Виды работы с научной литературой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Картотека (алфавитная и/или систематическая), на основе которой будет составлена библиография.

Подбор литературы сопровождает составление картотеки. При ведении записи на карточках, их легко разместить в алфавитном порядке. К тому же картотека позволяет легко перемещать карточки, избавляться от ненужных и вносить новые, дополнительные. Персональная карточка может отличаться от библиотечной как размером, так и объемом размещенной на ней информации.

В первую очередь нужно дать правильное библиографическое описание. Эти правила должны быть соблюдены:

- в библиографических карточках;

- в конспектах;

- в подстрочных примечаниях к тексту диплома;

- в окончательной библиографии диплома.

Правила библиографического описания имеют огромное значение. Во-первых, они функциональны, так как помогают опознать книгу, о которой идет речь.

Вдобавок нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскочку и неуча и нередко бросает позорящую тень на работу, казалось бы, приличную, на первый взгляд.

Важно помнить, что библиографическая запись не составляется по титульному или последнему листу. В любой книге следует смотреть только на контртитул – дополнительный титул на левой стороне разворота книги рядом с основным (расположенным на правой стороне этого разворота) и непременно содержащий значок охраны авторского права © (копирайт). Именно на контртитуле находятся официальные выходные сведения, включающие место издания, год, номер, например: Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI – XVII веков. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 188 с. 

Есть смысл занести в личную библиографическую карточку дополнительные сведения: шифр, под которым данная книга представлена в каталоге; место хранения книги – название библиотеки, фамилию владельца (это поможет быстрее отыскать нужную книгу в следующий раз).

Обратную сторону карточки можно использовать для создания мини-конспекта, указывая степень пригодности книги для дипломной работы, ключевые слова, название параграфов или глав, номера страниц. Естественно, что подбор литературы не является самоцелью, и ценность дипломной работы определяется не количеством источников, но студенту необходимо помнить, что «Список использованной литературы» должен включать не менее 30-40 источников.

2. Все виды конспектирования:

- ключевые слова;

- аннотация;

- выписки;

- тезисы;

- полный конспект.

Необходимо во всех случаях отмечать, какова постановка проблемы, главная идея автора, какие понятия он использует и к каким выводам приходит. Ключевые слова, в максимально сжатом виде представляющие проблематику научной работы, или аннотацию вполне можно поместить на обратной стороне библиографической карточки. Можно создать отдельные картотеки, включающие

- карточки на содержание книг (статей);

- карточки цитат;

- карточки авторских идей.

Такие карточки могут быть большего размера и содержать более подробную информацию о том источнике, с которым работает студент. Выписки следует располагать на специальных карточках или на одной стороне листа. Это позволит вносить необходимые дополнения, давать собственные комментарии, делать отсылки к другим работам, в которых рассматриваются аналогичные вопросы.

Делая выписки из учебных пособий, монографий, статей, следует также указывать источник: автора, название работы и номера страниц. Если этот источник уже имеется на библиографической карточке, то информация о нем может быть сведена до минимума. Большую помощь в критическом анализе книги или статьи оказывают тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения, статьи. В отличие от выписок тезисы всегда содержат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения анализируемой статьи или книги. В тезисах информация воспроизводится в той логике, которая отражает общий замысел дипломной работы.

Для написания тезисов следует после предварительного ознакомления с текстом разбить его на ряд относительно самостоятельных и завершенных частей. В каждой из этих частей определяют и выписывают основные идеи. Хорошо продумав выделенные идеи и уяснив их суть, следует четко сформулировать отдельные положения. Процесс составления тезисов позволяет изучить и продумать тот или иной вопрос, используя несколько источников информации. Часть тезисов может содержать цитаты, необходимые для сравнения разных точек зрения или для тех случаев, когда требуется особая осторожность в выводах. Обычно в тезисах не приводятся факты или примеры, но сами по себе тезисы должны быть всегда достаточно обоснованными и аргументированными.

Конспект – наиболее универсальный вид записи и наиболее удобный способ сохранения переработанной информации. Для составления конспекта рекомендуется использовать не тетрадь, а от дельные листы, которые можно хранить в папке. При необходимости фрагменты конспекта могут быть легко вставлены в дипломную работу. При составлении конспекта нужно научиться отделять главное от второстепенного: нет необходимости включать в конспект все содержание анализируемых книг или статей. Точного цитирования заслуживают основные положения монографии или статьи; общие места можно опустить или записать их в виде краткого пересказа. При составлении конспекта следует указывать страницы, сохранять также все слова, выделенные автором - курсив, разрядка и т.д. Если есть возможность (при работе с собственной книгой), можно делать отметки в самом тексте, отмечать закладками нужные места.

