ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Планы семинарских занятий
Красноярск – 2011
Права и свободы личности : планы семинарских занятий. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2011.
Составитель: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, к.ю.н. Красицкая В.А.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин «21» ноября 2011 г. Протокол № 4.
(С) СибЮИ ФСКН России, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель настоящих планов по подготовке к семинарским занятиям спецкурса заключается в том, чтобы оказать помощь обучаемым в организации самостоятельной учебной работы по освоению спецкурса – права и свободы личности.
Изучение вопросов, указанных в планах, включает в себя ряд дополнительных заданий:
1) терминологическое – усвоение группы понятий, относящихся к соответствующей теме;
2) практическое – построение схем, отражающих классификацию изучаемых явлений, решение учебных задач, упражнений.
Для обязательного письменного выполнения заданий каждому обучаемому надлежит иметь личный рабочий блокнот или раздел в рабочей тетради, содержащий:
а) словарь основных понятий по темам курса;
б) решения практических задач, а также заданий, вынесенных на самостоятельную подготовку;
в) конспекты научных трудов;
г) выдержки из нормативно-правовых актов.
Для основательного усвоения учебного материала нельзя ограничиваться чтением учебника с его последующим воспроизведением на групповом занятии перед учебной аудиторией и преподавателем. Такой метод подготовки исключает активный, творческий подход обучаемого к учебному материалу, существенно ограничивает круг познавательных источников. Наиболее эффективное, высококачественное усвоение учебного материала обеспечивается тщательным изучением, анализом, сравнением и обобщением всех источников. Изучать их рекомендуется в следующей последовательности: конспект лекции – учебник – правовые акты – рекомендуемая литература – иные материалы.
На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов необходимо подготовить развернутые ответы на каждый из вопросов плана семинарского занятия.
Основная часть ответа должна излагаться самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки и цитаты из научной, публицистической, художественной и иной литературы, законодательные тексты и правовые акты. Такая форма ответа наиболее оправдана, поскольку соответствует уровню требований, предъявляемых на семестровом зачёте.
Во время занятий обучаемым следует активно участвовать в дискуссиях, в обсуждении сообщений товарищей по группе, проблемно-познавательных ситуаций, когда требуется четко, понятно для других уметь формулировать свою позицию, аргументировать ее, отстаивать перед оппонентами, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы. Навыки ведения полемики, владения словом, формирующиеся в таких дискуссиях, – составная часть профессиональных качеств юриста.
Степень усвоения материала и достижение целей семинарского занятия преподаватель проверяет путем:
- заслушивания и оценки докладов, выступлений и вопросов курсантов по теме, вынесенной на занятие;
- обсуждения решений учебно-практических заданий, предложенных курсантам;
- проверки конспектов лекций, конспектов иных материалов, а также выполнения письменных заданий;
- проведения письменных или устных аудиторных контрольных работ.
Данный план носит универсальный характер, его цель – помочь обучаемым выработать индивидуальную наиболее приемлемую для каждого методику подготовки к занятиям с тем, чтобы как можно более прочно и глубоко усвоить базовые положения спецкурса «Права и свободы личности».
Общий перечень разделов и тем дисциплины
1. Правовой статус личности в России: понятие и основные элементы.
2. Право граждан на проведение публичных мероприятий.
3. Право граждан на объединение. Правовой статус общественных объединений.
4. Право граждан на свободу слова, получение и распространение информации. Правовой статус СМИ.
5. Гарантии прав и свобод. Защита прав и свобод личности в Российской Федерации
6. Защита прав человека в международных организациях. Европейский Суд по правам человека.
7. Правовые основы деятельности неправительственных правозащитных организаций.
8. Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Планы семинарских занятий
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Право граждан на свободу слова, получение и распространение информации. Правовой статус СМИ.
1. Понятие информации как объекта правовых отношений. Правое регулирование правоотношений в сфере информации.
2. Принципы распространения информации в Российской Федерации.
3. Понятие и правовой статус средств массовой информации, правовое регулирование их деятельности.
4. Порядок создания средств массовой информации. СМИ, не требующие регистрации.
5. Прекращение и приостановление деятельности СМИ.
6. Права и обязанности журналиста.
Методические рекомендации.
При рассмотрении вопросов семинарского занятия необходимо обсудить следующие направления.
Понятие информации как объекта правовых отношений. Правое регулирование правоотношений в сфере информации.
Информация, доступ к которой не может быть ограничен. Принципы распространения информации в Российской Федерации. Правовые основания ограничения доступа к информации.
Понятие и правовой статус средств массовой информации, правовое регулирование их деятельности. Порядок создания средств массовой информации. СМИ, не требующие регистрации. Прекращение и приостановление деятельности СМИ.
