Тема 6: Культура и цивилизация.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Цивилизация как философское понятие.

2. Различные типы цивилизаций.

3. Глобальные проблемы современной цивилизации.

 

1) Можно выделить несколько подходов в интерпретации понятия цивилизации. Это культурологический подход, социологический, этнопсихологический, географический. При культурологическом подходе рассматривают цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. Основа, возможно – религия (Тойнби указывал на параметры технологического развития). Социологический – социальное образование (цивилизация) имеющие общий пространственный и временной ареал и кристаллизирующееся вокруг городских центров. Такое образование базируется на отношениях и сотрудничества и соперничества. Этнопсихологический подход – Лев Гумилев связывал понятие цивилизации с особенностями этнической истории, при этом подходе видят критерии цивилизации в специфике того или иного народа (культуре и психологии). Географический подход – по сути это географический детерминизм (всеобщая обусловленность и зависимость), при этом подходе утверждают, что решающее воздействие оказывает географическая среда, она влияет на формы кооперации людей, так например утверждал Мечников.

В литературе преобладает культурологический подход, т.е. цивилизация понимается как синоним понятия культуры. Civilis – лат. гражданский, общественный, государственный. Может употребляться:

· как синоним культуры;

· ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);

· уровень, ступень социального и культурного развития;

· в некоторых идеалистических теориях – эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

В широком смысле слова под цивилизацией можно понимать совокупность материальных и духовных ценностей общества. Цивилизация – преобразование человеком, окультуривание, природы, также средства этого преобразования человека, способного жизнедействовать в окультуренной среде, а также совокупность социальных отношений.

Цивилизация – понятие более глобальное, чем экономическая формация. Понятие культуры характеризует человека, определяет меру его развития, способы его самовыражения в деятельности.

В 19 веке в германоязычных странах культура противопоставлялась понятию цивилизация. Освальд Шпенглер [«Закат Европы»] прямо противопоставлял цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, органической культуре. Цивилизация у него – окончательный этап развития любой культуры, на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение.

Многие исследователи считают, что по отношению к человеку цивилизация – внешний мир, культура – внутренний (только при деятельном подходе). На Западе развивается civilization study – в рамках направления:

· Цивилизация как локально-историческое образование, сущность сводится к специфике социокультурного кода.

· Интерпретируется новое понятие цивилизации. На этот подход повлияла современная глобалистика – взгляды сторонников миросистемной перспективы.

· Историко-стадиальный подход.

· Всемирно-исторический.

2) Типы цивилизаций. Европейские и неевропейские. Неевропейские – это значит группа цивилизаций, типологический черты – цивилизации возникли задолго до европейской. Черты – цикличность и периодичность, т.е. усиление или ослабление государств (деспотичная власть, бесправие подданных, общинная структура, невыделенность личности, неразвитость права). Европейская цивилизация. В 15-17 веках проявляются культура античного мира и европейская христианская традиция. Произошел синтез и на этой основе был сформирован менталитет техногенной цивилизации и ее культуры, становление правового государства, в центре – личность, интенсивное общение между людьми. В культуре преобладает научная рациональность.

Выделяют цивилизации по культурно-историческому возникновению и гибели. Есть современные и вымершие цивилизации. По технико-экономическому уровню выделяют страны первого, второго и третьего мира. Первый мир – развитые страны. Второй мир – догоняющие цивилизации (Россия). Третий мир – развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки.

Локально-исторический подход – выделяют локальные цивилизации. Данилевский выделял 10 цивилизаций, Тойнби – 20, Васильев выделяет 5 цивилизаций: западноевропейскую, российскую, исламскую, индо-буддийскую, конфуцианскую цивилизации.

Историко-стадиальный подход – в зависимости от взятых критериев выделяют устную, письменную, книжную и экранную цивилизации: космогенная, теогенная и антропогенная цивилизации. В большинстве случаев исходят из технократического подхода: аграрная, доиндустриальная, промышленная, информационная (постиндустриальная). Ростоу, Белл.

Всемирноисторический подход – становление экуменической цивилизации (экумена или ойкумена – заселенные, освоенные или иным образом вовлеченные в орбиту жизни общества территории. Древнегреческий ученый Гекатей Милетский). Основа периодизации – фундамент изменений в историческом взаимодействии цивилизаций, критерии как материальные так и духовные факторы. Акцент на духовные составляющие. Подлинная связь между народами не родовая, не природная, а духовная. Реальность мировой истории обусловлена духовным единством человечества.

Ясперс – четыре среза: доистория, великие истории древности, осевая эпоха (начало всемирной истории), эпоха техники (переход к единой мировой истории).

3) Глобальные проблемы современности. С конца 60-х годов 20 века этим термином называют общепланетарные проблемы, это совокупность острейших жизненных проблем. Необходимо выявить их происхождение, характер, особенности и вести поиск научнообоснованных и реалистичных способов их решения. Глобальные проблемы – результат предшествующего всемирно-исторического процесса. В 80-е годы была принята классификация глобальных проблем:

· Связанные с социальными общностями человечества.

· Связанные с отношением к окружающей среде.

· Касающиеся отношений человека и общества.

В настоящее время в соответствии с этими подходами выделяются проблемы: предотвращение мировой термоядерной войны, развивающаяся экологическая катастрофа, опасность, нависшая над человеческой телесностью, кризис человеческой духовности.

Нужно учесть не только ядерное оружие, но и мирный атом, так как авария на АЭС не менее опасна. 38 сессия Ассамблеи ООН объявила подготовку и развертывание ядерной войны преступлением перед человечеством, в декларации ООН заявлено, что любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе не совместимы с законами человеческой морали и идеалами устава ООН. На Земле более 430 АЭС, готовятся к строительству новых. Атомные станции также могут привести к катастрофе.

Экологические проблемы. Загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов. По компьютерным моделям на Земле биосфера может выдержать один миллиард человек, а есть утверждение, что только 500 миллионов. Сейчас популяция людей составляет более 6 миллиардов человек. Повышение нагрузки более чем в 10 раз. Проблемы истощения озонового слоя, парникового эффекта и т.п. Россия, Канада, тропические леса – источник кислорода. Стоит проблема восстановления площади лесов. Существует продовольственная проблема, проблема Мирового океана. Идет речь о формировании экологической этики, говорят о необходимости биоцентризма (мировоззренческая ориентация, когда уравниваются все живые существа).

Кризис человеческой телесности. Медики, генетики, биологи предупреждают, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, происходит расшатывание генофонда. Возникает опасность генной инженерии: изменение генетического кода человека. Это генетически модифицированные продукты. Проводили эксперименты на крысах, мозг у крыс уменьшался. Наши ученые утверждают, что генетически модифицированные продукты безвредны (но эксперименты не проводились). Однако в западных странах генетически измененные продукты запрещены. Падает иммунитет, одна из опаснейших болезней – СПИД. Но дефицит иммунитета развивается и от лекарств (антибиотики).

Кризис человеческой духовности. На рубеже 19-20 века были выдвинуты две крупные идеи, которые могли бы привести к крупному прогрессу человечества. Это коммунистическая идея и идея НТР. Обе идеи потерпели крах, компьютерные модели показали, что невозможно построение коммунистического общества.

Делаются попытки решения глобальных проблем, попытки их совместного решения.[i]


[i]


Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.