Написанию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Написанию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

 

НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

 

Выполнение студенческих письменных работ разных уровней сложности (сочинение, доклад, реферат, курсовая работа, итоговая квалификационная работа) – важный вид деятельности студента в течение обучения в высшем учебном заведении, предусмотренный учебными планами и обязательный для каждого учащегося. Самостоятельная постановка и решение научных проблем, анализ источников и литературы, правильное оформление работы – главный показатель уровня учебной и научной подготовки студента, его профессионализма и готовности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. На протяжении каждого года обучения студент пишет письменное исследование, причем каждое последующее должно рассматриваться как логическое продолжение предыдущего, если и не с точки зрения содержания, то с точки зрения возросшего профессионального (теоретического и практического) уровня самого исследователя. Итоговое квалификационное исследование является венцом этой последовательности работ.

Целью написания реферата, курсовой или выпускной квалификационной работы является углубление и конкретизация знаний по истории английской литературы, развитие навыков самостоятельной работы, научение анализу новых данных науки, развитие способности самостоятельной выработки и оценки тех или иных научных концепций. Реферат, курсовая и выпускная квалификационная работы призваны содействовать установлению межпредметных связей и преемственности курсов истории литературы, теории литературы, общей истории, философии, теологии, культурологии, сделать необходимым привлечение общегуманитарных знаний при решении конкретной исследовательской задачи.

Каждая из тем рефератов, курсовых или выпускных квалификационных работ по истории английской литературы предполагает ее разработку на конкретном материале курса. Это находит отражение в ее окончательной формулировке, скорректированной и уточненной выбором конкретной литературоведческой проблемы, являющейся объектом исследования.

При выборе той или иной темы исследования рекомендуется учитывать ее актуальность, имеющийся опыт работы студента.

Основные этапы написания работы

 

Выбор темы, объекта исследования.

Сбор научной библиографии.

Изучение основной научной литературы, отбор статей по теме исследования.

Теоретический анализ отобранной литературы и ее реферирование.

Планирование исследовательской работы, ее проведение, анализ результатов.

Составление структурного плана работы.

Написание работы, ее оформление, рубрикация текста.                    

 

Курсовая работа - это обязательное учебное исследование в выбранной студентом области истории английской литературы, осуществляемое в течение курса (двух семестров).

Выполняя курсовые работы, студент овладевает конкретными методами изучения литературы. Это дает ему навыки самостоятельной исследовательской деятельности, которые значимы и в более общем плане: именно они активно способствуют развитию свободного, независимого мышления.

Также, в процессе работы над курсовой студент овладевает письменной формой научной речи. Это особенно важно потому, что адекватное, лаконичное и последовательное выражение научных идей — дело весьма непростое.

Наконец, предполагается, что в курсовых работах студент будет последовательно и все более углубленно разрабатывать выбранную литературоведческую проблему. Собранный материал составит, таким образом, определенный задел (а возможно, и часть) будущей дипломной работы. Во всяком случае, этот материал, а также опыт, полученный в процессе написания курсовых работ, значительно облегчат ее написание.

Перед студентом встают два вопроса:

а) что предстоит делать и что нужно будет представить научному руководителю?

б) как правильно, т.е. наиболее экономно и эффективно решить предстоящую задачу?

Дело осложняется еще и тем, что курсовая работа — это большей частью самостоятельное исследование, и рассчитывать студенту придется прежде всего на себя.

Всякое исследование, в том числе и то, которое предстоит осуществить студенту, включает в себя две стороны:

1) "техническая" — обзор и изучение литературы по теме, установление существующих точек зрения на проблему, анализ степени изученности проблемы и т.п.

2) "творческая" - доказательное изложение точки зрения автора на проблему или приведение новых, обнаруженных автором аргументов в пользу уже существующей точки зрения.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Курсовая работа и требования, предъявляемые к ней

Курсовая работа — это самостоятельное исследование, которое имеет по преимуществу реферативный характер, т.е. ориентировано не столько на получение каких-либо новых научных результатов, сколько на изучение и описание уже имеющихся данных по конкретной, достаточно узкой проблеме. Задачи, которые здесь преследуются, имеют по преимуществу практический характер. Студент должен научиться следующим элементарным приемам:

а) находить нужную литературу и обрабатывать ее (прежде всего, обнаруживать в публикациях важные для работы идеи и фиксировать их — конспектировать или реферировать);

б) сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и осуществлять выбор самой подходящей для себя точки зрения (наилучшим образом объясняющей явления, которые исследуются);

в) письменно излагать идеи, содержащиеся в произведении и публикациях;

г) осуществлять общее оформление работы: выделять в ней разделы и параграфы, употреблять цитаты и делать ссылки на имеющиеся публикации, составлять библиографию.

Таким образом, курсовая работа сводится к анализу литературы по выбранной частной проблеме и комментированию уже разработанных положений по этой проблеме с привлечением собственных иллюстративных примеров. Положения, развиваемые в работе, должны быть убедительными и доказательными.

Объем курсовой работы должен составлять примерно 20 — 25 страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала. Библиографический список должен включать в себя 10 — 15 наименований.

 

I. ВЫБОР ТЕМЫ, СБОР И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Выбор темы курсовой работы

Самый первый шаг на пути к написанию курсовой работы — это выбор темы. Он в высшей степени важен потому, что определит собой направление всех дальнейших исследований студента вплоть до дипломной работы. И чем более интересна тема, тем легче и радостнее будет трудиться над ней, тем более успешными будут результаты изысканий. Поэтому тему курсовой работы нужно выбирать “по любви”.

Прежде всего, студенту следует определиться с общим направлением, в котором он желает работать. Далее, необходимо сформулировать тему (или хотя бы наметить ее), обсудить ее возможные варианты в предварительной беседе с предполагаемым научным руководителем. Окончательное решение принимается тогда, когда известны все темы курсовых работ и обсуждены варианты выбранной темы.

Темы второй и третьей курсовых работ стоит определить в русле первой работы. Это позволит продолжить разработку выбранного проблемного направления и, таким образом, подготовить фундамент для будущей дипломной работы. Курсовые работы также могут быть задуманы и выполнены как отдельные части будущего диплома.

Если последовательно трудиться над различными сторонами одной проблемы, тема дипломной работы обнаружит себя сама как общая формулировка самой этой проблемы.

После того как вы определились с темой работы, приступайте к сбору и изучению литературы.

 

Написание рефератов

Реферат — это краткое изложение содержания конкретной работы с указанием её выходных данных и цитированием наиболее важных мест.

Оценить удобство рефератов при написании курсовой работы можно после практической работы с ними. Реферат есть часть работы; совокупность рефератов, правильно организованная, по существу составляет собой теоретический раздел курсовой или главу дипломной работы. Следует обязательно писать рефераты прочитанных публикаций и хранить их вплоть до написания дипломной работы.

Писать реферат можно по следующему плану:

а) выходные данные публикации с указанием количества страниц, если это монография, и начальной и конечной страницы, если это журнальная статья или статья в сборнике (эти данные потребуются при составлении библиографического списка);

б) чему посвящена работа, какую проблему исследует автор;

в) как именно решает проблему автор, какие аргументы выдвигает он, делая необходимые выводы;

г) на каких исследователей и на какие работы ссылается автор в данной своей публикации;

д) к каким выводам он приходит.

Подчеркнем, что выписанные цитаты должны быть четкими, строгими, и главное, они должны сжато выражать значимую для курсовой работы мысль будучи прочитаны и вне контекста реферируемой работы.

Возможны три способа “вплетения” цитат в ткань реферата:

а) включение их в придаточные предложения после союза “что” — в конструкциях типа “...автор утверждает, что « ..... » “ (в кавычках идет цитата со сточной буквы);

б) приведение их после непосредственного указания на цитирование — в конструкциях типа  “...автор утверждает следующее: « ...... » “ (обычно таким образом цитируется какой-то целостный, но не очень большой по размерам отрывок, отдельное предложение или его начальная часть);

в) приведение цитаты в кавычках без каких-либо дополнительных комментариев. В этом случае цитата как бы составляет часть собственных рассуждений автора курсовой. При этом указание на источник цитируемой мысли обязательно во всех случаях.

 

Структура работы

Практика показывает, что курсовые работы (а также и дипломные) целесообразно строить по следующей схеме: Введение Основная частьЗаключение.

Основная часть пишется в первую очередь. Она делится на разделы или главы, которых обычно бывает две — три, но может быть и больше. 

