ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Понятие “глобальные проблемы современного общества” получило широкое распространение с конца 60-х – начала 70-х годов, заняв с тех пор видное место в научном и политическом лексиконе и прочно закрепившись в массовом сознании. Зачастую оно используется и как модный термин, применяемый к событиям и явлениям, которые не относятся к разряду глобальных. Такое случается, если отождествляют “свое” и “общемировое” (например, имея в виду социальные проблемы какой-либо отдельной страны, именуя их глобальными).

В философии эта задача решается путем в выделения соответствующих критериев, по которым та, или иная проблема определяется как глобальная и тем самым отделяется от множества других, которые таковыми не являются.

  Этимологически термин “глобальней” происходит от лат. globus – земной шар. Отсюда и проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, т.е. те,  которые носят общечеловеческий характер, принято называть глобальными. Они оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов, являясь мощным объективным фактором мирового и социального развития. Их решение предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне, в то время как их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества.

Так как глобальные проблемы затрагивают не только мир в целом, но и проявляются и на уровне его регионов, и даже отдельных стран, в научной литературе наряду с признанием их общечеловеческой значимости проводится также и их отличие от проблем частных, локальных, региональных, универсальных, сущность которых иная, а сфера влияния значительно уже. Рассматривая проблемы различного уровня как конкретное выражение философских категорий “общее”, “особенное” и “единичное”, их обычно интерпретируют таким образом, что частные проблемы выступают как единичные, локальные, региональные и универсальные как особенные, а глобальные как всеобщие. Такой подход задает и основной критерий, который лежит в основе выделения названных проблем. Он именуется географическим, так как выражает пространственный масштаб, или, другими словами, территорию, на которой имеют место те или иные проблемы.

Отсюда частными проблемами именуются те, которые относятся к какой-то конкретной сфере деятельности государства, отдельным населенным пунктам или небольшим природным объектам. Это, как правило, различные проблемы, возникающие в результате всевозможных аварий, поломок, местные социальные конфликты и т.п.

Понятие “локальный” относится к проблемам более высокого порядка, когда дело касается отдельных стран, либо значительных территорий наиболее крупных из них. Речь идет, как правило, о сильных землетрясениях, крупнейших наводнениях или, например, гражданской войне в небольшом государстве.

Региональные проблемы затрагивают уже тот круг актуальных вопросов, которые возникают в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира, либо в достаточно крупных государствах. Примерами подобного рода могут служить чернобыльская трагедия со всеми ее последствиями или климатические изменения на достаточно больших территориях, охватывающих целый ряд государств.

К универсальным проблемам относятся такие, которые касаются всего человечества, но пока от их решения не зависит “быть или не быть” человеку на Земле. Такими проблемами являются: СПИД, онкологические, инфекционные и другие серьезные заболевания, уносящие ежегодно миллионы жизней. Особенность их заключается в том, что со временем они могут перейти в разряд глобальных.

И, наконец, глобальные проблемы охватывают весь земной шар, причем не только ту его часть, где непосредственно проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающее в сферу деятельности человека.

Для более строгого определения собственно глобальных проблем в науке и философии, помимо уже названного “географического” критерия, вводятся дополнительные критерии, характеризующие их с другой стороны – со стороны их качества, существенных особенностей, которыми обладают они и только они. Среди этих особенностей выделяется в первую очередь то, что глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и всего человечества.

Во-вторых, для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий, по крайней мере, большинства людей.

В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития, и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было.

В-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания.

Помимо отмеченных критериев нередко указывается еще на ряд особенностей глобальных проблем. В отличие от универсальных и региональных, а тем более локальных и частных, они более инертны, обладают меньшей мобильностью. Они исподволь и долго формируются, прежде чем начинают соответствовать всем перечисленным выше критериям глобальности, а по мере решения могут (теоретически) терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на более низкую ступень. Но дело это столь трудное, что недолгая история их существования пока таких примеров не знает.

Еще одна принципиальная особенность глобальных проблем заключается в том, что все они находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем.

  В отношении настоящего времени все большее количество философов, социологов, историков склоняются к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

  Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Такой глобальный подход ярко обнаруживается в концепциях “постиндустриального общества”, “технотропной эры” американских социологов            Д. Белла,  Э. Тоффлера, З. Бжезинского и др. Эти концепции акцентируют внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глобальным изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенность же современного технологического переворота, связанного с информацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству в целом, и к отдельной личности в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретения нового знания, овладение ими в процессе непрерывного образования, а так же его технологическое и человеческое применение.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности; в ней должны гармонично сочетаться высокая квалификация, виртуозное владение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

С легкой руки журналистов термин “глобализация” стал одним из самых популярных неологизмов начала XXI в. Глобализация – “родная дочь” технического прогресса, создавшего информационную среду, которая позволила экономикам разных стран слиться в общемировую систему и обеспечила оперативное перемещение капитала, товаров и рабочей силы. Глобализация выражается в таких обычных для нас явлениях, как высокоскоростные виды транспорта, повсеместное распространение товаров, выпускаемых под торговыми марками известных западных компаний с пометкой “сделано в Китае” или “в Сингапуре”, массовая культура, распространяемая по всему миру телевизионным каналом MTV и голливудскими фильмами; “Макдональдсы” и кока-колла, ставшая своего рода символом свободы в странах, переживающих процесс перехода к либеральной демократии, общепланетарная информационная сеть и многое другое.

