Тема 6: Классическая философия нового времени.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ограничение разума и рационализм как принцип философствования.

2. Философия Шопенгауэра и Ницше.

3. Своеобразие марксистской философии.

 

1) В классической философии нового времени был культ разума и науки. Традиции классической философии продолжаются и в XX веке. Например в философии науки. В середине 19 века в Западной Европе на первое место выдвигаются иррационалистические концепции. Иррационализм имел место еще в античности (Платонизм, Неоплатонизм, Стоицизм (поздний)). Также в Возрождение (Паскаль, Монтени, у позднего Миланга). Основное распространение иррационализм получил во второй половине 19 века. Иррационализм от лат. неразумный, бессознательный. Это течение, ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании, утверждается алогичный или иррациональный характер самого бытия. На первый план выдвигается воля, непосредственное созерцание, интуиция, эмоции, страхи, духовные экстазы, озарения. Иррационализм в 19 веке был наделен своеобразной атмосферой – надежды, возлагаемые на разум и науку не оправдались, нарастали отрицательные явления в общественном развитии, которые приводили к усилению страха перед жизнью. Иррационализм имеет идейные и социальные причины. Отражает неверие в созидательные силы человека, пессимизм, скептицизм. Есть разные разновидности иррационализма:

Объективная разновидность иррационализма. Происходит онтологизация эмоционально-волевых структур человеческого бытия. Артур Шопенгауэр волю наделил универсальными космическими функциями. У А.Бергсена жизненный порыв – субъективно-идеалистическая разновидность иррационализма. Берется человеческая субъективность и признается как особый вид бытия. Дельтей истолковывает как основу мира, как внутренний опыт переживание человеком своего существования в мире, придающее миру смысловые характеристики. В рационализме отрицается законосообразность, причинообусловленность, преобразовательная активность человека. Основная задача – построение субъективного мира личности. Вместо теоретико-познавательного и преобразовательного на первый план выходит нравственно-практический аспект отношения к миру. Вырабатываются эмоционально-нравственные установки. Иррационализм противопоставляется гносеологическому подходу. На первый план выходит аксеология, установки антропологизма.

2) Кьерке Горт – датский философ, теолог. Современники называли его антигегелем. Основные труды – «Страх и трепет» ставятся проблемы смерти, страдания, болезни. Он исследует внутренний мир человека, оказавшегося перед лицом смерти, в состоянии медленного мучительного умирания. Бог не может быть постигнут рационально. Бог – предмет переживания. Бесконечная ценность в случайном, единичном. Рационализм несостоятелен. В подавлении общего – деградация. (христианская религия и культура).

Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление». В основе мирового процесса – действие слепой бессознательной силы, воля к жизни. Жизнь – бессмысленна и эта сила бессмысленна. Каждый из нас обречен на смерть, многие – на страдания и болезни. Воля жизни забросила нас в этот мир, соблазнив приманками. Истина открыта древними индусами она состоит в достижении нирваны.

Фридрих Вильгельм Ницше. Немецкий философ, поэт. В 1889 г. попал в психбольницу. Ницше излагает свои мысли в форме афоризма. Различают три этапа в деятельности Ницше, три группы произведений:

· Под влиянием Шопенгауэра произведения по проблемам культуры «Происхождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные размышления».

· «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука» - отказ от идей Шопенгауэра в пользу переоценки всех ценностей.

· «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Сумерки кумиров», наброски 80-х «Воля к власти».

