Вклад П. Кузнецова в формирование мировоззрения устойчивого развития и науку в целом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной науке существует иерархия названий различных форм знания: мировоззрение, теория, технология, проектирование.

Все эти разнообразные формы знания имеются в работах П. Кузнецова. Но главным является то, что П. Кузнецову удалось соединить разнообразные формы знания в единую конструкцию и дать этому синтезу качественно новое определение. До работ П.Кузнецова это сделать не удавалось никому.

Существует ряд выдающихся открытий в философии, математике, физике, химии, биологии, технике, экономике, медицине, социологии, праве, образующих сущностные элементы системы научных знаний о законах Природы (включая общество и Человека). Нужно было выделить эти сущности и, что очень важно, устранить разрывы в связях между знаниями естественных, технических и гуманитарных наук. Но для этого нужно было быть П.Г. Кузнецовым, чтобы показать на универсальном LT-языке (Пространства—Времени) взаимосвязь идеального и материального, Логики Пространства и Логики Движения, синтез качества и количества, законы сохранения и изменения в системе «природа—общество—человек», методологию правильного применения на практике законов для управления развитием.

Существует очень много вопросов, на которые в науке нет ответа. Но еще Гегель показал, что «ответ на вопросы, которые остаются без ответа, заключается в том, что эти вопросы должны быть иначе поставлены».

П.Г. Кузнецов гениально просто мог ставить вопросы «иначе». В результате — находился изумительно простой ответ. И этот ответ содержал в себе новое знание о сущности явления или процесса. И не просто новое знание, а новое научное знание, выраженное в мере. И не просто выраженное в мере, а в универсальной мере, допускающей проверку в любой независимой от частных точек зрения системе координат.

Так возникало новое научное знание, имеющее общеобязательное значение. Так делалось научное открытие. Так открывалось система общих законов природы. На пути постижения этой системы требовалось иметь обоснованный ответ на очень много крайне сложные вопросы, которые на протяжении длительного времени оставались без ответа, препятствуя тем самым синтезу естественно-научных, технических и гуманитарных знаний в целостную конструкцию единого мира.

Что же нового по сравнению со своими Великими предшественниками сделал в науке П.Г. Кузнецов?

1. Он сумел выделить вопросы, без ответа на которые невозможно устранить разрывы в связях между философией, математикой, естественными, техническими и гуманитарными науками — между научно-теоретическими знаниями и возможностью их правильного использования в практике управления развитием в системе природа—общество—человек.

2. Он сумел выделить «стержневые» вопросы так, что ответы на них позволяют на «законной основе сшить» раздробленные и несоизмеримые знания в единую конструкцию мира, части которой можно сознательно изменять, сохраняя развитие в целом. До него невозможно было ясно и определенно сказать: Как философские идеи идеалиста Гегеля связаны с идеями инженера-физика Крона? Как законы Кеплера, Ньютона, Лагранжа, Максвелла, Клаузиуса, Маркса, Подолинского, Эйнштейна, Вернадского выразить на универсальном языке Пространства— Времени? Как    идеи о биосфере—ноосфере В.И. Вернадского правильно использовать при проектировании будущего мира на законной основе?

3. Он дал ответ на эти вопросы в такой форме, которая указывает путь объединения — синтеза несоразмерных и поэтому, казалось бы, несовместимых идей и теорий в естественных, технических и гуманитарных науках.

4. Он оставил научно-теоретическую логику мышления, постигнув которую можно открывать новые законы природы, проектировать конкретные системы, управлять развитием на любом уровне системы «природа—общество—человек», превращать невозможное в возможное.

Своими работами П. Кузнецов убедительно демонстрирует, что мировоззрение, теория, метод и технология есть лишь стороны единого творческого процесса проектирования будущего мира.

Этому творческому процессу он дал название — ПРОЕКТОЛОГИЯ БУДУЩЕГО МИРА.

