ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Кафедра государственного и муниципального управления
Л.Н. Албастова
А.Л. Мантурова
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Кафедра государственного и муниципального управления
Албастова Л.Н., Мантурова А.Л.
Теория управления. Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010. 60 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с учебными планами, требованиями Государственного образовательного стандарта и реализует авторскую концепцию.
Предназначен для студентов СКАГС всех форм обучения по специальности ГМУ.
Печатается по решению кафедры
Протокол № 2 от 1 сентября 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о курсе......……………………………………………. | |
Учебно-тематический план.....………………………………………..... | |
Программа курса………………………………………….....…………... | |
Планы семинарских занятий………………………..…………………... | |
Рекомендуемая литература…......…….………………………………… | |
Темы курсовых работ………...........……………………………………. | |
Вопросы к экзамену……………………………………………....…….. | |
Тесты........................................................................................................... | |
Глоссарий.................................................................................................... |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Теоретическую базу современного менеджмента составляет, прежде всего, теория управления. Это относительно молодая наука, её становление и развитие приходится главным образом на XX век.
Теория управления имеет свой предмет исследования - она изучает законы, закономерности, принципы организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, то есть управленческие отношения, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления, а также способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.
Основная задача теории управления - регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинно-следственных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций в решении управленческих проблем.
Выполняя гносеологическую функцию, а в практике управления диагностическую функцию, теория управления выходит на практический, прикладной уровень, формируя различные методы управления, в том числе и такие алгоритмизированные методы управления сложным объектом, как технологии эффективного менеджмента.
Теория управления в соответствии с государственным стандартом является общепрофессиональной дисциплиной для подготовки менеджеров.
Цели изучения теории управления- это формирование знаний, навыков и умений, развитие способностей, позволяющих выпускникам СКАГС осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
1 - управленческая; 2 - организационная; 3 - методическая;
4 - диагностическая; 5 - инновационная.
Задачи курса теории управления:
I. Способствовать пониманию:
- сущности и социальной значимости профессии менеджер;
- места и роли курса как в системе социальных и управленческих знаний, так и в формировании профессиональных качеств менеджера.
II. Развивать способности:
- определять цели организации и эффективно использовать человеческие ресурсы для их достижения;
- разрабатывать стратегические и тактические планы;
- управлять поведением сотрудников, принимая творческие и нестандартные управленческие решения;
- действовать по ситуации, используя разные способы управленческого воздействия;
- формировать эффективную управленческую команду.
III. Вооружать как знаниями теоретических основ управления, так и навыками эффективных технологий менеджмента:
- создавать предпринимательский тип организационного поведения;
- управлять организационными инновациями;
- формировать конструктивную организационную культуру, позволяющую вносить максимальный вклад в достижение целей организации.
IV. Научить проводить диагностику состояния управления в организации:
- конструктивно взаимодействовать с консультантами по управлению;
- уметь налаживать обратную связь в управлении;
- сигнализировать о наличии дисфункций в управлении;
- делать выводы о формировании организационных патологий;
- формулировать проблемы в управлении, предлагать варианты их оптимального решения.