Разделы или главы, в свою очередь, подразделяются на параграфы, число которых не ограничивается, но обычно их от двух до пяти. В каждом из этих параграфов решается конкретный вопрос, имеющий значение для целого. При этом тематически и количественно параграфы организуются таким образом, чтобы они исчерпывающе раскрывали поставленный в разделе (главе) вопрос.

Главам и параграфам дипломной работы должны быть даны названия. Целесообразно дать такие названия и отделам курсовой работы. И чем лучше будут продуманы эти названия, чем более четко будет осознаны задачи, решаемые в соответствующих главах, отделах и параграфах, тем стройнее и лучше будет работа в целом.

В Заключении работы дается обобщенное (суммарное) изложение тех идей, к которым автор пришел в результате осуществленного исследования, отмечается их новизна, выделяется то новое, что обнаружено. Это выводы по всей работе. Обычный объем Заключения — примерно две — четыре страницы.

И в последнюю очередь пишется Введение. Его объем составляет обычно четыре — пять страниц, оно также четко структурировано — в нем по возможности кратко и строго (но подробно) освещаются следующие пункты: тема (чему посвящено), цель и задачи исследования, его объект, обоснование выбора темы, исследовательские принципы (на какие идеи опирается автор и в русле каких работ лежит данное исследование), методы исследования, источники фактического материала, структура работы.

Написание основной части

Основная часть работы состоит из двух-трех разделов или глав, имеющих реферативный и аналитический характер. В них студент своими словами излагает идеи и положения, содержащиеся в прочитанных публикациях, а также излагает свой взгляд на проблему, где это возможно и уместно.

При изложении реферативного материала следует придерживаться общих принципов:

а) в представлении точек зрения на проблему важно идти от общего к частному, не возвращаясь вновь к общим положениям;

б) сходные точки зрения следует отмечать не повторным описанием идей, а перечислением авторов, занимающих данную позицию. Здесь возможны такие формулы, как: “Этой же точки зрения придерживаются...” (приводите фамилии авторов и указываете работы, в которых эти точки зрения представлены), “Эту же точку зрения находим в...” (указываете источник, в котором эта точка зрения излагается) и т.п.;

в) противоположные точки зрения на проблему следует приводить рядом друг с другом, четко сопоставляя их и подчеркивая противоположность. Здесь полезно употребление таких формул, как: С одной стороны, ... / С другой стороны, ...; N. считает, что ... / Z., напротив, полагает, что ... и т.п.;

г) в конце раздела обязателен вывод, в котором будет ещё раз кратко охарактеризована проблема, а также намечен круг вопросов, которые автор намерен рассмотреть далее в своей работе.

После того как написаны Основная часть и Заключение, составляется библиографический список.

 

Оформление ссылок и составление библиографического списка

Это важная и весьма ответственная часть работы. По библиографическому списку в первую очередь судят о той позиции, которую занимает автор работы, о глубине, с которой материал им проработан, о способности студента находить источники и в целом о данной работе.

Оформление библиографического списка зависит от того, какой способ ссылок на публикации использован в тексте.

Один из способов состоит в следующем. В скобках указывается фамилия автора, затем, через запятую, год издания работы, которая имеется в виду, а затем, после двоеточия, страницу или страницы, на которых излагаются значимые в данном случае идеи. Если эти мысли излагают различные авторы, перечисление их дается через точку с запятой. При этом, если имеет место только ссылка на автора или авторов (без цитирования их), в скобках перед их фамилиями следует поставить помету “см.” — смотри, например: (см. Бахтин, 1975: 73 — 75) или (см.: Кузнецова, 1989: 61; Кацнельсон, 1965: 74). Если студент полемизирует с теми или иными авторами, можно сослаться на соответствующие их работы, сопроводив эти ссылки пометами “ср.” — сравни или “ср., однако”, например: (ср. Налимов, 1993: 107). Если же прямо цитируется автор или авторы, в скобках никакие пометы не делаются, например: (Гумбольдт, 1984: 51).

Такое оформление ссылок удобно: как бы не менялось количество ссылок и цитат в работе, как бы не менялся ее библиографический аппарат, в самой работе все останется понятным, а исправления затронут только отдельные ее места.

Соответствующим образом должны быть оформлены и библиографические описания работ. Порядок таков: фамилия автора и его инициалы — год издания работы — название статьи или монографии — если статья, то название сборника — место издания — издательство — если статья или реферат, то начальная и последняя страницы публикации, если монография, то количество страниц. Здесь же могут приводиться и дополнительные сведения о публикации:

лица, ответственные за издание; с какого языка переведена работа; количество частей в публикации; отличие данного издания от предыдущих и т.п.

Каждая из рубрик такого библиографического описания отделяется специальными знаками: запятой, тире, двоеточием, косой чертой или двумя косыми чертами. О правилах их употребления можно узнать в справочном отделе библиотеки.

Приведем несколько примеров библиографического описания источника:

а)книга:

Бенвенист Э. Общая лингвистика / Пер. с фр. — М.: Прогресс, 1974. — 445 с.

Налимов В.В.: В поисках иных смыслов — М.: Прогресс, 1993. — 280 с.

б) статья в журнале:

Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания //Бахтинский сборник-III. М., 1997.

в) статья из сборника:

Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект: Сб./ Пер. с англ. и нем; Сост. и вступит. ст. В.В.Петрова. — М.: Прогресс, 1995. — С. 143 — 184.

Библиографический список приводится в конце работы. Он строится по алфавитному принципу. Если при этом делается ссылка на несколько работ одного автора и эти работы были изданы в один год, в ссылке и соответственно в библиографическом описании после года издания публикации ставятся дополнительные индексы “а”, “б”, “в” и т.д. Например:

Топоров В.Н.: Древо мировое // Мифы народов мира: В 2 т. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991а. — Т.1. — С.398 — 406.

Топоров В.Н.: Имена // Мифы народов мира: В 2 т. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991б. — Т.1. — С.508 — 510.

С составлением библиографического списка работа может считаться законченной. Остается только оформить ее титульный лист и оглавление.

Титульный лист оформляется по установленным правилам. Он содержит следующие необходимые сведения:

1. На первой-второй строке листа помещается название учебного заведения и название факультета полностью: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

2. Филологический факультет

3. На третьей строке – название кафедры полностью: Кафедра Германской Филологии

4. Необходимо указать тип работы (курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация) и тему исследования (без кавычек).

5. Под темой вправо от середины строки указываются: сведения о студенте (курс, форма обучения, группа, ФИО (полностью)) и о научном руководителе (должность, ученая степень, ученое звание (доцент, профессор), ФИО (инициалы, фамилия).

6. На последней строке посередине: место и год написания работы (см. также Приложение 1).

 

 

НАПИСАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

 

Вводные замечания

 

Итоговая квалификационная работа является самостоятельным научным исследованием конкретной проблемы, построенным на изучении соответствующих источников и отвечающим определенным требованиям по содержанию, объему, структуре и оформлению. Если оформление квалификационной работы подчиняется общим правилам оформления студенческих письменных работ, то требования к объему, научному уровню и содержанию, а также к отдельным составляющим существенно отличаются от соответствующих требований к текущим студенческим работам (сочинению, докладу, реферату, курсовой).

Государственный образовательный стандарт высшего специального образования по специальности «Филология» предусматривает защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы в качестве итоговой государственной аттестации. Основные требования к дипломной работе определены в Стандарте следующим образом: «Выпускная квалификационная (дипломная) работа филолога представляет собой законченное самостоятельное исследование, в котором решается конкретная задача, актуальная для филологии. Объем работы — 50-70 машинописных страниц, напечатанных через два интервала. Библиографический список должен содержать не менее 30 наименований.

Особое значение для заключительной квалификационной работы имеют такие вопросы, как выбор темы исследования и обоснование его актуальности, определение базовых характеристик работы (объект и предмет, цель и задачи), подведение итогов и представление научных выводов и конкретных результатов проведенного исследования. Кроме того, автору квалификационной работы необходимо подготовиться к ее публичной защите.

В выпускной работе студент должен показать умение анализировать научную литературу по проблеме исследования, фактический языковой и литературный материал, делать необходимые обобщения и выводы; знание основных филологических методов исследования и навыки их применения, владение научным стилем речи».

К дипломной работе предъявляются более высокие требования, чем к курсовой. В ней разрабатывается уже не частная проблема, а более широкая, но конкретная тема, которая обычно обнаруживает себя как совокупность нескольких взаимосвязанных проблемных линий, разработанных ранее в курсовых работах.