Ее сущностью является непрерывное постижение и правильное применение законов природы для сохранения развития Жизни, включая устойчивое развитие общества и личности. Постигая общий закон развития жизни в многочисленных формах его проявления в природе, обществе, духовной жизни и показывая возможности его применения в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях человеческой деятельности, работы П. Кузнецова выражают определенное отношение к миру в целом, основанное на проверенных временем истинах, принципах и законах природы.

Но отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины, есть то, что в современной науке принято называть научным мировоззрением.

Всякое научное мировоззрение содержит в себе следующие четыре основные элементы:

1. общеобязательные, доказанные истины (знания);

2. проверенные и подтвержденные временем принципы-законы природы;

3. метод научного поиска;

4. общественная психология.

Что нового внес П. Кузнецов в каждый из этих элементов? С учетом изложенного выше очень кратко можно сказать так:

1. И  до работ П. Кузнецова было известно, что любое положение, мысль, высказывание, выраженное на естественном языке обыденного сознания, не является той логической формой, в которой выражается истина.

До работ П. Кузнецова в научном мировоззрении использовались многие истины философии, математики, физики, биологии, экономики, выражаемые фундаментальными понятиями, такими, например, как пространство, время, энергия, масса, энтропия, информация, стоимость и многие другие. Работы П. Кузнецова дают возможность навести порядок в этом основополагающем вопросе научного мировоззрения.

2. И до работ П. Кузнецова научное мировоззрение имело своим фундаментом многие физические законы природы: законы сохранения энергии, закон роста энтропии и многие другие. Но все это законы замкнутых систем. Жизнь — принципиально открытая система. Однако в господствующем научном мировоззрении до сих пор отсутствует общий закон развития Жизни как фундаментальный закон природы. Отсутствует система общих законов природы, выраженных в универсальных мерах. Открытия П. Кузнецова восполняют этот пробел.

3. И до работ П. Кузнецова в научном мировоззрении существовали методы проверки научного знания: метод проб и ошибок, статистические методы, методы формальной логики, методы теории динамических систем и другие. Но ни один из методов не использовал для проверки полученного знания общий закон развития Жизни, и поэтому знания, полученные этими методами, было невозможно оценить с позиций их вклада в развитие системы в целом. Знание этих методов не может гарантировать умение проектировать будущее развитие в системе «природа—общество—человек» в долговременной перспективе.

 4. Прошло 30 лет со времени опубликования многих работ П. Кузнецова. Здесь уместно привести высказывание В.И. Вернадского: «В истории науки мы постоянно наблюдаем, что та или иная мысль проходит незамеченной более или менее продолжительное время, но затем при новых внешних условиях вдруг раскрывает перед нами неисчерпаемое влияние на научное мировоззрение. Оказывается, что не случайно делается то или иное открытие, строится какой-нибудь прибор или машина. Каждый прибор и каждое обобщение являются закономерным созданием человеческого разума. Однако многие из них открывались, забывались в течение столетий и вновь воспроизводились в новое время.

Недостаточно, чтобы явление было доказано. Его понимание зависит от других причин. Необходимо учитывать условия внешней социальной среды, настроения и привычки мыслящих людей науки. В этом смысле научное мировоззрение не есть абстрактное логическое построение. Оно является сложным и своеобразным выражением общественной психологии».

Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых, придерживающихся господствующих взглядов. Но для того чтобы доказательство было понято современниками, нужна долгая работа и совпадение нередко совершенно исключительных благоприятных обстоятельств». Мы полагаем, что такие обстоятельства складываются в нашей стране и мире в целом.

С.П. Никаноров предложил называть такое мировоззрение конструктивным. «Конструктивных» мировоззрений существует много. Разве не является конструктивным мировоззрение Римского Клуба? Разве не является конструктивным мировоззрение формальных логиков или так называемых «системных аналитиков»?

Мировоззрений, в которых за «безмерной ясностью» скрывается фантом, может быть «море», а закон един во множестве форм его проявления. В это нельзя просто верить. Это нужно знать и понимать для того, чтобы уметь делать будущее.