Обучать управлению означает вырабатывать у студента умение действовать, а не только передавать ему знания о том, как надо действовать.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы занятия | Количество часов | |||||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | 2-е высшее образование | ФПК | ||||||
Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | ||
Предмет, метод, цели курса «Теория управления» | - | ||||||||
Теория и практика управления в системе научного знания | - | ||||||||
Характеристика управленческого труда. Функции управления | - | ||||||||
Управленческая деятельность: сущность, содержание | - | ||||||||
Методология исследования управленческой деятельности | - | ||||||||
Основные категории теории управления | - | ||||||||
Эволюция теории и практики управления | - | ||||||||
Теория управления: проблемы становления и развития | - | ||||||||
Функция планирования в менеджменте | - | ||||||||
Сущность, принципы, процедуры функции планирования | - | ||||||||
Стратегический менеджмент – практика новой управленческой парадигмы | - | ||||||||
Теория и практика стратегического менеджмента | - | ||||||||
Функция организации в менеджменте | - | ||||||||
Сущность, принципы, процедуры функции организации | - | ||||||||
Функция мотивации: сущность, категории, теории. | - | ||||||||
Теория и практика мотивации и стимулирования труда | - | ||||||||
Функция контроля в управлении | - | ||||||||
Контроль в управлении: российский и зарубежный опыт | - | ||||||||
Эффективность управления: критерии, показатели, факторы | - | ||||||||
Исследование проблемы эффективности управления | - | ||||||||
Методы и технологии управления | - | ||||||||
Методы и технологии управления: теория и практика | - | ||||||||
Социальные факторы управления | - | ||||||||
Социальные факторы в практической деятельности менеджера | - | ||||||||
Коммуникации – связующие процессы управления | - | ||||||||
Управление и процесс коммуникаций | - | ||||||||
Место и роль управленческого решения в управлении | - | ||||||||
Управленческое решение: сущность, виды, этапы, методы | - | ||||||||
Социальные инновации: сущность, типология, технологии | - | ||||||||
Управление социальными инновациями | - | ||||||||
Управление по целям в менеджменте | - | ||||||||
Российская и зарубежная практика управления по целям | - | ||||||||
Специфика менеджмента в XXI веке | - | ||||||||
Задачи менеджмента в XXI веке | - | ||||||||
Итого: | |||||||||
Самостоятельная работа, в том числе: -курсовая работа | |||||||||
Экзамен |
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Предмет, метод, цели курса «Теория управления»
Необходимость и сущность управления. Объекты и субъекты управления. Определение управления. Типология управления. Характеристика категорий «управление» и «менеджмент». Управленческий разрыв.
Предмет теории управления. Методы и функции теории управления. Источники науки управления. Место теории управления в научном знании. Общенаучные методы теории управления. Цели и задачи изучения курса «Теория управления». Структура курса «Теория управления». Значение теории управления в подготовке госслужащих.
Управленческая инфраструктура как условие формирования профессионального менеджмента: сущность, функции, элементы, проблемы. Управленческое консультирование как функция управления и элемент инфраструктуры менеджмента. Инфраструктура менеджмента в России.
Тема 2. Характеристика управленческого труда.
Функции управления
Управленческая деятельность в системе управления. Характеристика управленческого труда: цель, объект, предмет, средство, специфика, продукт, результат.
Классификация управленческих работников: руководители, специалисты, служащие. Типы менеджеров и уровни управления. Вертикальное, функциональное, структурное разделение управленческого труда.
Содержание управления и процесс управления. Функции управления: сущность, классификация, эволюция. Операции и процедуры в управлении. Роли руководителя.
Тема 3.Методология исследования управленческой деятельности
Методологические основы теории управления. Основные понятия и категории науки управления. Сущность и понятие механизма управления. Система управления.
Управленческие отношения: понятие, сущность, классификация.
Связующие процессы управления.
Законы, закономерности управления.
Сущность и классификация принципов управления: кибернетические, организационные принципы работы с персоналом.
Основное социальное отношение в системе управленческих отношений в организации. Диалектика объективного и субъективного в управленческих отношениях. Субъекты управленческих отношений.
Противоречие между рациональными (формализованными) и социально-психологическими (личностными) управленческими отношениями - основное противоречие менеджмента.
Тема 4. Эволюция теории и практики управления
Исторические, экономические и идеологические предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция менеджмента в зарубежных и отечественных исследованиях:
- становление первых теорий индустриальной социологии;
- формирование научного менеджмента: тейлоризм, классическая или административная школа;
- формально рационалистический характер бюрократической организации управления;
- теория человеческих отношений, теории человеческого фактора в управлении, концепция производственной демократии, поведенческие науки на службе менеджмента; Хоторнский эксперимент Э. Мэйо о роли социальной организации в развитии потенциала человеческих ресурсов;
- школа науки управления; системный и количественный подходы в управлении: социотехнические модели управления;
- эмпирическая школа в управлении, ситуационный подход в менеджменте;
- принципы, методы, функции японского менеджмента. Опыт японского менеджмента в возрождении экономики и решении социальных проблем на уровне общего, частного, единичного.