Квалификационная работа – это самостоятельное научное исследование конкретной проблемы, построенное на изучении комплекса источников, достаточного для разрешения данной проблемы, и отвечающее определенным требованиям по содержанию, объему, структуре и оформлению. Качество проведенного исследования и продемонстрированное при этом умение работать с источниками и научной литературой, делать выводы из проделанной работы и грамотно представлять результаты, вводить их в научный оборот, - все это дает основание судить о соответствии автора искомой квалификации.   

Чтобы соответствовать названным требованиям, студент должен научиться:

• отбирать и организовывать необходимый эмпирический материал;

• полно, корректно и глубоко анализировать его, используя современные методы исследования;

• творчески осмыслять литературу по проблеме, вписывая собственную работу в сложившийся научный контекст;

• убедительно, логично, грамотно излагать результаты проведенного исследования.

В зависимости от их содержания все дипломные работы принято делить на два типа: реферативные и исследовательские. В реферативной работе на основе критического осмысления и оценки научной литературы, углубленного освещения определенных вопросов, сопоставления и комментирования высказываний различных ученых студенты делают теоретические обобщения. Дипломные данного типа учат студентов выделять главные вопросы исследуемой проблемы и отграничивать их от частных, учат самостоятельно решать поставленные вопросы. Надо помнить, что в реферативных работах нельзя ограничиваться простым пересказом прочитанного. В них всегда должна быть критическая оценка излагаемого, собственные суждения, подкрепленные определенными выводами, пояснениями, примерами, то есть реферативное изложение должно сочетаться с рецензированием.

Работы исследовательского характера требуют от студента умения наблюдать факты литературного процесса, анализировать их и соответствующим образом толковать, делать необходимые выводы и обобщения. Исследовательские работы неоднородны. Одни из них представляют анализ определенного художественного материала, который позволяет сделать научно убедительные выводы. Это  аналитические работы. В ряде же работ большую ценность и научную значимость могут иметь сами историко-литературные факты, изложенные автором. Эти факты, накапливаясь количественно и качественно, входят составной частью в более широкий объем конкретного историко-литературного материала, который в дальнейшем может послужить основанием для серьезных обобщений. Эти работы носят условное наименование  описательных.

Указанные разновидности дипломных «в чистом виде» встречаются редко. Чаще всего они представляют собой различные комбинации реферативного, аналитического и описательного элементов. Так, например, в реферативных работах может присутствовать материал собственных наблюдений автора, приводимых для подтверждения либо опровержения общих и частных теоретических положений. В любой исследовательской работе должна быть реферативная часть (ее называют историей или теорией вопроса), то есть теоретическое обоснование выбора темы, аргументация точки зрения, которой придерживается автор дипломной и т.д. Объем этой части бывает различен, но в среднем занимает около одной пятой части общего содержания работы.

 

Материал исследования.

В литературоведческом исследовании это:

- тексты произведений конкретного автора / авторов (первичные источники);

- критическая литература о творчестве данного автора / авторов (вторичные источники).

Метод исследования – это совокупность действий, предпринимаемых исследователем для решения поставленной научной проблемы. В литературоведении разработаны специфические методы и приемы анализа, которые должны быть использованы дипломником для решения поставленных в его работе задач. Методы – это необязательный при написании квалификационной работы раздел введения, посвященный описанию тех теоретических и методологических средств решения поставленных задач, достижения поставленных целей, которые использует автор.

Научная новизна работы – эта часть не является обязательной при написании студенческой письменной работы, но в магистерской и дипломной работах было бы уместно указать, что нового реально удалось сделать (проанализировать, систематизировать, установить, найти или впервые ввести в научный оборот, что исследователь увидел в объекте такого, чего не замечали его предшественники).

Структура работы и ее обоснование – обязательный элемент вступления, в котором описывается структура работы и объясняется ее логика. Например, работа состоит из введения, трех глав (I, II, III), заключения, библиографии, примечаний и приложений. Обязательно указываются названия и круг рассматриваемых вопросов каждой главы (обозначать параграфы и пункты не надо), перечисляются приложения, если они есть.

Сформулировать задачи помогает предварительный анализ материала, о котором речь пойдет ниже.

 

Выбор темы

 

Квалификационная работа может быть либо продолжением курсовых работ или квалификационной работы предыдущих ступеней, либо является новым исследованием, лишь отчасти связанным с предыдущими исследованиями автора. Таким образом, темы квалификационных работ могут определяться разными способами:

1) Тема формулируется с учетом предыдущих работ студента, являясь либо их расширением (хронологическим, тематическим и т.д.), либо, напротив, углублением в ту или иную конкретную проблему.

2) Тему работы определяет научный руководитель, предлагая для научной разработки конкретный вопрос в рамках исследовательской работы, проводимой самим руководителем, или самостоятельную актуальную проблему.

3) Студент выбирает тему, исходя из собственных научных интересов. В этом случае определить актуальность темы и конкретно сформулировать ее автору могут помочь следующие приемы:

- просмотр аналитических обзоров достижений науки, проводимых ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы), ознакомление со специальной научной литературой и периодическими научными изданиями, материалами тематических научных конференций;

- консультации с научным руководителем и с ведущими учеными в данной научной области.

Научное исследование следует осмыслить как движение от известного к неизвестному.

По мнению писателя и ученого Умберто Эко, «выбор темы должен отвечать четырём требованиям:

1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре выпускника).

2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного студента).

3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного студента).

4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента».

И ещё одно правило: «чем конкретнее тема, тем лучше работается и тем достижимей успех».

Немаловажным фактором при выборе темы является, конечно, и «достижимость» и «постижимость» научной литературы, без использования которой невозможно решить поставленную в дипломном сочинении научную задачу.

Чрезвычайно важно и последнее замечание Умберто Эко. Выбирая тему «с размахом», дипломник в лучшем случае напишет поверхностный обзор работ своих предшественников, что вызовет справедливые сомнения государственной комиссии в умении студента самостоятельно анализировать материал и решать серьезные научные вопросы. Поэтому, например, тема «Метафора движения – неподвижности в лирике У.Блейка» всегда предпочтительнее темы «Язык и стиль У. Блейка» или, тем более, темы «Язык английской поэзии эпохи романтизма».

Оформление библиографических списков

 

Список источников и литературы – обязательный элемент любой научной работы.

Современные правила оформления библиографии изменяются в сторону упрощения – минимум знаков препинания (не используются кавычки), много сокращений (большинство сокращений приводится с заглавной буквы). Но список источников и литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми редакциями научных журналов (примером могут служить требования изданий ПСТГУ). Можно предложить некоторые правила оформления таких списков:

Источники и литература оформляются общим списком со сплошной нумерацией. Сначала помещаются источники в алфавитном порядке, далее не прерывая нумерации, список литературы аналогичным образом. Списки озаглавливаются соответственно: «Список источников» и «Список литературы». Возможно и иное оформление списка источников и литературы:

·  Алфавитный список: источники и литература записываются в общем алфавитном порядке, без деления на источники и литературу и без внутренней рубрикации (способ неудобный для пользования, потому нежелательный);

·   Хронологический список: названия источников и научных исследований располагаются в хронологической последовательности выхода в свет (опубликования) и (или) по датам их написания. Работы, опубликованные в одном году, записываются в алфавитном порядке. Хронологическое построение списка применяется, как правило, в персональных библиографических списках, но неудобно для списков источников или литературы разных типов (жанров);

· Нумерационный список: названия источников или научных исследований помещаются в библиографическом списке в порядке первых отсылок к ним в основном тексте (обычный вариант для отчетов, но не рекомендуется для научной работы);

· Систематический список: по типам и видам источников и литературы. В этом случае список делится на определяемые автором рубрики, в каждой из которых работы помещаются в одном из вышеуказанных вариантов построения библиографического списка (но везде одинаково), при этом нумерация ведется сплошная.

Источники и литература на иностранных языках помещаются в конце списка источников и литературы соответственно, в алфавитном порядке; нумерация не прерывается (сохраняется сплошной) 

Примеры библиографического описания

Книга одного автора

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. 4-е изд. – М.: Сов. Россия, 1979. – 320 с.

Хализев В.Е. Теория литературы: Учеб. / В.Е.Хализев. – 2-е изд. – М.: Высш. школа, 2000. – 398 с.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 1998.

Booth, Wayne C. The Rhetoric of Fiction. The University of Chicago Press, 1961.

Iser, Wolfgang. The Act of Reading. A Theory of Aesthetic Response. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1978.

