Глава II. Эмпирическое исследование использования детской литературы при изучении природных зон России в курсе «Окружающий мир»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1. Организация, содержание и результаты констатирующего эксперимента

В процессе исследования нами был спланирован и проведен констатирующий эксперимент, участниками которого явились школьники 3 – го класса средней общеобразовательной школы. В эксперименте участвовало 23 учащихся. Констатирующий эксперимент проводился в конце первой четверти учебного года в ходе итогового контроля.

Целью экспериментальной работы явилось следующее: выявить опытно – экспериментальным путем уровень знаний младших школьников по курсу «Окружающий мир».

В процессе исследования нами было проведено изучение качества знаний учащихся посредством проведения письменного контрольного опроса.

На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено анкетирование учителей, в котором приняло участие 8 человек. Цель анкетирования – выяснить используется ли детская литература на уроках «Окружающего мира» учителями и считают ли они, что ее использование эффективно в обучении. В анкете выяснялись следующие вопросы:

1. Вы часто используете детскую литературу на уроках «Окружающего мира», так как считаете ее использование эффективным способом обучения.

2. Вы редко используете детскую литературу на уроках «Окружающего мира» из за отсутствия методических разработок, но считаете ее использование эффективным способом обучения.

3. Вы время от времени используете детскую литературу на уроках «Окружающего мира» и считаете ее использование не является эффективным способом обучения.

При выявлении того, как часто учителя используют на уроках произведения детской литературы, оказалось, что только 25% учителей используют детскую литературу и считают ее использование эффективным способом обучения на уроках окружающего мира, 37,5%, из числа опрашиваемых, считают, что подобная работа необходима на каждом уроке, но проводится эпизодически по причине методических недоработок; 37,5% учителей некоторые виды заданий с использованием детской литературы.

Наглядное представление результатов анкетирования дает рисунок 1.

 

Рисунок 1. Результаты анкетирования учителей.

Таким образом, был сделан вывод о том, что большинство учителей начальных классов, принявшие участие в анкетировании, считают необходимым использование детской литературы на уроках окружающего мира, но многие испытывают трудности вследствие отсутствия четких методических рекомендаций.

При изучении уровня знаний у учащихся по курсу «Окружающий мир», мы обращали особое внимание на полноту, системность и осознанность (включение в современную проблематику) знаний. С этой целью проводилась письменная контрольная работа, включающая в себя различные виды заданий и индивидуальная беседа с ребенком после проведения работы. Она позволила выявить уровень знаний и умений учащихся. Виды заданий даны в Приложении 2. Результаты контрольных работ представлены в таблице 1.

Оценки Полнота ответов Системность изложения материала Осознанность знаний
«5» 8,6% 26,1% 4,3%
«4» 34,8% 26,1% 26,1%
«3» 43,5% 39,1% 43,5%
«2» 13,1% 8,6% 26,1%

Таблица 1. Результаты письменной контрольной работы с различными видами заданий.

Анализ данных, полученных в результате проведенных работ, показал, что уровень знаний и умений учащихся на данном этапе невысок. Большинство учащихся имеют оценку – удовлетворительно. Особенно трудно дается осознанность экологических знаний, знания детей не интегрированы, не включены в жизненные условия современности. Также трудным является полное изложение ответов, ответы детей, в большинстве своем, однобоки, затрагивают лишь один аспект проблемы.

Усреднённая оценка знаний учащихся по характеру знаний на констатирующем этапе эксперимента представлена в таблице 2.

Полнота ответов Системность изложения материала Осознанность знаний
  3,4   3,7   3,1

Таблица 2. Усредненная оценка знаний.

Обобщенный показатель оценки знаний и умений учащихся по курсу «Окружающий мир» – 3,4 балла.

Анализ уровня знаний и умений учащихся 3 – го класса показал следующее: обучение окружающему миру в классе ведется в соответствии с программными требованиями, но в основном используются формы обучения, недостаточно способствующие формированию и развитию знаний учащихся.

Проведенные виды оценки уровня знаний показали, что задания комплексного характера выполнены большинством учащихся без обоснования, несистемно, фрагментарно.

Полученные данные позволили выявить затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся третьего класса при выполнении заданий. Это сориентировало нас на разработку педагогических условий, которые бы способствовали большей осознанности и систематичности знаний, прочности умений учащихся.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.