ДИАГНОСТИКА ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Тест "Графический диктант"

Подготовьте тетрадный лист в клеточку. На нём, отступив 4 клетки от края, поставьте 3 точки одна под другой, на расстоянии 7 клеток друг от друга (по вертикали).

Дайте ребёнку карандаш и скажите: "Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведёшь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги". (Проверьте, помнит ли ребёнок, где правая рука.)

Первое задание – тренировочное. "Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз. Не отрывай карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам".

Подскажите ребёнку, если он не понял задания, исправьте допущенные им ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы ребёнок успевал закончить предыдущую линию.

На самостоятельное продолжение узора даётся полторы-две минуты.

Последующая инструкция звучит так:

"Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Начали! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай рисовать этот узор".

И заключительный узор.

"Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам рисовать этот узор".

Проанализируйте, как ребёнок выполняет задание под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и чётко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй – о степени самостоятельности ребёнка.

Если ребёнок справился со вторым и третьим узорами (тренировочный узор не оценивается) практически без ошибок или в одном из узоров встречаются отдельные ошибки – это говорит о хорошем уровне развития произвольной сферы.

Низкий уровень развития произвольной сферы – если ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.

 

2. Тест "Лабиринт" (рис.1,2,3)

Оценка умения соблюдать правила.

Предложите ребёнку рисунки. На них изображены лабиринты по возрастающей трудности.

Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.

Объясните ребёнку, что есть условия, которые необходимо соблюдать в процессе работы.

1. В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта , пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.

2. Сразу начинай движение карандашом, не пытаясь предварительно просматривать путь следования.

3. Не задевай линии лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой).

4. Нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка).

Время выхода из каждого лабиринта – не более 1 минуты, количество ошибок в каждом случае не более пяти. Для тренировки придумайте новые лабиринты.

 

3. Тест "Домик" (рис.4)

Оценка умения действовать по образцу.

Дайте ребёнку чистый лист бумаги и карандаш, а затем попросите его посмотреть внимательно на образец и постараться как можно точнее нарисовать такой же домик на своём листочке бумаги. Далее сказать: "Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно".

Когда вы убедитесь в том, что ребёнок всё понял, дайте ему команду начинать.

В процессе рисования наблюдайте за тем, как справляется ребёнок с этим заданием: часто ли смотрит на образец, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки; сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; отвлекается ли во время работы; задаёт ли вопросы и т.д.

Когда ребёнок сообщает об окончании работы, предложите ему проверить, всё ли у него верно. Если он найдёт неточности в своём рисунке, он может их исправить. Самим не нужно вносить какие-либо коррективы в рисунок ребёнка и не следует ничего подсказывать.

Для оценки используются показатели:

1. точность воспроизведения рисунка: посмотрите, есть ли на рисунке ребёнка все детали (дым, труба, линия, изображающая основание домика, и т.д.);

2. сохранение размера всего рисунка или отдельных его деталей (считается ошибкой увеличение более чем в 2 раза);

3. правильное изображение элементов рисунка (колечек дыма, забора, штриховки на крыше и т.д.).

Ребёнок 6-7 лет довольно точно копирует этот рисунок, в отдельных случаях бывают небольшие ошибки, связанные с неправильным изображением какого-либо элемента или наличием разрывов между линиями в тех местах, где они должны быть неправильными.

 

4. Тест "Палочки и крестики"

Определение уровня саморегуляции и самоконтроля.

Подготовьте для ребёнка тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

1. писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце;

2. переходить на другую строчку только после знака "-";

3. нельзя писать на полях;

4. каждый знак следует писать в одной клеточке;

5. соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.

Сначала разъясните и покажите все ребёнку. Признаком высокого уровня развития самоконтроля у ребёнка является точное выполнение задания, без отвлечений, когда он сам находит и исправляет ошибки, старается ставить знаки аккуратно, не спешит скорее закончить работу, а пытается проверить написанное.

Если вы предполагаете, что ребёнок не справится с таким сложным заданием, начните с более лёгкого, например, сначала  только копирование одной палочки или только крестика, затем копирование целого ряда палочек и крестиков, и так далее по мере усложнения.

Не забудьте похвалить ребёнка, для него это сложная задача.

 

5. Тест "Да и нет"

оценка умения ребёнка действовать по правилу.

Этот тест является модификацией известной детской игры "Да и нет не говорите, чёрного с белым не носите".

Используется только первая часть этой игры, а именно: ребёнку, отвечая на вопросы, нельзя говорить слова "да" и "нет".

Когда вы убедитесь в том, что ребёнку понятны правила игры, задавайте ему вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться ещё на год в детском саду?

(если ребёнок не ходит в детский, то вопрос звучит так: "Ты хочешь пойти в школу не с осени, а только через год?")

5. Ты любишь гулять?

6. Ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопросы, ребёнку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определённым образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами "да" и "нет" и одновременно обдумывать содержательный ответ.

Оценка результатов проводится путём подсчёта ошибок, под которыми понимаются только слова "да" и "нет".

Хороший результат для ребёнка 6-7 лет, если он сделает не более двух ошибок.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.