«Конструктивность» является лишь одной стороной логики творчества П. Кузнецова. Другой стороной, как была показано выше, является логика мышления.

В этом сила и слабость мировоззрения П. Кузнецова.

Сила в том, что оно соединяет Веру, Знание, Понимание и Умение делать реальные системы на основе универсальных мер-законов.

Слабость — в том, что оно пока уникально. Сделан огромный прорыв в науке, но предстоит огромная работа, чтобы этот отрыв был осознан.

Мировоззрение  П. Кузнецова — это «доведенные до максимальной конструктивности идеи русского космизма, выраженные в терминах целей, достижением которых можно управлять». Да, так можно было бы сказать, но тогда к русским космистам нужно было бы причислить И. Канта, Г. Гегеля, Лагранжа, Д. Максвелла, К. Маркса, О. Веблена, А. Эйнштейна, Г. Крона и многих других выдающихся ученых.

Безусловно, мировоззрение П. Кузнецова находится в русле идей русского космизма, развивает их и доводит до максимальной конструктивности, предоставляя возможность их воплотить в Жизнь.

Также  дает методологию рассмотрения разных мировоззрений как частных систем координат и соединяет их вместе на законной основе.

Мировоззрение П. Кузнецова основано на системе универсальных мер—законов, «пронизывающих насквозь» все естественные, технические и гуманитарные науки. Существование Пространства—Времени является такой же истиной для гуманитарных наук, как и для физики.

Каждый Человек должен связать свою жизнь с творчеством, борьбой против роста энтропии.

Творчество ради Жизни и составляет душу Закона развития, созвучного замыслу Творца. Но именно этот закон и является сутью мировоззрения, которое оставил нам П. Кузнецов, «ибо каждый акт озарения Личности, открывающий Человечеству новые возможности, есть Божественный дар Творца своему со-Творцу на пути его перехода к развитию в гармонии с законами Космоса». Этот путь длинный и трудный, но он диктуется волей Творца и поэтому является «общим делом» (в переводе — космической литургией).

Создание системы жизнеобеспечения для людей Земли позволит решить трудные социальные проблемы современного мира и создает убеждение, что мир действительно управляется Разумом Творца.

Так что же является достаточным признаком мировоззрения П. Кузнецова?

Признаки мировоззрения П. Кузнецова можно определить как максимально нравственный: общий закон развития Жизни работает на развитие, а не на деградацию и Смерть. Если его правильно использовать, то следствием является рост свободного времени и энергии, рост свободы от нужды.

Существует много научных открытий, повлиявших на мировоззрение. Но, как правило, все они двойного применения. Например, открытия в ядерной физике, повлиявшие на научное мировоззрение XX века, можно использовать как во благо, так и во вред развитию Человечества.

Принципиальная особенность открытий П. Кузнецова — в том, что они работают только во благо Человека. В этом их максимально нравственная сущность.

Действительное открытие состоит в том, что он предложил перейти в другую систему координат, где LT-ограничения снимаются. Такой системой является весь Космос. Он предложил LT-законы, пользуясь которыми переход к устойчивому развитию Человечества становится научно обоснованным.

Но для того чтобы этот переход стал реальностью, нужно сменить мировоззрение, ведущее к Смерти, на мировоззрение развития Жизни.

Если основой научного мировоззрения XX века была квантовая теория и теория относительности, то в XXI веке такой основой станет универсальная пространственно-временная система общих законов природы, включая закон развития Жизни.

Все работы Побиска Георгиевича — это энциклопедически целостная картина научных знаний об общих законах сохранения и изменения в живой и неживой природе. В соответствии с его методологией их можно было бы условно назвать как «группу преобразований с инвариантом».

Инвариантом выступает система общих законов природы, а группой преобразования — различные предметные области, изучаемые естественными, техническими и гуманитарными науками.

Все работы П.Г. Кузнецова можно разделить на две большие группы:

1. работы, в которых дается научно-теоретическое постижение инварианта— закона;

2. работы, в которых показывается правильное применение закона в разнообразных предметных областях.