Статус учредителя, редакции и издателя. Ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций, осуществляющих телевещание.
Основные правила распространения массовой информации (выходные данные, хранение материалов, обязательные сообщения и т.д.). Отношения СМИ с гражданами и организациями (право на получение информации, запрос информации, отказ и отсрочка в предоставлении информации, конфиденциальная информация и т.д.). Права и обязанности журналиста.
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - № 237. – 1993. – 25 декабря.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года №// Собрание законодательства РФ – 1994. – №13. – Ст. 1447.
3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2002. – №30. – Ст. 3032.
4. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1995. – №21 – Ст. 1930.
5. О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1995. – №39 – Ст. 4465.
6. О политических партиях : Федеральный закон от 11 июля 2001 года №95-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2001. – №29 – Ст. 2950.
7. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности партиях : Федеральный закон от 12 января 1996 года №10-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1996. – №3 – Ст. 148.
8. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях : Федеральный закон от 19 июня 2004 года №54-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2004. – №25 – Ст. 2485.
9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2006. – №31 (Ч. 1) – Ст. 3448.
10. О средствах массовой информации : Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 // Российская газета. – 1992. – №32.
11. О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации : Федеральный закон от 2 мая 2006 года №59-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2006. – №19 – Ст. 2060.
12. О международных договорах РФ : Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. –1995. – №29. – Ст. 2757.
13. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней : Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. –1998. – №14. – Ст. 1514.
14. Устав Организации объединенных наций. // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева. – М., 2002.
15. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева. – М., 2002.
16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева. – М., 2002.
17. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева. – М., 2002.
18. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (с дополнительными протоколами) // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева. – М., 2002.
19. Европейская социальная хартия // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева. – М., 2002.
20. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А.Карташкин, Е.А.Лукашева. – М., 2002.
21. Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. – М., 1990.
22. Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. – М., 1990.
23. О порядке подачи уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в крае : Закон Красноярского края от 29 сентября 2005 № 16-3749 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. – 2005. – №37.
Решения судебных органов
24. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда от 10 октября 2003 года №5 // Российская газета. – 2003. – №244. – 2 дек.
25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №8 от 31 октября 1995 г. // Российская газета. – 1995. – №247. – 28 дек.
26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. // Российская газета. – 1994. – №230. – 26 ноября.
27. Решение Верховного Суда РФ от 25 марта 2003 г. // Бюллетень Минтруда РФ. – 2003. – №5.
28. Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие: письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 20 декабря 1999 г. № С1-7/СМП-1341 // Вестник ВАС РФ. – 2000. – №2.
Литература ко всем темам
1. Глухарева, Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) / Л.И.Глухарева. – М., 2003.
2. Глушкова С.И. Права человека в России : Учебное пособие. – М., 2005 г.
3. Иванов, Г.И. Права человека: Учебное пособие / Г.И. Иванов. Под ред. М.Ф. Чудакова. - М.:, 2007.
4. Лейбо, Ю.И. Права и свободы человека и гражданина / Ю.И.Лейбо, Г.П.Толстопятенко, К.А.Экштайн. – М., 2000.
5. Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. – М., 2002.
6. Невирко, Д.Д. Права и свободы личности: учебное пособие / Д.Д. Невирко. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006.
7. Невирко, Д.Д. Права и свободы человека и гражданина: проблемы соотношения, взаимодействия и иерархии: монография / Д.Д. Невирко. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006.
8. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации : в 3 т. / отв. ред. Б.С. Эбзеев. – М., 2001-2002.
9. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. О.И. Титунова. – М., 2004.
10. Конституционное право России: учебник / А.Н. Кокотов [и др.] ; отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – Екатеринбург, 2004.
11. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / Ю.М. Прусаков [и др.] ; отв. ред. Ю.М.Прусаков. – Ростов-на-Дону, 2001.
12. Конституционное право субъектов Российской Федерации / В.А. Кряжков [и др.] ; отв. ред. В.А. Кряжков. – М., 2002.
13. Права человека : учебник для вузов / Е.А. Лукашева [и др.] ; отв. ред. Е.А. Лукашева. – М., 2001.
Литература к отдельным темам
ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Планы семинарских занятий
Красноярск – 2011
Права и свободы личности : планы семинарских занятий. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2011.
Составитель: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, к.ю.н. Красицкая В.А.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин «21» ноября 2011 г. Протокол № 4.
(С) СибЮИ ФСКН России, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель настоящих планов по подготовке к семинарским занятиям спецкурса заключается в том, чтобы оказать помощь обучаемым в организации самостоятельной учебной работы по освоению спецкурса – права и свободы личности.