 Примечание:Если на титульном листе отсутствует фамилия автора (или авторов), то запись данных книг начинают с названия книги, после чего называют редактора и его инициалы, которые стоят перед фамилией, и далее все остальные элементы, как и для книги под фамилией автора (авторов):

Современный русский литературный язык / Под ред. П.А.Леканта.- М.: Высшая школа, 1982.

Книга двух-трех авторов

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2000.

Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.

Книга, имеющая более трех авторов

Чернец Л.В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. – М.: Высш. школа, 2000. – 556 с.

Том из собрания сочинений

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. – т. 9. Л.: Наука, 1973. – 408 с.

Сборники статей, официальных материалов и документов

Cамосознание европейской культуры ХХ века. Сост. Р.А. Гальцева. М., Издательство политической литературы, 1991. – 245 с.

Статья из книги (сборника)

Апенко Е. Развитие жанра романтической новеллы в творчестве Н. Готорна // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Иваново, 1985.

Михайлов А. В. Проблемы анализа перехода к реализму в литературе XIX века // Методология анализа литературного процесса. М., Наука, 1989.

Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки // Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

Wertenbaker, T.J. The Fall of the Wilderness Zion // Puritanism in Early America. Ed. G. M. Waller. Boston: D.C. Heath & Company, 1950.

Учебное пособие

Головенченко А.Ф. Натаниел Готорн и романтизм. Учебное пособие к спецкурсу. М.: МОПИ, 1991.

Статья из материалов конференций

Аксенов А.В. «Алая буква» Н. Готорна: чтение как акт нравственной рефлексии // Филология в системе современного университетского образования. Материалы межвузовской научной конференции. М.: УРАО, 2000, с. 47-51.

Статья из энциклопедии, словаря

Сапогов В.А. Подтекст / В.А.Сапогов // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 284.

Статья из продолжающегося издания (труды, ученые записки и т.п.)

 Головенченко А.Ф. Н. Готорн в американской и английской критике.// К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX-ХХ вв. Вып.7, М.: МОПИ, 1976.

Статья из журнала

Сартр Ж.-П. Зачем писать? // Вестник МГУ. Филология, № 3, 1995.

Хализев В.Е. Ценностная ориентация М.М. Бахтина и его духовная драма // Вестник МГУ. Филология. № 6, 1996.

Статья из газеты

Степанов Ю. Родом из погоста Выбуты / Ю.Степанов // Культура. – 1994. – 16 июля.

Диссертации

Ратушинская Н.В. Пуританское духовное наследие в творчестве Н. Готорна и Г. Мелвилла. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1997.

Аксенов А.В. Проза Н. Готорна: чтение как акт нравственной рефлексии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2005.

Смольянинова Е.Н. Основы синтаксической связности: Автореф. дис. д-ра филол.н.- Л.,1972.

Депонированные работы

Бирюкова О.В., Марченко Е.П. К вопросу о неполных и неполносоставных конструкциях в современном русском языке.- Краснодар, 1991. Деп. в ИНИОН АН СССР.

Описание из тома многотомного или сериального издания

Коренева М.М. Натаниэль Готорн. – В кн.: История литературы США. Т. 3. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000.

Описание составной части издания

Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка.- Л.,1981.-Глава Ш : Стилистический анализ на уровне морфологии.

 

Если в дипломной работе использована только одна или несколько работ из сборника, рекомендуется включать их в список использованной литературы в алфавитном порядке их авторов, а не по алфавиту заглавий.

Если в библиографическом списке фигурируют несколько работ одного и того же автора, их располагают в хронологическом порядке по хронологии публикации.

Как видно из приведенных выше примеров, в библиографическом описании, как в списке использованной литературы, так и в ссылках (сносках), слова, обозначающие вид издания (книга, журнал, сборник и т.п.), ни в полной, ни в сокращенной форме не употребляются. Вместо них ставят условно-разделительный знак //. Не заключают в кавычки, в отличие от обычного текста, заглавие издания (за исключением заглавий-цитат), название издательства, заглавия периодических и продолжающихся изданий.

Независимо от орфографии объекта описания соблюдают современные нормы орфографии. Более подробные сведения о правилах библиографического описания изданий можно почерпнуть в соответствующих стандартах и справочниках.

Справочно-библиографический отдел любой библиотеки использует в качестве информационного аппарата два вида каталогов - систематический и алфавитный. В систематическом каталоге библиографические карточки, показывающие наличие книг в хранилище, расположены по тематическому принципу, то есть в одном месте сконцентрированы все названия книг, относящихся к данной отрасли науки. В алфавитном каталоге наименования всех изданий расположены в строго алфавитном порядке  фамилий автора на титульном листе.

Цитирование

 

Необходимым условием любого научного исследования является убедительность приводимых фактов и положений. Любое новое положение должно быть подтверждено указанием на источники. Источники, использованные в научных исследованиях, даются в двух основных формах : 1) в форме цитирования (с последующей библиографической ссылкой ); 2) в форме библиографической ссылки.

Цитата - дословная выписка какого-либо отрезка текста из работы другого автора с сохранением всех особенностей этого текста : орфографии, пунктуации, различных выделений и т.п.

При написании дипломной работы следует соблюдать общепринятые правила цитирования. Все цитаты, фактические данные, заимствованные конкретные идеи и взгляды должны сопровождаться библиографическими ссылками на источник заимствования.

Текст цитаты следует воспроизводить точно, с сохранением всех особенностей подлинника.

Цитирование необходимо

• для подтверждения своей собственной мысли;

• для опровержения чужого, неверного, на взгляд автора диплома, мнения в целях аргументированного наглядного доказательства верной мысли;

• для ознакомления с чьим-либо авторитетным мнением;

• для демонстрации дискуссионных точек зрения на проблему, осмысляемую в работе;

• для отсылки к тексту исследуемого произведения.

При цитировании необходимо соблюдать ряд условий:

• не цитировать общеизвестные и банальные истины, но вводить в дипломное сочинение оригинальные и содержательные мысли и суждения;

• не искажать смысл цитаты в угоду собственной идее: смысл цитаты, даже после значительного её сокращения, должен быть сохранен;

• не перегружать работу цитатами, особенно большими, использовать фрагментарное цитирование. Цитата не повторяет, а доказывает мысль. Цитата становится лишней, если она дублирует мысль, выраженную своими словами.

В работе используются различные приёмы цитирования:

• полное цитирование (используется при небольшой по объёму цитате, грамматически оформляется как прямая или косвенная речь);

• частичное - фрагментарное - цитирование (используется при больших цитатах, в текст включаются отдельные слова и выражения из цитаты);

• ссылка на цитату (содержание цитаты достаточно известно, что исключает необходимость её приведения).

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может стоять:

• перед цитатой, если она приводится не с начала фразы (после многоточия цитата начинается со строчной буквы);

• в середине цитаты, если пропускается какая-то её часть;

• в конце цитаты, если она обрывается и не исчерпывает всего высказывания автора.

При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест цитируемого источника, даже логически связанных между собой. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике. Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста перед началом цитируемого предложения, или внутри него, или в конце, ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются. Если при цитировании двух абзацев пропущено первое предложение второго абзаца, то последний должен начинаться с многоточия. Если при цитировании двух абзацев пропущено последнее предложение или его окончание в первом абзаце и первое предложение или его начало во втором абзаце, следует ставить многоточие в конце первого абзаца и в начале второго абзаца.

Если предложение исследования заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением, или ставят точку (или другой необходимый знак), если цитата не является самостоятельным предложением (входит в текст предложения цитируемого источника).

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и первое и второе снижает уровень научной работы: чрезмерно обширные цитаты создают впечатление компилятивности исследования, а недостаточное количество цитированного материала при необходимости приведения цитат из использованных источников и литературы или хотя бы ссылки на них уменьшает научную ценность работы. Цитирование должно быть логически оправданным и неразрывно связанным с текстом, достаточно убедительным и соответствующим требованиям правил оформления цитат.

Цитата обязательно заключается с двух сторон в кавычки. В текст цитата вводится разными способами :

Если цитата включается в текст как прямая речь, то есть в сопровождении слов автора дипломной работы, то используются соответствующие правила ее оформления, как в обычных конструкциях с прямой речью: Х.-Г. Яусс писал: «Историк литературы, прежде чем он поймет и оценит произведение, должен сначала стать читателем, иными словами, он должен осознавать современность своей позиции в историческом ряду читателей»; «Историк литературы, прежде чем он поймет и оценит произведение, должен сначала стать читателем, иными словами, он должен осознавать современность своей позиции в историческом ряду читателей», - пишет Х.-Г. Яусс. «Историк литературы, - пишет Яусс, - прежде чем он поймет и оценит произведение, должен сначала стать читателем, иными словами, он должен осознавать современность своей позиции в историческом ряду читателей».