Если нет времени законспектировать нужный материал в библиотеке, помогает ксерокопирование для работы с ними дома. При этом, - советует Умберто Эко, - «боритесь с синдромом ксерокопирования. Без ксерокопий дипломы не пишутся. Но нередко ксерокопии становятся своеобразным алиби. Люди накапливают у себя горы ксероксов, и того общения с книгой, что происходило в процессе копирования, им хватает для иллюзии, будто они овладели материалом. Владение ксерокопией как будто освобождает от обязанности читать… Обезвреживайте ваши ксерокопии: по мере принесения их в квартиру немедленно читайте, обрабатывайте, конспектируйте. Если спешка у вас не самая дикая, вообще не делайте новых копий до того, пока не будете действительно владеть материалом предыдущих. Многие тексты остались для меня неизученными из-за того, что мне удалось их ксерокопировать. Я и живу себе спокойно, как будто все это прочитано».

Но если нет постоянного доступа в библиотеку, то стоит сделать сразу необходимые ксерокопии. Работа с научной литературой – важнейшая часть работы над дипломным сочинением. Результатом этого этапа должно стать создание теоретической базы исследования: нужно отчетливо представлять, в каком научном контексте находится решаемая проблема; какими методами она исследовалась; какие точки зрения на интересующий феномен сложились к данному времени; насколько они убедительны и непротиворечивы; какие аспекты этого феномена не получили достаточного освещения и т.д. и т.п.

Полученные данные помогут определить, в чем состоит актуальность данного исследования.

 

 Сбор и обработка материала

 

В литературоведческом исследовании материалом являются те тексты (художественные произведения, монографии, литературно-критические статьи), которые будут проанализированы в работе.

После того как материал собран, следует дать его первичное описание, организовать его определенным образом.

Основной признак материала – его внутреннее разнообразие в рамках относительного единства. Единство материала обеспечивается тематическим соответствием анализируемых единиц текста тому понятию, которое вынесено в тему исследования. Классификация предстает как движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. В результате работы над классификацией начинают возникать вопросы и задачи разного уровня сложности, то есть происходит проблемизация темы. Каждый результат, полученный на том или ином шаге классификации, потребует осмысления. Таким образом, движение исследовательской мысли идет от первичного описания материала к проблемизации и уточнению задач; решение каждой частной проблемы ставит перед новыми вопросами и требует нового подхода к материалу.

В основе любого литературоведческого исследования, в том числе и дипломной работы, лежит анализ художественного произведения: эпического, драматического, лирического. Наибольшую трудность вызывает анализ лирического текста, ибо в нем заключено своеобразное противоречие между формой и со держанием, внешним и внутренним: при предельно малой форме лирическое произведение включает в себя предельно богатое содержание. Поэтому, по мысли М.Л. Гаспарова, «начать нужно со взгляда на текст и только на текст – и лишь потом, по мере необходимости для понимания, расширять свое поле зрения».

При этом, отмечает исследователь, «не нужно думать, будто филолог умеет видеть и чувствовать в стихотворении что-то такое, что недоступно простому читателю. Он видит и чувствует то же самое, только он отдает себе отчет в том, почему он это видит, какие слова стихотворного текста вызывают у него в воображении эти образы и чувства, какие обороты и созвучия их подчеркивают и оттеняют. Изложить такой самоотчет в связной устной или письменной форме – это значит сделать анализ стихотворного текста». То же относится и к прозаическому тексту.

В итоге исследовательской деятельности такого рода возникает черновой вариант дипломного сочинения. Теперь необходимо принять окончательное решение о композиционной структуре вашей работы.

 Композиция

 

Структурно дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей обычно из двух-трех глав (разделов); заключения (выводов), библиографии и содержания (оглавления). Оглавление рекомендуется располагать в начале дипломной работы, между титульном листом и Введением. При необходимости работу сопровождают приложения в виде хронологических таблиц, указателей имен и т.п.

Во введении обосновывают выбор темы, актуальность, то есть важность избранной проблемы с теоретической и практической точек зрения, освещают ее состояние (в какой степени она разработана в научной литературе, какие работы посвящены ей непосредственно, в каких из них она затрагивается только косвенно и т.д.). Иногда здесь же дают исторический обзор научной литературы по данной теме, по возможности, отмечают, какие аспекты нуждаются в дальнейшей разработке, выдвигают гипотезу, обязательно формулируют цели, задачи и границы исследования, то есть круг вопросов, на которые надо дать ответ, определяют основные методы и приемы. Если какие-то аспекты проблемы выводятся за рамки дипломного сочинения, это специально оговаривают и мотивируют. Во введении должен быть назван предмет исследования, охарактеризован эмпирический материал, названы источники. Завершает введение информация о структуре работы.