Первая группа — постижение закона.

Вторая группа — правильное применение закона.

К первой группе относятся: все работы по философии, диалектической логике, основаниям математики, теоретической физике и химии (включая фотонику и резонансную теорию катализа), теоретической биологии и медицине, теоретической экономике и теории управления общественным развитием.

Ко второй группе — огромное количество крайне интересных работ, связанных с вопросами применения открытых законов в разных предметных областях для управления на разных уровнях: от управления ходом истории, до управления отдельным предприятием. Сюда же относятся работы по проектированию систем жизнеобеспечения с учетом специфики работы и жизни на Космическом корабле.

Заключение

Устойчивое развитие – это сбалансированное взаимодействие общества и природы, которое обеспечивает сохранение развития (расширение воспроизводства), согласованное с законами сохранения и изменения полезной мощности живого в биосфере.

Достижение баланса ведет к гармонии человека и природы. В самом деле, эти понятия тесно связаны между собой.

 

 


Существуют права Человека, и это огромное достижение мирового сообщества и Организации Объединенных Наций. Но Человек и Человечество — понятия разные, хотя и имеют общий корень. Точно так же, как законы природы и законы права имеют общее слово «закон». Но законы права могут быть отменены, а законы природы отменить нельзя. Можно лишь уметь или не уметь ими правильно пользоваться. Точно также можно отменить права Человека или одни права заменить другими. Право Человечества, как целого, сохранять развитие нельзя отменить, как нельзя отменить закон природы.

Но отсюда не следуют правовые нормы ответственности за судьбу будущих поколений. Организации Объединенных Наций еще предстоит принять КОДЕКС ПРАВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Общественный механизм будет в максимальной степени способствовать устойчивому развитию, если он будет обладать свойствами:

1. Использовать знания и идеи каждого человека для роста возможностей общества в целом.

2. Использовать возможности общества в целом для формирования личности, способной порождать новые знания и умения.

Можно утверждать, что творчество П. Кузнецова вывело общество на новый этап развития. Результаты деятельности П. Кузнецова предложили рост возможностей общества и человека. Последним остается осмыслить законы и продолжать существование, творя и созидая бесконечное множество лет.

Все мы — обитатели космического корабля по имени «планета Земля». Да, еще не каждый может осознать себя элементом бесконечной цепи эволюции Космоса, рожденного случаем с необходимостью Закона. И еще долго будут существовать люди, которые живут, чтобы есть. Но будет становиться все больше и больше тех, которые едят, чтобы ЖИТЬ. Жить создавая то, что будут сохранять от разрушения наши потомки.

Только перед лицом подобной сверхзадачи можно ослабить совокупность конфликтов раздирающих Человечество. В рамках этой же сверхзадачи, но в качестве ее составной части, стоит задача обустройства и нашего корабля — «планеты Земля».

В космическом корабле «планета Земля» невозможно обустроить «один отдельно взятый отсек».  Весь вопрос в том, как именно Человечество вступит в Космический век, готово ли оно к решению тех проблем, которые возникнут у наших детей и внуков в рамках будущих программ освоения Космоса? Общечеловеческий масштаб для всех видов человеческих деяний. И вопрос: «Зачем, ради чего живешь?» — будет становиться все более и более актуальным. Радость творчества – вот смысл  жизни.




Список использованной литературы

 

1. «Избранные труды университета «Дубна», выпуск № 1, Дубна, 2004.

2. Гладышев А.Г. «Теория Управления», энциклопедический словарь. — М., «Муниципальный мир», 2004.

3. «Вестник Международного университета «Дубна», № 1 (4), июнь 2001.

4. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. «П.Г. Кузнецов и проблема устойчивого развития в системе «природа-общество-человек». — Дубна, 2002.

5. Кочуров Б.И. «Экодиагностика и сбалансированное развитие». — Смоленск-Маджента, 2003.

6. Источники Internet.

Приложение

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 242.