Формирование знаний в начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу­чения мышление выдвигается в центр сознательной дея­тельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуж­дающего мышления, происходящее в ходе усвоения науч­ных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные.

В младшем школьном возрасте происходит рост стрем­ления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив дос­тижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мо­тива — мотив избегания неудачи [8].

Основные достижения этого возраста обусловлены ве­дущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хо­теть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

В настоящее время имеется достаточное количество учебных программ, учебно – методических комплектов, формирующих знания по определенным принципам, но все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться.

Так, комплект «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова) базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство дос­тижения этой цели.

Учебно-методический комплект функционирует в соответствии с Го­сударственным стандартом начального общего образования и предназна­чен для массовой школы. Исходя из этого авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В процессе обучения реализуется интегрированный подход.

Курс «Окружающий мир» имеет следующие особенности:

• интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром;

• в методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир») [4].

Ведущая цель Системы начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - Н.В. Нечаева) - оптимальное общее развитие каждого школьника. Концепция сформулирована в 60-е годы XX века. Основополагающими в ней остаются следующие положения.

Во-первых, развитие психической деятельности включает три линии: ум, волю и чувства. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий: анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. Формирование обобщений ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера зна­ния. Знания, умения и навыки выступают в роли средств обучения и средств организации процесса обучения. Основные требования к содержа­нию, методам, формам, результативности системы отвечают ее основной идее - идее создания условий для оптимального общего развития ребенка.

Во-вторых, обучение осуществляется на высоком уровне трудности с соблюдением ее меры.

В-третьих, программа реализует принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала.

В-четвертых, руководящая идея системы и ее дидактические прин­ципы являются достоянием каждодневной деятельности учителя и учения школьников.

Реализация в учебном материале по разным предметам типических свойств методической системы в единстве с дидактическими принципами обеспечивает целостное развивающее воздействие на учащихся.

В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:

 первый этап - предъявление ученику системы заданий поиско­вого характера с целью раскрытия понятия, правила, действия;

 второй этап - сличение результатов самостоятельной работы с определениями, правилами, описаниями действий;

 третий этап - применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях и во взаимосвязи с изученным ранее.

Особенности курса «Окружающий мир»:

• цепь складывающихся взаимосвязей и объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии прослеживаются во всех классах;

• особенностью курса является его подчинение логике развития жиз­ни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникли жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о природных особенностях окружающей человека среды позволяют ребенку осознать закономерности развития истории человечества [18].

В процессе обучения по УМК у младшего школьника формируются и развиваются общеучебные интеллектуальные умения: наблюдать, сравни­вать, обобщать, классифицировать и др.

Система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (научный руководитель - Б.Д. Эльконин)

В основе концепции - идея формирования у младших школьников основ теоретического мышления. Оно складывается в процес­се учебной деятельности, поэтому ведущим концептуальным положением комплекта является формирование учебной деятельности ученика на­чальной школы. Содержание учебных предметов в системе Д.Б. Элькони­на - В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и струк­турой учебной деятельности.

Принципиальными особенностями:

• использование во всех учебных дисциплинах одного и того же метода освоения. Этим методом является решение детьми системы учебных задач;

• учет следующих логико-психологических положений, разработанных В.В. Давыдовым:

o усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, пред­шествует знакомству с более частными и конкретными знаниями, а они

o выводятся учениками из общего и абстрактного;

o основное содержание учебного материала усваивается школьни­ками в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми и значимыми;

o в процессе обучения учащиеся должны научиться обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отно­шение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;

o выявленное отношение школьники воспроизводят в особых пред­метных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в «чистом виде»;

o к концу начального обучения дети должны научиться конкрети­зировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, научиться осуществлять мысленные пе­реходы от частного к всеобщему и обратно.

В цикле «Окружающий мир»:

• основной задачей курса является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, а также первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

• в основе построения программы лежит принцип отбора тем, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) является логика развертывания знаний по естествозна­нию, поскольку в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника;

• курс основывается на следующих принципах: естественно-научное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получить факты и строить объяснительные модели; предметом изучения является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе; основным методом обучения является решение детьми системы учебных задач; в курсе «Окружающий мир» основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых пред­положений.

В ходе освоения умений учебной деятельности у младшего школьни­ка развивается и совершенствуется способность осуществлять действия во внутреннем и внешнем плане, переходить от умственных действий к прак­тическим и обратно [14].

Программа «Гармония» (научный руководитель - Н.Б. Истомина)

Ведущей идеей программы является учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе ус­воения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям Госу­дарственного образовательного стандарта.

Среди этих мер целенаправленного преодоления трудностей обучения авторы отмечают:

• ориентировку учебных курсов на формирование у младших школьников общих способов действий и усвоение понятий;

• формирование у младших школьников причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей;

• использование в учебном процессе различных способов, средств и форм организации учебной работы; включение в учебные курсы систем заданий, которые учитывают одновременно особенности содержания учебного предмета и психологиче­ские характеристики возраста, баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассу­ждением.

Также специфика содержания учебных предметов находит отраже­ние в методике обучения.

Комплект обеспечивает: целенаправленное формирование приемов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности уча­щихся при усвоении содержания; понимание ребенком изучаемых вопро­сов; условия гармоничного отношения в системах «учитель - ученик», «ученик - ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха.

Особенности курса «Окружающий мир»:

• группировка учебного материала по трем стержневым линиям изу­чения окружающего мира: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом и береги ее красоту и гармонию;

• последовательное развитие представлений учащихся об окружающем мире: о многообразии объектов природы (1-й и 2-й классы); об их из­менчивости (3-й класс); дополнение о пространстве и времени (4-й класс).

В процессе обучения по УМК «Гармония» у младшего школьника це­ленаправленно и систематически формируются приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обоб­щение. Учебная деятельность сочетается с коммуникативной [18].

Действующими являются еще несколько программ (Школа России, Планета знаний, Классическая начальная школа, Перспективная начальная школа и т.п.). Можно сказать, что все образовательные программы в процессе формирования знаний учащихся, опираются на те или иные психолого – педагогические принципы. И основной задачей любой программы всегда остается развитие личности учащегося и формирование у него желания и умения учиться.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.