Необходимой частью введения к работе является критический обзор, доказывающий целесообразность проводимого исследования с точки зрения степени ее научной изученности , то есть, отвечающий на вопрос: что сделано по данной теме всеми предшествующими исследователями и необходимо ли новое исследование? Если есть основания полагать, что использована вся литература, касающаяся проблематики исследования, то этот раздел называется историографическим обзором, иначе – обзором литературы. Если в курсовой работе третьего курса был допустим обзор литературы, то в квалификационных работах необходим полноценный историографический обзор. В известном смысле историографический обзор – это обзорный реферат, составленный по нескольким произведениям на одну тему и представляющий и сторию изучения исследуемой проблемы в научной литературе по хронологическому или предметному принципу. В нем необходимо: 1) отметить кто, в связи с чем, когда обращался к данной теме; изучением какого аспекта выбранной темы интересовался. Изложение материала может проводиться либо в хронологической последовательности, с обоснованным выделением определенных периодов в этой последовательности (хронологический принцип); либо с группировкой его по определенным аспектам изучаемой проблемы (тематический принцип).

Итогом историографического обзора должен быть вывод о целесообразности предпринятого исследования. Если по заявленной теме уже написано исследование такого же или более высокого научного уровня, то новое исследование имеет смысл лишь при принципиальном расширении источниковой базы, изменении аспекта темы, методологии.

Следует особо подчеркнуть, что целью написания полноценного историографического обзора является не только полнота библиографического списка, сколько выявление логики историографической мысли по предмету, осмысление ее движущих сил. Важно, чтобы студент не только перечислил все существенно важные работы по теме своего исследования, он должен также выявить и показать основные позиции своих предшественников, их предпосылки, достижения и ограниченность, вскрыть логику отношений между ними, причины их возникновения. Другими словами, в историографическом обзоре необходимо показать историю исследований своего предмета и темы, как связное целое. Только в этом случае студент сможет сознательно занять и сформулировать свою собственную позицию.

Однако, чтобы излишне не расширять объем введения, в нем возможно сосредоточить внимание лишь на основных вопросах работы, а обзор литературных и других источников и характеристика состояния изучаемой проблемы тогда включаются в первую главу. Поскольку введение должно давать общую характеристику выполненного исследования, рекомендуется оформлять его не в начале, а на заключительном этапе работы, когда уже достаточно полно будут выявлены ее результаты в соответствии с поставленными задачами.

Вступление не может превышать 1/5 (до 1/4) всего текста работы (вступление, основная часть, заключение).

В основной части, которая состоит из глав, разделов, параграфов, анализируют и обобщают эмпирический материал. Здесь излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы (если они не включены во введение), описываются проведенные студентом исследования, полученные результаты, дается объективный анализ собранного критического материала, делаются обобщения. В конце каждой главы (или раздела), как правило, формулируются краткие итоги и выводы, однако с непременным условием, чтобы они не повторялись позже в заключении. Следует обратить внимание на то, чтобы между разделами основной части — как, впрочем, и всех других — существовала логическая связь и естественный переход.

Основная часть – важнейшая часть работы, собственно научное исследование – является наиболее трудно формализуемой, как с точки зрения порядка действий, подготовки и исполнения, так и с точки зрения итоговой структуры. И порядок исполнения, и структура основной части определяются спецификой темы, логикой исследования.

Обычно научная работа делится на три главы, каждая из которых содержит три-пять разделов. Обычно все теоретические (научные, методологические) проблемы и вопросы излагаются в соответствующих разделах введения, а основная часть работы посвящена собственно изложению авторского видения проблем, анализу источников и фактов, выводам.

Но при необходимости первая глава исследования может выполнять специальные функции и раскрывать теоретические проблемы исследования. Это, например, введение новой терминологии (термина), с обоснованием использования того или иного термина с точки зрения его соответствия изучаемой проблеме, адекватной передачи соответствующих реалий. При этом используемые в работе термины и понятия должны быть однозначны, то есть, во всем тексте исследования иметь одно, четко определенное автором, значение.

При относительной свободе в построении основной части научной работы должны быть соблюдены определенные требования:

· Логическая связь и последовательность отдельных глав – разделов – пунктов. Все элементы работы должны быть логично связаны между собой и соразмерны друг другу, т. е. не следует увлекаться чрезмерными подробностями при изложении отдельных вопросов и допускать неоправданные отступления от основной темы.

· Наличие промежуточных выводов в каждой главе, вытекающих из анализа источников, проведенного в данной части работы.