Дискуссия по вопросам НОТ и управления в отечественных научных исследованиях 20-х годов. Возрождение интереса к проблемам социального управления в 60 - 80-е годы. Проблемы менеджмента в России в условиях перехода к рыночным отношениям. Социально-экономическая база менеджмента в России. Тихая управленческая революция. Новая управленческая парадигма. Социальный менеджмент - современный этап эволюции менеджмента. Принципы социального менеджмента.
Тема 5.Функция планирования в менеджменте
Управленческое понимание планирования: сущность, принципы, процедуры, операции. Прогнозирование. Социальная направленность функции планирования.
Роль и место цели в управлении; определение, виды, критерии. Иерархия целей. Миссия в системе управления.
Гармонизация интересов и целей. Древо целей.
Формы планирования: стратегическое, тактическое, оперативное.
Система планов в управлении организацией.
Тема 6.Стратегический менеджмент - практика новой
Управленческой парадигмы
Стратегия и стратегическое планирование. Внутренняя и внешняя среда в управлении. Стратегический анализ факторов внешней и внутренней среды. Стратегическое планирование: принципы, процессы, модели.
Стратегические альтернативы. Конкурентное преимущество. Система планов и методов реализации стратегии. Стратегический менеджмент. Методы и технологии стратегического менеджмента.
Программно-целевое планирование.
Бизнес-план как форма стратегического планирования. Стратегические хозяйственные центры. Реинжиниринг в стратегическом управлении.
Тема 7.Функция организации в менеджменте
Управленческое понимание организации как функции: сущность, принципы, процедуры, операции.
Организационные структуры управления.
Основные звенья и связи структур управления: звено, ступень, департамент, горизонтальные, вертикальные, линейные, штабные, функциональные, дивизионные, проектные, матричные, сетевые связи и полномочия.
Делегирование полномочий. Принципы делегирования, норма управляемости, диапазон контроля.
Модели и виды организационных структур управления; их эволюция и современные тенденции. Диалектика централизации и децентрализации в управлении.
Тема 8. Функция мотивации и стимулирования труда
Основные категории мотивации и стимулирования труда. Эволюция форм привлечения людей к труду.
Экономические стимулы и психологические основы мотивации как факторы эффективного управления организацией.
Принудительное и рефлексивное управление людьми. Стимулирование, мотивация как методы формирования эффективного труда.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации.
Потребности, восприятие, справедливость, ожидание - категории рефлексивного управления.
Технологии удовлетворения социальных потребностей высших уровней.
Социологический инструментарий изучения состояния мотивации в организации. «Кризис труда» в России: причины и формы проявления.
Формирование современных трудовых отношений «качества жизни» в менеджменте. Современные формы стимулирования как фактор формирования и гармонизации интересов в управлении.
Тема 9. Функция контроля в управлении
Управленческое понимание контроля: необходимость, функции, принципы, виды и этапы контроля.
Предварительный, текущий, заключительный этапы контроля. Управленческие процедуры и операции функции контроля.
Методы и технологии организации контроля. Управление по результатам; управление по отклонениям. Типичные ошибки контроля. Поведенческие характеристики контроля. Социальный контроль неформальной группы, самоконтроль - как высшие формы контроля. Принципы эффективного контроля. Контроллинг в практике управления организацией.
Контроль качества как объект управления.
Организация контроля качества. Система менеджмента качеством. Российская и зарубежная практика. Нормативно-правовое обеспечение системы контроля качества.
Тема 10. Эффективность управления: критерии, показатели, факторы
Эффективность управления: критерии, показатели, факторы. Управленческая эффективность; экономическая эффективность; социальная эффективность управления. Затраты на управление. Организация высокой социальной эффективности.
Требования, предъявляемые к менеджеру-профессионалу. Профессионализм и оценка деятельности руководителя. Общая способность к управленческой деятельности (ОСУД). Искусство управления.
Условия и факторы эффективной работы менеджера. Проблема повышения эффективности управления.