При всей внешней привлекательности глобализации сущность ее не столь безобидна. Речь идет, прежде всего, о перестройке мировой экономики – а на следующем этапе и политики – в соответствии с американскими стандартами. Некоторые политологи считают глобализацию побочным эффектом стремительно расширяющегося мирового порядка “по-американски”. В основе экономической политики глобализации лежат принципы неолиберализма, отрицающего всякое вмешательство государства и полностью полагающегося на “невидимую руку рынка”. Эти принципы, применяемые одним из основных институтов глобализации – Международным валютным фондом, в некоторых странах привели к тяжелым экономическим кризисам. Ряд совпадений заставляет предположить, что политика МВФ, а также мирового банка, является своего рода “секретным оружием” глобализации, тараном, сокрушающим экономические барьеры для более широкого распространения мировой торговли во главе с США.

Глобализация далеко не всегда несет с собой процветание и рост благосостояния. И это не может не настораживать страны, либо прошедшие через структурные кризисы, либо внимательно наблюдающие за судьбой менее удачливых соседей. Широкое движение противников глобализации, выступающих против глобализации мировой экономики, называется антиглобализацией. Практически каждый съезд представителей международных экономических организаций сопровождается многотысячными демонстрациями и шумными акциями протеста антиглобалистов.

Антиглобалисты – не единственный и далеко не самый опасный противник глобализации. В действительности противодействие глобализации зачастую исходит от государств, которые одновременно стремятся извлечь выгоду из членства во всемирных экономических организациях. Развитие глобализации на определенном этапе создает прямую и явную угрозу национальной самостоятельности государств, поглощенных ею потоком. Поэтому политические лидеры, способные предугадать хотя бы недалекое будущее, не могут пассивно вести свои страны в русле глобализации и ее лидера США. Ярким примером тут является Китай. Эта страна открыла свои рынки для мировой торговли, вступила во Всемирную торговую организацию, но при этом не отступает ни на шаг от жесткого курса на соблюдении своих национальных интересов. Национальный же интерес № 1 у Китая – стать сверхдержавой Тихоокеанского бассейна. Таким образом, экономические инструменты ставятся на службу достижения геополитической цели.

По-видимому, примеру Китая могут последовать Индия и, при некоторых условиях, Россия. Западная Европа со своей моделью глобализации (“мондиализм”) также проводит в жизнь собственную геополитическую стратегию, тесно связанную с судьбой бывших европейских колоний в Африке. Кроме того, даже в тех странах “третьего мира”, где глобализация одерживает победу, это приводит не к созданию копий западных государств. Напротив, чаще в этих странах происходит расслоение традиционной культуры и создание “островков благополучия” посреди бескрайнего океана бедности. В некотором смысле наглядной российской моделью такого острова является Москва, процветающая за счет своего уникального положения на пересечении всех финансовых потоков. Хотя Россия еще далеко не встроилась в структуры глобальной экономики, контраст между вызывающие благополучной столицей и бедной провинцией уже достиг небывалых в истории страны масштабов.

  Что же дальше? Куда приведет мир противостояние между ростом “архипелага благосостояния” и все большим обнищанием населения стран “третьего мира”?

Один из возможных сценариев – обособление ведущих стран Запада (или, точнее, Севера – ‘клуба золотого миллиарда”). От “третьего мира” он сможет отгородиться невидимой стеной таможенных барьеров, жесткого иммиграционного законодательства, усилившимися спецслужбами. Разместив в развивающихся странах вредные и трудоемкие производства, “клуб” оставит себе чистую и прибыльную сферу высоких технологий и контроль над информационными сетями, которые в XXI в. окончательно превратятся в инструмент глобального государства.

Глобализация также породила ряд серьезных проблем, которые получили название “глобальных проблем современности”: экологических, демографических, политических. Все эти проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Контрастный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии, политологии и т.д. Философы же, по нашему мнению, концентрируя внимание на мировоззренческих смысло-жизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

Но, возможно, самая страшная из грозящих нам катастроф – антропологическая – уничтожение человеческого в человеке. Сама возможность антропологической катастрофы означает, что грозящая нам необратимая гибель общего человеческого дома порождена не сущностью человека, фатально приводящей к дурной цивилизации, а направлена против этой сущности. Это делает осмысленным поиск человеком причин разворачивающихся катастрофических событий, осуществляющих приговор за вину, которая еще подлежит осознанию.

Антропологическая катастрофа – причина глобальных проблем. Прежде чем выяснить, как избавиться от войн, голода, защитить природу и т.п. следует понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 289.