Изучение вопросов, указанных в планах, включает в себя ряд дополнительных заданий:
1) терминологическое – усвоение группы понятий, относящихся к соответствующей теме;
2) практическое – построение схем, отражающих классификацию изучаемых явлений, решение учебных задач, упражнений.
Для обязательного письменного выполнения заданий каждому обучаемому надлежит иметь личный рабочий блокнот или раздел в рабочей тетради, содержащий:
а) словарь основных понятий по темам курса;
б) решения практических задач, а также заданий, вынесенных на самостоятельную подготовку;
в) конспекты научных трудов;
г) выдержки из нормативно-правовых актов.
Для основательного усвоения учебного материала нельзя ограничиваться чтением учебника с его последующим воспроизведением на групповом занятии перед учебной аудиторией и преподавателем. Такой метод подготовки исключает активный, творческий подход обучаемого к учебному материалу, существенно ограничивает круг познавательных источников. Наиболее эффективное, высококачественное усвоение учебного материала обеспечивается тщательным изучением, анализом, сравнением и обобщением всех источников. Изучать их рекомендуется в следующей последовательности: конспект лекции – учебник – правовые акты – рекомендуемая литература – иные материалы.
На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов необходимо подготовить развернутые ответы на каждый из вопросов плана семинарского занятия.
Основная часть ответа должна излагаться самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки и цитаты из научной, публицистической, художественной и иной литературы, законодательные тексты и правовые акты. Такая форма ответа наиболее оправдана, поскольку соответствует уровню требований, предъявляемых на семестровом зачёте.
Во время занятий обучаемым следует активно участвовать в дискуссиях, в обсуждении сообщений товарищей по группе, проблемно-познавательных ситуаций, когда требуется четко, понятно для других уметь формулировать свою позицию, аргументировать ее, отстаивать перед оппонентами, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы. Навыки ведения полемики, владения словом, формирующиеся в таких дискуссиях, – составная часть профессиональных качеств юриста.
Степень усвоения материала и достижение целей семинарского занятия преподаватель проверяет путем:
- заслушивания и оценки докладов, выступлений и вопросов курсантов по теме, вынесенной на занятие;
- обсуждения решений учебно-практических заданий, предложенных курсантам;
- проверки конспектов лекций, конспектов иных материалов, а также выполнения письменных заданий;
- проведения письменных или устных аудиторных контрольных работ.
Данный план носит универсальный характер, его цель – помочь обучаемым выработать индивидуальную наиболее приемлемую для каждого методику подготовки к занятиям с тем, чтобы как можно более прочно и глубоко усвоить базовые положения спецкурса «Права и свободы личности».
Общий перечень разделов и тем дисциплины
1. Правовой статус личности в России: понятие и основные элементы.
2. Право граждан на проведение публичных мероприятий.
3. Право граждан на объединение. Правовой статус общественных объединений.
4. Право граждан на свободу слова, получение и распространение информации. Правовой статус СМИ.
5. Гарантии прав и свобод. Защита прав и свобод личности в Российской Федерации
6. Защита прав человека в международных организациях. Европейский Суд по правам человека.
7. Правовые основы деятельности неправительственных правозащитных организаций.
8. Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Планы семинарских занятий
Тема 1
Правовой статус личности в России: понятие и основные элементы.
1. Понятие, виды и структура правового статуса личности.
2. Субъективные права как основной элемент правового статуса личности.
3. Классификация субъективных прав.
4. Гражданство как элемент правового статуса личности.
5. Обязанности как элемент правового статуса личности: общая характеристика.
Методические рекомендации.
При рассмотрении вопросов семинарского занятия необходимо обсудить следующие направления.
Дефиниция правового статуса личности, различные подходы к определению данного понятия. Структура и классификация правового статуса личности.
Понятие субъективного права. Государственно-политическая сущность прав и свобод личности. Становление и развитие идеи прав и свобод человека и гражданина. Интернационализация прав и свобод
Личные, политические, социально-экономические, культурные, духовные экологические права и свободы. Проблемы классификации прав и свобод человека и гражданина в историческом аспекте и современных правовых реалиях. . Правовая природа основных (конституционных) прав и свобод, их место и роль во внутригосударственном законодательстве Правовая природа общепризнанных (международно признанных) и специфических прав и свобод, их источники, место и роль во внутригосударственном законодательстве. Соотношение и взаимодействие прав и свобод, составляющих различные категории.
Значение конституционных прав и свобод для формирования гражданского общества и правового государства. Права человека, политика и мораль. Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Гражданство как элемент правового статуса личности. Двойное гражданство, многогражданство (многопаспортность) и безгражданство.
Конституционные обязанности человека и гражданина как элемент правового статуса личности.
Тема 2
Дата: 2016-09-30, просмотров: 193.