Инновационность как фактор эффективности управления в рамках новой управленческой парадигмы.
Тема 11. Методы и технологии управления
Сущность и содержание методов управления, связь с другими категориями науки. Изучение методов управления в отечественных и зарубежных исследованиях.
Классификация методов управления. Методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента.
Технологии управления как методы управления сложным объектом. Технологии управления: сущность, критерии, виды.
Стили руководства: определение, виды, критерии. Авторитарный, демократический, либеральный стиль управления. Современные научные подходы к стилям руководства. Решетка менеджера в работе руководителя.
Специфика управления человеком и управления группой.
Принципы и технологии формирования управленческих команд.
Тема 12. Социальные факторы управления
Сущность организационного поведения. Приростное (инкременталистское) и предпринимательское организационное поведение: их критерии и характеристики. Роль интрапренерства в формировании предпринимательского организационного поведения.
Проблема развития человеческого ресурса в управлении: управленческий потенциал, трудовой потенциал.
Целевое управленческое воздействие. Самоорганизация. Организационный порядок. Типы социальных регуляторов в управлении организацией.
Понятие организационной культуры, её принципы, признаки, функции, структура. Влияние организационной культуры на «организационное поведение».
Организационная культура – среда человеческого ресурса.
Технологии формирования организационной культуры. Синергетический эффект организационной культуры.
Социальная ответственность и этика менеджера. Типология социальной ответственности менеджеров. Виды и направления социальной ответственности.
Тема 13. Коммуникации – связующие процессы управления
Информация, её место и роль в управлении. Информационная среда управления. Сущность коммуникаций как связующего процесса в управлении. Объективная природа развития коммуникаций в управлении организацией. Значение законов управления для формирования коммуникаций.
Виды коммуникаций. Типология коммуникаций. Эффективность коммуникаций. Проблемы повышения эффективности коммуникаций. Пути совершенствования коммуникаций в органах государственного и муниципального управления.
Рейтинг по определению эффективности коммуникаций организационно-управленческих структур.
Стратегия открытых, прозрачных коммуникаций в практике эффективного менеджмента.
Тема 14. Управленческое решение: сущность, требования,
Этапы, методы
Место управленческого решения в процессе управления. Управленческое решение как продукт управленческого труда и связующий процесс управления. Система отношений по подготовке, принятию, организации и контролю за исполнением управленческого решения как основное социальное отношение в системе управленческих отношений.
Управленческое решение: определение, классификация, этапы, требования, формы и методы. Управленческая ситуация и управленческая проблема. Методология и организация разработки управленческого решения. Алгоритмизированные и эвристические управленческие решения.
Целевая ориентация управленческих решений. Социально-психологические факторы управленческих решений.
Методы активизации персонала для творческого поиска идей: мозговой штурм, деловые игры, дискуссии, конференции, совместные решения.
Технологии основательных решений, действенности в практике менеджмента.
Социальные последствия управленческих решений, технологии их прогнозирования. Анализ альтернатив действий.
Тема 15. Социальные инновации: сущность, типология, технологии
Инновационная функция в менеджменте. Инновации как фактор эффективности управления.
Инноватика в социальном знании. Становление теории инноватики и её современные концепции.
Инновации: необходимость, сущность, виды. Общие закономерности, этапы и противоречия инновационного процесса. Термины инноватики. Инновационный потенциал.
Социальные нововведения. Сущность, критерии и основные характеристики управленческих инноваций.
Управление инновациями в организации; психологические барьеры в инновационном процессе; сопротивление инновациям и методы их преодоления; факторы, способствующие успешному проведению инноваций.
Мотивация последовательности изменений. Формирование инновационной среды в организации.
Технологии осуществления инноваций.
Тема 16. Управление по целям в менеджменте
Демократизация управления как закономерность тихой управленческой революции.
Теория и практика целевого управления. Объективные основы целевого управления.
Управление посредством согласования целей. Совместная постановка целей как форма привлечения персонала в процесс управления.
Менеджмент «одной минуты» - социальная технология целевого управления. Поведенческие ресурсы руководителя.