· Научный стиль работы и требования к языку. Ни вся работа в целом, ни какая-либо ее часть не являются проповедью, памфлетом или эссе, поэтому текст исследования должен быть выдержан в академическом стиле, без лирических, публицистических или стихотворных отступлений. С другой стороны, работа должна быть написана литературным языком, фразы должны быть логичны и последовательны. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование. Следует соблюдать единство стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Ключевые понятия работы должны трактоваться однозначно.

Заключение должно содержать выводы, отвечающие тем целям и задачам, которые были сформулированы во введении. Здесь указываются практическая и теоретическая значимость результатов исследования, дальнейшие перспективы работы над темой. Важнейшее требование к заключению - его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание введения, основной части дипломной и выводы по главам (разделам). Объем заключения определяется темой работы и достижениями исследования, но обычно не превышает 1/10 текста работы.

Выводы, завершающие каждый раздел, каждую главу и работу в целом, должны вытекать из сути работы, из собственных изысканий и размышлений. Выводы выражают результаты работы без дополнительной аргументации. Нужно помнить, что в них не должно быть частностей.

Важнейшим моментом композиции является соблюдение определенных пропорций в подаче материала. Приступая к написанию дипломной работы, ее автор должен детально и глубоко продумать, какие моменты, факты имеют наиболее важное значение для раскрытия темы, какой материал может быть использован лишь для иллюстрации общих положений, о чем следует сказать менее подробно.

Стройность, целенаправленность изложения обычно бывает нарушенной, если работа загромождена большим количеством примеров, различного рода частностей и деталей.

Строгие пропорции в подборе материала для дипломной работы должны быть соблюдены и в темах реферативного характера. В этом случае грозит опасность чрезмерного увлечения цитатами. Для подтверждения определенных положений следует выбрать лишь самые необходимые цитаты, при этом не больше двух-трех в зависимости от их конкретного назначения, от содержания тех положений, которые ими подтверждаются.

Рубрикация является внешним выражением композиционной структуры научного произведения. Рубрикация в научном произведении отражает логику научного исследования.

Рубрикация – это членение теста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.д. Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац служит показателем перехода от одной мысли (темы) к другой.

Абзацное членение текста нередко сочетается с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения составных частей текста. Возможные системы нумерации:

- использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

- использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей:

А… Б… В… Г…

I… II… III… IV…

1… 2… 3… 4…

1)… 2)… 3)… 4)…

а)… б)… в)… г)…

Принято порядковые номера частей указывать словами (часть первая), разделов – прописными буквами русского алфавита (раздел А), глав – римскими цифрами (глава I), параграфов – арабскими цифрами (§1). Часть, раздел, глава, параграф должны иметь заглавия. В настоящее время в научной литературе внедряется чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) со стоят из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифра, третья ступень деления – из трех цифр и т.д.

Например. Работа состоит из трех разделов. Цифра обозначает раздел:

1. 2. 3.

Раздел делится на главы. Первая цифра обозначает раздел, вторая - главу.

1.1. 1.2. 1.3. 1.4.

2.1. 2.2. 2.3. 2.4.

3.1. 3.2. 3.3. 3.4.

Глава делится на параграфы. Первая цифра обозначает раздел,

вторая – главу, третья – параграф.

1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.1.4.

1.2.1. 1.2.1. 1.2.3. 1.2.4.

1.3.1. 1.3.2. 1.3.3. 1.3.4.

1.4.1. 1.4.2. 1.4.3. 1.4.4.

Соответственно обозначаются параграфы глав второго и третьего раздела.

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и т.д.

Важным средством рубрикации являются также заголовки и подзаголовки. Заглавие всегда является структурным элементом текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен быть адекватным содержанию, логически полноценным (однозначным и непротиворечивым) и, по возможности, кратким. Наиболее информативный заголовок – предельно лаконичный реферат содержания раздела, главы, параграфа.

Правила оформления заголовков

1. Заголовки пишут прописными буквами.

2. Переносы в заголовках не допускаются. В конце заголовка знаки препинания, кроме восклицательного и вопросительного знаков, не ставятся.

3. Короткие заголовки (менее 15 знаков), пишут вразрядку – после каждой буквы следует пробел, например: «П Р Е Д Р О М А Н Т И З М», либо производится автоматическая разрядка на 6 пунктов.

4. Большие заголовки (более 40 знаков) размещают в несколько строк, но каждая строка по возможности должна иметь смысловое значение. Текст большого заголовка выполняют через один интервал.

5. Расстояние между заголовком раздела и подраздела – два интервала, расстояние между заголовком и текстом – один интервал.