  Первое слово цитаты, стоящей перед словами автора, всегда пишутся с прописной буквы, даже если в цитируемом источнике оно написано со строчной. Например: «... Сочинение и подчинение слов в словосочетании различаются друг от друга по двум признакам ...”,- отмечал А. М. Пешковский. (Ср. у А. М. Пешковского : «Напомним читателю, что сочинение и подчинение слов в словосочетании различаются друг от друга по двум признакам...»).

2) Цитата может быть использована и как самостоятельно оформленная синтаксическая единица, по смыслу тесно связанная с текстом, в который она вводится, то есть цитата является продолжением ( часто после точки) текста работы: ----------------------------------------. ”-------------------------------------------------”.

Если приводят не точный текст цитаты, а ее пересказ, цитату в кавычки не заключают, а ссылку на источник дают в конце заимствованного материала. Рекомендуется такой пересказ сопровождать оборотами типа «По мнению такого-то», «Как считает такой-то», «Как отмечает такой-то».

Все сказанное выше относится и к заимствованию материала, содержащегося в дипломных работах предыдущих лет.

Если нужно выделить (например, подчеркнуть) часть цитаты или отдельное слово, сразу же после выделенной части в скобках помещается примечание автора (подчеркнуто мной, разрядка моя, выделено мной), после него ставятся точка и тире и пишутся начальные буквы имени и фамилии автора курсовой, например: По словам В.В.Виноградова, «устная речь эффективнее и активнее (подчеркнуто мной.- А.В.), чем книжный язык».

Распространенный недостаток студенческих работ - злоупотребление цитированием. Следует избегать перенасыщения дипломной цитатами, употребления слишком длинных цитат и такого их использования, когда они, следуя одна за другой, подменяют авторский текст.

При использовании в работе цитат или сведений из работ других авторов обязательны библиографические ссылки на первоисточники.

Библиографические ссылки бывают внутритекстовые (являющиеся неразрывной частью текста), подстрочные (внесенные вниз полосы) и затекстовые (вынесенные за текст всей работы или ее раздела).

Первый тип сносок применяют, когда значительная часть ссылки органично вошла в текст, например: В своей книге "Язык и перевод" (М., 1975) Л.С. Бархударов делает вывод: «текст перевода никогда не может быть полным и абсолютным эквивалентом текста подлинника» (с. 11). Или: Об этом, в частности, пишет Л.С. Бархударов (Бархударов Л.С.Язык и перевод: Вопросы общей и частной теории перевода. М., 1975. С. 11).

Второй тип сносок в научных работах удобен тем, что, не затрудняя поиска источника, позволяет сразу же, по ходу чтения, навести необходимую справку. В этом случае там, где по смыслу нужна ссылка (после завершения цитаты или законченной мысли и относящегося к ней поясняющего текста и т.д.), в тексте на верхней линии шрифта ставят знак сноски — порядковый номер, а внизу страницы под тем же порядковым номером приводят первичную подстрочную ссылку, включающую в себя все обязательные элементы описания.

Когда применяют затекстовые ссылки (например, при многократных ссылках на одно и то же произведение), они могут быть под соответствующими порядковыми номерами вынесены в конец работы или раздела.

Очень удобный вариант оформления сносок заключается в том, что произведения, включенные в список использованной литературы, приведенный в конце работы, нумеруют, а в тексте, там, где по смыслу нужна ссылка, в квадратных скобках, в линию с основным текстом, арабскими цифрами указывают сначала номер издания, на которое ссылаются, а затем номер страницы, например: [5; с.48] или [5: 48] или [5,48].

Разумеется, в одной работе применяют только один тип сносок. Нумерация ссылок должна быть не постраничной, а сквозной, идущей через всю работу. Повторные ссылки приводят в сокращенном виде. В случаях описания источника в целом, в скобках отмечается только его номер по списку: [7] .

Если в дипломной работе использовано несколько произведений одного и того же автора, повторная ссылка включает в себя фамилию и инициалы (имя) автора, заглавие произведения и номер страницы, например: Бархударов Л.С. Язык и перевод. - С. 15.

Описание сборника усекают до заглавия и номера страницы. Если ссылку делают на одно и то же произведение и в работе использовано только одно произведение данного автора, она имеет следующую форму: Бахтин М.М. Указ. соч. - С. 16.

Если несколько ссылок на одно и то же произведение следуют непосредственно одна за другой, последующие ссылки приводят в следующей форме: Там же. - С. 17. или (если ссылаются на ту же страницу): Там же.

Если в тексте имеется несколько повторных ссылок на разные произведения одного и того же автора, то длинное заглавие произведения сокращают до одного-двух слов, а опущенный текст заменяют многоточием:

Первичная ссылка: Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения. Предисловие Н. Зоркой // Новое литературное обозрение, № 12, 1995.

Повторная ссылка: Яусс Х.Р. История литературы…с. 15.

Так же поступают и с заглавиями изданий, на титульном листе которых автор не обозначен.

Если в работе приводят цитату, заимствованную не из произведения цитируемого автора, а из работы другого автора, то есть из вторых рук, ссылка имеет следующую форму: Цит. по: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М.Бахтин. – 2-е изд. - М.: Худож. лит. 1990. – С. 151.

Но при возможности следует избегать вторичного цитирования.

«Вообще-то, - замечает Умберто Эко - в серьезной работе ничто не цитируется по цитатам». Тем более не исключено, что цитата, введенная в текст другим автором, может быть усечена или сознательно искажена.

Вместе с тем, если все-таки пришлось прибегнуть к вторичному цитированию, следует помнить о другом совете. «Единственное, чего нельзя делать, это цитировать из вторых рук, притворяясь, будто вы исследовали оригинал. Научная совесть против этого бунтует».

Сноски-ссылки оформляются по тем же правилам, что и литература в библиографическом списке с добавлением в конце сноски указания на соответствующую страницу. Например :

1Анцыферова О.Ю. Литературная саморефлексия и творчество Генри Джеймса. Иваново: Ивановский государственный университет, 2004, с. 21.

2Там же, с.33.

Когда рядом помещаются ссылки на разные работы одного и того же автора, во второй сноске вместо фамилии допускается : Он же  или Его же:

1Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.

2Он же. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Если в работе используются несколько ссылок на один и тот же источник, то первая ссылка оформляется по всем библиографическим правилам, а во всех последующих пишется : автор, вместо названия работы - Указанная работа, страница: М.М. Бахтин. Указанная ( или : Указ.) работа, с. 23.

Фактические данные, подтверждающие те или иные положения, изложенные в дипломной работе, могут быть переданы словами автора дипломной. В этом случае кавычки не ставятся . Однако ссылка на источник обязательна и оформляется она почти так же, как и при обычном цитировании. Разница лишь в том, что в подстрочнике добавляется сокращенное слово ”смотрите” - см., после которой ставится двоеточие, а далее, как в обычной сноске.

О месте указателя сноски. При цитировании цифра-указатель сноски ставится непосредственно после цитаты, если она идет за словами автора или обрамляет их. Если же цитата предшествует словам автора, то цифра-указатель ставится после них. При пересказе мыслей или положений из работ ученых указание на сноску помещается в конце пересказа. В том случае, когда называются только фамилии авторов, чьи теоретические положения используются студентом, указатель сноски ставится сразу же после фамилии. В сносках такого типа страница после выходных данных не указывается, так как ссылаются на работу в целом. Цифра-указатель сноски ставится чуть выше строки.

 

I. Примечание

1. Положительные качества научных сочинений (дипломных работ) студентов:

1) научная достоверность; 2) насыщенность конкретным содержанием; 3) богатый фактический материал, приведенный в систему; 4) аргументированные выводы; 5) безукоризненная орфографическая, пунктуационная и стилистическая грамотность; 6) правильное оформление.

2.Наиболее часто встречающиеся недостатки дипломных работ:

1) схематизм, бездоказательность выдвинутых положений; 2) дословное переписывание целых страниц из учебников или специальных работ; 3) механическое, неосмысленное соединение высказываний различных ученых или выписок из разных работ (надо помнить, что научную речь характеризует логическая стройность); 4) грамматические и стилистические ошибки.