Постановка цели «одной минуты»: принципы, критерии, процедуры и операции.
Дифференцированный подход к сотрудникам. Дирижирование, тренировка, секундирование и делегирование как формы управленческого воздействия руководителя на сотрудников для постановки и достижения целей организации.
Похвала и критика «одной минуты» как эффективные формы контроля и мотивации персонала. Организация обратной связи в управлении.
Принципы и технология похвалы «одной минуты».
Принципы и технология критики «одной минуты».
Применение технологии менеджмента «одной минуты» в госслужбе.
Тема 17. Задачи менеджмента в XXI веке
Проблемы, с которыми сталкивается менеджер XXI века:
- стремительные перемены в деловой среде;
- обострение проблемы трудовых ресурсов;
- увеличение доли пожилых людей;
- отсутствие единственно правильной и оптимальной ОСУ;
- кризис авторитаризма в управлении;
- устаревание сложившихся принципов менеджмента и технологий управления персоналом.
Пути решения проблем. Задачи менеджера XXI века.
Управленческое консультирование – зарождающаяся функция управления.
Диагностика управляемости организации – требование к менеджеру-профессионалу.
Использование обратной связи в диагностике управляемости организации. Анализ организационных патологий и дисфункций управления.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Теория и практика управления в системе научного знания
Вопросы для обсуждения:
1. Необходимость, сущность, дефиниция управления. Характеристика категорий «управление» и «менеджмент».
2. Методологическая основа и источники науки управления. Предмет, метод и функции теории управления.
3. Управленческая инфраструктура как условие формирования профессионального менеджмента.
Доклад:
Инфраструктура менеджмента в России.
Литература:
1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ,2010.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / И.Н. Герчикова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2008.
3. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. РФ / О.С. Виханский, А.И. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономисть, 2008.
4. Бурганова Л.А. Теория управления. Уч. Пособие для ВУЗов / М. ИНФРА-М. 2009.
5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / В.И. Кнорринг. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма. 2007.
6. Коробко В.И. Теория управления: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.
7. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М., 2004, 2007.
8. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М., 2006; 2007.
Тема 2. Управленческая деятельность: сущность, характеристика, функции
Вопросы для обсуждения:
1. Управленческая деятельность. Характеристика управленческого труда.
2. Классификация управленческих работников. Уровни управления.
3. Функции управления. Роли руководителя.
Доклад:
Эволюция общих функций управления в зарубежных и отечественных исследованиях.
Литература:
1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ, 2010.
2. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М., 2004, 2007.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М., 2006.
4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М., 2006; 2007.
5. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
6. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов: допущено Мин. обр. и науки РФ / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. 3‑е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008.
7. Бурганова Л.А. Теория управления. Уч. Пособие для ВУЗов / М. ИНФРА-М. 2009.
8. Теория управления: учебник / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М., 2008.
9. Бражник М. Содержание и направленность основных управленческих функций в теории управления // Проблемы теории и практики управления, 2008, №10.
Тема 3. Основные категории теории управления
Вопросы для обсуждения:
1. Механизм управления: сущность, состав, роль в практической деятельности менеджера.
2. Система управления. Управленческие отношения. Основное отношение и основное противоречие в менеджменте.
3. Законы и закономерности управления.
4. Принципы управления: сущность, типология, эволюция.
Доклад:
Диалектика объективного и субъективного в развитии принципов управления.
Литература:
1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ,2010.
2. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов: допущено Мин. обр. и науки РФ / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. 3‑е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М., 2006.
4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М., 2006; 2007.
5. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М., 2004, 2007.
6. Бурганова Л.А. Теория управления. Уч. пособие для ВУЗов / М. ИНФРА-М. 2009.
7. Якутин Ю.В. Управленческие отношения: сущностные особенности, закономерности развития // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. №2.
Тема 4. История развития теории и практики менеджмента
Вопросы для обсуждения:
1. Исторические, экономические и идеологические предпосылки возникновения менеджмента.
