В наст. время бух. учет в России регламентируется большим количеством нормативных документов. В этой ситуации важное значение имеет их классификация.
Первый классификационный признак - «уровень документа»,все документы, регламентирующие бухгалтерский учет, делятся на четыре уровня.
Первый уровень – законодательный. К документам данного уровня относятся Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ, «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ и др. Они прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях.
Второй уровень – нормативный. Его формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время их 20. Это ПБУ «Информация об участии в сов- местной деятельности», утвержденное приказом МФ РФ № 105н от 24.11.2003 г., ПБУ «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом МФ РФ № 126н от 10.12.2002 г. и др. Они содержат принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета.
Третий уровень – методический. К этой группе документов, в частности, относятся «Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию», утвержденные приказом МФ РФ № 29н от 21.03.2000 г., «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные приказом МФ РФ № 49 от 13.06.1995 г. и др. В них раскрыт конкретный механизм применения бухгалтерских приемов.
Четвертый уровень – организационный (организационно-распорядительный). Состоит из рабочих документов организации, формирующих его учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.
Второй признак классификации – «вид документа». По этому признаку выделяют:
• Кодексы РФ. Кодекс представляет собой систематизированный законодательный акт, регулирующий какую-то однородную область общественных отношений. К ним относятся, например, Гражданский, Налоговый, Трудовой кодексы.
• Федеральный закон. В них получает дальнейшее развитие гражданское законодательство в области предпринимательской деятельности.
• Указы Президента РФ. Это документы первого уровня. Они необходимы для формирования нормы права по имущественным отношениям, которые не урегулированы законом.
• Постановления правительства РФ. Они принимаются на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов и указов Президента РФ. К ним, в частности, можно отнести «Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», утвержденную 6.03. 1998 г. № 283.
• Приказы МФ РФ. Данные документы определяют методологию и методику бухгалтер-ского учета, содержат, как правило, несколько вариантов действий, что требует профессионального суждения руководствующихся ими. К приказам относятся нормативные документы второго и третьего уровней.
• Письма МФ РФ. Носят разъяснительный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета, описанным в ПБУ. Например, «О порядке проведения переоценки» 02-14-07/274 от 8.02.2007 г.
Третий признак, по которому можно классифицировать документы, регламентирующие бухгалтерский учет, – «орган, принимающий документ». К ним относятся:
• Федеральное собрание РФ. Принимает федеральные законы.
• Президент РФ. Подписывает соответствующие указы.
• Правительство РФ. Утверждает постановления.
• Министерство финансов РФ. Разрабатывает и утверждает Положения по бухгалтерскому учету, Методические указания, готовит письма.
• Центральный банк РФ. Например, Положение ЦБ РФ № 62 от 25.06.1997 г. «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов».
• Организации. Готовят документы четвертого уровня – приказы об учетной политике, о предоставлении очередного отпуска и т.д.
Следует отметить, что в настоящее время сокращено число организаций, занимающихся разработкой методологии бухгалтерского учета на государственном уровне. Основная роль в этом вопросе отводится хозяйствующим субъектам и саморегулируемым организациям.
Четвертый признак классификации – «по характеру регулирования». Следует выделить документы:
• Прямого регулирования. К данной группе относятся документы, содержащие правила ведения бухгалтерского учета. Это и Федеральный закон «О бухгалтерском учете»№ 129-ФЗ, и нормативные документы второго и третьего уровня, и приказ об учетной политике организации.
• Косвенного регулирования. В ряду документов, косвенно регулирующих бухгалтер-ский учет, можно назвать Гражданский кодекс, где раскрыты основы договорной работы, понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ, порядок реорганизации и ликвидации предприятий и др.
Пятый классификационный признак – «место формирования документа по отношению к организации». При всем многообразии документов их можно разделить на:
• Внешние. К ним относятся нормативные документы первого – третьего уровней.
• Внутренние. Это документы, сформированные организацией самостоятельно.
Шестой признак классификации – «по направлениям регулирования». Можно выделить нормативные документы:
• Общего регулирования. Документы данной группы описывают либо общие правила бухгалтерского учета, либо опосредованно влияют на его организацию. Это в первую очередь нормативные документы первого уровня.
• Тематические, посвященные регулированию бухгалтерского учета отдельных объектов, например, основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т.д.
Седьмой признак – «пользователи регламентирующих документов». Следует выделить:
• субъекты малого предпринимательства;
• средние и крупные предприятия;
• крупнейшие предприятия.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 213.