Тема 8: Русская философия конца XIX – начала XX века.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Особенности русской философской мысли. Западничество и славянофильство.

2. Духовно-нравственные искания русской философии конца XIX – начала XX века.

 

1) Особенности русской философской мысли.

· Теснейшая связь с жизнью, т.к. русская философия становилась в ходе поиска ответов на те вопросы, которые поставила сама российская действительность.

· Русская философская модель была неразрывно связана с православно-христианским миропониманием и это повлияло на проблематику и форму философствования.

· Русская философская мысль никогда не стремилась к построению законченных философских систем.

· В русской философии было преобладание моральных установок при решении теоретических проблем (Достоевский о слезинке ребенка).

В русской философской мысли можно выделить подражание западной философии. В философии науки – позитивизм. Русский космизм (Федоров, Владимир Соловьев). Два направления русского космизма:

Естественнонаучные направления (Циолковский, Вернадский, Чижевский, Холодный);

Мистическое направление (Федоров, Соловьев, Флоренский);

Характерные черты- антропоцентризм, гуманизм, религиозный характер. Часть философов в 192 году были изгнаны за границу (Бердяев, Булгаков, Ильин, Лапшин и др.)

Западничество и славянофильство. Славянофилы выступали с обоснованием самобытности исторического пути России, который принципиально отличается от западной цивилизации. Отсутствие классовой борьбы, наличие поземельных общин и господство православия как истинного христианства – самобытность. Лидеры: Киреевские, Самарин, Хомяков. В Европе плоды цивилизации были достигнуты дорогой ценой: потерей целостности человеческой личности, превращение человека из образа и подобия Божия в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Под влиянием славянофильства развилось почвенничество (Достоевский и другие).

Западники: Герцен, Грановский, Чичерин. Россия еще с петровских времен отстаивали идею европоцентризма России. На этом пути Россия должна преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, став полноправным членом европейской и мировой цивилизации. По сути дела славянофильство и западничество – это два проявления русского патриотизма.

2) Духовно-нравственные искания русской философии конца XIX – начала XX века. Русская идея – это символ понятия в широком смысле слова означающий совокупность специальных черт, присущих русской культуре и русскому менталитету на протяжении истории. В более узком смысле – означает уровень национального самосознания в каждый данный момент истории. Термин возник в 19 веке а к более раннему этапу выступает как интерпретация. Русская идея в еще более узком смысле (социологическом) – это способ сосуществования старых и новых элементов общественно-социального, культурного, политического и т.п. развития России. По словам Ильина возраст русской идеи – есть возраст самой России. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, написанного в середине 11 века остается первым религиозно-философским толкованием русской идеи. Теория Москва – «Третий Рим» два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. В русской идее нашел воплощение православный мессианизм, который противостоит западному протестантизму. В системной форме русскую идею как культурную концепцию изложил Владимир Соловьев: «Не бегать от мира, а идти в мир чтобы преобразовать его». Он предложил объединить католичество, православие, протестантизм исходя из того, что человечество представлять собой единый социальный механизм. Следовательно, органичная функция, которая возложена на ту или иную нацию в этой вселенской жизни – вот ее истинная национальная идея, вечно установленная в плане Бога.

Оценка революции. Большинство ее оценивало как катастрофу. В вопросе о причине революции:

· Бердяев, Федоров считали что истоки революции в самой истории России и характере, склонности к максимализму. Они считали, что революция – это расплата за грехи прошлого и потому закономерна.

· Ильин, Соловьев считали, что воинственное безбожие, антихристианство, отрицание духовной основы жизни, сам тоталитарный коммунизм имеют западноевропейское происхождение.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 223.