного вмешательства». Умение адаптироваться к любой ситуации и менять методы борьбы в зависимости от требований насущного момента считались принципиальной отличительной чертой вождей Третьего Рейха.

5. Математическое мышление. Эта способность также рассматривалась как одна из неотъемлемых частей психологического портрета вождя нового типа и разрабатывалась усилиями Рудольфа Риттера (1877-?).

6. Характер. В его основе особенно оценивались «честность», «прямота», «идеализм» в совокупности со способностью к самокритике, ибо эти характеристики также отличают настоящего лидера. Психологической разработкой целого интегрального набора этих качеств занимался, в частности, Макс Симонайт.

Отдельной проблемой было исследование всех возможных ловушек на пути создания вождя. К числу таких потенциальных опасностей, подстерегающих волевого человека на пути его становления, были отнесены:

1. Утомляемость, которая является результатом действия груза огромной психологической ответственности и аккумуляции всех сил в борьбе, а также концентрации вождем своих представлений о власти.

2. Переоценка собственной персоны также могла, по мнению немецких разработчиков технологии вождизма, привести к фатальному разрыву в «психологическом контакте» между лидером и его последователями, а это в свою очередь чревато распадом всей иерархии власти и превращении ее в безжизненную махину тирании и деспотизма, которая разрушится при первых же внешних неудачах. Этот аспект проблемы разрабатывал Рихард Леман (1896-?).

Какими же должны быть предосторожности и характер предупредительных мер, позволяющих избежать развития психологических недостатков профессионального вождя?

Ганс Люффт (1892-?) говорил в этой связи, что «все сверхъестественные дарования вождя не могут быть использованы, когда он находится в состоянии непроходящего переутомления. Тогда вождь перестает быть вождем». Усталость может быть следствием хронического недосыпания, усиленного монотонностью деятельности лидера, а также необходимостью при этом постоянно принимать неординарные творческие решения. В высших интересах самого вождя и максимального использования его потенциала необходимо «научиться индивидуально восстанавливать умственную эффективность при каждом удобном случае». Люффт ссылался на трагический пример генерала Людендорфа и соглашался с военным психологом Гансом фон Хентигом (1886-?), что полное умственное и психическое истощение офицерского корпуса содействовали поражению Германии в Первой мировой войне. Данный комплекс проблем был представлен следующим образом.

1. Недостаток сна. Люффт подтверждал общее мнение, что вождь должен приучить себя к шести-восьмичасовому сну для оптимальной регуляции циклов «работа-отдых» и, если это возможно, обходиться без специальных стимуляторов активности. Этот период абсолютного отдыха должен быть уважаем и соблюдаем его ближайшим окружением, и никем не должен быть нарушаем до естественного прерывания. Точно так же нужно учитывать, что пересыпание больше вредит организму, чем его хронический недостаток.

2. Ослабление творческих потенций. Хроническая усталость может вызвать энервацию (изнеможение) вождя, что повлечет за собой неминуемый распад всей созданной им политической или военной иерархии. У подчиненных исчезнут мотивы к уважению лидера, а это категорически недопустимо. Вождь должен регулярно сообщать всей своей иерархии подчинения витальный тонус. Поэтому сам переход от работы к отдыху не должен вызывать у него чувства горечи или разочарования. Во время этого переходного периода вождь должен позволять себе удовольствие от занятий спортом, при полном переключении интересов с основной работы, чтобы все биологические ресурсы организма были временно направлены на поддержание психофизической формы. Лучше всего использование комплексного отдыха в сочетании с различными видами спорта и непременными водными процедурами. Активное времяпрепровождение должно сочетаться с принятием здоровой пищи, здоровым сном и общением с близкими друзьями в неформальной обстановке. Все это способно улучшить морально-волевой настрой вождя и придать ему новые силы.

3. Монотонность и рутина лидерства. Они в свою очередь ведут к потере стимулов к руководству и притупляют сам вкус власти. Это также чревато негативными последствиями как для самого вождя, так и для всего его окружения. Необходимость постоянно принимать решения и вращаться в кругу одних и тех же людей ослабляет остроту его восприятия и постепенно начинает отрицательно сказываться на самооценке. Этого можно избежать, если заняться легкими видами спорта, например, теннисом, волейболом или шахматами, которые предусматривают частую смену партнеров, что ведет к развитию умственной эластичности. Музицирование, искусство, эстетический отдых, смена окружающей обстановки, изучение новых методов и принципов науки также благоприятно сказываются на умственной энергетике вождя, придавая доходчивость его суждениям и легкость их восприятия подчиненными.

Философскую канву технологии вождизма наиболее полно разработал Эрих Рудольф Енш, который указывал на необходимость постоянного обновления лидером своего идеологического арсенала. В биофилософском ракурсе вождь должен быть уподоблен хищнику, питающемуся свежей кровавой мякотью активных доктрин, а не тухлой падалью дискредитировавших себя устаревших иллюзий. Он писал: «Один тип душевной культуры определяет в каждую эпоху национальный характер. Главное занятие нашей эпохи – это исцеление основного национального типа. Идеи сами по себе бессильны и бесплодны, если они не связаны с физическим бытием. Только в чистой плоти и крови могут благополучно развиваться чистые идеи. Необходим поход против старого, смешного и бессильного идеализма. Этот идеализм следует подковать снизу, чтобы придать ему устойчивость и силу. Достойны уважения только сильные идеи, которые могут господствовать и побеждать. Мир идей человека зависит не только от духовных факторов, но и от его общего бытия. Это общее бытие включает в себя и физическое бытие как предпосылку идейного мира. Надо сохранять в чистоте это общее бытие человека, включая и физическое, чтобы сохранить чистоту идей. Наконец, следует внести изменения в мир идей, недостаточно одни идеи заменить другими. Этого недостаточно также и для того, чтобы сохранить в чистоте новые идеи. Но то и другое непременно требуют изменения общего бытия. Учение о крови и расе представляет собой самую острейшую противоположность всех современных форм философского идеализма, которые утверждают примат сознания и идей над бытием. В действительности существует обратное отношение. Учение о крови и расе доказывает примат человеческого общего бытия, включая и его элементарные, особенно врожденные детерминации над миром идей. То же самое доказывает и современная психология, устанавливая нерасторжимую связь между самыми элементарными и низшими психофизиологическими процессами и самыми высшими формами идейной жизни. Поэтому не должно быть бездны между психологией и автохтонной расовой биологией: обе должны работать рука об руку».

Свою философскую концепцию вождизма Енш называл «реалистическим идеализмом». Таким образом, был сделан вывод, что вождь представляет собой концентрированное выражение всех наследственных задатков расы».

К числу других крупнейших разработчиков философских аспектов доктрины вождизма принадлежали такие ученые, как Ганс Бернхард Брауссе, Карл Рихард Ганцер (1909-1943), Курт Гессе (1894-?), Ганс Альфред Грунски, Эдуард Шпрангер (1882-?), Герхард Пфалер (1887-?), Бруно Петерман (1898-1941), Фридрих Зандер (1889-1939), Вальтер Мальмстен Шеринг (1883-?), Вилли Гуго Гельпах (1877-1955), Эрих Машке (1900-?).

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 197.