2. Эволюция менеджмента в зарубежных и отечественных исследованиях: этапы, принципы, вклад в теорию и практику:
а) формирование научного менеджмента: тейлоризм, классическое или административное направление; бюрократическая организация управления;
б) школа человеческих отношений;
в) школа науки управления, системный, количественный подходы в управлении, ситуационный подход, социотехнические модели управления;
г) особенности японского менеджмента.
3. Новая управленческая парадигма. Принципы социального менеджмента.
4. История развития отечественных исследований по управлению.
Доклады:
1. Японский менеджмент: принципы, функции, методы.
2. Хоторнский эксперимент: гипотеза, этапы, выводы.
3. Дискуссия по вопросам НОТ и управления в отечественных научных исследованиях.
Литература:
1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ,2010.
2. Имаим М. Кайзен: ключ к успеху японских компаний / пер. с англ. М., 2004.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М., 2006.
4. Теория управления: учебник / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М., 2008.
5. Бик Ф.А. Понятийные аспекты новой парадигмы управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №5.
6. Попов В.П. Полезно ли понимать закономерности эволюции менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №2.
Тема 5. Функция планирования: сущность, принципы, процедуры
Вопросы для обсуждения:
1. Управленческое понимание планирования: сущность, принципы, процедуры, операции.
2. Роль и место цели в управлении; определение, виды, критерии, иерархия целей. Гармонизация интересов и целей. Древо целей.
3. Формы планирования. Система планов в управлении организацией.
Доклад:
Место планирования в деятельности менеджера.
Литература:
1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ,2010.
2. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. РФ / О.С. Виханский, А.И. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономисть, 2008.
3. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов: допущено Мин. обр. и науки РФ / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. 3‑е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008.
4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / В.И. Кнорринг. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма. 2007.
5. Бурганова Л.А. Теория управления. Уч. Пособие для ВУЗов / М. ИНФРА-М. 2009.
6. Коробко В.И. Теория управления: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.
7. Основы теории управления / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2003.
Тема 6. Стратегический менеджмент: теория и практика
Вопросы для обсуждения:
1. Необходимость и сущность стратегического менеджмента.
2. Стратегическое планирование. Стратегический анализ факторов внутренней и внешней среды.
3. Методы и технологии стратегического менеджмента.
Доклады:
1. Бизнес-план как форма стратегического планирования.
2. Реинжиниринг в стратегическом менеджменте.
Литература:
1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ, 2010.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. РФ / О.С. Виханский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономисть, 2008.
3. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов: допущено Мин. обр. и науки РФ / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. 3‑е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008.
4. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для вузов: допущено УМО / В.И. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Пенасенко. 4-е изд., стер. М.: Кнорус, 2008.
5. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
6. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для вузов: Рек. Мин. обр. РФ / Р.А. Фатхутдинов. 8-е изд., испр. и доп. М.: Дело. 2007.
Тема 7. Организация – функция управления
Вопросы для обсуждения:
1. Управленческое понимание организации как функции: сущность, принципы, процедуры, операции.
2. Основные звенья и связи организационных структур управления.
3. ОСУ (организационные структуры управления): типология, характеристика, эволюция.
4. Иерархические ОСУ.
5. Адаптивные ОСУ.
Доклады:
1. Принципы делегирования.
2. Современные тенденции формирования ОСУ.
Литература:
1. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ, Ростов-на-Дону.: МарТ, 2010.
2. Бурганова Л.А. теория управления. Уч. Пособие для ВУЗов / М. ИНФРА-М. 2009.
3. Основы теории управления / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2003.
4. Огарков А.А. Управление организацией. М., 2006.
5. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М., 2006; 2007.
6. Теория управления: учебник / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М., 2008.
7. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М., 2004, 2007.
Тема 8. Мотивация и стимулирование труда – функция управления
Вопросы для обсуждения:
1. "Кризис труда" в России: проблемы и формы проявления.
2. Основные категории функции мотивации.
3. Современные теории мотивации в менеджменте.
4. Эффективные формы стимулирования труда.
Доклады:<
Дата: 2016-09-30, просмотров: 174.