Два начала бытия и культуры: Дионисийское (жизненно-оргиастическое); Апполоновское (созерцательно-упорядочивающее). Подлинная культура должна стремиться к равновесию того и другого. Выделяют следующие понятия: воля к власти, сверхчеловек, идея вечного возвращения, нигилизма. Есть разная оценка Ницше. Сложилось особое отношение к нему. Идеи его использовал Гитлер. Учение его объявляли аморальным. С другой стороны есть подход, что его сверхчеловек – есть выход человека за пределы себя, самоосуществление. Есть авторы, которые обвиняют его в культивировании фашизма. Воля выступает как первооснова всего существующего. Ницше утверждает волю к власти. Жизнь по Ницше – это сочетание биологических, социологических и психологических элементов. Жизнь лежит по ту сторону противоположности материи и духа. В истории Ницше видет регресс и декаданс, т.е. постоянно порождаемый культурой упадок высшего типа человека. В теории познания – оно работает как орудие власти. Оно не распространяется дальше того, что нужно для осуществления воли к власти. Оно направлено не на познание мира, а на овладение им. Истина может быть расценена как полезное заблуждение. Логика – есть нечто всеобщее, а потому среднее, то есть посредственное, она обобщает, усредняет и тем опошляет познаваемое. Воля к власти – это критерий значимости любого из явлений общественной жизни. Хорошо то, что повышает чувство власти. Дурно то, что происходит из слабости. Воля к власти – основа права сильного. Сверхчеловек – в основе морали господ лежат следующие положения: ценность жизни совпадает с уровнем воли к власти; существует природное неравенство людей в силу различия их жизненных сил, воли к власти; сильный человек – прирожденный аристократ, абсолютно свободен, не связывает себя никакими морально-правовыми нормами – это сверхчеловек. Субъект морали господ. Эти люди проявляют себя по отношению друг к другу как гордые, но снисходительные к другим. И к родным относятся как хищные звери. Прообраз – Цезарь. По отношению к религии он говорит, что христианство – религия рабов, т.к. в нем принято милосердие, сострадание. Ницше пишет: «Бог умер и это мы умертвили его». «Бог умер. Да здравствует Бог!». Идея вечного возвращения сначала сложилась под влиянием позитивизма (механически понималась), а затем идея становится как бы символом. Образ: Дорога, ворота на ней и надпись «мгновение» и от этой дороги бежит назад длинная вечная дорога.

3) Марксистская философия. У истоков стоят К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксизм – это философское и социально-экономическое учение. Считается, что марксизм включает в себя философию как методологию построения коммунистического общества, политэкономию и, собственно коммунизм. Марксизм не возникает на пустом месте, а имеет идейно-теоретические предпосылки – это немецкая классическая философия, английская политэкономия, французский утопический социализм. Представители: Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Марксизм возникает в специальной социально-политической ситуации: шло повышение классовой борьбы (восстание селестских, леонских ткачей и черкистское движение). Выдвигались не только экономические, но и политические требования, зарождался и развивался класс, для которого было необходимо выразить теорию его мировоззрения (пролетариат). Марксизм обращался к низам общества. Пролетариат должен освободить себя, но освобождая себя он должен освободить все трудовое человечество. Одно из основных достижений марксизма – это материалистическое понимание истории. Кратко оно выражено в предисловии к «Критике политэкономии». Там выделяются основные законы материалистической истории: закон соответствия производственных отношений, характера и уровня развития производительных сил; закон, определяющий роль способов производства в общественном развитии; закон соотношения общественного бытия и общественного сознания; закон соотношения базиса и надстройки (совокупность производственных отношений образует реальный базис, экономическую структуру общества, над которым возникает юридическая и политическая надстройка); закон социалистической революции или смена общественно-экономических формаций. Более кратко: определяется общественным бытием и общественным сознанием; рассмотрение развития общества как закономерность естественно-исторического процесса. До Маркса и Энгельса не было материалистического понимания истории общества. Маркс и Энгельс утверждают первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию, а общественное бытие – это материальная жизнь общества. Они говорят, что люди должны иметь самое необходимое, а затем заниматься политикой. Они рассматривают общественное производство как материальное, так и духовное, но первично материальное производство. В соответствии с их взглядами экономические факторы первичны (их учение по другому называют экономическим материализмом). Маркс создал свой труд «Капитал», где он рассматривает тайну капиталистической эксплуатации. Маркс и Энгельс развивают учение о коммунизме. Он найдет конец в предыстории человечества и откроет подлинную историю, свободную от антагонизма. Антагонистические противоречия – это противоречия между классами, группами, коренные интересы которых расходятся. Коренные интересы – это экономические и выражающие их политические. Богатство коммунистического общества определяется свободным временем, то есть временем, свободным от материального производства. Жизненное время человека становится его свободным временем – это время необходимо для всестороннего развития личности, для высших видов творчества.

Во времена СССР считалось, что марксизм – это единственно верное учение. В настоящее время говорят, что марксизм – это одно из учений среди прочих и существует философский плюрализм. Всестороннее гармоничное развитие – это физическое совершенство, нравственная чистота и духовное богатство.

Фейербах Людвиг. Учился на теологическом факультете Гейзенбергского университета. Он был материалистом в понимании природы, но идеалистом в понимании общества одна из основных работ – «Сущность христианства». В 1841 году Маркс и Энгельс, прочитав эту работу, начинают переход на материалистические позиции. Фейербах вскрывает сущность христианства. Он говорит, что религия имеет земную основу. Богов создают люди по своему образу и подобию (негры – бог черный и кудрявый). Фейербах развивает антропоцентрический материализм. Он рассматривает взаимоотношения между «Я» и «Ты». Основа взаимоотношений – любовь. Фейербах не принял диалектики.

