В основе этой системы находятся информационные и образовательные процессы прямого и косвенного повышения квалификации сотрудников.
К элементам системы развития персонала относятся:
- элементы развития кадрового потенциала (штатное расписание, ротация, профессиональная карьера, замещение должностей);
- элементы развития личностного потенциала (переквалификация, повышение квалификации);
- информационные элементы
(анализ рынка образования, анализ предложения и спроса на образование внутри организации, персонифицированная система данных о развитии кадров, результаты аттестации и оценки работы персонала).
Одна из целей управления персоналом состоит в формировании интеллектуальных потенциалов сотрудников и в создании условий для их реализации с наибольшей эффективностью, что лучше всего достигается в процессе групповой работы и группового развития.
Цель менеджмента – это интеграция работников в динамичную организационно-техническую и социально-экономическую рабочую систему – группу, это формирование кадровых потенциалов подразделений и создание условий их реализации
Цель менеджмента предполагает управление групповыми процессами во взаимосвязи с управлением всей организацией.
Она предполагает оптимальную интеграцию человека в группу, интеллектуального потенциала сотрудника в кадровый потенциал подразделения.
Уровень индивидуального развития оценивается в системе взаимоотношений, которая свойственна конкретной группе, а групповое развитие осуществляется на основе кооперативной компетентности членов группы.
Возникают понятия компетентности управленческих отношений и кооперативной квалификации.
Тотальная квалификация
Еще в конце XX в. наметилась тенденция стратегии обучения, которая фокусируется в содержании слов - «тотальная квалификация».
Каждый сотрудник располагает своим интеллектуальным или квалификационным потенциалом, он компетентен самостоятельно его использовать для того, чтобы вместе с другими достигать цели предприятия.
В этой связи западные ученые используют понятие
«total-qualification – менеджмент».
При этом аксиомой является утверждение: «тотальной качество требует такой же квалификации».
Управление качеством труда и продукции едины
Качественные стратегии обучения характеризуются кооперативным (соборным, групповым, комплексным) подходом к обучению и получению знаний.
Развитие информационных технологий расширило возможности повышения квалификации.
Чтобы ими пользоваться без отрыва от производства, работнику необходимо развивать свои способности с помощью самоквалификации:
- самостоятельно структурировать производственные проблемы;
- находить новые решения этих проблем;
- планировать свою деловую карьеру;
- знакомиться с действенными инструментами развития персонала.
Групповое развитие есть результат синтеза тотальной непрерывной учебы и коллективной работы
Такой результат выражается ростом творческого потенциала и как следствие – развитием кадрового потенциала группы. Групповое развитие помогает преодолеть «комплекс неполноценности» управления персоналом, характерный для нас.
Деловая активность каждого члена группы важнее предприимчивости и энергичности одного его руководителя.
Люди должны знать, что бизнес делается вместе.
В основе профессионализации менеджмента лежит опыт управления групповым развитием, обеспечение успешной работы группы и максимальной реализации личностных потенциалов сотрудников.
И на помощь здесь приходит самообучение в процессе групповой работы. Такая учеба является «помощью для самопомощи».
Этот принцип формирования и развития кадрового потенциала группы является коллективной мерой противостояния негативным факторам внешней среды.
Степень адаптации к скорости изменения внешних условий становится критерием оценки профессионального уровня менеджера.
«Саву бону» - «Я вижу Вас»
Настоящий менеджер формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве инновационного лидера. Движущая сила его развития – беспощадный самоанализ, самообучение, уверенность в себе и энтузиазм.
Современная наука менеджмента предложила взять на вооружение в качестве ведущей идеи приветствие народов Африки «Саву бону», что означает «Я вижу Вас».
Видение проблемы начинается с видения каждого человека в группе, а поиск решения проблемы обеспечивается всеми членами группы.
В процессе такого менеджмента осуществляется:
- организационное развитие, когда организация становиться самообучающейся организацией;
- индивидуальное развитие, когда сотрудник становится причастным к единому процессу групповой работы и учебы.
Он активно реализует свою «энергетику» хотения, поиска и вариативного мышления.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 213.