Очень распространенный недочет студенческих работ - субъективность изложения результатов исследования, злоупотребление личным местоимением «я» и глагольной формой 1-го лица ед. ч., что нарушает принципы объективности представления автором работы своего видения затронутой проблемы. Для современного научного текста характерна объективность повествования, предполагающая «отстранение» автора с целью придать изложению более объективный характер, что достигается формами страдательного причастия прошедшего времени, возвратно-безличными, безлично-предикативными формами в соответствующих синтаксических конструкциях: (нами) было доказано ...; В предыдущем разделе был разобран, был рассмотрен ( было рассмотрено)...; Как (нам) представляется, с таким мнением согласится нельзя; Следует(надо, должно, можно и т.п.) согласиться с....; Подобное решение вопроса представляется целесообразным; Следует отметить...  и т.п. Объективности научного сообщения служит и глагольная форма 1-го лица мн.ч.(с местоимением «мы» и без него) в следующих значениях: 1) совместное значение формы 1-го лица мн. ч.(автор вместе с читателем или слушателем), связанное с привлечением оппонентов к ходу доказательств. И в этом совместном процессе получения достоверной информации оппоненту как бы предлагается активная роль; 2) форма 1-го лица мн.ч. имеет широкое, «неличное» значение: С этим явлением мы сталкиваемся при изучении... Введением множественного числа вместо единственного, «мы» вместо «я», автор как бы устраняет из полученной информации элемент субъективный. Этому в еще большей мере способствует опущение местоимения, поэтому вариант без личного местоимения предпочтительней.

 

Защита

 

Сроки завершения основных этапов дипломной работы и день защиты устанавливаются по согласованию с научным руководителем. Готовое дипломное сочинение подается для проверки научному руководителю. Проверенная работа возвращается студенту для доработки и/или окончательного оформления. Не менее чем за неделю до защиты окончательно оформленная работа с заключением научного руководителя передается рецензенту, который дает о ней развернутый письменный отзыв.

Рецензент оценивает работу по следующим критериям:

• актуальность темы и новизна исследования,

• четкость и продуманность формулировок целей и задач исследования;

• соответствие структуры исследования целям и задачам работы;

• глубина раскрытия темы,

• полнота и объективность анализа научной литературы,

• логичность изложения, убедительность и обоснованность выводов;

• правильность оформления работы (титульный лист, сноски, библиография) согласно требованиям ГОСТа.

Далее рецензент отмечает достоинства и недостатки дипломного исследования. В конце рецензии дается общая оценка работы: «Работа заслуживает положительной («удовлетворительно»), высокой («хорошо») или отличной («отлично») оценки». При этом мнение рецензента не является окончательным и оценка дипломного сочинения может быть изменена в ходе защиты.

Автор работы имеет право заблаговременно, до дня защиты, ознакомиться с отзывом рецензента для подготовки к защите.

Дипломная работа с заключением научного руководителя и отзывом рецензента должна быть представлена в государственную аттестационную комиссию (ГАК) за два дня до защиты.

Защита дипломной работы проходит на открытом заседании ГАК.

Зашита начинается с представления дипломной работы председателем ГАК.

В своей вступительной речи студент должен познакомить членов ГАК и всех присутствующих на заседании с основными положениями дипломного сочинения.

Вступительная речь должна быть подготовлена и согласована с научным руководителем заранее. На вступительную речь обычно отводится 5-10 минут (2-4 стр. формата А-4, 14 шрифт, полуторный интервал на компьютере, двойной – на машинке). Нужно стараться не выходить за рамки регламента, иначе председатель ГАК вынужден будет прервать вступительное слово.

Во вступительной речи студент должен

• назвать тему дипломной работы;

• четко определить, в чем состоит актуальность и новизна исследования;

• объяснить, что является предметом и материалом анализа;

• показать структуру дипломной работы;

• дать характеристику глав: кратко представить их содержание и рассказать о полученных результатах;

• сформулировать выводы, к которым автор пришел в итоге исследования

После вступительной речи члены ГАК и все присутствующие имеют право задавать вопросы, касающиеся темы исследования. Ответы на вопросы должны быть краткими, четкими и по существу.

Далее слово предоставляется официальному рецензенту (в случае его отсутствия отзыв зачитывается одним из членов ГАК). В заключительном слове студент должен ответить на замечания рецензента, разъяснить свою точку зрения и дать объяснения по поводу отмеченных недостатков или замечаний, а также ответить на вопросы, заданные ранее членами ГАК или присутствующими.

Следует сказать слова благодарности в адрес присутствующих, членов ГАК, рецензента и научного руководителя.

После защиты последнего из назначенных на этот день студентов ГАК на закрытом заседании обсуждает итоги защиты работы каждым дипломантом. При этом учитывается не только мнение официального рецензента, но и продемонстрированное дипломантом умение четко формулировать мысли и аргументировать свои тезисы, вести научную и профессиональную дискуссию в ходе защиты. Дипломная работа оценивается по пятибалльной системе. Государственная аттестационная комиссия может специально отметить ту или иную дипломную работу за наличие в ней особых достоинств, а дипломанта — за проявленные при защите качества. По итогам защиты выпускающая кафедра может рекомендовать дипломанта к продолжению образования в аспирантуре (решение кафедры подлежит утверждению Советом факультета).

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа

 

 

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Филологический факультет

Стиль сонетов Шекспира

 

Студентки II к., гр.234

Ивановой Марии Ивановны

 

Научный руководитель:

К.ф.н. А.В. Аксенов

 

Москва

2006

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Общие способы и правила оформления сносок

1. Внутритекстовое оформление – ссылка на источник или литературу указывается в круглых скобках сразу после цитаты с выделением имени автора курсивом или жирным шрифтом. (Пример .«Подлинное понимание в литературе и литературоведении всегда исторично и персонифицировано» (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979, с. 365).

2. Концевое или затекстовое оформление сносок, т. е. ссылки на источники или литературу даются в конце работы – непосредственно после цитаты или места в тексте, требующих ссылки или комментария, ставятся цифры (начиная от единицы) в верхней половине строки (например, «…»1…n ). В конце работы после Заключения следует раздел «Примечания», в котором в порядке нумерации (1, 2, 3, …n) помещаются ссылки или примечания.

3. Наиболее удобное для читателя постраничное или подстрочное оформление сносок, когда ссылки на источники и литературу приводятся под текстом на той же странице, на которой сделана ссылка. В этом случае возможны либо сплошная нумерация сносок через весь текст (1, 2, 3, … n ), либо постраничная нумерация (*, **, *** и т. д.).

4. Наиболее удобным для автора представляется следующее оформление сносок: непосредственно после цитаты, в том месте текста, в котором необходимо указать источник информации, в круглых скобках даются две цифры, через запятую, первая из них обозначает номер работы по списку источников и литературы, а вторая – страницу, на которой содержится использованная цитата или высказывается указанное в тексте мнение (например, (4, 241)).

Внимание! 

а) Если в тексте работы идет подряд несколько ссылок на одно и то же произведение, то сноска только первый раз приводится полностью (автор, название, страница: например, Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979, С. 304, далее – Там же. С. 305).

б) Если при постраничном оформлении ссылок ссылка на одну и ту же работу идет подряд на нескольких страницах, то первый раз она должна быть дана полностью, а каждую новую страницу следует открывать по следующей форме: Автор. Указ. соч. С. N (например, Бахтин М.М. Указ. соч. Т. 2. С. 458). Начиная со второй ссылки, на каждой странице сноска оформляется так: Там же. С. N. Если в исследовании используется несколько произведений одного и того же автора, то после первого полного упоминания произведения в последующих случаях указываются первые несколько слов его названия и ставится многоточие и соответствующая страница (например, Бахтин М.М. ЭстетикаС. 234).

в) Ссылка на Священное Писание приводится следующим образом –

сокращенное название книги (например, Бытие – Быт., Иоанн – Ин.) номер главы и стих через двоеточие; если цитируется несколько стихов, то ставится дефис (например, Мф. 22: 41–46).

Комментарии или примечания – необязательный элемент работы, с помощью которого автор может включить в исследование дополнительную информацию по любому обоснованному поводу. Существует несколько простых правил оформления примечаний.

· Примечания могут помещаться либо в конце работы, либо постранично.

· Нумерация примечаний может быть либо сплошной (для концевого оформления примечаний), либо постраничной (для постраничного оформления).

· Комментарии не следует размещать вперемежку со сносками. Если они            постраничные, то комментарии – концевые и наоборот. Соответственно, нумерация или обозначение примечаний не может совпадать с оформлением ссылок. Возможно оформление работы, при котором сноски вынесены в виде примечания в ее конец, затем отдельным приложением помещаются комментарии, но это не всегда удобно для читателя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Использование различных знаков препинания при оформлении библиографического списка и сносок

 

Основные знаки препинания, используемые при оформлении библиографии или сносок – это точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, скобки, одна или две косые черты (одинарный или двойной слэш), тире или дефис (тире предпочтительней). Имеются в виду знаки, не входящие в названия произведения.