 

Тема 7: Философия XX века.

1. Общая характеристика современной философии.

2. Основные направления современной западной философии.

3. Советская философия: проблемы и поиски.

 

1) В 20 веке выдвинулись ряд новых идей: идеи изучения жизни отдельного человека, важность ее анализа; переход от понимания человека свободного и разумного, свободного переделать общество, природу и себя к человеку жестко детерминированному (обусловленному, определенному) экономикой, политикой, религией и прочим, человек рассматривается как имеющий сознание, в том числе разум и подсознание (интуиция); признается, что сознание и разум человека не независимы, а являются объектом манипулирования со стороны различных сил: государство, авторитетов, а также масонов, маго, экстрасенсов, партий; проводится идея двух непересекающихся линий знаний: научного и философского, конечный результат которых являются: научная истина и философская правда. Детерминизм – это признание всеобщей обусловленности, независимости явлений. Ядро – законы. В 20 веке развиваются как старые направления, таки появляются новые. Большое внимание уделяется науке и технике, разрабатывается тематика НТР и прогресса. Появляются общества и ученые, занимающиеся будущим, развивается футурология. Делаются предсказания, прогнозы. Появляется Римский клуб (1968), неправительственная международная организация, объединяющая экономистов, философов, социологов, бизнесменов и занимающаяся глобальными проблемами современности. 20 век – это век двух крупных мировых войн и множества местных локальных. Все это способствовало возрождению страхов и подавленности людей.

2) Основные направления современной западной философии.

Позитивизм развивается в рамках философии науки. Позитивизм – положительное. Этапы:

Огюст Кант, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Миль, Лавров и Михайловский в России. Возникает во Франции в 30-40 годы. С самого начала позитивизм возникает как философия науки. Эмпириокритицизм – философия критического опыта. Представители: Махх Эрнст, Рихарт Авинариус. Основное – создание теории научного знания. Неопозитивизм – возник в 20-е годы 20 века, связан с венским кружком, в который входили: Нерон, Франк, Видгенштейн. Венский кружок развивал неопозитивизм как логический позитивизм. В дальнейшем развивался как лингвистическая философия, которая является частью аналитической философии. Основной метод - это анализ. У истоков – трактат Вингенштейна «Логика. Философский трактат». Устанавливает культ обыденного языка и считается необходимым его эмпирическое описание. До сих пор существует аналитическая философия и в форме лингвистической и логического позитивизма. Постпозитивизм – после позитивизма. Современное направление, связанное с именами Карла Поппера, Тома Куна, Лакатоса.

Карл Поппер – английский философ, социолог, логик, математический логик. Основная работа «Открытое общество и его враги». Вторая работа «Нищета и старицизм». Старицизм – это по его мнению марксизм. Поппер исследует закон и закономерность. Закон – всеобщ и действует в любом явлении. У тенденции такой черты нет. Поппер также рассматривает роль социалистической технологии в развитии общества. В философской концепции он выделяет три мира: философский мир, ментальный мир, мир объективной истины. Третий – это результат человеческого духа. Произведение «Логика и рост научного знания». Томас Кун «Структура научных революций» он рассматривал наука, как социальный институт, в котором действую определенные группы, организации. Для научного сообщества характерен определенный стиль мышления. Томас Кун, что это парадигма. Парадигма – это модель постановки проблем и способов их решения. Парадигма выполняет познавательную и нормативную функцию. Парадигмой является источник методов, проблемных ситуаций, стандартов решения проблем принятых в тех или иных сообществах ученых. Теория – более низкая форма организации знаний, чем парадигма, но одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без переосмысливания. Понятие дисциплинарной матрицы. Они состоят из следующих элементов: символические обобщения, использующиеся сообществом без разногласий и сомнений; метафизические, общеметодологические представления, концептуальные модели; цементирующие данное сообщество ценности; образцы – признанные примеры. Кун рассматривает как происходит рост знания. Он происходит в результате научных революций, когда данная парадигма не может объяснить и освоить всех факторов. Она сменяется в результате научных революций. Лакатос – ученик Поппера, профессор лондонской экономической школы, он выдвинул концепцию научно-исследовательских программ. Она состоит: жесткое ядро, совокупность суждений, которые являются теоретической основой данного стиля мышления; запретный пояс – суждения, которые связывают программу с эмпирикой; негативная эвристика (какие пути следует познать); позитивная эвристика (рекомендации наиболее предпочтительных путей исследования).

