Использование детской литературы на уроках «Окружающего мира»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые технологии во всех сферах жизни и современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать такие технологии в своей деятельности, которые бы решали главную задачу школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки учеников, которые способны ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Ребята должны самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. Им необходимо научиться мыслить критически, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения.

Детская литература — жанр литературы, произведения написанные для детей. Характерные черты детской литературы [9, с. 54]:

ü Детям отводится главная роль.

ü По тематике соответствует детскому возрасту.

ü Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).

ü Простой язык.

ü Много диалогов и действия, мало описаний.

ü Много приключений.

ü Счастливый конец (победа добра над злом).

ü Часто имеет своей целью воспитание.

Специфика детской литературы существует и корни ее – в особенностях детского восприятия действительности, которое качественно отличается от восприятия взрослого человека. Особенности детского восприятия, его типологические возрастные качества вытекают (как об этом свидетельствуют работы Л. С. Выготского, А. Т. Парфенова, Б. М. Сарнова) из своеобразия антропологических форм детского сознания, которые зависят не только от психофизиологических факторов, но также и от социальных особенностей детства. Ребенок – общественный человек, но социальная основа, на которой развивается его общественное сознание, отличается от социальной основы сознания зрелого человека: взрослые люди непосредственные члены социальной среды, а в отношениях ребенка с социальной действительностью важную роль играет взрослый посредник. «Дело заключается в том, - говорит А. Т. Парфенов, автор статьи «О специфике художественной литературы для подрастающего поколения», - что значительное количество жизненных функций подрастающего поколения удовлетворяется, формируется и стимулируется взрослыми, а это накладывает специфическую печать и на косвенный и на непосредственный опыт подрастающего поколения [2, с. 105]. Чем старше ребенок, тем более самостоятелен он в общественных отношениях, тем меньше в его положении социальной специфики детства.

По мысли Л. Кассиля, специфика детской книги – это учет возрастных возможностей понимания читателя и в соответствии с этим расчетливый выбор художественных средств. Л. Кассиля поддерживает и даже повторяет И. Мотяшов: «Весь же вопрос так называемой возрастной специфики еще со времен Белинского сводится к стилю детских произведений; излагать должно сообразно с детским восприятием, доступно, живо, образно, увлекательно, красочно, эмоционально, просто, ясно» [9, с. 116].

Специфичность детского произведения, его формы и содержания, проявляется прежде всего в жанровом своеобразии.

Для доказательства этого положения обратимся к сопоставительному анализу только одного жанрообразующего элемента – пейзажа, в автобиографической повести для детей (“Кандаурские мальчишки” Г. Михасенко, “Грозовая степь” А. Соболева) и в повести для взрослых (“Детство Багрова - внука”). Пейзаж в произведении для детей и в произведении для взрослых различен по объему, содержанию и характеру зарисовок [1;15].

В “Детстве Багрова - внука” пейзажи занимают большое место, потому что герой произведения живет главным образом в деревне и с детства приобщен к миру природы. Повесть написана от лица ребенка, но рассказ ведет взрослый человек воспроизводящий и анализирующий впечатления детства. В пейзажах Аксаков выступает певцом русской природы: неторопливо, обстоятельно, с перечислением подробностей ведет он описание дороги в Багрово и Чурасово в разные времена года, ледохода на Белой, пробуждения весны и т. д. Все содержание повести служит объяснением, почему Аксаковписатель стал великолепным пейзажистом. Пейзажи повести свидетельствуют о том, что произведение написано для взрослых в них выражено мировоззрение художника, зрелого человека, со сложившимися эстетическими взглядами, с философской концепцией мира и человека.

Писатель и не прячется под маску ребенка. Так, описание сада в первой главе: “Сад, впрочем, был хотя довольно велик, но некрасив...” заканчивается словами “...несмотря на мое болезненное состояние, величие красот божьего мира незаметно ложилось на детскую душу и жило без моего ведома в моем воображении” [1, с.18]. Последняя фраза, заключающая мысль о благотворном влиянии природы на формирование личности, адресована взрослому читателю. Рассказывая о дорожных впечатлениях, автор от имени Сережи переходит к размышлениям об удивительном состоянии путешествующего. “...Она (дорога) сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминания прошедшего и, наконец, на мечты и надежды в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости... Точно то было тогда со мной” [1, с. 79]. Такого рода размышления вызывают определенные ассоциации у взрослого читателя, потому что они опираются на жизненный опыт, но вряд ли привлекут внимание юных, у которых таковой опыт еще невелик. Юному читателю больше импонируют произведения с быстро бегущим временем. Обобщения, философские отступления, описания природы - это те самые остановки во времени, которые менее всего привлекают детей.

Вот как видит облака Мишка у Г. Михасенко: “Огромная, в полнеба, лошадь замерла над деревней в страшном полете. На улице стало даже темно. Но дунул ветер, и лошадь расползлась, как намокшая бумага” [15, с. 46].

Детская литература тоже приобщает ребенка к миру природы, пробуждая в нем способности сопереживать, сострадать, порадоваться, без которой человек - не человек. Но у ребенка нет мировоззрения (оно только начинает формироваться), нет философского осмысления явлений действительности, поэтому в содержании пейзажа произведения для детей выражается эмоциональное, чувственно живое и эстетическое отношение ребенка к природе. По объему пейзажные зарисовки значительно меньше, чем в произведении для взрослых, синтаксис их проще и легче. Таким образом, анализ пейзажа как одного из жанрообразующих элементов показывает, что жанровая специфика произведения для детей обусловлена возрастными особенностями миропонимания и угасает по мере возмужания героя-рассказчика и читателя.

Произведения детской литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по курсу Окружающего мира и привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с природой и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Ведь живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные представления у учащихся [28, с. 66].

Художественный образ, как правило, отличается эмоциональностью, меткостью и убедительностью, что безусловно облегчает восприятие географического материала. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым явлениям, вызывает у них удивление, тревогу, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что учебный материал раскрыт на живых примерах и в конкретных ситуациях. Особенно чувствительны дети младшего школьного возраста к поэтическим формам выражения материала.

В методической литературе по рассматриваемому вопросу использования детской литературы имеются публикации. Так В.А. Камаева в статье «Использование художественной литературы на уроках географии», приводит подборку рассказов и стихов по темам «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь» [9].

Л.С. Ульченко в статье «Поэзия на уроках географии» предлагает подборку стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. [25]. Об использовании поэзии на уроках географии рассказывает В.Ф. Россеев [19]. К стихам он предлагает и вопросы. Тонко подмеченная красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне, воспитывать чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.

Таким образом, синтез литературы и «Окружающего мира» позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 317.