Внимание! По современным нормам публикации научных материалов после любого знака препинания перед следующим словом должен стоять пробел, новая строка не может начинаться с тире, стоящего внутри предложения, но эти нормы при верстке современных монографий и публикаций соблюдаются не всегда.

· Точки ставятся:

– после инициалов автора или перед названием произведения (если автор монашествующий или его имя приведено полностью);

– после названия произведения, если после названия стоит одинарный или двойной слэш, знак препинания вообще не ставится (см. примеры ниже);

– после сокращений Т (том), Ч (часть), С (страница) и номера соответственно тома, части и страницы, (Т. 1, Ч. 2, С. 49);

– после места издания, если оно сокращается: М. (Москва), СПб. (Санкт-Петербург);

– после названия сборника или периодического издания, если оно приведено полностью, года издания и номера издания (если речь идет о периодике). (Например, Вопросы литературы. – 1998. – № 5.)

·  Запятые ставятся:

– Между местом и годом издания (если указывается издательство, то после названия издательства, например, М., 2002 или Киев, 1893).

– Между аббревиатурой периодического издания и годом издания (например, Вопросы литературы – ВЛ. – 1998. – № 5).

· Точка с запятой ставится между местами издания, если произведение опубликовано в разных городах и эти названия сокращены (например, Киев. Париж, но М.; Л.)

· Двоеточие используется только в том случае, если приводится

название издательства (например, М.: Молодая гвардия).

· В скобки берется название издательской серии (например, М.:

Молодая гвардия, 2000 (Жизнь замечательных людей)).

· Одна косая черта (одинарный слэш) ставится после названия

произведения, когда:

– указывается перевод или переводчик;

– указывается редактор, составитель, автор предисловия, комментариев и т. д.;

– указывается рукописное произведение.

· Две косые черты (двойной слэш) отделяют название используемого произведения от того сборника, в который оно входит, или издания, в котором оно опубликовано (см. примеры ниже).

· Многоточие ставится, если при повторном упоминании одного и того же произведения (разных томов) названия сокращаются (см. примеры ниже).

· Дефис, тире ставятся (см. примеры ниже):

– в случае, если издание многотомное (указывается через дефис первый и последний том)

– в случае, если издание осуществлялось в течение нескольких лет (указываются через дефис год начала и год завершения издания).

Существует два типа расстановки знаков препинания при ссылке на неопубликованные материалы:

· Точки после всех данных архивного адреса, если все сокращения приводятся с заглавной буквы (эта система сокращений предпочтительней) (см. примеры ниже).

· Данные ссылки на архив разделяются запятыми, если все сокращения приведены со строчной буквы (см. примеры ниже).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Общие правила оформления библиографического списка и примеры записи произведений в библиографическом списке

 

1. Правила оформления опубликованных произведений (монографии). Опубликованные произведения заносятся в списки следующим образом:

· Сначала указываются сведения об авторе:

 Если у книги один автор, его фамилия ставится в именительном падеже, инициалы после фамилии; если два автора, фамилии приводятся в алфавитном порядке через запятую (в научном мире принято на первое место ставить фамилию автора, чей вклад в написание книги был наиболее значимым); если три автора: фамилия первого (по значению или алфавиту) автора, затем: «и др.» (например: Орлов А. С. и др. Пособие по истории России…). Если книга имеет четырех и более авторов (коллективная монография), или это сборник статей, анонимное произведение и т. п., то сначала приводится название, далее через одинарный слэш (одна косая черта: «/») сведения о редакторе, составителе, переводчике (инициалы ставятся перед фамилией) и т. д. (примеры см. ниже).

Фамилия (имя) автора, указанная в разных изданиях по-разному, приводится в форме, получившей наибольшую известность. Сведения об ученой степени, воинском, почетном или ученом звании, должности и месте работы автора не приводятся. Составные, в том числе двойные фамилии приводятся полностью и в той последовательности, в какой они даны в издании. Если автор использовал псевдоним, то берется наиболее известная форма – псевдоним или реальное имя.

    Имена иностранных европейских авторов приводят по общим правилам языка. Приставки, артикли, предлоги, частицы приводятся до или после фамилии (в зависимости от особенностей языка). Имена античных и средневековых авторов приводятся без инверсии или согласно общепринятой традиции (например, Гай Юлий Цезарь, а не Цезарь Гай Юлий; Петрарка Ф., но Данте Алигьери).

· После сведений об авторе (авторах) приводится полное название книгивсегда по титульному листу (название книги на обложке иногда не совпадает с названием на титульном листе).

· После названия книги указываются выходные данные, т. е. место и год издания.

Название места издания приводятся в именительном падеже, полностью. Сокращения допускаются только для городов «Москва» (М.) и «Санкт-Петербург» (СПб., Пг., Л.) При наличии двух мест издания приводится название обоих, с разделением их точкой с запятой (М; СПб.); при наличии трех и более мест издания – только первое (первое по важности) с добавлением «и др.» (для изданий на иностранных языках: «е. а.»). При отсутствии сведений о месте и/или годе издания ставятся буквы: «Б. м.» и «Б. г.» для русскоязычных изданий и «S. l.» и «S. a.» для иностранных соответственно. В качестве даты издания приводят год выхода книги из печати (не год подписи в печать). Год указывается арабскими цифрами, перед которыми ставится запятая. Год издания, установленный на основе анализа книги и/или дополнительных источников, записывается в квадратных скобках. Если есть сомнения в правильности указанной датировки, то в квадратных скобках рядом с предлагаемой датой ставится вопросительный знак (например, [1823]; 1841 [?]). При описании неопубликованной диссертации указывается год ее защиты, а при описании неопубликованной рукописи в круглых скобках указывается, соответственно: «машинопись», «рукопись», «в печати».

Далее указываются том произведения, если работа многотомная. Номера частей, выпусков, книг, если нет томов, ставятся перед местом и годом издания. Номера томов (частей, выпусков, книг) указываются только арабскими цифрами в сокращенной форме через точку (например, в издании: М., 1993. Том II, книга шестая, а в библиографическом списке: Т. 2. Кн. 6, но, если нет томов и указана часть, то: Ч. 2. М., 1993). Каждая последующая часть или том упоминаемого в работе произведения записываются отдельно (например, Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1. М., 1872; Василий Великий, свт. Творения … Василия Великого … Ч. 3. М., 1846). Для переводного издания, если это необходимо, указывается переводчик, перевод (например, Новый Завет. М., 1997 / Синод. перев.).

Издательство и/или издательскую серию приводить необязательно, но при необходимости эти данные также указываются, причем название издательства ставится непосредственно после места издательства через двоеточие, а серия – после года издания в круглых скобках (например, Джон Милтон. Потерянный рай. М.: Наука, 2006 (сер. «Литературные памятники»).

Внимание! При полном библиографическом описании книги, обычно приводимом в диссертационных исследованиях, требуется указывать издательство и количество страниц в книге через тире после года издания (например, Джон Милтон. Потерянный рай. М.: Наука, 2006. – 860 с. («Литературные памятники») При описании многотомного сочинения после года издания ставятся слова: «В (количество томов) томах».

2.Правила оформления произведений, опубликованных в периодической печати. Если используемая работа – статья в периодике или брошюре, самостоятельная часть в сборнике, то указываются автор и название используемой статьи, двойной слэш (две косые черты: «//»), название и выходные данные всего сборника или периодического издания: год издания, номер (через точку и тире). В научной литературе принято обозначать страницы статьи. Если периодическое издание является общеизвестным, то место издания не указывается – в противном случае оно обозначается в квадратных скобках перед годом издания (например, Блаженский В. Об о. Иоанне Сергиеве Кронштадтском // Орловские епархиальные ведомости. – [Орел]. – 1908. – № 8. – С. 67–90).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Правила и образцы оформления сокращений

· Сокращаются до заглавной буквы (букв) общеизвестные географические названия (например, Москва – М., Ленинград – Л., Санкт-Петербург – СПб., Петроград – Пг., Нью-Йорк – Н.-Й., London – L., New York – N.Y., Paris – P.)

· Сокращаются в виде аббревиатуры: названия библиотек и отделов библиотек, архивов, периодических и энциклопедических изданий. Возможны и самостоятельные сокращения, принятые автором. В конце исследования необходимо приводить список сокращений, если они присутствуют, с их полной расшифровкой.