Пол Феерабент – американский философ методологической науки, сторонник эпистемологического анархизма – эпистема – знание. То есть он считал, что не может быть одного единственного метода исследования. Для каждого исследования должен быть построен свой метод. Принцип – полифирации – размножение теорий. Философия науки – очень влиятельное учение, особенно постпозитивизм. В позитивизме выдвигаются проблемы верификации (проверка на истинность), фальсификации.

Экзистенциализм. Возникает в 20-е годы 20 века. У истоков стоят Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс. Экзистенционализм подразделяют по национальному признаку (немецкий, французский, русский); атеистический и религиозный. Первая волна экзистенциализма после первой мировой войны – Ясперс и Хайдеггер. Вторая волна – во время второй мировой войны – французский экзистенциализм (Жан Поль Сартер, Марсель). В центре стоят проблемы человека, его внутреннего мира, проблема отчуждения. Рассматривается отчуждение многопланово, как превращение деятельности индивида и его продуктов в самостоятельно довлеющую над человеком силу, враждебную ему. Например: противостояние человека государству, рассматривается отчуждение между различными членами общества.

Религиозная философия 20 века. Неотомизм – учение идет от Фомы Аквинского. Новое общество будет основано на религиозно-нравственных ценностях. Существуют два рода ценностей: истинный разум и истинная вера. Признают приоритет теологии над философии. В настоящее время неотомизм обращается к проблемам человека. Человек сам творит мир, но побуждает его к этому творец. Человек – основной элемент бытия. Чрез него осуществляется история. Она идет к высшему состоянию общества – «Граду Божьему». В истории осуждается гуманизм.

Антропологическая философия.  Представлена Марком Шеллером, Гельмундом Клесснером. В центре – вопросы: что такое человек, каковы его нравственные ценности и идеалы. Ставится проблема отчуждения, отстранения в индустриальном обществе. Как выйти из правил игры буржуазного общества? Что такое культура и цивилизация? В центре – подлинные проблемы человека, которые его волнуют.

Герменевтика. Годомер «Истина и метод». Гермес – бог сообщения между богами и людьми. Это искусство толкования текста. В основе понимание и интерпретация. Текст можно понимать по-разному. Зависит от эпохи, от людей и т.д. Герменевтика бывает филологическая, историческая, юридическая, философская (метод - понимание).

Феноменология. Эдмунд Гуссер «Освобождение разума от давления культуры».

Постмодернизм. Ассар – обращение к обыденной жизни, осмысление современных процессов в условиях происходящей глобализации.

3) Советская философия. Этапы:

1. 1922-1930 годы. Возможен ряд дискуссий: азиатский способ производства, марксистское понятие базиса. В понимании Маркса базис – это совокупность производственных отношений, экономическая структура общества. В 1928 году выходит работа Ленина о значении воинствующего материализма, которая явилась программой развития всей советской философии. Основные идеи: разоблачать всех идеалистов; руководствоваться воинствующим атеизмом, для этого использовать работы философов, где имеется критика религии; крепить союз материалистов с представителями передового естествознания; изучать гегелевскую диалектику с материалистических позиций. В этот период рассуждали о соотношении биологических и социальных факторов в жизни человека и общества. Выходит работа Бехтерева «Коллективная рефлексология». Ряд исследователей толкуют ее как метод в социологии. Утверждается, что на место психологии встанет физиология. Александр Богданов, соцдемократ, позитивист, Михаил Бахтин «Философия поступка», Алексей Лосев «История Эстетики». Выгодский создает культурно-историческую теорию развития психики. Группа Деборина, журнал «Под знаменем марксизма». Деборин был избран академиком, Сталин «навел порядок».

2. 30-53 годы. В 1938 году Сталин «Краткий курс истории ВКП(б)». В философии стало развиваться то, что упомянул Сталин. Вернадский «Размышления натуралиста», Рубинштейн и Леонтьев исследования, применили принцип деятельности психологии. Развивается теория установки Узнадзе. На базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты. С 47 года издается журнал «Вопросы философии».

3. С момента смерти Сталина (53) – до конца 80-х годов. Рассмотрение работ Маркса не со сталинских позиций. Философы стали ездить на международные конференции. Развивается ряд направлений: гносеология, методология науки, диалектическая философия. В 58 году издается журнал «Философские науки».

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.