6. Если на одной странице пишут несколько текстов с заголовками, то от последней строки текста до следующего заголовка необходимо сделать двойной интервал.

7. Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются три строки идущего за заголовком текста. Целесообразно весь текст перенести на следующую страницу.

Правила оформления подзаголовков

1. Подзаголовки пишутся строчными буквами.

2. Для большей наглядности их выделяют и отделяют от текста дополнительными интервалами.

3. При оформлении заголовка от левого поля подзаголовок также должен быть написан от левого поля.

4. Подзаголовки можно выделять подчеркиванием, разрядкой, заключать в скобки.

Выбор рубрикации, как и выбор композиции, зависит от содержания и жанра научного произведения, логики научного исследования, традиций, индивидуальной манеры автора и других причин.

Содержание ( оглавление)  - перечень всех заголовков и подзаголовков с указанием страниц, на которых находятся данные заголовки. При оформлении оглавления следует помнить, что: 1) наименование всех частей разделов и подразделов пишутся с большой буквы; 2) все заголовки и подзаголовки должны быть вписаны в оглавление в той же последовательности и в той же словесной формулировке, в какой они приводятся в дипломной работе, после каждого пункта, а также после римских и арабских цифр ставится точка, 3) употребление цифр и букв со скобкой в содержании не принято.

Можно схематически представить форму содержания следующим образом:

 

 

Оглавление                                                                                      Стр.

Введение                                                                                               2

Глава 1. Название главы                                                                    16

1.1. Название раздела                                                                        23

1.2. Название раздела                                                                        35

1.3 Название раздела                                                                         48

Глава 2. Название главы                                                                     74

2.1. Название раздела                                                                         63

И т.д.

Заключение                                                                                        135

Примечания                                                                                           143

Список использованных источников и литературы                    154

Приложения                                                                                      158

 

 

Научный аппарат и оформление дипломной работы

 

Дипломные работы принято писать на листах стандартного формата А4 (210х297), на одной стороне, оставляя обратную сторону чистой. Размер шрифта (кегль) – 12, через два интервала или 14 кегль через полтора интервала. С левой стороны должны быть оставлены поля шириной примерно в 30-35 мм, справа - 20 мм, сверху и снизу - по 15-20 мм. Все страницы должны быть сброшюрованы и переплетены или же вложены в папку. Все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, включая приложения. Номер страницы ставится или вверху посередине страницы (-1-) или же в правом верхнем углу.

Объем дипломной работы по истории английской литературы в среднем составляет 50 - 60 машинописных листов.

Дипломная работа должна иметь титульный лист, за которым следует содержание, и в конце, в приложении, — библиографический список использованной литературы. Кроме того, как уже говорилось, приложение может включать в себя таблицы, именной указатель и т.п.

Оформление библиографических списков

 

Список источников и литературы – обязательный элемент любой научной работы.

Современные правила оформления библиографии изменяются в сторону упрощения – минимум знаков препинания (не используются кавычки), много сокращений (большинство сокращений приводится с заглавной буквы). Но список источников и литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми редакциями научных журналов (примером могут служить требования изданий ПСТГУ). Можно предложить некоторые правила оформления таких списков:

Источники и литература оформляются общим списком со сплошной нумерацией. Сначала помещаются источники в алфавитном порядке, далее не прерывая нумерации, список литературы аналогичным образом. Списки озаглавливаются соответственно: «Список источников» и «Список литературы». Возможно и иное оформление списка источников и литературы:

·  Алфавитный список: источники и литература записываются в общем алфавитном порядке, без деления на источники и литературу и без внутренней рубрикации (способ неудобный для пользования, потому нежелательный);

·   Хронологический список: названия источников и научных исследований располагаются в хронологической последовательности выхода в свет (опубликования) и (или) по датам их написания. Работы, опубликованные в одном году, записываются в алфавитном порядке. Хронологическое построение списка применяется, как правило, в персональных библиографических списках, но неудобно для списков источников или литературы разных типов (жанров);

· Нумерационный список: названия источников или научных исследований помещаются в библиографическом списке в порядке первых отсылок к ним в основном тексте (обычный вариант для отчетов, но не рекомендуется для научной работы);

· Систематический список: по типам и видам источников и литературы. В этом случае список делится на определяемые автором рубрики, в каждой из которых работы помещаются в одном из вышеуказанных вариантов построения библиографического списка (но везде одинаково), при этом нумерация ведется сплошная.

Источники и литература на иностранных языках помещаются в конце списка источников и литературы соответственно, в алфавитном порядке; нумерация не прерывается (сохраняется сплошной) 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 210.