Примеры общепринятых сокращений.

Российская национальная библиотека – РНБ

Отдел рукописей РНБ – ОР РНБ

Российская государственная библиотека – РГБ

Отдел рукописей РГБ – ОР РГБ

Большая советская энциклопедия – БСЭ

Журнал Вопросы литературы – ВЛ

Жизнь замечательных людей – ЖЗЛ

Литературные памятники – ЛП

Библиотека всемирной литературы - БВЛ

· Сокращается до заглавной буквы (букв) или до строчной буквы (букв) целый ряд слов, но при оформлении библиографии и ссылок должно быть однообразие – или все сокращения строчные или все заглавные. Некоторые слова сокращаются только заглавными буквами.

Примеры.

– Страница – С., строчное написание не употребляется;

– Книга – Кн. или кн., Том – Т. или т., Часть – Ч. или ч. (заглавные написания предпочтительней);

– Указанное сочинение – Указ. соч., Сборник – Сб. или сб., Выпуск – Вып. или вып., Цитированные сочинения – Цит. соч. и т. д.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Виды библиотечных каталогов

 

В самом общем виде библиотечные каталоги можно классифицировать по следующим признакам.

· Аналитический или тематический каталог, в котором фонды библиотеки разбиты по странам, периодам (временным и историческим) и темам. Внутри каждой темы сначала перечисляются источники, а потом – литература по теме.

· Предметный каталог, в котором фонды библиотеки рассортированы по персоналиям, географическим местностям (страна, город, известные места), понятиям. Важно помнить, что в этом каталоге указывается основная или почти вся литература о предмете, но не сочинения конкретного исследователя, если речь идет о персоналии.

· Алфавитный каталог, в котором все фонды библиотеки приведены в алфавитном порядке.

· Вспомогательные/дополнительные каталоги отдельных/специальных фондов библиотеки (например, каталог подсобного фонда, каталоги научных залов, каталог книг на иностранных языках [в русскоязычных библиотеках], каталог новых поступлений и т. д.).

· Каталоги зала периодики (газеты, журналы, другие периодические издания).

Генеральный, или основной каталог предназначен для сотрудников библиотеки.

написанию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

 

НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

 

Выполнение студенческих письменных работ разных уровней сложности (сочинение, доклад, реферат, курсовая работа, итоговая квалификационная работа) – важный вид деятельности студента в течение обучения в высшем учебном заведении, предусмотренный учебными планами и обязательный для каждого учащегося. Самостоятельная постановка и решение научных проблем, анализ источников и литературы, правильное оформление работы – главный показатель уровня учебной и научной подготовки студента, его профессионализма и готовности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. На протяжении каждого года обучения студент пишет письменное исследование, причем каждое последующее должно рассматриваться как логическое продолжение предыдущего, если и не с точки зрения содержания, то с точки зрения возросшего профессионального (теоретического и практического) уровня самого исследователя. Итоговое квалификационное исследование является венцом этой последовательности работ.

Целью написания реферата, курсовой или выпускной квалификационной работы является углубление и конкретизация знаний по истории английской литературы, развитие навыков самостоятельной работы, научение анализу новых данных науки, развитие способности самостоятельной выработки и оценки тех или иных научных концепций. Реферат, курсовая и выпускная квалификационная работы призваны содействовать установлению межпредметных связей и преемственности курсов истории литературы, теории литературы, общей истории, философии, теологии, культурологии, сделать необходимым привлечение общегуманитарных знаний при решении конкретной исследовательской задачи.

Каждая из тем рефератов, курсовых или выпускных квалификационных работ по истории английской литературы предполагает ее разработку на конкретном материале курса. Это находит отражение в ее окончательной формулировке, скорректированной и уточненной выбором конкретной литературоведческой проблемы, являющейся объектом исследования.

При выборе той или иной темы исследования рекомендуется учитывать ее актуальность, имеющийся опыт работы студента.

Основные этапы написания работы

 

Выбор темы, объекта исследования.

Сбор научной библиографии.

Изучение основной научной литературы, отбор статей по теме исследования.

Теоретический анализ отобранной литературы и ее реферирование.

Планирование исследовательской работы, ее проведение, анализ результатов.

Составление структурного плана работы.

Написание работы, ее оформление, рубрикация текста.                    

 

Курсовая работа - это обязательное учебное исследование в выбранной студентом области истории английской литературы, осуществляемое в течение курса (двух семестров).

Выполняя курсовые работы, студент овладевает конкретными методами изучения литературы. Это дает ему навыки самостоятельной исследовательской деятельности, которые значимы и в более общем плане: именно они активно способствуют развитию свободного, независимого мышления.

Также, в процессе работы над курсовой студент овладевает письменной формой научной речи. Это особенно важно потому, что адекватное, лаконичное и последовательное выражение научных идей — дело весьма непростое.

Наконец, предполагается, что в курсовых работах студент будет последовательно и все более углубленно разрабатывать выбранную литературоведческую проблему. Собранный материал составит, таким образом, определенный задел (а возможно, и часть) будущей дипломной работы. Во всяком случае, этот материал, а также опыт, полученный в процессе написания курсовых работ, значительно облегчат ее написание.

Перед студентом встают два вопроса:

а) что предстоит делать и что нужно будет представить научному руководителю?

б) как правильно, т.е. наиболее экономно и эффективно решить предстоящую задачу?

Дело осложняется еще и тем, что курсовая работа — это большей частью самостоятельное исследование, и рассчитывать студенту придется прежде всего на себя.

Всякое исследование, в том числе и то, которое предстоит осуществить студенту, включает в себя две стороны:

1) "техническая" — обзор и изучение литературы по теме, установление существующих точек зрения на проблему, анализ степени изученности проблемы и т.п.

2) "творческая" - доказательное изложение точки зрения автора на проблему или приведение новых, обнаруженных автором аргументов в пользу уже существующей точки зрения.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Курсовая работа и требования, предъявляемые к ней

Курсовая работа — это самостоятельное исследование, которое имеет по преимуществу реферативный характер, т.е. ориентировано не столько на получение каких-либо новых научных результатов, сколько на изучение и описание уже имеющихся данных по конкретной, достаточно узкой проблеме. Задачи, которые здесь преследуются, имеют по преимуществу практический характер. Студент должен научиться следующим элементарным приемам:

а) находить нужную литературу и обрабатывать ее (прежде всего, обнаруживать в публикациях важные для работы идеи и фиксировать их — конспектировать или реферировать);

б) сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и осуществлять выбор самой подходящей для себя точки зрения (наилучшим образом объясняющей явления, которые исследуются);

в) письменно излагать идеи, содержащиеся в произведении и публикациях;

г) осуществлять общее оформление работы: выделять в ней разделы и параграфы, употреблять цитаты и делать ссылки на имеющиеся публикации, составлять библиографию.

Таким образом, курсовая работа сводится к анализу литературы по выбранной частной проблеме и комментированию уже разработанных положений по этой проблеме с привлечением собственных иллюстративных примеров. Положения, развиваемые в работе, должны быть убедительными и доказательными.

Объем курсовой работы должен составлять примерно 20 — 25 страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала. Библиографический список должен включать в себя 10 — 15 наименований.

 

I. ВЫБОР ТЕМЫ, СБОР И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Выбор темы курсовой работы

Самый первый шаг на пути к написанию курсовой работы — это выбор темы. Он в высшей степени важен потому, что определит собой направление всех дальнейших исследований студента вплоть до дипломной работы. И чем более интересна тема, тем легче и радостнее будет трудиться над ней, тем более успешными будут результаты изысканий. Поэтому тему курсовой работы нужно выбирать “по любви”.

Прежде всего, студенту следует определиться с общим направлением, в котором он желает работать. Далее, необходимо сформулировать тему (или хотя бы наметить ее), обсудить ее возможные варианты в предварительной беседе с предполагаемым научным руководителем. Окончательное решение принимается тогда, когда известны все темы курсовых работ и обсуждены варианты выбранной темы.

Темы второй и третьей курсовых работ стоит определить в русле первой работы. Это позволит продолжить разработку выбранного проблемного направления и, таким образом, подготовить фундамент для будущей дипломной работы. Курсовые работы также могут быть задуманы и выполнены как отдельные части будущего диплома.

Если последовательно трудиться над различными сторонами одной проблемы, тема дипломной работы обнаружит себя сама как общая формулировка самой этой проблемы.

После того как вы определились с темой работы, приступайте к сбору и изучению литературы.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 214.